К ЮБИЛЕЮ НАШИХ КОЛЛЕГ


Abstract

CONCEPT OF FORMATION OF PROFESSIONAL MERITS OF SPECIALIST AT MODERN UNIVERSITY'S FACULTY OF PHYSICAL CULTURE AND SAFETY OF LIFE

V.A. Cherkasov, Dr. Hab., professor

V.G. Makarenko, Ph. D., lecturer

Chelyabinsk state pedagogical university, Chelyabinsk

Key words: concept of education, optimization of educational process, professional training.

The purpose of this research was the substantiation and the development of the concept of the optimization of a modern specialist preparation.

The following tasks were to be solved:

1. To determine the type of the personality of the graduate of modern humanitarian university and to formulate the concept of formation of professional qualities of the specialist with university education on the basis of understanding of the personality essence, the knowledge of traditions of the Russian universities and the features of the historical stage of development of our society.

2. To concretize requirements to a graduate taking into account traditions of university and feature (specificity) of activity of the faculty.

3. To approve the conceptual positions of the theory of the education optimization in the practical activities of the faculty.

The optimization of the process of education at the faculty, in authors' opinion, depends on the precise following the concept stated in the article. Features of the faculty dictate the necessity of training for its conditions not only the teacher of physical culture, but also the trainer, and the professional athlete. Each of these specialties, besides professional pedagogical training of the graduate assumes the features of the substantial and the remedial sides of education.

The kinds of the research tasks which are carrying out by students have got not only usual educational process at the faculty, but the realization of three pedagogical practices and the activity on preparation of qualifying works, also.


КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТА НА ФАКУЛЬТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА

Доктор педагогических наук, профессор В.А.Черкасов
Кандидат педагогических наук, доцент В.Г. Макаренко

Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск

Ключевые слова: концепция образования, оптимизация образовательного процесса, профессиональная подготовка.

Мы разделяем точку зрения тех исследователей, которые считают, что концепция должна стать основой (стержнем) управления образовательными процессами на любом уровне их организации и их развития.

Управление принято рассматривать как функцию организованных систем (биологических, технических, социальных), обеспечивающую сохранение структуры этих систем, поддержание режима их деятельности и реализацию программы данной деятельности.

Социальное управление (образование относится к социальным системам) есть целенаправленный процесс установления взаимосвязи между подсистемами общества, который обеспечивает качественное совершенствование общества, что особенно важно в условиях демократизации общественных отношений. Проблема регуляции процессов управления образовательными системами в настоящее время становится в педагогике весьма актуальной и относится к разряду проблем оптимизации образования в целом.

Поэтому объектом нашего исследования стал процесс управления образовательными системами в обществе, решающем задачи демократизации и гуманизации своих социальных отношений, а предметом исследования - оптимизация управления образовательными системами в современном гуманитарном университете и на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности, направленная на формирование у специалиста-выпускника профессиональных качеств более высокого порядка.

Цель исследования заключается в обосновании и разработке концепции оптимизации процесса управления формированием современного специалиста.

Включившись в исследовательскую работу, мы поставили перед собой следующие задачи:

1. На основе понимания сущности человека, знания традиций российских университетов, а также учета особенностей исторического этапа развития нашего общества определить тип личности выпускника современного гуманитарного университета и сформулировать концепцию формирования профессиональных качеств специалиста с университетским образованием.

2. Учитывая традиции университета и особенности (специфику) деятельности факультета, конкретизировать требования к выпускнику факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности университета.

3. Осуществить "пробный перенос" идей оптимизации на образовательный процесс в вузе.

4. Апробировать концептуальные положения теории оптимизации образования в практической деятельности факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности.

Мы считаем, что концепция - это система взглядов, точка зрения, руководящий принцип, трактовка, ведущая конструктивная линия различных видов деятельности. Концепция должна включать в себя положения, раскрывающие видение авторами ее методологических основ, иметь теоретическое обоснование, быть практически направленной, определять содержание, формы и методы деятельности, способствующие ее реализации.

Методологическую основу разрабатываемой нами концепции правомерно сформулировать в виде трех положений: 1) мир (природа, общество, человек с его мышлением) существует независимо от нашего сознания (т.е. объективно); 2) он развивается по присущим ему законам; 3) человек способен познать эти законы и использовать их в своей практической деятельности.

Теоретическое же обоснование основывается на более полном раскрытии понятий "образование" и "воспитание".

Сразу условимся считать (согласно Закону РФ "Об образовании") понятие "образование" самым широким в педагогике и рассматривать его как взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

При этом термин "воспитание" понимается нами как формирование собственного опыта, а "обучение" - как передача опыта опосредованно, через философию, науку, технику, искусство.

Проблема сущностных сил решается, естественно, исходя из современного понимания сущности человека. По нашему мнению, человек есть существо не только природное и социальное , но и духовное. При этом под духовностью мы понимаем: 1) потребность и способность к творчеству хотя бы в одной из сфер человеческой культуры (материальной, духовной, соционормативной); 2) потребность и способность быть "для других"; 3) потребность в свободе, точнее в свободе самореализации, а также способность к самообразованию и саморазвитию.

Идея триединой сущности личности помогает нам вплотную подойти к представлению о профессионализме и профессиональной значимости личности в современном обществе. Строя свою концепцию оптимизации управления процессом формирования специалиста в вузе, мы не можем не обратиться к рассмотрению сущности понятия "профессионализм". Это понятие в условиях развитого общества приобретает новое звучание.

Американские политологи и социологи Д. Белл, З. Бжезинский, Д. Тоффлер и французские социологи и политологи А. Туран и Ж. Фурастье показывают, что общество в своем поступательном развитии проходит три основные стадии: 1) доиндустриальную (аграрную); 2) индустриальную (появляются "заменители" физического труда человека); 3) постиндустриальную - технократную, сверхиндустриальную (появляются "заменители" умственного труда человека).

Сегодня общества развитых стран уже вступили в третью стадию своего развития. Она характеризуется ростом третичной сферы экономической деятельности - сферы услуг, а основной целью этого общества являются уже не власть, не деньги, а знания, обладание которыми - главный престижный фактор. Отсюда и специфическая форма социальной организации - университеты с господствующей ролью ученых и менеджеров - консультантов. Поэтому основным понятием, характеризующим профессионализм выпускников вузов, становится понятие компетентности.

Под компетентностью понимается общая способность к какой-либо деятельности, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, но не сводимая ни к знаниям, ни к умениям. Это - общая настройка человеческого поведения, связанная со способностью "мобилизовать" в определенной ситуации приобретенные знания и опыт.

Итак, отметим еще раз, что общей целью образования в вузе мы считаем формирование духовно богатой, компетентной личности. А поскольку наш вуз ведет подготовку педагогических работников, мы не можем не привести критерии, разработанные в российской педагогике и определяющие уровень развития профессионального мастерства преподавателя в соответствии с его компетентностью:

- педагогическая умелость: педагог способен применять знания и умения, полученные в вузе, в своей практической деятельности;

- педагогическое мастерство: педагог способен выбирать из разных вариантов построения образовательного процесса наилучший в данных конкретных условиях;

- педагогическое творчество: педагог не только выбирает, но и находит собственные пути решения проблем с учетом специфики обстоятельств;

- инновационную деятельность: педагог разрабатывает свою, авторскую, методику и технологию образования (обучения, управления, воспитания).

Именно таким, педагогически умелым, обладающим педагогическим мастерством, способным к педагогическому творчеству и инновационной деятельности, мы хотим видеть нашего выпускника.

Остановимся на рассмотрении тех факторов, знание которых оказывает непосредственное влияние на оптимизацию образования.

Для успешного управления учебным процессом необходимо учитывать:

1) особенности студентов (не только возрастные, но и определяемые избранной ими будущей профессией, накладывающей отпечаток на характер их жизнедеятельности);

2) особенности образовательного материала и уровня культуры в обществе на данном историческом этапе его развития;

3) особенности социального заказа на современного профессионала;

4) особенности условий, в которых работает вуз.

5) двуединство целей вуза: создание условий для жизнедеятельности студентов, обеспечивающих непрерывное развитие их личности, формирование профессиональных качеств, и постоянная работа с кадрами в направлении повышения профессионализма всех и каждого преподавателя в отдельности.

Процесс образовательной деятельности мы рассматриваем с позиции системно-оптимизационного подхода, разработанного в педагогике и включающего ценностный, итеративный (постепенности приближения к цели) и комплексно-деятельностный подходы.

Государственный образовательный стандарт определяет тот минимум знаний, умений и навыков, которым должен овладеть студент, обучающийся в вузе, поэтому в комплекс деятельностей студентов мы включаем:

- информационно-знаковую деятельность, ценностью которой является формирование знаний, умений и навыков по учебным дисциплинам. (Данный вид деятельности мы считаем первым уровнем процесса образования студентов.);

- целе-результативная, или отражательно -преобразующая, деятельность. (Это второй уровень в процессе образования. Ценностью на этом уровне является способность студента к выбору и самостоятельной формулировке цели деятельности.);

- духовно-практическая (творческая) деятельность, осуществляемая студентами в процессе самообразования и саморазвития (третий уровень). Ценностями для этого уровня являются потребность студента в самореализации и способность к ней.

Мы уже отмечали, что деятельность гуманитарного университета направлена на формирование высококвалифицированных педагогов, специалистов -профессионалов в области тех или иных дисциплин.

Оптимизировать образовательный процесс (в нашей трактовке) - значит учесть особенности личности студентов, уровень культуры общества, специфику образовательного материала, социальный заказ на современного специалиста, условия работы вуза, развить деятельность каждого студента от информационно -знакового до целе-результативного и духовно-практического уровней.

Таким образом, в работе над концепцией оптимизации формирования профессиональных качеств специалиста мы учитываем развитие сущностных сил личности каждого студента (физических, психических, социальных, духовных); считаем, что образование (во взаимосвязи воспитания и обучения) выступает средством и условием организации жизнедеятельности каждого студента, которая строится на таких видах деятельности, как познание, преобразование и ценностная ориентация; стремимся к тому, чтобы результатом процесса образования явилось становление духовно богатой личности, интеллектуально развитого, культурного человека, исследователя.

Оптимизация процесса образования на факультете, по нашему мнению, зависит от четкого следования изложенной выше концепции. Особенности факультета диктуют необходимость подготовки в его условиях не только преподавателя физкультуры, но и тренера, и спортсмена-профессионала. Каждая из этих специальностей помимо профессиональной педагогической подготовки выпускника предполагает особенности содержательной и процессуальной сторон образования.

В связи с этим на факультете приобрели своеобразие не только обычный образовательный процесс, но и виды исследовательских заданий, выполняемых студентами как в учебном процессе, так и при проведении трех педагогических практик, содержание и формы отчетности, деятельность по подготовке курсовых и квалификационных работ.

В основу образовательного процесса на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности положены принцип дифференциации, определяющий важность индивидуально-личностного подхода к студентам, выбора форм, методов и приемов работы с ними; принцип интеграции (системного соединения и включения в единый учебно-воспитательный процесс факультетских, межфакультетских и вневузовских образовательных и профессионально-спортивных структур); принцип прогрессирующей вариативности (поступательного перехода в образовательном процессе от информационно-знакового уровня к творческому); принцип преемственности как связи развития и развития самой связи образовательных процессов и явлений. Это означает, что:

· во-первых, задания для практической деятельности студентов разрабатываются преподавателями факультета с учетом специфики подготовки учителя физкультуры, тренера по избранному виду спорта, спортсмена -профессионала (по педагогике, психологии, методике преподавания физической культуры и др.);

· во-вторых, на факультете создаются условия для проведения студентами исследования в форме квалификационной работы уже начиная с 1-го курса, что ведет к постепенному наращиванию теоретической и опытно-экспериментальной базы исследования;

· в-третьих, преемственность и дифференциация в образовательной деятельности начинают осуществляться с формулировки проблемы исследования (1-2-й курсы), с уточнения ее в курсовой работе по методике физической культуры (3-й курс); продолжают в пробном поиске и анализе его результатов на 1-й педагогической практике на 3-м курсе, в обучающем эксперименте во время 2-й и 3-й педпрактик и в оформлении конечных результатов на завершающих этапах обучения в вузе;

· в-четвертых, хорошим стимулирующим средством овладения студентом исследовательскими умениями и навыками в условиях факультета, да и всего университета в целом являются ставшая традиционной практика работы официальной системы учебно-исследовательской деятельности студентов (УИРС) и научно-исследовательской деятельности студентов с ежегодными конференциями по их итогам и публикацией сборников студенческих работ.

Изложенные выше общие положения концепции оптимизации образования на факультете физической культуры и безопасности жизнедеятельности станут эффективными в случае, если:

1) образовательная (воспитательная и обучающая) деятельность факультета обеспечит ориентацию образа жизни студентов на деятельность, соответствующую его избранной профессиональной специализации;

2) деятельность факультета будет направлена на развитие связи и отношений со всеми формами образования: школьным, детским спортивным, дополнительным образованием;

3) деятельность преподавателей факультета будет ориентирована на современный учет особенностей построения жизнедеятельности студентов всех трех специфических групп (учитель физкультуры, тренер, спортсмен-профессионал).

Литература

1. Легенький Г.И. Педагогический процесс как целостная динамическая система. - Харьков: Вища школа. Изд-во при Харьк. ун-те,1979. - 144 с.

2. Макаренко В.Г. Системно-оптимизационный подход - концептуальная основа развития деятельности по профессиональной подготовке студентов//Проблема сущности человека и типа личности: Материалы 1-й региональной межвузовской науч.-практ. конф., 20 декабря 2000 г.. - Челябинск: изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001, с.159-163.

3. Макаренко В.Г. Формирование профессиональной культуры будущего спортивного педагога в условиях современного вуза // Методика вузовского преподавания: Матер. 5-й межвуз. науч.-практ. конф., 30-31 октября 2001 г. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, ч. 2, 2001, с. 239-241.

4. Педагогика школы / Под ред. Г.Н. Щукиной. - М.: Просвещение, 1977. - 384 с.

5. Радугин А.А., Радугина К.А. Социология. Курс лекций. - М.: Центр,2000. - 244 с.

6. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пос. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ,1997. - 512 с.

7. Черкасов В.А. Духовность как педагогическое понятие (аспект светской духовности// Проблема сущности человека и типа личности: Матер. 1-й регион. межвуз. науч.-практ. конф. 20 декабря 2000 г. - Челябинск, 2000, с. 27-31.

8. Черкасов В.А. Оптимизация методов и приемов обучения в общеобразовательной средней школе. - Иркутск: изд-во Ирк. ун-та, 1985. - 200 с.

9. Черкасов В.А., Фомина Т.А., Хайрулин Ш.Ш. Развитие духовности школьника (аспект оптимизации светского образования). Монография. - Челябинск: изд-во ЧелГУ, 1993. - 164 с.

10. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 320 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!