СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА


Abstract

SPECIALIZED KINESIOLOGICAL INFLUENCES IN SYSTEM OF OPERATIVE INFLUENCES ON PSYCHOEMOTIONAL CONDITION IN PERSONS OF VARIOUS AGE

G.E. Shanina, Ph. D.

All-Russian scientific research institute of physical culture and sports, Moscow

Key words: lateral therapy, mental diseases, directed influence on mentality, conditional compensatory mechanisms.

The last years on the basis of integration of the extensive theoretical and clinical data the new direction in biological therapy of the mental diseases, named lateral therapy was developed.

Characterizing the process of destabilization of pathological determinant system at lateral therapy, it is possible to allocate two neurophysiological mechanism of this influence: the first - depression of activity of a hemisphere, in which mainly lateralized the pathological determinant, the second - activation counter-lateral hemisphere.

The direct psychotropic effect of right hemisphere sessions includes the phenomena of the mental and muscular relaxation, the revival of emotional expression, the simplification of sleep and the deepening of night dream. Patients become more sociable and frank, they become more inspired and avoid conflicts. Disturbing concern by the problems and the future is reducing. The right hemisphere sessions cause also activation vagoinsular and depression of sympathetic-adrenal structures while the left hemisphere activate the sympathetic and depress the parasympathetic parts of the vegetative nervous system.

The author has patented the special kinesiological complex based on the lateral therapy for the correction of psychoemotional conditions and increasing the level of the intellectual serviceability in persons of different age and has described its work in the article.


СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ ОПЕРАТИВНЫХ ВЛИЯНИЙ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ У ЛИЦ РАЗЛИЧНОГО ВОЗРАСТА

Кандидат психологических наук Г.Е. Шанина
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, Москва

Ключевые слова: латеральная терапия, психические заболевания, направленное влияние на психику, условнокомпенсаторные механизмы.

В последние годы на основании интеграции обширных теоретических и клинических данных было разработано новое направление в биологической терапии психических заболеваний, называемое латеральной терапией [16].

Теоретической основой латеральной терапии являются представления Н.П. Бехтеревой [2] об устойчивом патологическом состоянии и Г.Н. Крыжановского [4] о патологических детерминантных структурах. В соответствии с концепцией Н.П. Бехтеревой [2] в основе нейропатологических симптомокоплексов лежит матрица патологической памяти, которая перестраивает деятельность других структур мозга, мобилизуя условнокомпенсаторные механизмы. Эта компенсация определяет основные направления терапевтически значимого влияния на устойчивое патологическое состояние в следующем порядке: 1) разрушение и угнетение пораженных структур мозга; 2) активация возможностей мозга, дестабилизация патологического состояния, адаптационная перестройка с использованием активизированных резервов мозга; 3) использование неспецифической защиты мозга путем моделирования воздействий, применяемых мозгом для защиты; 4) разобщение патологических связей.

Исходя же из теории Г.Н. Крыжановского [4], может быть выделено пять ведущих направлений лечебного воздействия: 1) ликвидация патологической детерминанты; 2) подавление активности патологической системы в целом; 3) подавление промежуточных, передаточных звеньев; 4) подавление эффекторных аппаратов; 5) активация антисистем, подавляющих патологическую детерминанту.

Латеральная терапия - это совокупность методов лечения больных с психическими, наркологическими и другими расстройствами, в основе которой лежит направленное воздействие на индивидуальный профиль межполушарной асимметрии раздражителями различной модальности, дифференцированно возбуждающими или угнетающими активность полушарий.

Характеризуя процесс дестабилизации патологической детерминантной системы при латеральной терапии, можно выделить два нейрофизиологических механизма этого воздействия: первый - угнетение активности полушария, в котором преимущественно латерализована патологическая детерминанта, второй - активация контрлатерального полушария.

Непосредственный психотропный эффект правополушарных сеансов включает явления психической и мышечной релаксации, оживление эмоциональной экспрессии, облегчение засыпания и углубление ночного сна. Пациенты становятся более коммуникабельными и откровенными, лучше поддаются разубеждению, становятся более внушаемыми, избегают конфликтов. Снижается тревожная озабоченность своими проблемами и будущим. Правополушарные сеансы вызывают также активацию вагоинсулярных и угнетение симпато-адреналовых структур, в то время как левополушарные активируют симпатическую и угнетают парасимпатическую части вегетативной нервной системы (А.П. Чуприков, В.В. Натаров с соавт,1987).

Так как латеральная терапия оказывает направленное влияние на психику человека и является психотропным средством по аналогии с нейротропными [1], были выделены понятия "психотропный эффект" и "спектр психотропной активности сеансов" [15].

Понятие "психотропный эффект" характеризует влияние латеральной терапии на психическое состояние пациента, а "спектр психотропной активности" - действие сеансов на психопатологические симптомы и синдромы. Изменения психического состояния под действием латеральной терапии налагаются на симптоматику, видоизменяя клиническую картину психопатологических расстройств.

Обширная группа латеральных методов лечения в соответствии с терминологией, принятой авторами [11], была обозначена как ФИЛАТ (аббревиатура от физиотерапии латеральной). В соответствии с модальностью стимула, используемого для направленного изменения межполушарного взаимодействия, выделяют соответственно электроФИЛАТ, аудиоФИЛАТ, светоФИЛАТ [12].

Зонально-латеральная электростимуляция, латеральная электропунктура и монауральный гипноз основаны на активации полушария, контралатерального патологической детерминанте (об этом свидетельствуют, в частности, результаты исследования зрительных потенциалов в процессе латеральной терапии [17]. Латеральная электроанальгезия и латеральная светотерапия вызывают как активацию контралатерального полушария, так и угнетение полушария, в котором локализуется патологическая детерминанта.

В порядке возрастания относительной силы латеральных эффектов методы латеральной терапии располагаются следующим образом: латеральная светотерапия; монауральная гипнотерапия; импульсная латеральная светотерапия; зонально-латеральная электростимуляция; унилатеральный электронаркоз.

Метод зонально-латеральной электростимуляции основан на раздельной стимуляции афферентных зон правого или левого полушария субсенсорным импульсным током низкой частоты (от 1 до 30 Гц), близкой к спонтанной электрической активности мозга. Электростимуляция позволяет моделировать функциональную межполушарную асимметрию путем создания наведенного очага активности в одном из полушарий, т.е. угнетения одного и активации латерального полушария. Данный метод нашел применение в случаях пограничных психических состояний, а также при вегетативно- соматических нарушениях [10, 12, 14 и др].

Используя раздельную дифференцированную субсенсорную электростимуляцию импульсным током
биологически активных точек в зонах иннервации правого и левого полушарий, С.И.Найденову (1988) удалось добиться нормализации аффективных и вегетативно соматических нарушений при эндогенных депрессиях. Метод был назван латеральной электропунктурой (ЛЭП). В настоящее время ведутся исследования по длительной субсенсорной зонально-латеральной электростимуляции с использованием стационарных миниатюрных стимуляторов.

Применение импульсного высокочастотного тока в виде латеральной трансцеребральной электроанальгезии - ЛАТЭН (А.А. Педак, 1990) позволяет угнетать одно и активировать другое (противоположное) полушарие.

Метод латеральной электроанальгезии основан на последовательной раздельной стимуляции полушарий головного мозга высокочастотным импульсным током (2000 Гц) силой до 2 mА. Более длительное воздействие на стороне глаза, субдоминантного по акту конвергенции, снижает активность соответствующего полушария, а кратковременное воздействие на противоположной стороне активизирует структуры контрлатерального мозга. Это обусловливает психотерапевтически значимый эффект при неврозоподобной и психотической симптоматике (А.А. Педак,1990).

Метод монауральной гипнотерапии был разработан для лечения больных с психогенными и психосоматическими расстройствами, декомпенсацией личностных аномалий и амбулаторными эндогенными депрессиями [13]. При этом дифференцированное воздействие на правое или левое полушарие осуществляется путем подачи гипнопрограммы с помощью стереотелефонов монаурально в левое или правое vxo.

Метод латеральной светотерапии основан на засветках половины сетчатки каждого глаза светом из различных частей спектра через специальные двухцветные светофильтры. Воздействие длинноволнового света оказывает активизирующее воздействие, а коротковолнового - тормозящее (седативное). В этом методе учитываются накопленные сведения о влиянии цвета на психоэмоциональное состояние человека, эндокринную систему, циклическую организацию ритма сна- бодрствования [19], церебральный кровоток и локальный нейронный метаболизм (Г.Д. Кузнецова с соавт.,1983), а также данные о перцептивной "тропности" электромагнитных излучений различного спектрального состава к разным полушариям мозга [5]. Обнаружено также, что, устраняя дефицит катехоламинов, свет купирует нейролептическую депрессию и экстрапирамидные нарушения (В.И. Царицинский,1990). Все вышесказанное обусловливает многофакторный характер психотропного воздействия данного метода и соответственно - более высокую эффективность по сравнению с другими способами.

Рассматривая вопрос о латеральной терапии, нельзя не отметить, что при достаточном многообразии используемых методов здесь совершенно не затрагиваются возможности коррекции нарушенных психических функций посредством двигательной активности, путем воздействия на проприоцептивную модальность.

В то же время именно с помощью мышечного тестирования в одном из интенсивно развивающихся направлений современной медицины на свободном мышечном контуре, которое называется прикладной кинезиологией, сегодня определяется влияние на организм человека самых различных воздействий.

Мышечный контур - это путь импульсов. Каждое движение - это сокращение или растяжение скелетных мышц и взаимодействие между нервом и мышцей. Мозг получает команду - и через миллионы нейронов она передается к мышце. При появлении в организме любого напряжения свободный ток импульсов блокируется, то есть обычное функционирование мышечного контура нарушается. Таким образом, любая избыточная эмоциональная реакция приводит к мышечной дезорганизации, а следовательно, степень выраженности этой дезорганизации может служить показателем силы стресса.

В последние годы функциональное состояние мышц используется в качестве информативного индикатора проблемных зон в организме человека.

В частности, очень интересны сведения относительно взаимосвязи функционального состояния отдельных мышц и мышечных групп с психическим статусом человека. Так, по мнению В. Райха (1993), характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности, или мускульного панциря. Ригидность (от лат. "окостенелый") мускулатуры - соматическая сторона процесса подавления и основа его существования. Автором в различных частях тела дифференцированы мышцы, которые становятся ригидными, когда человек подавляет такие влияющие на вегетативные функции чувства, как ненависть, тревожность, любовь, которые влияют на вегетативные функции.

Биоэнергетика Александра Лоуэна центрирована на роли тела в анализе характера и его терапии. Она включает в себя теорию дыхания Райха, техники эмоционального раскрепощения (бить кушетку, кричать, плакать и т. д.) и напряженные позы, суть которых заключается в том, что в постоянно зажатых частях тела напряжение увеличивается до предела, и человек вынужден расслабить мышцы.

Согласно Иде Рольф, структурная интеграция (рольфинг) преследует приведение тела к лучшему мышечному равновесию, уравновешенному распределению веса его основных частей. Рольфинг работает с тканями, которые поддерживают скелетную мускулатуру. Рольф указывает, что психотравма или незначительное физическое повреждение могут выразиться в небольших, но постоянных изменениях в суставно-связочном аппарате или мышечной ткани, в результате чего происходит смещение определенных структур, сопровождающееся уплотнением связующих тканей, которое препятствует их возвращению на место. Одновременно в порядке компенсации происходят изменения и в отдаленных точках тела. Рольфинг, растягивая фасциальную ткань, восстанавливает равновесие и гибкость. Работа над определенными участками тела нередко высвобождает старые воспоминания и способствует глубоким эмоциональным разрядам. Цель рольфинга - физическая интеграция, которая, не делая психологические процессы предметом специального внимания, в то же время помогает устранить психологические и эмоциональные блоки за счет высвобождения старых воспоминаний и эмоциональных разрядов.

Метод Фельденкрайза направлен на восстановление связей между двигательными участками коры головного мозга и мускулатурой, которые могут быть нарушены любыми негативными влияниями. Его цель - создать возможность развивать максимальные усилия и производить действия с максимальной эффективностью не посредством увеличения мускульной силы, а путем понимания работы тела. Это достигается благодаря успокоению и уравновешиванию работы двигательных участков коры, так как чем активнее кора, тем меньше человек осознает тонкие изменения при выполнении движений.

Согласно Шарлотте Селвер и Чарльзу Бруксу, специальные упражнения, основанные на лежании, стоянии, сидении и ходьбе, могут быть использованы для чувственного осознания. При уменьшении ожидания чего-то ощущения становятся более богатыми и полными.

Пробуждению чувствования посвящена книга Бернарда Гунтера "Релаксация ощущений". В ней автор рекомендует упражнения, которые помогают людям почувствовать свое тело, соприкоснуться со своими чувствами, научиться прикасаться к другим и принимать прикосновения.

Особую роль в комплексе факторов, отражающих, с одной стороны, состояние мышечной системы, а с другой - психологический статус человека, играют движения глаз. По мнению Ф. Шапиро (1998), люди, не способные справиться с собственным телом и мозгом, используют движения глаз для активации системы переработки информации и достижения психотерапевтического эффекта. Эти движения способствуют быстрому снятию дистресса. При этом мысли, ощущения, эмоции, связанные с воспоминанием, воспринимаются как нейтральные или положительные, не беспокоящие, не оказывающие негативного действия.

Они теряют свою отрицательную эмоциональную окраску и не кажутся реальными, так как большинство людей не обладают произвольным контролем за мышцами, ответственными за движение глаз. Все это дает возможность снизить тревожность.

С помощью движений глаз можно также получить доступ к травматическим воспоминаниям, хранящимся в памяти на протяжении десятилетий и способствовать их положительному разрешению, что приводит к снижению тревожности и значительной когнитивной перестройке - переструктурированию (М. Люшер, 1992).

По мнению Ст. Андреас и Кон Андреас (1993), баланс системы переработки информации может нарушиться во время травмы или стресса, возникающих в процессе развития, но если эта система хотя бы один раз была активирована с помощью движений глаз и пребывает с тех пор в динамическом состоянии, она будет преобразовывать информацию до уровня терапевтически приемлемого разрешения. В этом случае десенсибилизация и когнитивное переструктурирование могут восприниматься как побочные продукты адаптивной переработки, происходящие на нейрофизиологическом уровне.

Дисфункциональная природа травматических воспоминаний, в том числе и способ их сохранения в памяти человека, приводит к тому, что негативные аффекты и представления из прошлого могут проникнуть в настоящее. Переработка таких представлений в ходе движений глаз позволяет положительным эмоциям и представлениям на основе новых нейрофизиологических временных связей формировать обобщенные ассоциативные образы, что ведет к возникновению у человека более адекватных форм поведения. В связи с этим необходимо выявить воспоминания, которые привели к формированию отрицательной "Я-концепции" человека и его негативного поведения. Преобразование информации в воспоминание приводит к изменению реакции и оказывает меньшее травматическое воздействие, связываясь в более позитивные представления с более адекватными эмоциями [3].

Движение глаз служит как внутренним стимулом, так и физиологическим проявлением некоторых видов когнитивной переработки. У людей зрительное восприятие является ключом к пониманию происходящего. При нарушении связи между зрительным восприятием и банком зрительной памяти движения глаз становятся дислексическими, неэффективными, обеспечивают стимуляцию, заставляют глаза функционировать.

Взгляд активизирует многочисленные нервные связи в зрительных зонах мозга. Нервные связи идут от сетчатки к зонам мозга, которые связаны с физическим процессом видения (движения глаз, головы, шеи, тела) плюс к другим зонам, которые осуществляют движения глаз к чему-либо слышимому, изменяют размер зрачка или кривизну хрусталика в зависимости от освещения. Тысячи отдельных функций мозга (тела) координируются, обеспечивая восприятие при предложении посмотреть на что-либо. При этом можно увидеть, как глаза сдвигаются внутрь и вниз, как сужаются зрачки. И если отметить всю дополнительную активность тела и головного мозга, вовлеченную в процесс чтения и понимания прочитанного, а также его запоминания, то становятся очевидными многие факторы стресса, которые могут возникнуть при этом.

Таковы данные литературы, касающиеся основных методов латеральной терапии, а также "терапии через мышцы тела", которые в последнее время все шире используются при самых различных заболеваниях психического и соматического плана. Каждый из них базируется на воздействии одного или нескольких физических факторов, включая определенные физические упражнения, однако в целом роль физических упражнений не очень велика. И только в работе Г. Стоукса и Д. Уайтсайда [6], появившейся в 1987 г., это направление получило серьезный стимул к своему развитию. Ими, в частности, были предложены отдельные упражнения, направленные на восстановление межполушарных взаимодействий, нарушение которых, по мнению авторов, ответственно за целый ряд пограничных психических состояний. Их концепция, в свою очередь, послужила основой для проведения настоящих исследований, автором которых был разработан специальный кинезиологический комплекс, совмещающий в себе два обучающих принципа (воздействия на сохранное и нарушенное звено регуляции психофизиологических функций) и включает в себя определенные движения и приемы, адресованные различным функциональным системам и механизмам регуляции. В него входят дыхательные упражнения, массаж биологически активных точек, движения перекрестно-параллельного характера обеими конечностями, способствующие восстановлению межполушарных связей, а также определенные позы, направленные на восстановление нарушенного межполушарного взаимодействия и снятие эмоционального стресса (Патент на изобретение № 2139025). В целом этот комплекс выглядит следующим образом:

1-я серия - Общетонизирующие воздействия.

1- "К - 27". Дотронуться кончиками четырех пальцев одной руки до области пупка. Другой рукой массировать точки тела по 10 - 15 с;

- массировать - "К - 27" (точки с двух сторон от грудины, сразу под ключицей);

- точки под нижней и верхней губой (передний срединный "центральный" и задний срединный "управляющий" меридианы), одновременно касаясь большим и указательным пальцами середины носогубной складки и середины подбородка;

- промассировать копчик одновременно указательным и средним пальцами. Затем все повторить, поменяв руки.

1-а. Сделать массаж в области вилочковой железы в форме легкого постукивания 10 - 20 раз круговыми движениями слева направо.

1-б "Дыхание" . Закрыть одну ноздрю большим пальцем одноименной руки, сделать глубокий вдох, через другую ноздрю выдохнуть (3 раза подряд одной и той же ноздрей вдох, другой - выдох). Повторить со сменой ноздрей.

1-в "Молния" . Провести рукой вдоль переднего срединного меридиана "центрального" от лобковой кости к нижней губе рта, затем в обратном направлении. Провести рукой вдоль заднего срединного меридиана "главного" от копчика к верхней губе и в обратном направлении. Движения проводить вверх - вниз несколько раз (не менее трех). Всегда заканчивать движением вверх.

1-г "Уши". Мягко расправить и растянуть одноименной рукой внешний край каждого уха в направлении вверх - наружу от верхней части к мочке уха - 5 раз. Промассировать участок от сосцевидного отростка за ухом по направлению вниз к ключице - 5 раз.

1-д "Ахилл". Легко ущипнуть одноименными руками оба ахиллова сухожилия, затем подколенные сухожилия мягко погладить горизонтально по нескольку раз, выполняя сбрасывающие движения в стороны-наружу.

2-я серия - упражнения, направленные на восстановление функциональной асимметрии мозга.

2-а "Локоть" . Правую руку положить на левую надостную мышцу, одновременно делая 10 - 12 маленьких кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же - назад. Поменять позиции рук и повторить упражнение. Движение напоминает игру "паровозик'".

2-б "Перекрестное марширование" . Сделать 6 пар перекрестных движений, "маршируя" на месте и касаясь левой рукой правого бедра, и наоборот. Снова повторить "маршировку", выполняя односторонние подъемы бедра, руки вверх. Затем повторить движения перекрестно.

2-в "Знак бесконечности" . Указательным пальцем вытянутой руки нарисовать в воздухе перед собой знак бесконечности (горизонтальную восьмерку с центром перед глазами), всегда начиная движение вверх. Ноги на ширине плеч; двигаясь всем телом, сгибая колени, рисовать фигуру максимального размера, одновременно прослеживая глазами без поворота головы (3 - 4 раза). Затем то же повторяется другой рукой. Это же движение повторить двумя руками: руки вытянуты вперед, указательные пальцы соединены, ладони разомкнуты.

3-я серия -- упражнения, направленные на восстановление нарушенной сохранности межполушарного взаимодействия и снятие эмоционального стресса.

3-а "Лобно-затылочная" . Одна ладонь кладется на затылок, другая - на лоб. Можно закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации. Глубокий вдох-выдох. Мысленно представить себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте, обдумать и осознать то, как можно было бы данную проблему разрешить, подумать о чем-либо хорошем, приятном. После появления своеобразной "пульсации" между затылочной и лобной частями самокоррекция завершается глубоким вдохом- выдохом. Упражнение выполняется от 30 с и до 10 - 20 мин.

3-б "Поза Кука". Сидя на стуле, положить голеностоп правой ноги, согнутой в колене, на колено другой ноги. Левую руку положить на голеностоп, правой - обхватить плюсну и большой палец стопы, можно закрыть глаза. В этой позе находиться не менее 30 с, дыхание свободное. Затем поставить обе ноги на пол, ступни ног параллельно, слегка отодвинуть их друг от друга. Локти свободно лежат на коленях, ладони слегка соприкасаются друг с другом. Длительность позы - не менее 10-15 с.

3-в "Луч света". Направить яркий луч света от фонарика или настольной лампы в середину лба. Длительность этого упражнения - от 30 до 60 с. Во время упражнения смотреть на черный лист бумаги.

На выполнение всего комплекса затрачивается 6 - 8 мин. Специальный кинезиологический комплекс может выполняться в полном объеме, частично или использоваться в виде отдельных движений и приемов при различном сочетании последних.

Изучению влияния данного кинезиологического комплекса на показатели синкинезий (как критерии межполушарного взаимодействия), а также психоэмоциональное состояние, быстроту информационного поиска при распределении и переключении внимания у лиц разного возраста и были посвящены настоящие наблюдения.

Проба "синкинезии" (Б.В. Зейгарник с соавт.,1985 и Е.Д. Хомская с соавт. [7]) заключается в определении содружественных движений, возникающих при прикосновении к пальцам рук испытуемого на фоне отсутствия зрительного контроля. Оценка ее результатов осуществлялась следующим образом:

- отсутствие и случайные синкинезии - сохранность межполушарных связей;

- односторонние синкинезии - наличие функционального блокирования одного из полушарий головного мозга;

- перекрестные синкинезии - чередование функционального блокирования полушарий;

- двусторонние синкинезии - каждое из полушарий одновременно выполняет функции образного и логического мышления.

Таблица 1. Сведения о характеристиках синкинезий (%) у лиц разного возраста в начале педагогического эксперимента

Характер синкинезий Подростковый возраст Молодой возраст Средний возраст Пожилой возраст
до 16 лет 21-39 лет 20-34 года 40-59 лет 35-54 года свыше 55 лет
подр., n=10 муж., n=17 жен., n=28 муж., n=8 жен., n=29 жен., n=5
Отсутствие 20,0 5,9 21,4 25,0 3,4 40,0
Случайные 20,0 70,6 50,0 37,5 44,8 20,0
Односторонние 20,0 11,7 10,7 25,0 24,1 -
Перекрестные 10,0 5,9 10,7 12,5 6,9 -
Двусторонние 30,0 5,9 7,1 - 20,7 40,0
Правосторонние - 29,4 7,1 25,0 24,1 20,0
Левосторонние 40,0 52,9 53,7 37,5 41,4 -

Таблица 2. Сведения о характеристиках синкинезий (%) у лиц разного возраста в конце педагогического эксперимента

Характер синкинезий Подростковый возраст Молодой возраст Средний возраст Пожилой возраст
до 16 лет 21-39 лет 20-34 года 40-59 лет 35-54 года свыше 55 лет
подр., n=10 муж., n=17 жен., n=28 муж., n=8 жен., n=29 жен., n=5
Отсутствие 40,0 64,7 60,7 50,0 27,6 40,0
Случайные 30,0 17,65 28,6 12,5 48,3 20,0
Односторонние 10,0 17,65 10,7 25,0 24,1 40,0
Перекрестные - - - - - -
Двусторонние 20,0 - - 12,5 - -
Правосторонние - 23,5 14,3 - 27,6 40,0
Левосторонние 40,0 11,8 25,0 37,5 41,4 20,0

Таблица 3. Динамика показателей психоэмоционального статуса у лиц молодого и среднего возраста в ходе педагогического эксперимента

Показатели Период Молодой возраст Средний возраст
мужчины, n=17 женщины, n=28 мужчины, n=8 женщины, n=29
Средний возраст, лет   26,9±7,3 25,3±4,5 46,8±6,0 42,7±5,8
Синкинезии, балл Начало 3,7±0,9 3,7±1,1 3,8±1,0 3,0±1,2
Конец 4,5±0,8 4,5±0,7 3,9±1,4 4,0±0,7
Внимание, с Начало 67,7±18,0 74,7 ±20,3 72,9 ±23,9 80,5 ±20,0
Конец 55,9 ±22,8 56,8±13,9 64,0±16,7 63,5 ±11,9
Психическая работоспособность Начало 11,4±3,3 10,4±3,5 12,0±3,2 11,0 ±3,2
Конец 10,6±2,9 9,2±3,1 10,6±2,9 9,7±2,9
Вегетативный тонус Начало 1,07±0,65 1,06 ±0,52 0,79 ±0,39 0,92 ±0,36
Конец 0,96 ±0,35 1,11 ±0,55 0,91 ±0,48 1,13±0,44

Таблица 4. Динамика показателей психоэмоционального статуса у лиц подросткового и пожилого возрастов в ходе педагогического эксперимента

Показатели Период Подростковый возраст Пожилой возраст
мужчины, n=10 женщины, n=5
Средний возраст, лет   11,1 ±1,9 60,2±4,1
Синкинезии, балл Начало 2,9±1,6 3,2±2,1
Конец 3,7±1,5 4,0±1,0
Внимание, с Начало 79,1 ±27,3 79,2 ±17,2
Конец 67,3±18,3 71,7±9,4
Психическая работоспособность Начало 10,5±2,4 11,8±3,9
Конец 11,5 ±4,2 10,8 ± 5,1
Вегетативный тонус Начало 0,82±0,18 1,38 ±0,82
Конец 0,93 ±0,35 0,93 ±0,34

Таблица 5. Степень достоверности изменения показателей психоэмоционального статуса у лиц разного возраста в ходе педагогического эксперимента

Bозраст Пол Синкинезии Внимание Психическая работоспособность Вегетативный тонус
t p t p t p t p
Подростки муж. 1,16   1,14   0,65   0,92  
Молодой муж. 2,76 <0,05 1,69   1,06   0,69  
возраст жен. 3,25 < 0,01 3,85 < 0,01 1,36   0,35  
Средний муж. 0,16   0,89   2,01 <0,05 0,55  
возраст жен. 3,89 < 0,01 3,94 < 0,01 1,63   2,10 <0,05
Пожилой возраст жен. 0,77   0,86   0,34   1,15  

В исследованиях приняли участие 87 человек в возрасте10-60 лет (35 мужчин и 62 женщины). Измерялись показатели синкинезий, время попеременного поиска цифр в возрастающем и убывающем порядке по таблице Шульте-Горбова, а также уровень психической работоспособности и психовегетативного тонуса по тесту Люшера.

Общие сведения о динамике исследуемых показателей в ходе педагогического эксперимента представлены в табл. 1- 5.

Согласно полученным данным в начале педагогического эксперимента в исследуемом возрастном диапазоне наибольший процент самых сложных форм синкинезий - двусторонних - регистрируется у мальчиков-подростков и пожилых женщин (соответственно 30 и 40%). Односторонние стойкие синкинезии доминируют у лиц среднего возраста - 25% мужчин и 24,1% женщин. Случайная форма синкинезий максимально проявляется у молодых мужчин - 70,6%.

В конце педагогического эксперимента синкинезии стойкого осциллирующего характера (перекрестные) исчезли во всем исследуемом возрастном диапазоне. Аналогичное произошло с двусторонними синкинезиями у молодых мужчин и женщин пожилого возраста.

Общей тенденцией динамики синкинезий являлся переход стойких двусторонних в односторонние или случайные (особенно ярко это проявилось у женщин пожилого возраста). При исходных же односторонних стойких синкинезиях в конце педагогического эксперимента, как правило, происходило их полное исчезновение (табл. 2).

Статистический анализ динамики показателей выявил, что уровень сохранности межполушарных связей достоверно улучшился у мужчин молодого возраста (t=2,76), а также у женщин молодого и среднего возрастов (соответственно t=3,25 и t=3,89). Функция внимания статистически значимо улучшилась у молодых мужчин и женщин среднего возраста (соответственно t=3,85 и t=3,94) (табл. 3, 4).

Показатель психической работоспособности достоверно улучшился у мужчин, а психовегетативного тонуса - у женщин среднего возраста (соответственно t=2,01 и t=2,10). В других возрастных группах улучшение исследуемых показателей было недостоверным (табл. 5).

Таким образом, результаты предварительных исследований свидетельствуют о перспективности дальнейшего изучения возможностей использования специального кинезиологического комплекса в целях коррекции психоэмоционального состояния и повышения уровня умственной работоспособности у лиц разного возраста.

Литература

1. Авруцкий Г.Я., Недува А.А. Лечение психических больных. М.,1981. - 496 с.

2. Бехтерева Н.П., Камбарова Л.К., Иванова В.Г. Мозговая организация эмоциональных реакций и состояний // Физиология человека. 1982, № 5, с. 691- 706.

3. Горин С.А. А вы пробовали гипноз? - М.: Транслесиздат, 1994, с. 191.

4. Крыжановский Г.Н. Детерминантные структуры в патологии нервной системы. Генераторные механизмы нейропатологических синдромов. - М.: Медицина, 1980.- 360 с.

5. Петренко Е.Т., Заркешев Э.Г. Влияние фотостимуляции разного цвета на рабочую энцефалограмму движений человека// Журн. высш. нервн. деятельности им.И.П.Павлова.1989, вып. 39. № 4, с.746-748.

6. Стоукс Г., Уайтсайд Д. Коррекция дислексических нарушений, способности к обучению и интеграция головного мозга. М., 1987. - 153 с.

7. Хомская Е.Д., Привалова Н.Н., Ениколопова Е.В. и др. Методы оценки межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия. - М.: МГУ, 1995. - 77 с.

8. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Сост. Баскаков В.Ю.- M.: НПО Психотехника. 1993, с.142.

9. Царицинский В.И. Использование света повышенной интенсивности в комплексном лечении депрессивных состояний: Метод. реком. Харьков, 1990. - 20 с.

10. Черноситов А.В., Чуприков А.П., Бардахчьян Э.А. Модулирование функций межполушарной асимметрии// Взаимоотношение полушарий мозга: Материалы Всесоюз. конф. Тбилиси, 1982, с. 42- 43.

11. Чуприков А.П., Гурова Е.В., Васильева Г.П. Латеральный электростимуляционный метод лечения пограничных расстройств в амбулаторных условиях. 1979, с. 182 - 183.

12. Чуприков А.П. Латеральная терапия/ Взаимоотношение полушарий мозга: Матер. Всесоюз. конф. Тбилиси, 1982, с. 64 - 65.

13. Чуприков А.П., Савченко В.Г., Михайленко С.И. Монауральная гипнотерапия // Проблемы нейрокибернетики. Ростов н/Д., 1983, с.253-255.

14. Чуприков А.П., Ковалева Р.И., Линев А.Н., Латеральная модификация действия инсулинового стресса на патологическую память // Нейрохимические механизмы регуляции памяти. Всесоюз. симп. Пушкино,1984. - 111 с.

15. Чуприков А.П., Линев А.Н. Эффективность применения потенцированной инсулино-коматозной терапии в системе лечебно-реабилитационных мероприятий при шизофрении. Тез. докл. Восьмого всесоюзного съезда невропатологов, психиатров и наркологов 25 - 28 окт. 1988 г. М., т. 2, с. 404 - 405.

16. Чуприков А.П., Линев А.Н., Марценковский И.А. Латеральная терапия. Руководство для врачей. - Киев: Здоровье, 1994. -176 с.

17. Чуприкова Е.Г. Исследование зрительных вызванных потенциалов в ходе латеральной терапии. Типология и структура депрессий. Тез. науч.-практ. конф. психиатров и наркологов Донбасса, Ворошиловград - Донецк, 1986, с.140 - 141.

19. Шанина Г.Е. Патент на изобретение "Способ оздоровления организма человека" № 2139025 РФ. 10.10.1999.

18. Шапиро Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз. Основные принципы, протоколы и процедуры /Пер. с англ. А.С. Ригина под ред. А.Ф. Бондаренко. - М.: Класс 1998, с. 491, вып. 54.

19. Rosenthal N.E., Saсk D.A., Carpenter C.J. The influence of phototherapy on serotonin and melatonin in non-seasonal depression // Pharmacopsychiatry. 1990. V. 23. N 3. P. 155-158.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!