КОНСУЛЬТАЦИИ



ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА

Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Рапопорт
Уральский государственный технический университет, Екатеринбург

Необходимость кардинальной перестройки высшего образования в настоящее время продиктована прежде всего глубокими переменами политической и социально -экономической ситуации в России. В формирующихся рыночных отношениях, когда отсутствует государственная поддержка спорта, происходит коммерциализация и профессионализация спорта, высшая школа вынуждена перестраивать условия подготовки студентов, стремящихся в период обучения в вузе заниматься спортом.

Определяя необходимость обоснования подходов педагогического управления в спорте, мы рассматриваем эффективность последнего в том что "... оно в максимально возможной мере учитывает закономерный ход развития индивидуумов, общественных процессов, явлений, содействует ускорению развития их положительных тенденций" (Ю. К. Бабанский, 1989).

Сравнительный историко-генезический и логический анализ содержания и состояния студенческого спорта в России позволил сделать заключение о том, что его развитие обусловлено разрешением ряда противоречий, так как:

- недостаток систематизиро ванных данных о правовом и нормативном обеспечении педагогического управления студенческим спортом, как со стороны федеральных, региональных структур, так и со стороны вузов, ограничивает права и возможности студентов в занятиях избранным видом спорта;

- разобщенность и отсутствие научно обоснованной педагогической координации в деятельности государственных уполномоченных органов образования, физической культуры и спорта, молодежной политики и высших учебных заведений в вопросах развития спорта среди студентов;

- развитие студенческого спорта, носящее многоуровневый характер, затруднено слабой разработанностью проблемы педагогического управления в разграничении уровней компетенций и согласованности различных государственных структур как в сфере физической культуры, спорта и туризма, так и в сфере образования;

- современные требования к физической культуре личности и способности к направленному использованию разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма (Л.И. Лубышева, 1992), которые надо учитывать в процессе педагогического управления, носят декларативный характер;

- если вопросы организации занятий физическим воспитанием достаточно регламентированы федеральными программами образовательной области "Физическая культура", то теоретические и практические основы педагогического управления соревновательной деятельностью и подготовки к ней научно не разработаны и не систематизированы;

- в современных федеральных нормативно-правовых документах и программах образовательной области "Физическая культура" не указаны конкретные нормы времени и ресурсное обеспечение организации практических занятий студентов в спортивных отделениях кафедр физического воспитания и в деятельности спортивного клуба;

- изменения в организации студенческого спорта в нашей стране, пока не способствуют интеграции в существующую международную систему студенческого спорта.

Мы считаем, что разрешение указанных противоречий возможно в случаях реализации педагогического знания в аспектах управления развитием спорта среди студентов, так как у студентов университетов наблюдается несовпадение целей - получение специальности и повышение спортивного мастерства.

Цель нашего исследования заключалась в обосновании процессов педагогического управления развитием студенческого спорта в университетах России.

Следует отметить, что при разработке подходов педагогического управления развитием студенческого спорта в университетах РФ нам представлялось важным исследование существующих тенденций развития спорта в университетах зарубежья (политических, экономических, правовых, организационных). Нами выявлено, что успешное развитие студенческого спорта в таких странах, как Англия, Болгария, Германия, Италия, Израиль, Канада, Китай, Монголия, Польша, Румыния, США, Франция, Япония, обусловлено следующими процессами:

- разработанностью законодательной базы; иерархичностью и многообразием организационных структур, реализующих студенческие спортивные программы различного уровня;

- многоканальностью финансирования и правовой защищеннос тью деятельности в сфере студенческого спорта;

- наличием системы отбора и различных форм материальной поддержки для студентов-спорт сменов;

- учетом расписания финальных студенческих соревнований при утверждении национального календаря спортивных мероприятий;

- официальной регистрацией спортивных результатов университетов и наличием спортивного рейтинга университетов;

- наличием договоров о совместной деятельности между студенческими лигами, спортивными клубами университетов и профессио нальными клубами по видам спорта;

- преемственностью и взаимосвязью программ физического воспитания и развития спорта среди студентов в университетах большинства стран мира.

Физическое воспитание является обязательной и полноправной дисциплиной в учебных планах подготовки специалистов, реализуемых кафедрами физического воспитания (спортивными центрами, департаментами) университетов и колледжей зарубежья.

Основные цели занятий физическим воспитанием и спортом в большинстве стран это вопросы укрепления здоровья и физической подготовленности студентов, стимулирование процесса их социальной адаптации.

Следует отметить, что развитие спорта среди студентов высших учебных заведений обусловлено разработкой национальных программ по студенческому спорту и является одним из приоритетных направлений в деятельности государств многих стран мира. Ответственность государства за развитии студенческого спорта подтверждается принятием специальных законов и утверждением программ подготовки спортсменов в университетах (включающих организации студенческих соревнований различного уровня).

Нами выявлено, что финансирование студенческого спорта во многих странах обеспечивается преимущественно за счет трех основных источников: спортивных стипендий университетов, субсидий, поступающих от общественных организаций и частных лиц, государственных дотаций. Успешность развития спорта в университетах обуславливается согласованностью и координацией деятельности организационных структур системы образования (в лице колледжей и университетов) и системы спорта (в лице спортивных клубов, профессиональных клубов, федераций по видам спорта). Однако следует заметить, что различия и ответственность в реализации программ студенческого спорта обусловлены спортивным рейтингом университетов, который определяется успехами студентов в спортивных соревнованиях, уровнем квалификации кадров, количеством культивируемых видов спорта, материальной развитостью спортивной базы.

Анализ тенденций, характеризующих развитие спорта в университетах нашей страны, позволил установить отсутствие целенаправ ленного педагогического знания в организации спортивной деятельности студентов, способного конкретизировать планомерное воздействие субъекта (того, кто управляет) на объект (того, кем управляют) для организации и координации деятельности.

Сравнительный анализ отечественного и зарубежного студенческого спорта свидетельствует о том, что, хотя его развитию способствуют политическиеее, экономические, административные, социально-психологические факторы, однако отсутствует педагогическое управление, что крайне негативно сказывается на личности и индивидуальности студентов, занимающихся спортом. Педагогическое управление развитием студенческого спорта не реализуется прежде всего потому, что не исследова но методологически, теоретически и практически. Как преодолеть эти недостатки?

Следует отметить, что мы рассматриваем управление в спорте как "процесс воздействия на состояние элементов системы с целью регулирования ее продуктивности , т.е. качества и количества результатов ее деятельности" (В. И. Жолдак, В. А. Квартальнов, 2001).

Комплексное исследование содержания основополагающих законов социального управления и законов педагогики позволило обнаружить их сходство. Проведение педагогического анализа принципов социального управления (принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении, принцип научности социального управления, принцип делегирования полномочий, принцип гуманизма и нравственности в управлении, принцип гласности в принятии решений и др.) позволило обнаружить ихсходство с общими принципами педагогической деятельности (принцип гуманизации образования, принцип демократизации образования, принцип природосообразности и др.). Нами рассматриваются педагогические принципы в свете инновационных подходов, где принцип - "... это основная идея, следование которой помогает наилучшим образом достигать поставленных целей" (В.С. Безрукова, 1992).

Мы считаем, что сходство содержания социального и педагогического управления проявляется в социально-педагогических системах, так как практически во всех социальных системах в той или иной мере обязательно присутствует педагогическая составляющая. Далеко не всегда она осознается, определяется и анализируется, но практически всегда присутствует. Поэтому все социальные системы одновременно педагогические, или, точнее, социально-педагогические (С.А. Днепров, В.Ф. Коротких, 1999).

Анализ методов, используемых в педагогике и в социальном управлении, позволил также выявить их сходство и различия. Различия для данного рассмотрения заключаются в том, что в педагогике метод - это способ достижения цели или совокупность приемов и операций, используемых для достижения цели, а в управлении - "это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных целей" (В.Н. Иванов, 2000). Нами выявлено сходство содержания педагогических методов стимулирования и мотивации учения, а также методов контроля и самоконтроля с социальными методами управления. Социальные методы управления объединяют широкий спектр методов социального нормирования, социального регулирования, морального стимулирования . Эти методы обеспечивают реализацию целей людей, их потребностей - они включают педагогические способы и приемы воздействий на процесс формирования и развития коллектива, а также отношений внутри него.

Следует отметить, что если в педагогике среди методов, выполняющих функции регулирования, корригирования и стимулирования поведения и деятельности воспитанников, соревнование рассматри вается как метод воспитания, то в спорте - это специфическая форма деятельности и одно из средств специализированной тренировки.

Исследование содержания социального управления с позиций педагогики позволило выявить и определить сущность педагогического управления развитием студенческого спорта, тем самым способствовать выработке путей адаптации студентов университетов к соревновательной деятельности.

Сочетание исторического и логического анализов позволило выявить конвергенцию содержания основ педагогики и социального управления в развитии студенческого спорта, которая заключается в том, что цели и задачи педагогического управления подчинены закономер ностям социального управления, а принципы и методы характерны для образовательного процесса.

Благодаря идее конвергенции появилась возможность системного обоснования программно-нор мативной базы управления развитием студенческого спорта в университетах России, которая позволила установить пути преодоления социально-педагогических противоречий, а сравнительный историко-генезический анализ педагогического управления развитием студенческого спорта в России и за рубежом - обосновать перспекти вы развития спорта среди студентов путем определения социальных приоритетов и областей компетенции государственных и общественных структур.

Педагогическое управление развитием студенческого спорта представляет собой систему целенаправленных воздействий и взаимодействий научного педагогического знания с собственно соревновательной деятельностью студентов, процессом подготовки к достижениям в ней, а также специфическими организационно -межличностными отношениями и поведенческими нормами в целях развития социальных, духовных, индивидуальных и телесных качеств индивидуума, позволяющих перевести спорт в новое состояние или поддерживать его в каком-то оптимальном режиме.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!