ТЕОРИЯ ТУРИЗМА


Abstract

CONCEPTS OF TOURISM. EXPERIENCE OF STRUCTURAL-SEMANTIC ANALYSIS

A.I. Zorin, Ph.D.

Russian international academy of tourism, Skhodnya, Moscow Region

Key words: concepts, constants, pedagogic of tourism, semiotics, bipolar model of professional tourist education.

The moving of a tourism from one state department in another testifies the absence of the precise reference points in the sight on a tourism as on the social and economic phenomenon. The science has offered the decision of the given problem in frameworks of special methodology - the structural-semantic analysis of texts. Some results of that approach using the author shows in the article.

The basic positions of tourism are stated in the appropriate concepts. The notions determining and explaining the methodology of semiotics were accepted for the named concepts.

The structural-semantic analysis has allowed to reveal 95 concepts, determining the contents of tourism. It is the amount of concepts significant enough, to form together the conceptual field of the area of tourist activity of an interbranch level.


Концепты туризма. ОПЫТ СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА

Кандидат педагогических наук А.И. Зорин
Российская международная академия туризма, Сходня, Моск. обл.

Ключевые слова: концепты, константы, педагогика туризма, семиотика, двухполюсная модель профессионального туристского образования.

Перебрасывание туризма из одного ведомства в другое свидетельствует об отсутствии четких ориентиров во взгляде на туризм как на социально-экономическое явление. Наука предложила решение данной проблемы в рамках особой методологии - структурно -семантического анализа текстов, некоторые результаты которого мы приводим в настоящей работе.

Принципиальные положения туризма излагаются в соответствующих концепциях. Понятия, определяющие и объясняющие концепции, в семиотике принято называть концептами.

Концепты передают не только смысл слова. С одной стороны, концепт - как бы сгусток культурной среды в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. С другой - это то, посредством чего человек сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее (Ю. Степанов). Концепты представляют собой часть культурного пространства, в котором и происходит взаимообогащение и развитие культур на глобальном, национальном и региональном уровнях. Каждый концепт образует структуру, благодаря которой он терминологически высвечивает сгусток других представлений, понятий, знаний, ассоциаций, переживаний, которые сопровождают эту концепцию. Как подчеркивает П.Я. Черных, в отличие от понятий концепты не только мыслятся, они переживаются. Это значит, что концепты отражают концепции в мире ментальной культуры человека. Именно в данном толковании понятие "концепт" закрепилось в культурологии (М. Ильин).

Структурно-семантический анализ позволил выявить 95 концептов, определяющих содержание туризма. Это довольно значительное количество концептов, вместе способное образовать концептуальное поле сферы туристской деятельности межотраслевого уровня. В свою очередь, концептуальное поле формирует особую знаковую культуру общества (Д. Льюиз). Концептуальное поле сферы туристской деятельности и представляет собой предмет педагогики туризма. Множество концептов для удобства поиска значимых закономерностей следует классифицировать, т.е. разбить на более однородные группы и подгруппы. Эти группы и подгруппы образуют, соответственно, специализации и специальности профессионального туристского образования.

Одним из самых значимых оснований классификации концептов профессионального туристского образования в свете последних научных изысканий являются основания туристики - науки о субъекте, объекте и предмете туризма (И.В. Зорин, В.А. Квартальнов). Педагогика туризма как наука, изучающая свой предмет - квалификационное поле сферы туризма, должна использовать гносеологический принцип туристики, который, в свою очередь, позволяет формировать содержание профессионального туристского образования в контексте квалификаций туристики, представляющих ее объект (туристскую деятельность), субъект (туриста) и предмет (туроперейтинг). Соответственно, каждая из этих подсистем формирует свою квалификационную группу концептов, выделяемую по их ориентации на субъект (субъектно-ориентированная), либо на объект (объектно-ориентированная), либо на предмет (предметно -ориентированная) педагогики туризма.

Продолжая данное логическое рассуждение, мы предлагаем классификацию квалификаций профессионального туристского образования (см. рисунок).

Все концепты , выявленные нами в результате квалификационного концептуального анализа, вместе составляют концептуальное поле содержания педагогики туризма, т.е. в обобщенном виде объединяют квалификации в направление "туризм" .

Концептуальное поле педагогики туризма разбито на три квалификационные зоны профессионального туристского образования в зависимости от их ориентации на субъекта (А), объект (Б) и предмет (В) туризма:

А. Субъектно-ориентированная квалификационная зона педагогики туризма, раскрывающая в содержании профессионального туристского образования характер, свойства и отношения туриста.

Б. Объектно-ориентированная квалификационная зона педагогики туризма, раскрывающая в содержании профессионального туристского образования особенности, характеристики, отношения и задачи туризма как системного объекта;

В. Предметно-ориентированная квалификационная зона педагогики туризма, раскрывающая специфику предмета изучения в содержании профессионального туристского образования .

Проблемные квалификационные технологические группы образуются в рамках каждой гносеологической квалификационной зоны педагогики туризма и раскрывают те или иные проблемы туристики в профессиональном туристском образовании.

А. Субъектно-ориентированная зона терминологии туризма формирует шесть проблемных терминологических групп:

А.1. Аксиологическая квалификационная технологическая группа - содержит 10 концептов, раскрывающих основную задачу туристской деятельности как проблему обеспечения доступности ценностей культурного и природного наследия.

А.2. Рекреационная квалификационная технологическая группа - содержит 7 концептов, раскрывающих взгляд на человека, которым среда рекреационной деятельности рассматривается как арена жизнедеятельности человека и обладает комплексом свойств, необходимых для рекреационной деятельности людей.

А.3. Антропоэкологическая квалификационно-технологическая группа - содержит 5 концептов, благодаря которым среда рекреационной деятельности рассматривается как арена жизнедеятельности человека и обладает комплексом свойств, необходимых для рекреации людей.

А.4. Квалификационная технологическая группа рекреационного проектирования - содержит 6 концептов, раскрывающих сущность профессионально -квалификационных модулей, учебных элементов, а также границы типологических и региональных компонентов профессионального туристского образования благодаря синтезу различных циклов рекреационной деятельности человека и рекреационных программ из ограниченного числа рекреационных модулей.

А.5. Квалификационная технологическая группа социализации туризма - содержит 7 концептов, раскрывающих содержание профессионального туристского образования в контексте социального туристского движения за доступность культурного и природного наследия.

А.6. Мотивационная квалификационная технологическая группа - содержит 5 концептов, раскрывающих содержание профессионального туристского образования в контексте обеспечения насыщения рекреационных потребностей туристов, гарантий трудоустройства и карьерного роста профессионалов туризма.

Б. Объектно-ориентированная квалификационная зона педагогики туризма содержит пять квалификационных технологических групп:

Б.1. Отраслево-экономическая квалификационная технологическая группа - содержит 4 концепта, раскрывающих программу экономической подготовки специалистов по туризму в аспекте изучения туризма как сектора экономики.

Б.2. Деятельностно-ориентированная квалификационная технологическая группа - содержит 4 концепта, раскрывающих программу экономической подготовки специалистов по туризму в аспекте изучения туризма как правовой и экономической деятельности.

Б.3. Рыночная квалификационная технологическая группа - содержит 4 концепта, раскрывающих программу экономической подготовки специалистов по туризму в аспекте изучения особенностей туристского рынка.

Б.4. Технолого-туристская квалификационная группа - содержит 3 концепта, раскрывающих технологию туристской деятельности.

Б.5. Феноменологическая квалификационная технологическая группа - содержит 4 концепта, раскрывающих содержание профессионального туристского образования в контексте феноменологии туризма и общественного осознания смены его функций и ролей.

В. Предметно-ориентированная квалификационная зона педагогики туризма включает шесть терминологических групп:

В.1. Системная квалификационная технологическая группа - образует 9 концептов, обеспечивающих целостность содержания профессионального туристского образования.

В.2. Оптимизационная квалификационная технологическая группа - содержит 4 концепта, раскрывающих содержание профессионального туристского образования в аспекте поиска эффективных методик обучения.

В.3. Семантическая квалификационная технологическая группа - содержит 3 концепта, структурирующих содержание профессионального туристского образования благодаря анализу семантического поля и семантических рядов.

Квалификационное концептуальное поле педагогики туризма

В.4. Лингво-страноведческая квалификационная технологическая группа - содержит 3 концепта, раскрывающих содержание профессионального туристского образования как специфической предметной сферы взаимодействия культур.

В.5. Экскурсионно-краеведческая квалификационная технологическая группа - содержит 2 концепта, развивающих содержание профессионального туристского образования благодаря использованию специфических методов экскурсоведения.

В.6. Квалификационная технологическая группа туроперейтинга - содержит 7 концептов, раскрывающих специфику формирования, производства и продвижения туристского продукта.

Как было определено выше, предметом педагогики туризма является концептуальное квалификационное поле. В зависимости от ориентации на субъекта, объект или предмет туризма поле может быть разбито на три гносеологические квалификационные зоны профессионального туристского образования.

Но содержательные области педагогики туризма могут быть выявлены и другим путем. Об этом и пойдет речь ниже.

Самые значимые концепты называют константами. Константы образуются из концептов. Под константами понимаются устойчивые концепты независимо от того, являются ли они априорными или эмпирическими. Устойчивость констант проявляется в том, что они прослеживаются на более длительном временном отрезке, нежели другие концепты. Как отмечают исследователи, константы способны создавать концептуальное поле как культурную систему, в которой другие константы формируют значимые структуры - семантические ряды (Ю.С. Степанов, С.Г. Проскурин; Б.А. Успенский; Ch.W. Morris; U. Weinreich).

Константы как значимые элементы культуры в педагогике туризма создают концептуальные области туристской культуры, в которой концепты формируют квалификационные дидактические ряды.

Педагогика туризма, таким образом, рассматривает процессы формирования содержания профессионального туристского образования как процессы "культивирования" туристской культуры посредством создания концептуальных областей туристской культуры, в границах которых формируются квалификационные ряды как дидактические семантические структуры.

С точки зрения содержания профессионального образования культура туризма выступает как мощное средство воспитания и образования. Именно как совокупность значений, ценностей и норм, которыми люди владеют, социализируют и раскрывают эти значения, понимает культуру Питирим Сорокин. Концепт латинского слова "сultura", сохранившийся до наших дней, означает: обустройство того места, где живешь; прежде всего обработка земли, уход за землей; почитание богов - хранителей этого места; обережение богами людей, которые в таком месте живут и которые так хорошо поступают.

Эти рассуждения позволяют сформулировать дидактико-семантическое понимание культуры как совокупности концептов и отношений между ними, выражающихся в квалификационно-дидактических полях, ареалах, рядах, парадигмах, стилях, изоглоссах, рангах, константах и самой педагогике туризма.

Ю.С. Степанов, который наиболее детально и полно изучал свойства и отношения констант, определил формулу константы как "некий постоянный принцип культуры", воспитания , добавим мы. Тогда значение педагогики туризма выходит за рамки только образования, она приобретает задачи воспитания, просвещения, приобщения, доступности профессионального туристского мастерства, образования и культурно-исторического наследия .

Константа образует область туристской культуры. В туризме две константы - ТУРИСТ, ПУТЕШЕСТВИЕ - образуют две альтернативные области туристской культуры, которые должна анализировать педагогика туризма.

В принятом международным сообществом тезаурусе термин "турист" обозначает гражданина любого государства, временно прибывшего в страну, определенную местность в пределах страны либо конкретный населенный пункт в пределах определенной местности на срок от 24 часов до 6 месяцев, путешествующего ради удовольствия или с деловыми целями и не занимающегося при этом оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания (определение ВТО).

Российское законодательство практически повторило данное определение, принимая за туриста всякого гражданина, посещающего страну (место) временного пребывания в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющего не менее одной ночевки.

Константа ТУРИСТ развивает в педагогике туризма экономическую культуру.

Что является главным в определении туриста? Отнюдь не личностные свойства туриста, его специфические потребности. Не обозначен характер его деятельности. Не охарактеризованы его социальные роли.

Главное здесь - идентификация туристов для удобств и унификации международной статистики. Всемирный туристский рынок, для того чтобы точно считать денежные потоки, должен иметь единую унифицированную единицу. Ею-то и стал турист. То есть турист интересует всемирный рынок главным образом как носитель денег, источник финансовых потоков.

Итак, константа ТУРИСТ формирует и поддерживает культуру рынка туризма. Поэтому в западном образовании превалирует школа экономики туризма. В.А. Квартальнов в качестве ведущих называет Корнельский университет (США), Лозаннскую школу туризма (Швейцария) и Сарри-университет (Великобритания). Эти три "кита" охраняют незыблемость интересов и контролируют тенденции развития международного туристского рынка с помощью соответствующего профессионального образования и его квалификационно-дидактических единиц.

Константа ТУРИСТ обнажает кардинальное противоречие современной западной педагогики туризма - между социальным значением концепта "турист" и экономическим значением константы ТУРИСТ.

Отсутствие гуманистической традиции при интерпретации константы ТУРИСТ должна была бы компенсировать другая константа, имеющая личностно -гуманистическое значение. Но подобной константы в западной педагогике туризма нет. Все прочие концепты развиваются в русле константы ТУРИСТ и образуют лишь дидактические квалификационные ряды на базе данной константы. Приведем для примера значение в западной педагогике туризма другого концепта - "туризм". Этот термин до сих пор не сложился в значимую доминанту педагогики туризма. Он находится в процессе формирования и не имеет однозначного толкования.

Термин "туризм" происходит от французского слова "tourisme", а последнее - от "tour" - прогулка, поездка. Несмотря на четкие этимологические корни, концепт "туризм" имеет несколько толкований:

1. Концепция менеджмента: туризм осуществляется, как правило, туристскими организациями по туристским маршрутам. Существуют многочисленные виды и формы туризма: внутренний, международный, самодеятельный, организованный, ближний, дальний, познавательный, водный, горный, автомобильный, пешеходный, спортивный и т.д. (официальная терминология ВТО).

2. Концепт, развивающий экономическую константу ТУРИСТ: временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания (из Закона РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федераци").

3. Миграционный аспект: временный выезд людей с постоянного места жительства в целях вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально -деловых без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания (Демографическая энциклопедия, 1985).

4. Деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного полного года, с целью отдыха, с деловыми и прочими целями.

5. Деятельностный подход: путешествия, походы, спортивные или рекреационные мероприятия и другие формы отдыха (БЭС, 1982).

6. Рыночное толкование концепта: "Туризм как процесс состоит из спроса (турист), предложения (туристская индустрия) и туристского продукта, на который направлен интерес туриста" (Николлс, 1995).

7. Индустриальный подход: "Человек путешествует с незапамятных времен, в то время как туризм, социально -экономический феномен, в большей степени ассоциируется с индустриальным периодом жизни человечества и отличается от путешествий и качественно и количественно. Путешествие является лишь элементом туризма и часто не самым важным" (Z. Mieczkowski, 1981).

В мировой культуре и западной педагогике туризма концепт "туризм" приобретает все более отчетливый индустриальный оттенок. В сфере профессионального туристского образования его все чаще связывают с индустрией, масштабы которой таковы, что подготовка кадров для этой сферы (каждый восьмой, занятый в хозяйстве) становится все более важной областью профессиональной педагогики. Однако западная педагогика туризма образует однополярное квалификационное поле, в котором остается мало места для концептуальных дидактических рядов социально -гуманистического направления.

Российская педагогика туризма развивалась на базе другой константы - ПУТЕШЕСТВИЕ. Эта константа в России появилась ранее концепта "туризм". Этимологически термин "путешествие" происходит от слова "путь" и имеет несколько дополняющих друг друга значений:

1. Путешествие означает передвижение по какой-либо территории, акватории для их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями (БЭС, 1982).

2. В России путешествие составляет целый литературный жанр (М.М. Бахтин), в основе которого лежит описание путешественником (очевидцем) достоверных сведений о незнакомых или малоизвестных читателю странах, землях, народах. Повествование ведется обычно в форме заметок, записок, дневников (журналов), очерков, мемуаров: "Хождения", "Странствия", "Очерки" и т.п. Путешествие помимо познавательных может ставить эстетические, философские, публицистические и другие задачи. Особый вид литературного путешествия - повествования о вымышленных странствиях с преобладающим идейно-художественным элементом, но с ориентацией на композиционные принципы документального путешествия ("Мертвые души" Н. В. Гоголя).

Наиболее точное представление о путешествии как элементе русской культуры и осознание того, что "путешествие" уже на протяжении более двухсот лет является одной из значительнейших констант русской культуры, дает обращение к русской классике. Не надо цитировать Карамзина, Пушкина и Радищева. Достаточно привести следующую обширную выдержку из современника и старшего друга А.С. Пушкина - А. Тургенева, чтобы увидеть особенности переживаний русского путешественника (выделено нами - А.З.): "Конечно, в городах Европы ищут уединения среди людей. Во всяком случае, там знаешь, как себя вести. Можно выбрать себе компанию , побыть с ней или оставить ее. Сколько характеров закалилось в этом путешествии между гостиничным номером и древними камнями острова Святого Людовика! Правда, некоторые томились в пути от одиночества . И все же там обрели возможности расти и самоутверждаться . Там они одновременно были одни и не одни. Века истории и красоты, будоражившие души свидетельства ушедших жизней сопровождали их в прогулках по набережным Сены и говорили им одновременно о традициях и победах...

Кто путешествовал не с одним только намерением пролететь землю - faire le tour de l'Europe - в два года и потом поставить в уголок страннический посох свой - и иметь право восхищаться красотами Натуры, кои как сон должны представляться ему, но с желанием увидеть что-нибудь новое, избегнувши от наблюдений других путешественников, или хотя и поверить их, - тот, верно, чувствовал всю трудность такого путешествия...

Но вы, домоседцы, вы все еще не имеете права жалеть о нас; вы не чувствовали того, что мы, усталые странники , оставлявшие свою родину; у вас не билось сердце при первом шаге, который вы ступали на отечественную землю; вы не верите, что и дым отечества приятен быть может. Ах! Чужая сторона научит любить свое отечество. Поезжай удивляться иностранцам и возвратись с русским сердцем!..

Как сладостно бывает и самое уединение после продолжительного путешествия, как приятно обновлять в душе своей те сильные ощущения , которые потрясли ее, мысленно переселяться в те страны, где все действовало на нас живее, потому что все было для нас ново, развертывать перед собою хотя в воображении картины Натуры, которые очаровывали вас или величественными , или приятными своими сценами, или даже своею дикостью " (А. Тургенев, по изданию 1989 г.).

Этот образ русского путешествия значительно отличается от зарубежных концептов путешествия. Сравните его с французским эстетическим концептом путешествия Стендаля (путешествия по Италии), или авантюрно-фантастическим концептом Жюля Верна; английским научным концептом Ч. Дарвина (кругосветное путешествие на "Биггле"), или приключенческо-меркантильным концептом путешествия Стивенсона. И станет ясно, чем русское путешествие отличается от культуры туризма других народов. Во время путешествия ты узнаешь другие страны, но познаешь самого себя.

Русская константа ПУТЕШЕСТВИЕ означает путь к себе. В этом отношении она ближе всего, пожалуй, немецкой традиции (страдания Вертера, искания Фауста или странствия авантюриста Феликса Круля), а также евангельской концепции.

Если согласиться с тем, что отечественная педагогика туризма должна формировать содержание профессионального туристского образования в традициях русской культуры, то именно ПУТЕШЕСТВИЕ должно быть выбрано его константой. На базе данной константы должно происходить формирование квалификационно-дидактической структуры профессионального туристского образования.

Рекомендуемый нами вариант педагогики туризма должен предусматривать двухполюсную модель профессионального туристского образования, основанную на двух константах. Константа ТУРИСТ формирует экономическое квалификационное проблемное поле педагогики туризма, а константа ПУТЕШЕСТВИЕ - социальное квалификационное проблемное поле педагогики туризма.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!