Abstract SPRY GAMES AS MEANS OF OPTIMIZATION OF MENTAL PROPERTIES AND CONDITIONS OF 10-11 AGED GIRLS AT LESSONS OF PHYSICAL CULTURE V.I. Sivakov Dr. Hab., professor Chelyabinsk state pedagogical university, Chelyabinsk Key words: spry game, puberal and sensitive periods, mental condition and property, physical merit, lesson of physical culture, girls. The purpose of this research was the definition of the spry games effectiveness in the training of personality capacities and the decrease of mental intensity of girls at lessons of physical culture. The research was carried out on the base of Krasnoarmeyskaya school. 27 10-11 years aged girls participated in the experiment. The efficiency of spry games with the various orientation to physical capacities (power, dexterity, endurance, flexibility and speed) for the optimization of psychophysiological processes of schoolgirls at lessons of physical culture was defined in the research. The research was based on the following methods: the analysis of the scientific-methodical literature, the pedagogical supervision, questioning, a psycho diagnosis, the pedagogical experiment and methods of the mathematical and logic analysis. Spry games for the various physical merits influencing the personality of schoolgirls in the puberty of their age development were surveyed at the lessons of physical culture. The spry games were effective for the development of flexibility, dexterity, endurance, speed-power and power abilities. Games for speed did not promote the optimization processes in the training of personal properties and mental conditions in girls at lessons of physical culture in the current research.
|
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ СВОЙСТВ И СОСТОЯНИЙ ДЕВОЧЕК 10-11 ЛЕТ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Доктор педагогических наук, профессор В. И. Сиваков Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск Ключевые слова: подвижная игра, пубертатный и сенситивный периоды, психическое состояние и свойство, физическое качество, урок физической культуры, девочки. Актуальность. Проблема оптимизации психического состояния школьников вызывает озабоченность учителей по той основной причине, что отсутствуют обоснованные средства и методы ее решения в общеобразовательной школе. Умение управлять психическим состоянием школьников позволит устранить многие противоречия в системе "ученик-учитель" [1, 2, 3, 4]. Подавляющее большинство опрошенных учителей физической культуры (90,6 %) затрудняются назвать пути снижения психической напряженности у школьников на уроке. При этом 95,3 % из них отмечают положительное влияние спортивной деятельности на психические процессы школьников. Все чаще в печати и на телевидении уделяется внимание проявлению агрессивного поведения, причина которого - социальная напряженность в обществе. Усиливают психическую напряженность у школьников видеофильмы, печатные издания, пропагандирующие насилие. Школьники в этот период жизни не в состоянии произвести нравственный отбор в потоке поступающей информации. Накопление негативной информации изо дня в день, из года в год способствует привыканию школьников к проявлению агрессивности, она закрепляется в поведении, а личность в целом деградирует и экстраполирует свои действия в социальную среду. В связи с этим отметим, что физическая культура является основной деятельностью в оптимизации психических состояний и свойств у школьников. В этом случае подвижные игры будут занимать важное место в педагогическом процессе. Учитывая относительную доступность подвижных игр, ученые использовали их многообразие в целях снижения отрицательных психических образований у школьниц на уроках физической культуры [5, 6]. Цель исследования - определение эффективных подвижных игр в воспитании личностных свойств и снижении психической напряженности девочек на уроках физической культуры. Исходя из целевой направленности исследования, нами поставлены следующие задачи: 1. Определить сенситивный период в воспитании физических качеств, психических свойств и состояний девочек 10-11 лет на уроках физической культуры. 2. Дать методическое обоснование психическим свойствам и состояниям девочек на занятиях подвижными играми. Организация и методы исследования. Исследование проводилось на базе Красноармейской школы, в эксперименте участвовали 27 девочек 10-11 лет. Определяли эффективность подвижных игр с различной направленностью на развитие физических качеств (силы, ловкости, выносливости, гибкости и быстроты), на оптимизацию психофизиологических процессов школьниц на уроках физической культуры. Эксперимент длился 6,5 месяца. В исследовании опирались на следующие методы: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, анкетирование, психодиагностику Розенцвейга, педагогический эксперимент и методы математического и логического анализа. Результаты исследования и обсуждения. На уроках физической культуры анализировались подвижные игры на развитие различных физических качеств, влияющие на личность пятиклассниц в пубертатном периоде их развития. Из всех предложенных подвижных игр достаточно эффективными оказались игры на гибкость, ловкость, выносливость, скоростно-силовые и собственно силовые способности, а не на быстроту. Игры на быстроту, согласно нашим исследованиям, не способствуют воспитанию личностных свойств и психических состояний у девочек на уроках физической культуры. Очевидно, это обусловлено гетерохронностью психофизиологического развития девочек (см. таблицу). Проанализируем вышеуказанные игры на наличие каждого физического качества и свойства личности на следующем фактологическом материале. Подвижные игры, проводимые на гибкость, например "Передача мячей", "Палка за спину", "Мостик и кошка" и другие, для девочек оказались наиболее действенными и эффективными. Анализ результатов исследования показал, что они снижают у школьниц (р < 0,01) экстрапунитивность (внешнее психическое напряжение), тревожность (р < 0,01), повышают (р < 0,05) безразличие к фрустрации (препятствию), миролюбие (р < 0,05), импунитивность (отсутствие психической напряженности в поведении школьниц), данные результаты установлены по окончании экспериментальных уроков. Не выявлены достоверные различия в интрапунитивности (внутреннее психическое напряжение), агрессивности, склонности к лидерству, аутоагрессии, самооценке, сдержанности, в преодолении трудных ситуаций. Полученные результаты исследования подтверждают благоприятный сенситивный период для воспитания гибкости не только на физиологическом, но и на психологическом уровне развития девочек. Подвижные игры на ловкость ("Попади в мяч", "Мяч ловцу", "Салки" и др.) также позитивно влияют на психическое состояние и свойства девочек. Это проявляется в снижении экстрапунитивности (р < 0,05), агрессивности (р < 0,01), а также в повышении импунитивности (р < 0,05) и миролюбия (р < 0,05). В остальных случаях результаты исследования были недостоверны. Очевидно, что подвижные игры на гибкость и ловкость снижают у школьниц психическую напряженность. Благоприятный сенситивный период для воспитания ловкости у девочек подтверждает и достаточно положительный психологический фон. Нельзя положительно охарактеризовать влияние игр на быстроту ("Шишки, желуди, орехи", "День и ночь", "Наступление" и др.) в сравнении с ловкостью и другими физическими качествами, так как они направлены только на снижение у девочек самооценки (р < 0,05) и миролюбия (р < 0,05) на достоверном уровне значимости. В остальных случаях психические свойства и состояния школьниц были выявлены на недостоверном уровне значимости. Происходящий в этом возрасте процесс полового созревания существенно повышает подвижность нервных процессов, то есть возбуждение нервной системы. Доказательство этого - незначительные сдвиги по экстрапунитивным и импунитивным реакциям, а также повышение показателей тревожности, агрессивности в поведении девочек. Таким образом, пубертатный период не создает благоприятных предпосылок для воспитания скоростных способностей школьниц. В связи с этим можно полагать, что в этом возрасте на уроках физической культуры не должны доминировать игры на быстроту, так как психические процессы еще несовершенны и очевидны психологический и физиологический стрессы у школьниц. Изменение состояния фрустрации и психических свойств пятиклассниц после подвижных игр (n = 27)
Примечание: * - результаты недостоверны; ** - результаты достоверны при р < 0,05; *** -результаты достоверны при р < 0,01; **** - результаты достоверны при р < 0,001. Несколько иная ситуация выявлена в играх на силу: "Бой петухов", "Перетягивание через черту" и др. Как показали результаты исследования, игровые действия на силу по окончании эксперимента снижают экстрапунитивность (р<0,05), тревожность (р< 0,05), сдержанность (р< 0,01). По окончании игр отмечено повышение личностной устойчивости школьниц к психической напряженности (р < 0,001). Игры на силу не обеспечивают достаточного восстановления психических процессов, что подтверждают недостоверные показатели по импунитивности, а также высокий уровень достоверности результатов, указывающих на снижение сдержанности школьниц. Это подтверждает и сенситивный процесс в созревании всех функций и систем организма девочек для выполнения скоростно -силовых упражнений. Таким образом, недостаточный уровень развития систем и функций организма приводит к психической напряженности школьниц при выполнении двигательных действий на уроках физической культуры. Сравнительная характеристика результатов исследования позволяет утверждать, что подвижные игры на выносливость ("Салки" с различными вариациями, "Сумей догнать", "Гонка с выбыванием" и др.) более предпочтительны для девочек, поскольку вызывают незначительную психическую напряженность в их поведении, уравновешивают нервные процессы. Уравновешенности нервной системы способствуют игры на ловкость, гибкость, а вызывают неуравновешенность - на силу и быстроту. Анализ результатов исследования воспитания физических качеств свидетельствует о несовершенности психофизиологических процессов у школьниц . Установлена такая закономерность только после игр на выносливость, где у девочек агрессивность в поведении снижается на достоверном уровне значимости (р <0,05). Обоснованием фактологического материала служат достоверные результаты по экстрапунитивности, импунитивности у девочек после игр на ловкость, гибкость и выносливость. Что касается игр на выносливость,то, с одной стороны, выявлена достоверность в снижении экстрапунитивности (р<0,05), тревожности (р<0,05), агрессивности (р<0,05), самооценки (р<0,05), а с другой - повышение импунитивности (р<0,01), безразличие к фрустрации (р<0,1). Как видно из анализа результатов исследования, подвижные игры оказывают позитивное воздействие на девочек в сенситивном периоде. Результаты исследования показали более выраженную устойчивость школьниц к психической напряженности в пубертатном периоде во время проведения игр на силу, ловкость, гибкость и выносливость влияние игр на быстроту определяется как слабое. Таким образом, можно заключить, что подвижные игры оказывают разнонаправленное влияние не только на физиологические, но и на психологические процессы у девочек в пубертатном периоде. Наиболее позитивно влияют на них игры на силу, гибкость, координацию и выносливость. Указанные выше игры снижают у них психологический и физиологический стрессы, что обеспечивает благоприятное протекание пубертатного периода. Ведь пубертатный период в жизни девочек - своего рода неоптимальный биологический стресс, сопровождаемый физиологическими и психическими изменениями в организме. Подвижные игры в этом возрасте являются действенным средством оптимизации психического состояния и свойств девочек на уроках физической культуры. В связи с вышеизложенным можно предположить, что подвижные игры, проводимые со школьниками различного возраста, будут оказывать на них неодинаковое психологическое воздействие. Выводы 1. В оптимизации психических процессов у школьниц на уроках физической культуры достаточно эффективны игры на гибкость, ловкость, силу и выносливость. 2. Игры на быстроту в сенситивный период развития девочек 10-11лет повышают подвижность нервных процессов, то есть активизируют экстрапунитивность, агрессивность, тревожность, снижают самооценку, миролюбие, сдержанность, это обусловлено гетерохронностью психологического развития. Психические процессы у них еще несовершенны и очевидны психологический и физиологический стрессы после выполнения игровых действий на быстроту. 3. Подвижные игры с определенной направленностью на развитие физических качеств оптимизируют у девочек в сенситивном периоде психофизиологические процессы. Литература 1. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 7, с. 37. 2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: МГУ, 1995, с. 15-68. 3. Портных Ю.И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте: Докт. дис. в форме науч. докл. СПб., 1994. - 62 с. 4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. - 301 с. 5. Сиваков В.И. Теоретико-методическое обоснование психического состояния школьников в процессе физического воспитания и спорта: Монография. - Челябинск: ЧГПУ, 2001. - 169. 6. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М.: Владос, 1999. - 360 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |