ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ


Abstract

FEATURES OF ORGANIZATION OF RATING CONTROL DURING PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL TRAINING OF UNIVERSITY'S STUDENTS

V.M. Naskalov, Ph. D., lecturer

Polotsk state university, Novopolotsk

Key words: professional preparedness, rating control, components, level of preparedness, amount of points, table of estimation, integration of results, increase of interest.

The purpose of this research was to reveal the efficiency of the application of rating control for formation of professionally necessary physical merits during physical education of university's students.

This control first of all allows to allocate students in educational group on the rating. It induces them to receive higher rating. Further if this interest becomes steady, it stimulates aspiration to additional independent occupations.

Physical education at the rating control was estimated on four components:

1. The attitude of the student to obligatory occupations on physical education.

2. Timeliness of passing of test specifications.

3. Participation in sports-mass competitions.

4. The importance of achievements in sport.

The application of the rating control promoted the increase of interest of students must be realized not only in the regular visiting of occupations and the duly passing of test specifications, but also in participation in the sports activities.


ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Кандидат педагогических наук, доцент В.М. Наскалов
Полоцкий государственный университет, Новополоцк

Ключевые слова: профессиональная подготовленность, рейтинговый контроль, составляющие, уровень подготовленности, количество баллов, таблица оценки, интеграция результатов, повышение заинтересованности.

Проблему информации процессов физического воспитания в современных условиях можно решить с помощью методов математической статистики, обеспечивающих реализацию качественно новых методов учебно-педагогической деятельности. Основная задача при этом состоит в создании единой системы сбора и обработки, хранения и использования информации об этапном, текущем и оперативном состоянии студента. В системе должна использоваться такая информация, которая по своему объему, структуре, модальности и форме представления была бы доступна для восприятия студента, понятна ему. Более того, именно ее отражение в сознании студента должно побуждать мотив к двигательному действию, направленному на "построение" собственного здоровья и профессиональной подготовленности.

При традиционной организации процесса физического воспитания, ориентированного на одностороннее педагогическое воздействие, где в качестве основного средства выступают лишь возможности педагога, существуют определенные пределы эффективности функционирования, ограничиваемые этими возможностями в воздействии на сознание студентов, их мотивацию к оздоровительной двигательной деятельности. Необходимо расширение совокупности компонентов, составляющих обучающую среду процесса физического воспитания, что и позволит расширить возможности реализации дидактических принципов, активизировать сознание студентов, радикальным образом совершенствовать педагогический процесс и тем самым оказывать решающее влияние на эффективность функционирования системы физического воспитания.

Совершенно очевидно, что такая система может быть создана и эффективно функционировать только на базе комплексного педагогического контроля, а его применение может быть эффективно, особенно для текущего и оперативного контроля, только с использованием современных технологий.

Применение различных таблиц для перевода разномерных результатов в баллы проблемы не решает, но в какой-то мере поможет выявить индивидуальные способности и уровень физической подготовленности студентов первого курса и стимулировать их к устранению недостатков. Здесь главное, чтобы этапный контроль способствовал формированию стратегии физкультурной активности.

В качестве этапного и текущего контроля, по нашему мнению, наиболее эффективна система рейтингового контроля за успешностью физического воспитания.

Цель нашего исследования заключалась в выявлении эффективности применения рейтингового контроля для формирования профессионально необходимых физических качеств в процессе физического воспитания студентов вузов.

Данный контроль позволяет в первую очередь распределить студентов в учебной группе, на курсе по рейтингу. Это побуждает их получить как можно более высокий рейтинг. В дальнейшем, если этот интерес становится устойчивым, он стимулирует стремление к дополнительным самостоятельным занятиям.

Физическое воспитание при рейтинговом контроле оценивалось по четырем составляющим:

1. Отношение студента к обязательным занятиям по физическому воспитанию.

2. Своевременность сдачи зачетных нормативов.

3. Участие в спортивно-массовых соревнованиях.

4. Значимость спортивных достижений.

При оценке по первой составляющей выделялось общее количество баллов - 200 (В1jn). При пропуске занятия условное количество баллов вычитается. Студенту предоставляется право отработать пропущенное занятие, но получив за это уже 50% потерянных баллов. Это стимулирует студентов к регулярным посещениям занятий.

По второй составляющей выделяется 600 баллов (В2jn), которые распределяются среди 12 контрольных нормативов, подлежащих выполнению при тестировании в начале первого курса и на каждом семестре. Для оценки результатов тестирования были разработаны специальные таблицы для юношей и девушек. При их разработке за основу брались таблицы оценки физической подготовленности студентов Н.В. Решетникова и результаты анализа уровня физической подготовленности студентов Полоцкого государственного университета за последние 20 лет. Максимальное количество баллов за выполнение одного норматива - 50. При несвоевременной сдаче зачетных нормативов студент получает 50% стоимости результата выполнения норматива.

По третьей составляющей выделялось 400 баллов, которые полностью или частично отдавались студентам, участвующим в спортивно-массовых мероприятиях различного масштаба.

По четвертой составляющей студенты набирают баллы, участвуя в соревнованиях в составе сборных команд университета, тогда от оценки по трем предыдущим составляющим они освобождаются.

В первом семестре рейтинг студента оценивался по динамике уровня физической подготовленности, а во втором - уже по всем составляющим.

На спортивном отделении решение задач профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП ) осуществляется в первую очередь посредством приобретения инструкторских навыков и знаний в области организации, проведения спортивных соревнований и спортивно-массовых мероприятий. В то же время высокий уровень развития функциональных возможностей организма, физических качеств разнообразных двигательных умений и навыков, личностных качеств способствует быстрому овладению профессиональными умениями и навыками, адаптации в трудовом коллективе, приобретению авторитета в коллективе и проявлению организаторских способностей.

Считается, что общая выносливость имеет наибольшее значение для целей ППФП, так как обеспечивает продолжительную работоспособность во всех видах труда. А так как для развития профессионально важных качеств нужны воздействия, превосходящие в физиологическом плане характеристики трудовой активности, большинство видов спорта являются адекватным средством развития и воспитания этого трудового качества. Виды спорта с выраженным анаэробным компонентом развивают устойчивость к двигательной гипоксии, а альпинизм - к высотной. Мышцы спины хорошо развиты у штангистов, гребцов, борцов, легкоатлетов-метателей, что важно для труда в статических позах сидя. Устойчивость в равновесии самая высокая у гимнастов, акробатов, слаломистов, прыгунов с трамплинов на лыжах. Лучшую устойчивость вестибулярного аппарата имеют акробаты, гимнасты, борцы и баскетболисты. У спортсменов игровых видов спорта лучше развиты пространственная ориентация, тактильная чувствительность. Следовательно, занятия на спортивном отделении обеспечивают развитие психофизиологических функций, являющихся ведущими для многих современных профессий.

В то же время на ранних этапах подготовительного и в переходном периодах есть возможность включения видов спорта, способствующих не только решению поставленных задач, но и применению видов спорта с элементами профессиональной деятельности, которые помогают воспитанию профессиональных качеств, не развиваемых избранным видом спорта.

Оценка уровня подготовленности студентов, занимающихся в спортивном отделении, осуществляется по 4-й составляющей рейтингового контроля, плюс сдача контрольных нормативов ППФП. Успешность ППФП в этом случае (В4 jn) оценивается количеством баллов от 600 до 1000 в зависимости от значимости спортивных достижений, и студент освобождается от необходимости зарабатывать баллы по трем первым составляющим.

1000 баллов - участие в официальных международных соревнованиях;

800 баллов - участие в официальных республиканских соревнованиях;

600 баллов - участие в соревнованиях Спартакиады вузов;

400 баллов - участие в областных соревнованиях;

200 баллов - участие в городских соревнованиях.

За победу дается максимальное количество баллов, а за последующие места последовательно снижается на 55 баллов.

Занятия ППФП на специальном медицинском отделении проводятся с учетом отклонений в состоянии здоровья. В первую очередь уделяется внимание корригирующей гимнастике. Прикладные упражнения должны способствовать устранению функциональных отклонений в физическом развитии студентов, улучшению состояния здоровья. Кроме того, особое внимание должно уделяться овладению двигательными умениями и навыками в соответствии с избранной специальностью, привитию инструкторских качеств.

Оценка уровня ППФП в специальных медицинских группах осуществляется по трем составляющим:

1-я - отношение студентов к занятиям, оценивается в 400 баллов, за каждое пропущенное занятие снимается 20 баллов;

2-я - своевременная сдача нормативов - в 300 баллов;

3-я - овладение инструкторскими умениями и навыками, участие в проведении соревнований - 200 баллов, каждое мероприятие оценивается в 40 баллов.

Главная особенность внеурочных форм занятий ППФП - та, что они проводятся без непосредственного участия преподавателя в период всего обучения. Их цель - дополнить ППФП, осуществляемую на учебных занятиях. К задачам относится ее конкретизация с учетом индивидуального уровня ППФП студента, их личных наклонностей и интересов к различным видам спортивной деятельности.

Проводятся занятия по заданию преподавателя, по индивидуальному плану, по расписанию работы секций, по плану спортивно-массовых мероприятий.

Для реализации этих задач используются следующие формы физического воспитания:

- утренняя гигиеническая гимнастика;

- гимнастика в режиме дня (вводная гимнастика, физкультминутки, физкультпаузы);

- индивидуальные самостоятельные занятия;

- самостоятельные групповые занятия;

- занятия в спортивных секциях с ППФП, организованные на факультетах;

- массовые оздоровительные и спортивные соревнования;

- соревнования по ППФП среди учебных групп, курсов, факультетов.

Успешность физического воспитания во внеурочных формах занятий оценивается по третьей составляющей - в 400 баллов (В3 jn). Данные баллы полностью или частично отдаются студентам, принимающим участие в спортивно-массовых мероприятиях в зависимости от степени активности, в дополнительных занятиях в секциях по интересам и профессиональной направленности.

Многими авторами доказано, что участие в соревнованиях, спортивно-массовых мероприятиях и самостоятельные занятия развивают многие психофизические качества, необходимые студенту в его будущей трудовой деятельности, инструкторские навыки и умения. Однако в большинстве случаев эта деятельность не оценивается или оценивается визуально. Мы же считаем, что именно эта составляющая должна вносить достаточно весомый вклад в общую оценку успешности ППФП, в частности и физического воспитания в целом. Особую ценность представляют соревнования по видам спорта, входящие в физиограмму, и непосредственно по ППФП.

За участие в одной командной игре начисляется 20 баллов, за участие в индивидуальных соревнованиях - 100 баллов. За победу дается максимальное количество очков, а за поражение в играх - 50%, в индивидуальных видах за каждое последующее нижнее место высчитывается 10 баллов (до 10-го места), а затем начисляется 20 баллов за участие.

Формула для определения рейтинга успешности физического воспитания с ППФП в j1-м семестре на i-м курсе имеет вид:

R jj = B1jin + B2jin + B3jn.

(1)

Рейтинг успешности физического воспитания студента в произвольном году определяется по формуле:

       Rjn + Ri + In
Rn = ---------------- ,
    2

(2)

где: Rjn + Ri +In - In - рейтинг студента в семестре оцениваемого года.

Рейтинг успешности физического воспитания студента за произвольный период обучения складывается из рейтингов студента по учебным годам и определяется по формуле:

     I = n
R =---------,
     m

(3)

где m - число курсов, за которое определяется рейтинг студента; R - рейтинг студента по курсам.

Для оценки физического состояния студента в семестре предлагается руководствоваться следующими критериями:

- если по окончании семестра рейтинг студента удовлетворяется условию Rjn < 600, то он получает положительную оценку в соответствии со следующей шкалой перевода рейтинговой оценки в пятибалльную:

"Неудовлетворительно" R<600
"Удовлетворительно" 600<R<700
"Хорошо" 700<R<800
"Отлично" R

Если по окончании семестра рейтинг студента удовлетворяет условию: 300 < R < 600, то ему для получения положительной оценки предоставляется возможность добрать недостающие баллы. Для этого организуются дополнительные соревнования по ППФП.

Рейтинг успешности физического воспитания за произвольный период обучения (учебный год, несколько курсов и в целом весь период обучения) вычисляется только для студентов, имеющих за рассматриваемые периоды семестровые рейтинги, удовлетворяющие условию: Rjn < 600.

Для оценки условия физического состояния студента за определенный период обучения следует руководствоваться следующими критериями:

- если рейтинг студента за рассматриваемый период обучения удовлетворяет условию 900 < R < 1000, это служит основанием для его освобождения от сдачи теоретического экзамена или зачета по физическому воспитанию;

- если рейтинг удовлетворяет условию 800 < R < 900, это свидетельствует о том, что физическое воспитание в целом у студента отличное;

- если рейтинг удовлетворяет условию 700 < R < 800, это говорит о хорошем физическом состоянии организма студента;

- при условии, если 600 < R < 700, физическое воспитание студента в целом удовлетворительное.

Предложенный метод контроля позволяет распределить студентов по рейтингу в учебной группе, на курсе, специальности и к тому же побуждает каждого из них подняться по рейтингу как можно выше. В дальнейшем, если этот интерес становится устойчивым, он стимулирует к дополнительным самостоятельным занятиям.

Следовательно, рейтинговый контроль позволяет:

- проводить непрерывный сопоставляющий дифференцированный контроль за уровнем физического состояния организма студентов, за ППФП в динамике;

- интегрировать результаты контроля за физическим состоянием на отдельных этапах в суммарные показатели успешности обучения;

- пересчитывать суммарные показатели физической подготовленности в обычную систему оценок;

- обеспечить заинтересованность студентов не только в регулярных посещениях занятий и своевременной сдаче зачетных требований, но и в участии в спортивно-массовых мероприятиях.

Проблема оценки результатов сводится к решению трех задач:

- сопоставлению результатов разного уровня;

- сопоставлению результатов в разных спортивных дисциплинах;

- определению норм или граничных точек, позволяющих отнести результат к одной из зон (разряд по спортивной классификации, оценки вузовской программы).

Результаты рейтингового контроля обрабатывались на ЭВМ с помощью специальной программы.

Рейтинговый контроль был внедрен в учебный процесс студентов всех специальностей набора 1994 г. Успешность физического воспитания студентов определялась по специально разработанной 50-очковой таблице по трем составляющим.

В каждом семестре студенты проходили испытания по физической подготовленности и ППФП, учитывались посещаемость занятий, участие в соревнованиях и своевременность сдачи зачетных требований.

Анализ результатов применения рейтингового контроля у студентов набора 1994 г. позволил говорить об улучшении у них посещаемости занятий, уменьшении количества предоставляемых справок о болезни по сравнению с набором 1993 г. Своевременно сдали зачеты 91% студентов против 86% набора 1993 г., студенты активнее участвовали в соревнованиях. Рейтинг в среднем увеличился у 31,7% студентов, а выполнение контрольных нормативов по физической подготовленности улучшилось на 7,4%.

Так, введение рейтингового контроля способствовало улучшению посещаемости занятий студентами санитарно-технического факультета, повышению количества студентов, участвующих в соревнованиях (см. таблицу). Улучшение посещаемости занятий способствовало и повышению результатов сдачи контрольных нормативов по общей подготовленности и ППФП. У юношей набора 1993 г. этот показатель к весенней сессии ухудшился на 2,9%, а набора 1994 г. - улучшился на 7,4%. Существует прямо пропорциональная зависимость между этими показателями (r = 0,788).

Однако оценка по рейтинговой таблице улучшилась только у 75% студентов, в целом рейтинг составил: осенью - 628,5, а весной - 754,5 очка.

У студентов машиностроительного факультета (МСФ) улучшилось отношение к занятиям по физическому воспитанию, снизилось количество заболеваний, своевременно сдали зачеты 91% студентов против 86% набора 1993 г., больше стало разрядников. Рейтинг увеличился лишь у 31,7% студентов. Наблюдалось снижение показателей физической подготовленности, однако значительно (на 30%) повысился уровень статической и общей выносливости (5,1%).

Студенты - будущие строители (СФ) улучшили результаты в подтягивании (9,4%) и поднимании ног к перекладине, а также в ОФП. После внедрения рейтинговой оценки уменьшилось число пропущенных занятий, но в отличие от вышеназванных специальностей у строителей было представлено значительно больше справок о болезни, что свидетельствует о недостаточно хорошем здоровье у некоторых студентов.

В то же время студенты стали более успешно сдавать зачетные требования и больше участвовать в соревнованиях. Сумма набранных баллов по таблице рейтинга увеличилась у 30% студентов, но общий уровень снизился.

У студентов финансово-экономического факультета также незначительно улучшился уровень физической подготовленности. Однако общая сумма баллов по трем составляющим повысилась у 83,9% студентов, также улучшилась посещаемость занятий, не наблюдалось заболеваний, 98% успешно и своевременно сдали зачеты, но меньшее число участвовало в соревнованиях.

Анализ отношения студентов к занаятиям по физическому воспитпнию

Факультет 1994 гг. Колич.
представл. справок
Своевр. сдали зачеты Колич. участ. в соревн. Выполнено спорт. разрядов
осень весна осень весна 1993 1994 1993 1994 1993 1994 1993 1994
СТФ 83 -80 84 -83 24 25 87,3 85 290 311 2 1
МСФ 87 -84 83 -85 20 17 81 86 5 5 1 3
СФ 78 -73 88 -83 9 23 94 82 100 - 1 5
ФэиП 96 -99 99 -99 - - 100 98 20 11 5 3
РТФ 72 -80 84 -95 24 69 69 88 9 45 - -
ПГ 56 -73 88 -89 17 8 54 100 16 11 - -
Ср.%
по ун-ту
79 82 88 89 16 24 76 90 74 64 1,5 2

Не обнаружено значительных изменений в уровне физической подготовленности студентов радиотехнического факультета (РТФ), хотя в течение учебного года у них на 14% улучшился результат в упражнениях на брусьях, в прыжках в длину с места и в беге 3 х 10 м. Выросла у них посещаемость занятий, они стали более своевременно сдавать зачетные нормативы, чаще участвовать в соревнованиях, однако количество заболеваний увеличилось более чем вдвое.

Следовательно, у студентов наблюдалось улучшение посещаемости занятий и своевременность сдачи зачетных нормативов, более активное участие в соревнованиях, но значительного улучшения физического состояния не выявлено. Необходимо отметить увеличение заболеваемости у студентов большинства специальностей.

Аналогичная ситуация наблюдалась и у студенток. Хотя уровень физической подготовленности в течение учебного года возрастал в большей степени, но увеличение заболеваемости характерно и для этой половины студенческой молодежи.

Так, у студенток-геодезисток и химиков набора 1994 г. динамика показателей за учебный год выросла на 7,67% против 3,17% набора 1993 г. Более значительными эти показатели стали у будущих строителей и радиотехников. А у студенток педагогических специальностей (историки, иностранный язык), бухгалтеров и экономистов выявлены относительно низкие результаты тестирования.

У студенток всех специальностей повысился процент посещаемости занятий, однако на 15% увеличилась заболеваемость студенток. Более активно участвовали в соревнованиях, особенно студентки по специальностям "Прикладная геодезия" (ПГ), "Химическая переработка нефти и газа", "История", "Английский язык", "Немецкий язык".

Положительные результаты дала рейтинговая система оценки у студенток факультета экономики и права (ФЭиП). В среднем каждая студентка набрала в весеннем семестре на 180 очков больше, чем в осеннем. Примерно такая же ситуация у студенток по специальностям: "Теплогазоснабжение, вентиляция и охрана воздушного бассейна" и "Водоснабжение, водоотведение, охрана природных и сточных вод". Лишь у 8,7% студенток результаты несколько ухудшились, а в среднем на одного занимающегося рейтинг вырос на 58 очков.

У студенток - будущих историков - средний балл рейтинга каждой увеличился на четыре очка, а всего у 42% студенток результаты физического воспитания улучшились.

У студенток, изучающих иностранные языки, в среднем результат вырос на 28 баллов и положительную динамику имели 50% занимающихся. А будущие радиотехники только в 14% случаев имели отрицательную динамику физического воспитания, а в среднем результат по каждому студенту увеличился на 7,4 балла.

У студенток СФ набора 1994 г. в течение учебного года повысился уровень физической подготовленности, физкультурной активности и сознательного отношения к занятиям физическими упражнениями. Относительный уровень физического воспитания увеличился в среднем на 76 баллов.

Студентки - будущие геодезистки, тв течение учебного года повысили уровень физического воспитания на 34,8 балла, а успешно осуществлялся этот процесс у 66,7% студенток.

Наиболее успешно физическое воспитание с применением рейтингового контроля осуществлялось у студенток-нефтехимиков. В среднем рейтинг каждой студентки увеличился на 129 баллов, причем динамика в сторону улучшения наблюдалась у 100% занимающихся. Высокий уровень физического воспитания отмечен у студенток по специальности "Технический перевод" (113,8 балла) при улучшении у 85,7% на курсе.

Следовательно, применение рейтингового контроля на 1-м курсе способствовало повышению заинтересованности студентов не только в регулярном посещении занятий и своевременной сдаче зачетных требований, но и в участии в спортивно-массовых мероприятиях. Результаты успешности физического воспитания переводили в дифференцированную оценку. А главное - нужно было поднять уровень общей физической подготовленности студентов, и особенно тех, у кого в начале учебного года по результатам тестирования он был ниже среднего по курсу. В то же время наши исследования показали, что на старших курсах интерес к рейтинговому контролю у студентов падает и он дает уже меньший эффект. У студентов меняются взгляды, увеличивается познавательный интерес, способность к творческому мышлению. Отсюда стремление к занятиям полюбившимися видами спорта. Как правило, студенты 2-3-го курсов составляют большинство в секциях по видам спорта (58- 62%) и в сборных командах факультетов (65%). Учитывая интересы студентов 2-3-го курсов, необходимо для поддержания дальнейшего стремления к физическому совершенствованию проводить занятия по спортивным специализациям. Причем наиболее эффективны смежные формы проведения занятий, которые сочетают спортивные игры (особенно баскетбол, мини-футбол) с элементами атлетической гимнастики на тренажерах для юношей. Для студенток, как показала практика, наиболее эффективны аэробика в сочетании с занятиями на тренажерах.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: