|
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССОВ Аспирантка И.Л. Старовойтова Российская государственная академия физической культуры, Москва При организации эффективных профориентационных воздействий необходимо учитывать психологические особенности школьников того возраста, на который эти воздействия направлены (Л.А. Йоваша, 1987; С.П. Крягже, 1981; Э. Эриксон, 1996; Т.М. Буянас, 2002). С целью сравнительного анализа психологических особенностей профессионального самоопределения учащихся средних и старших классов был проведен социально - психологический опрос школьников общеобразовательных школ города Москвы. Рассматривались вопросы, касающиеся психологических особенностей проявления субъектного отношения учащихся к проблеме профессионального самоопределения: 1. Какова доля активного участия подростков и юношей в процессе возникновения у них интересов к определенной профессиональной деятельности? 2. Насколько привлекательны для школьников стороны труда, позволяющие проявить активность в процессе ее выполнения: иметь большую свободу действия, самостоятельность, принимать ответственные решения; осуществлять поиск нового, заниматься творчеством; организовать и направлять работу других людей, руководить коллективом и прочее. 3. Какова степень активности и самостоятельности молодых людей в процессе выбора профессии? 4. Изучалось также общественное мнение молодых людей относительно того, на сколько успешность их будущего профессионального труда зависит от их собственной активности и на сколько - от объективных условий ситуации. 5. Каков уровень общей активности учащихся в процессе подготовки к выбранной профессии? Насколько популярно среди школьников самовоспитание в период профессионального самоопределения и выбора профессии? Обобщая полученные в процессе анкетирования и профконсультирования данные о психологических особенностях профессионального самоопределения учащихся средних и старших классов, необходимо высказать следующие положения: 1. Как у
подростков, так и у юношей были выявлены
недостатки в профессиональном самоопределении и
в принятии решения относительно выбора своей
будущей профессии. Хотя у выпускников школы
имеет место большая определенность ситуации
выбора профессии, тем не менее этот выбор часто
происходит при достаточно слабом знании
требований 2. Школьники имеют высокоразвитую потребность в проявлении активности и самостоятельности в период профессионального определения, однако реально они находятся в зависимости от мнений и точек зрения людей близкого социального окружения. 3. Было установлено, что существующая система школьной профориентации мало эффектна, а личное воспитательное влияние учителей на подростков и юношей остается явно недостаточным. 4. Для успешного профессионального самоопределения и подготовительного обучения для поступления на работу или в учебное заведение необходимо организовать упреждающие формы профориентационной работы. Уже в 7-м и 9-м классах ученик должен выбрать интересующую его профессию (а может, и раньше), с тем чтобы последующие годы посвятить подготовке к ее успешному выполнению. Только в течение достаточно длительного времени можно разрешить все сложности и противоречия, возникшие в профессиональном самоопределении молодых людей. 5. Массовые и индивидуальные формы профработы следует умело совмещать. При этом с целью профессионального ориентирования учащихся средних классов для их общей активизации в профессиональном самоопределении могут быть успешно применены групповые формы работы. В отношении учащихся старших классов следует отдавать предпочтение индивидуальным методам, как наиболее действенным в период приближения окончания школы и вступления во взрослую жизнь. 6. В индивидуальном обследовании с применением конкретных психологических методик, а также в процессе собеседования открываются еще большая неопределенность, сложность и противоречивость ситуации профессионального самоопределения у большинства школьников, нежели это было показано в результате массового анкетирования. Даже те молодые люди, которые делают обоснованный выбор, часто продолжают в нем сомневаться. Именно поэтому не только подростки, но и многие старшеклассники нуждаются в квалифицированной психологической педагогической помощи в этот сложный период своей жизни. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |