ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ


Abstract

STRUCTURE AND CONTENTS OF PROFESSIONAL TOURIST EDUCATION

A.I. Sesyolkin, Ph.D., lecturer, pro-rector of RIAT

Russian international academy of tourism, Skhodnya, Moscow Region

Key words: interbranch connections, tourist-sports operating, educational standards, curriculums.

The needs of the area of tourism in the new conditions are appreciably concentrated on the necessity of the adequate personnel maintenance of all directions of the development, kinds and forms of tourism. The basic contradiction of it consists in the versatile character of tourist activity which, on the one hand, requires experts of various professions, specialties, qualifications, and with another - in essentially new technologies of the service for tourists, needs in which arise in the process of the development of allied industries of an economic complex and the formation of specialists in the adjacent kinds of a professional activity.

There is the problem of the professional training of the experts capable to the effective service of tourist-sports movement, including the executing of functions of managers of sports teams, managers of sports actions, financial managers in view of the aforesaid. Despite of an operational experience of functionaries of the Russian and international sports associations available in this area (federations by kinds of sports), modern conditions of athletes training and the organization of competitions determine the necessity of the further analysis of the situation and conditions of specialists of the new generation training - the managers on tourist-sports operating.


СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кандидат технических наук, доцент, проректор РМАТ А.И. Сесёлкин
Российская международная академия туризма, Сходня, Моск. обл.

Ключевые слова: межотраслевые связи, туристско-спортивный оперейтинг, образовательные стандарты, учебные программы.

Потребности сферы туризма в новых условиях в значительной мере сосредоточены на необходимости адекватного кадрового обеспечения всех направлений развития, видов и форм туризма. Основное противоречие здесь заключается в многопрофильном характере туристской деятельности, которая, с одной стороны, нуждается в специалистах различных профессий, специальностей, квалификаций, а с другой - в принципиально новых технологиях обслуживания туристов и экскурсантов, потребности в которых возникают по мере развития смежных отраслей народнохозяйственного комплекса и формирования специалистов по смежным видам профессиональной деятельности (рис. 1).

Выявлено, что наряду с широко распространенными формами основной туристской деятельности - туроператорской (формирование тура), турагентской (продажа тура) и деятельностью по обслуживанию туристов в местах пребывания на маршруте, в процессах путешествий (гостинично -ресторанное и экскурсионное обслуживание) - в последние годы сформировались направления сопутствующей туристской деятельности, обеспечивающей условия для организации и осуществления путешествий (анимационная деятельность), разработки программ регионального развития туризма, создания принципиально новых туристских продуктов и продвижения их на отечественный и международный рынок. Последнее особенно актуально для современных российских условий. Пока еще наблюдается существенное нарушение баланса в туристских потоках в пользу выезда за рубеж в ущерб развитию въездного и внутреннего туризма.

Немаловажное значение имеет и развитие социального туризма - одного из факторов социальной поддержки населения, реализуемой на конституционной основе.

Выполненный нами анализ практики туризма, официальной статистики свидетельствует о том, что его виды и формы становятся все более разнообразными, его дифференциация не ограничивается разделением на выездной, въездной, внутренний и социальный. Туристский рынок охватывает туризм организованный и неорганизованный; дальний и краткосрочный; стационарный и маршрутный; элитный и экономический; детский и молодежный, для лиц старшего возраста; групповой, индивидуальный и семейный; различающийся по целям путешествия (культурно -познавательный, обучающий, спортивный, оздоровительный, курортный, деловой, приключенческий, паломнический), по специализации путешествий (экологический, аграрный, религиозный, круизный, хобби-туризм, караванный, автостоп, ознакомительный), по времени осуществления путешествий (сезонный, каникулярный, праздничный), по политическим и природно-географическим зонам (приграничный, горный, лесной, пустынный, прибрежный), по способу передвижения и видам транспорта (пешеходный, конный, велосипедный, автомобильный, железнодорожный, авиационный, водный, комбинированный, на других видах транспорта). Перечисленные варианты классификации - далеко не исчерпывающие, поскольку в практике социально-культурной жизни постоянно возникают новые виды и формы туризма (см. А. А. Власов, 1974; Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский, 1993; И.В. Зорин, В. А. Квартальнов, 1999).

Исследование профессионально-квалификационной структуры кадров показывает, что в формировании и предоставлении туров туристских услуг участвуют не только туроператоры, турагентства, гостиницы, рестораны и экскурсионные бюро. Система предпринимательства в туристской индустрии традиционно включает постоянно развивающийся транспортный сектор (перевозчики туристов). Бурный рост переживает сектор индустрии развлечений для туристов, требующий большого числа квалифицированных аниматоров разного профиля (А. В. Квартальнов, 1999; Ф. Н. Лавров, 2000; Б. Х. Гаджиев, 2001). В индустрии гостеприимства наряду с секторами размещения и питания имеется сектор индустрии сопутствующих (дополнительных) услуг, от которых в немалой степени зависят доходы собственно гостиниц. Наконец, сектор глобальных компьютерных систем бронирования и резервирования является посредником между секторами собственно туристской индустрии и индустрии гостеприимства и требует все больше специалистов по информационным технологиям.

Рис. 1. Прогностическая модель развития семейства профилей, направлений, специальностей, специализаций в сфере туристско-экскурсионной деятельности.

Обозначения:

n - количественный состав специальностей и специализаций туристского профиля;

n1 - количественный состав специальностей и специализаций смежных отраслей народнохозяй ственного комплекса;

a, b, c, d - генезис профессионального туристского образования (профили, направления, специальности, специализации): а - латентная зона; b - зона начального развития; с - зона интенсивного развития; d - зона стабилизации

Однако, если для коммерческо-индустриальных направлений и форм основной туристской деятельности разработана профессионально-квалификационная структура кадров специалистов, содержащая квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии 1, то для сопутствующей туристской деятельности такие стандарты не разработаны. Имеющиеся профессиональные стандарты не учитывают всего многообразия видов и форм туризма, его перспективных направлений и особенностей развития туристской деятельности, не охватывают секторов транспорта, развлечений, дополнительных услуг, информационно-телекоммуникационного обеспечения (глобальные компьютерные системы бронирования и резервирования, внутриофисные информационные технологии, интернет-технологии). Прогностическая модель профессионально-квалификационной структуры кадров специалистов для сферы туризма, построенная нами с учетом многообразия новых видов и форм туристской деятельности, охватывает все предметы деятельности (турагентскую, туроператорскую, гостиничную, ресторанную), технологии обслуживания субъектов (туристов-клиентов с их специфическими запросами) и объекты деятельности (собственно туризм с его видами и формами).

Анализ требований к построению профессионально -квалификационной структуры кадровых ресурсов с учетом остроты конкуренции на международном и внутреннем туристском рынке определил построение и содержание многопрофильной подготовки кадров специалистов. В частности, по мере развития программ проводимого эксперимента мы расширяли диапазон заданий и осваиваемых профилей работы студентами в ходе производственной практики. На рис. 2 и 3 показано число стран, программ видов производственной практики и сфер обслуживания туристов, позволившее нам систематизировать состав действующих и прогнозируемых направлений, специальностей и специализаций подготовки специалистов в сфере туризма.

Выделение приоритетных направлений подготовки специалистов было осуществлено с учетом актуальных технологий обслуживания туристов (87% опрошенных экспертов), современных коммуникаций (96%), систем организованного досуга и развлечений (94%), технологий просветительской деятельности (82%), воспитания, образования и оздоровления (94%) с использованием средств туризма, самодеятельных форм туризма и рекреации.

 

Рис. 2. Количество стран и программ видов производственной практики студентов (стажировок)

Рис. 3. Сферы деятельности и объемы трудозатрат (%) студентов во время производственной практики

Уровни туристского образования определялись нами исходя из позиций конкретных квалификационных уровней профессионально-квалификационной структуры кадров специалистов, а состав направлений и учебных специальностей - предметным содержанием профессиональной деятельности 2. При этом коррекция системы профессионального туристского образования проводится с учетом требований туристского рынка труда и заключается в оперативной разработке, апробации и внедрении в учебный процесс новых специализаций в рамках имеющихся специальностей, а также в разработке принципиально новых специальностей, часто возникающих на стыке различных видов производственной деятельности.

Структурный анализ действующих и прогнозируемых видов профессиональной деятельности показывает, что в отечественной системе высшего профессионального образования к настоящему времени отсутствуют кодифицированные (принятые в государственный перечень) специальности туристского профиля (за исключением специальности "Социально-культурный сервис и туризм"). В процессе эксперимента нами установлено, что значительное количество направлений и специальностей имеют или могут иметь специализации по профилю туристско-экскурсионной деятельности. Например, специальность "Природопользование" имеет специализацию "Экологический туризм", а в рамках специальности "Профессиональное обучение (по отраслям)" в настоящее время разработан образовательный стандарт "Профессиональное обучение в туризме".

Количественный анализ структуры высшего профессионального образования (табл. 1) позволяет ранжировать его профили по соотношению группы туристской направленности (Б - в табл. 1) к общему числу направлений и специальностей (А). Эти соотношения имеют следующие значения по профилям образования: междисциплинарному (73,3%); экономике и управлению (61,5%); гуманитарно-социальному (49,1%); медицинскому (33,3%); сервису (33,3%); культуре и искусству (23,3 %); педагогическому (13,5%); сельскохозяйственному (9,5%); естественно-научному (7,1 %); техническому (3,9%).

Таблица 1. Структура профилей, специальностей и направлений высшего профессионального туристского образования

Профили Направления подготовки (бакалавр и магистр) Подготовка дипломированных специалистов
специальности направления специальности по направлениям
А Б А Б А Б А Б
Естественно-научный 17 3 39 1        
Гуманитарно-социальный 24 13 20 7 4 2 11 2
Педагогический 7 4 30 1        
Технический 41       80 13 291 13
Сельскохозяйственный 6   5   3   10  
Медицинский     9 3        
Культура и искусство     30 7        
Экономика и управление     13 8        
Сервис     3 1        
Междисциплинарный     15 11        

А- общее количество направлений, специальностей;

Б - количество направлений, специальностей, смежных по отношению к туризму и туристско-экскурсионной деятельности.

Полученные результаты подтверждают гипотезу о многоотраслевом междисциплинарном (сквозном) характере научных основ туризма как метанауки о туризме и многопрофильности туристской деятельности.

Формирование содержания профессионального туристского образования зависит главным образом от требований государственных образовательных стандартов и запросов рынка труда, отраженных в профессионально-квалификационной структуре в виде квалификационных требований к кадрам специалистов данного квалификационного уровня, данной специальности и туристской специализации в частности.

Тенденции формирования содержания профессионального туристского образования в новых социально-экономических условиях определяются общими рамками реформы образования, в ходе которой, в частности, происходит смена поколений государственных образовательных стандартов. Новое поколение образовательных стандартов предоставляет образовательным учреждениям больше возможностей самим формировать содержание регионального (вузовского) компонента, элективных курсов и блока дисциплин специализации учебных планов. Эти тенденции - формирование разнообразных образовательных программ - прогрессивны, однако, как показали наши педагогические наблюдения, для реализации многопрофильного обучения в рамках одного учебного плана - недостаточны.

На основе анализа сущности феномена многопрофильности профессионального туристского образования разработан проект видов профессиональной деятельности кадровых ресурсов в сфере туризма (табл. 2).

Таблица 2. Действующие профили образования и прогнозируемые виды профессиональной деятельности кадровых ресурсов в сфере туризма (в рамках восьми приоритетных профилей)

Действующие профили образования Направления подготовки бакалавров и магистров; специальности Прогнозируемый перечень видов профессиональной деятельности кадровых ресурсов в сфере туризма (образовательные программы)
Естественно-научный Природопользование Экологический туризм
Гуманитарно-социальный Юриспруденция Гражданско-правовая специализация (в туризме)
Физическая культура и спорт Спортивный туризм Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм
Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) Адаптивная физическая культура и туризм
Культура и искусство Культурология Культура и туризм
Искусствоведение Культурно-познавательный туризм
Музеология Культурно-познавательный туризм
Религиоведение Паломнический и религиозный туризм
Теория и практика межкультурной коммуникации Межкультурная коммуникация в туризме
Музейное дело и охрана памятников Музейный туроперейтинг
Социально-культурная деятельность Туристская анимационная деятельность
Художественное проектирование Художественное проектирование сувенирной продукции
Режиссура Режиссура массовых туристских мероприятий
Педагогический Педагогика Педагогика туризма
Профессиональное обучение (по отраслям) Профессиональное обучение в туризме
География Краеведение и туризм
Компьютерно-телекоммуникационный Прикладная информатика (по отраслям) Прикладная информатика в туризме
Экономика и управление Менеджмент организации Менеджмент туризма и путешествий* Менеджмент гостеприимства* Экологический менеджмент в туризме* Менеджмент спортивного туризма* Экскурсионный менеджмент* Менеджмент технологии туризма* Управление безопасностью в туризме* Менеджмент анимации в туризме* Стратегический менеджмент в туризме * Финансовый менеджмент в туризме* Менеджмент иностранного туризма и деловой перевод* Правовой менеджмент в туризме Информационный менеджмент в туризме* Анимационный менеджмент в туризме*
Менеджмент Управление проектами в туризме Организация предпринимательской деятельности в туризме Управление персоналом в туризме
Управление персоналом Управление персоналом в туризме
Маркетинг Маркетинг в туризме
Финансы и кредит Финансовая деятельность в туризме
Экономика и управление на предприятии (по отраслям) Экономика туризма
Бухгалтерский учет, анализ и аудит Бухгалтерский учет и аудит в туризме
Статистика Статистика в туризме
Сервис Социально-культурный сервис и туризм Социально-культурный сервис и туризм Сервис туристов в местах размещения
Междисциплинарный Коммерция Коммерция в туризме
Международные отношения Международные отношения
Связи с общественностью Связи с общественностью в туристской деятельности
Социальная работа Социальный туризм
Реклама Реклама в туризме
Налоги и налогообложение Туристская рента
Математическое обеспечение и администрирование информационных систем Математическое обеспечение и администрирование информационных систем в туризме
Автоматизированные системы обработки информации и управления Информационные технологии в туризме
Информационные системы Глобальные информационные системы в туризме

* - включены в состав специализаций профильного учебно-методического объединения.

В России сформировалась отраслевая, во многом отличная от зарубежной, система образования со своими положительными сторонами узкопрофильной подготовки. Она ориентирована на подготовку обучаемого к сложившейся структуре хозяйственного механизма, характеру и иерархии производственных связей. Образовательные структуры в том виде, в котором они существуют в настоящее время, не обеспечивают полноценной социализации личности, поскольку особенности взаимодействия людей в конкретном производстве, психология поведения и педагогика общения в ряде специальностей не получали необходимого обеспечения в процессе профессиональной подготовки. В последние годы в российскую систему образования уже внесены существенные изменения, введены соответствующие разделы образования с целью воздействия на нравственные характеристики личности, ее культуру, физическое состояние человека.

Важной составной частью туризма как социального явления в России следует считать туристско -краеведческую образовательную деятельность. Исторически сформировавшись как средство учебной деятельности и подготовки молодежи к жизни, труду, движение объединяет более 550 центров детско-юношеского туризма. В настоящее время, даже несмотря на сложные экономические условия, в мероприятиях краеведческого характера принимают участие миллионы школьников. В условиях рыночных отношений и децентрализации управления хозяйственным комплексом перспективно развивающийся детско-юношеский туризм следует рассматривать как мощное средство воспитания детей и подростков. Наш прогноз развития системы туризма в России и связанный с ним анализ потребности в кадрах специалистов свидетельствуют о том, что развитие туристско -оздоровительной инфраструктуры будет идти более быстрыми темпами, чем развитие других отраслей досуговой деятельности, что повлечет за собой необходимость увеличения числа подготавливаемых специалистов.

На рис. 4 приведена разработанная нами и апробированная в практике работы учебных подразделений академии структура высшего профессионального туристского образования. Исследования подтвердили основные положения гипотезы о необходимости подготовки специалистов по широкому спектру специализаций в рамках специальности "Менеджмент организации" и по образовательным "траекториям" научно-педагогического профиля - магистратуре.

В состав оснований для определения предмета труда специалистов по туризму необходимо добавить особые области деятельности: рекреацию и туристско-спортивную деятельность. Проведенные здесь исследования позволили выделить основные функции туристско-спортивного оперейтинга. В общем виде менеджмент туристско -спортивного оперейтинга характеризуется нами как процесс формирования туров и услуг, предлагаемых организаторами спортивных мероприятий, а также обеспечения участников программ туризма и спорта. На основании анализа тенденций развития туристско -спортивного движения удалось установить, что в России и во многих других странах сложилось несколько его разновидностей. Имеется в виду спортивный туризм, который как вид спорта включен в Единую всероссийскую спортивную классификацию. Второй вид деятельности связан с социальным туризмом, в котором население вне зависимости от возраста и уровня подготовленности принимает участие в походах и путешествиях. Третья разновидность туризма связана с обеспечением туристско -спортивных мероприятий в сочетании с предоставлением услуг спортивным коллективам, в том числе выезжающим на соревнования болельщикам, зрителям.

В свете вышесказанного возникает проблема подготовки кадров специалистов, способных к эффективному обслуживанию туристско-спортивного движения, в том числе к выполнению функций менеджеров спортивных команд, менеджеров спортивных мероприятий, финансовых менеджеров. Несмотря на имеющийся в этой области опыт работы функционеров российских и международных спортивных объединений (федераций по видам спорта), современные условия подготовки спортсменов и организация соревнований определяют необходимость дальнейшего анализа ситуации и условий подготовки специалистов нового поколения - менеджеров по туристско-спортивному оперейтингу.

В ходе эксперимента по ряду специализаций разработаны и опубликованы проекты соответствующих образовательных стандартов и учебных программ.

Рис. 4. Структура профессионального туристского образования (I этап эксперимента; внедрен в практику высшей школы в период 1998-2001 гг.)

В частности, были опубликованы и одобрены на ряде научно-практических конференций проекты ГОС, разработанные учеными и специалистами РМАТ в сотрудничестве с другими вузами и организациями для специальностей: "Рекреация и туризм", "Экологический туризм", "Экскурсоведение и музееведение", "Менеджмент спортивного туризма", "Туристский менеджмент", направлений подготовки бакалавров и магистров "Туроперейтинг", "Культура и туризм". На основе проекта ГОС "Рекреация и туризм" также в порядке эксперимента ведется апробация специальности "Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм".

Принятая в текущем году "Концепция развития туризма в Российской Федерации" справедливо уделяет значительное место подготовке кадров для сферы туризма на всех уровнях профессионального образования, а также необходимости совершенствования и разработки новых образовательных стандартов. Анализ действующих и разработанных проектов ГОС для высшего профессионального образования показал целесообразность объединения ряда проектов в новое направление подготовки дипломированных специалистов "640000 - Рекреалогия и туризм", в которое включены новые специальности рекреационно -туристского профиля (табл. 3):

Таблица 3. Перечень специальностей и квалификаций проекта ГОС по направлению "640000 -Рекреалогия и туризм"

Специальность Квалификации специалистов:
"640100- Рекреационное программирование" рекреолог, специалист по рекреационному программированию
"640200 - Рекреационная анимация" рекреолог, специалист по рекреационной анимации
"640300 -Туроператорская и турагентская деятельность" рекреолог, специалист по туроператорской и турагентской деятельности или рекреолог-туроператор
"640400 - Культурно-познавательный туризм" рекреолог, специалист по культурно-познавательному туризму
"640500 - Экологический туризм" рекреолог, специалист по экологическому туризму
"640600 - Экскурсоведение и музееведение" рекреолог, специалист по экскурсоведению и музееведению или рекреолог-экскурсовед

Введение специальности "640100 - Рекреационное программирование" обусловлено в первую очередь потребностями регионов России, в большинстве которых отсутствуют специалисты по разработке региональных целевых программ развития туризма и рекреации, обеспечивающих социально-экономический эффект и рациональное использование имеющихся рекреационных ресурсов.

Введение специальности "640200 - Рекреационная анимация" вызвано потребностями туристской индустрии в специалистах по разработке и организации программ досуга туристов в местах их пребывания: в крупных гостиничных комплексах, на курортах и т.д. Причем для рядового аниматора, по мнению ряда экспертов, не требуется иметь законченное высшее образование, достаточно среднего профессионального, соответствующей курсовой подготовки и знания языков.

Что касается специальности "640300 - Туроператорская и турагентская деятельность", то необходимо отметить, что ее введение не заменяет, а дополняет имеющиеся специализации семейства "Менеджмент туризма", обеспечивая подготовку специалистов-рекреологов с фундаментальным знанием рекреационных потребностей человека, способных создавать и обеспечивать продвижение и реализацию нового качественного туристского продукта.

Специальность "640400 - Культурно -познавательный туризм" отражает потребность в специалистах-рекреологах с углубленным знанием процессов освоения национального и мирового культурно-исторического наследия в ходе реализации программ туристского обслуживания. Специализациями этой специальности станут патриотический, паломнический и другие виды туризма.

Настоятельной необходимостью сохранения природы в местах прохождения туристских маршрутов, воспитания у туристов бережного отношения и любви к природе, разработки научно обоснованных проектов и программ туристско-рекреационного освоения природного наследия, рационального природопользования обосновывается введение специальности "640500 - Экологический туризм", которая, в свою очередь, не заменяет, а дополняет существующие образовательные траектории эколого-туристского профиля, реализуемые в рамках других специальностей ("Природопользование" и др.). Актуальность данной специальности несомненна, о чем свидетельствует тематика международной научной конференции, проводимой в рамках Байкальского экономического форума (см. список рекомендуемой литературы).

Наконец, введение специальности "640600 - Экскурсоведение и музееведение " поможет сохранить и приумножить богатейшие и славные традиции отечественной школы экскурсоведения, безусловно, лучшей в мире.

Разработка и экспериментальная апробация системы подготовки научно-педагогических кадров по актуальным направлениям туристско-экскурсионной деятельности в Российской Федерации ориентированы на создание устойчивых предпосылок развития туристского сектора рынка труда и многоуровневой системы непрерывного профессионального образования в сфере туризма на условиях самофинансирования и самоокупаемости.

Использованная литература

1. Зорин И.В. Теоретические основы профессионального туристского образования. - М.: Советский спорт, 2001.

2. Квартальнов В.А. Педагогика и туризм. Учебник. - М.: Советский спорт, 2000.

3. Сеселкин А.И., Гусова С.А., Чепик В.Д. Проект направления подготовки дипломированных специалистов "Рекреалогия и туризм" // Байкальский регион и Монголия как составные части мирового рынка экотуризма: Сб. докл. междунар. науч. конф., г. Иркутск, 13-14 сентября 2002 г. М., 2002., ч. 1, с. 83-86.

4. Чепик В.Д. Физическая культура в социальных процессах. - М.: ТЕИС, 1995.


1 Квалификационные требования (профессиональные стандарты) к основным должностям работников туристской индустрии. Приложение к Постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 17 мая 1999 г., № 8.

2 Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования. Приложение к приказу Минобразования России от 08. 11. 2000, № 3200.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: