Abstract MODERN FEATURES OF TOURISM AS SCIENTIFIC KNOWLEDGE AND RESEARCHES V.A. Kvartalnov, Dr. Hist., Dr. Hab., professor, rector of RIAT, the head of UNESCO chair Russian international academy of tourism, Skhodnya, Moscow Region Key words: administrative models, tour product, changes in routes, scientific expeditions, social tourism, tour industry. It is lawful to look at the tourism as on the necessary component of the constantly developing system of recreational services and to consider the priority of recreational tourism that is fixed in the Federal law "About bases of tourist activity in the Russian Federation" also. The author, the rector of the Russian international academy of tourism, considers the basic tendencies of the modern development of a tourism in Russia and abroad. In particular they are: 1. The modern features of tourism as a scientific knowledge and researches; 2. The new phenomenon of XXI century - scientific expeditions as the area of tourism; 3. Changes in routes; 4. The face of tourism in XXI century; 5. The strategy and tactics of the scientific approach to the social tourism.
|
СОВРЕМЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТУРИЗМА КАК НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ И ИССЛЕДОВАНИЙ Доктор исторических наук,
доктор педагогических наук, профессор, ректор
РМАТ, Росcийская международная академия туризма, Сходня, Моск. обл. Ключевые слова: управленческие модели, турпродукт, маршрутные перемены, научные экспедиции, социальный туризм, туриндустрия. Научно-педагогические аспекты туризма в России по состоянию на сентябрь 2002 года. В нынешних условиях правомерно взглянуть на туризм как на необходимый компонент постоянно развивающейся системы рекреационных услуг, а также рассмотреть приоритетность рекреационного туризма, что зафиксировано в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Жесткие управленческие модели организации туризма, реализуемые в России в последние 15 лет, не способствовали его развитию. При этом туризм в России всегда, начиная с 1895 г., развивался как общественное движение, ставящее своей целью заботу о человеке, о его развитии, здоровье. Поэтому концентрация управления туризмом в руках одного ведомства не способна решить разноплановые задачи туризма. Требуется создание координационного органа, регулирующего деятельность разнообразных министерств и ведомств на основе современной законодательной базы. По нашему мнению, развитие эколого-экспериментального, культурно -исторического и спортивно-оздоровительного туризма в России окажет стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, что позволит государству решить вопрос о пополнении доходной части как федерального бюджета, так и бюджетов других уровней управления и развития. Нормативно-правовые решения в сфере туризма предопределяются социальной ориентацией и включают в себя следующие основные компоненты: - ориентирование рыночной экономики на решение социальных задач; - приоритетность отечественных экономических интересов перед зарубежными; - преимущественное развитие социально-оздоровительного, культурно -просветительного и эколого-экспедиционного туризма; - формирование новых форм регулируемых рыночных отношений и разработка механизма либерализации цен на социальный турпродукт; - государственная поддержка и защита потребностей населения России в туризме как движения к гражданскому обществу; - осуществление институционных преобразований в сфере российского туризма через создание социально ориентированной рыночной инфраструктуры (создание банков, бирж, фондов, общественных организаций массового туризма). Всероссийская реализация отечественного туристского продукта создает предпосылки для формирования материальной базы удовлетворения конституционного права населения на отдых. Доступность данного типа турпродукта через внедрение базового стандарта дает уже в 2003 г. возможность обеспечить отдых 30 млн туристов и 300 млн экскурсантов в год на существующей материальной базе отечественного туризма за счет роста рентабельности и загрузки материальной базы (сегодня в России действует свыше 25 тыс. объектов туристского назначения). Вовлечение в хозяйственный оборот материальной базы и инфраструктуры спортивно-оздоровительного, научного, эколого-экспедиционного и культурно-исторического туризма способно дать годовой эффект в 36 млрд долларов США, а новый хозяйственный оборот даст государству 164,4 млрд долларов США. Сюда входит 72 млрд долларов США - собственно стоимость указанного туристского продукта, плюс 86,4 млрд долларов США - мультипликативный эффект плюс 6 млрд долларов США - налоги на дополнительные услуги. Предполагаемый экономический эффект от развития, по сути, всех видов туризма экспертно оценивается: в 2005 г. в сумме 164,4 млрд долларов в год, в 2007 г. - 265 млрд долларов в год, в 2010 г. - около 800 млрд долларов в год. Для этого только в Сибири и на Дальнем Востоке потребуется создать 2 млн рабочих и служебных мест для профессиональных работников туризма. Это должны быть работники, владеющие техникой обслуживания, способные создавать новые рабочие места и специальности, развивать малое и среднее предпринимательство в туризме, управлять и направлять туристские потоки, формировать туристскую среду обитания. Опыт Российской международной академии туризма, в структуре которой насчитывается более 70 образовательных учреждений, убедительно доказывает конкурентоспособность нового подхода к туристскому образованию: • отказ от бюджетного финансирования в подготовке туристских кадров и перевод ее на полный хозрасчет; • наполнение местного бюджета за счет расширения сферы образовательных и туристских хозрасчетных услуг и коммунальных платежей; •своевременное оснащение учебного процесса учебными планами, пособиями, учебниками; • приближение учебного процесса к месту жительства и будущей туристской работе; • гарантированная трудовая занятость молодых специалистов по окончании обучения; • практика и стажировка по специальностям туристских профессий; • государственный диплом и профессиональные сертификаты по квалификациям (108) туризма; • многообразие выбора профессий и научных званий на всех уровнях обучения: адъюнкт, бакалавр, специалист, магистр, аспирант, кандидат наук, докторант. Реализация обозначенных направлений составляет квинтэссенцию экспериментальной работы Академии, осуществляемой по поручению Минобразования РФ и Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму. Результаты эксперимента по развитию системы подготовки кадров для сферы туризма в России и государств-участников СНГ высоко оцениваются. Резюмируя изложенное, считаем целесообразным: а) не монополизировать туризм в одном ведомстве, а открыть или активизировать департаменты туризма в ряде министерств и ведомств (МВД, ФСБ, Минкультуры, Минэкономики, Минобразования), сохранив генетическую связь туризма с физической культурой; б) образовать без бюджетных ассигнований Федеральную комиссию по развитию туризма во главе с Председателем правительства. Возложить на нее разработку концептуальных вопросов, законодательных инициатив Правительства и распорядительных документов; в) одним из первых заместителей главы Федеральной комиссии утвердить представителя неправительственных структур гражданского общества, например председателя Совета Всероссийского народного туристского общества (ВНТО). Усилить роль внебюджетного сектора во всех звеньях управления сферой туризма; г) ограничить полномочия ведомства по туризму вопросами координации, контроля за исполнением законов, реализацией постановлений; д) приступить к реализации концепции развития, утвержденной Правительством 16.06.02 и предусматривающей первоочередное включение следующих вопросов: • категоризацию туристских организаций и их деятельности в Российской Федерации; • проект Закона РФ "О социальном туризме"; • создание непрерывной системы профессионального туристского образования в Российской Федерации, одобренной РАО; • введение пошлины на выездной туризм; • учреждение Федерального туристского союза России; • экономические параметры туристской деятельности субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления; • введение туристской ренты в целях сохранения культурно-исторического наследия России средствами туризма; • развитие спортивно-туристской миграции и передвижений болельщиков спорта на территории Российской Федерации; • введение туристских пошлин на лицензирование туристской деятельности зарубежных туристских операторов и турагентств в Российской Федерации; • развитие франшизных отношений в туристской деятельности; • развитие эксперимента по непрерывной системе профессиональной подготовки кадров для целей туризма, реализуемой на базе Российской международной академии туризма; • проведение через Государственную думу проектов законов: о туристской ренте; о франшизе в туризме; о сохранении культурно-исторического наследия и ландшафтных особенностей России средствами туризма. Современные особенности туризма как научного познания и исследований. Толчком к размышлению на эту тему стал новый подход к науке и культуре, образованию и туризму, обозначившийся в последнее время в ряде документов ЮНЕСКО. Так, в речи Генерального директора ЮНЕСКО Коитиро Мацууры в Берлине, в частности, 11 марта 2000 г. и во время его встречи в Москве с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 31 июля 2000 г. на передний план в отношении научного, культурного и природного наследия выдвинут туризм как эффективное средство массовой востребованности, широкой доступности научных, культурных и рекреативных ценностей, как действенный канал и источник сохранения и познания наследия через его использование в интересах науки, мира и развития. Этот подход, ориентированный на возрастающую в XXI веке взаимозависимость науки, образования, культуры, спорта и туризма, на поддержку культуры через туризм и подъем туризма благодаря богатствам культуры, уже реализуется, например в международном проекте ЮНЕСКО "Обнародование шедевров устного и нематериального наследия человечества", в некоторых национальных инициативах, не исключая России. Так, ЮНЕСКО нацелена на интеллектуальное содействие усилиям государств-членов в развитии научного и культурного туризма с тем, чтобы он стал подобающим ответом на вызовы глобализации и национально-самобытного. В данном аспекте нами даются укрупненные представления о том, по каким линиям намечено обсуждение, какого рода рекомендации предполагается апробировать и какая возможна концепция научного, социального и культурного туризма, туристского образования, продуктивная для XXI в. Понятие и явление. Принятая ЮНЕСКО и Всемирной туристской организацией (ВТО) в 1976 и 1980 гг. Хартия научного и культурного туризма и Манильской декларации по мировому туризму дает следующее определение: "Научный и культурный туризм имеет своей целью inter alia - личное познание научных достижений и открытие исторических мест и памятников". Такова, однако, лишь одна сторона дела. Действительно, для туриста это - удовлетворение личностной потребности в непосредственном восприятии, эстетическом переживании и духовном присвоении через путешествия богатств прошлой и современной науки и культуры в их подлинности. Научный и культурный туризм многогранен. Для специалистов и вовлекаемого в научно-культурное, туристское обслуживание местного населения - это источник занятости, профессиональная деятельность, возможность повышения квалификации в образовательных учреждениях по подготовке и переподготовке персонала. Для функционирования объектов и мероприятий науки и культуры туризм - гарант наполняемости научных исследований, новых открытий, сохранения утраченного, выставок, музеев, театров, концертных залов, стадионов, туристских полигонов, проведения конкурсов и фестивалей. В целом для граждан Российской Федерации, Европы, Балтии и мира - притягательная сфера прямого общения, импульс к взаимообогащению, взаимоуважению через научную и культурную активность людей посредством путешествий. Кроме того, для регионов в зоне научных объектов, туристских маршрутов и действующих там научных и культурных учреждений, турфирм - это и специализированная инфраструктура. То есть объекты изучения, освоения и показа, средства доставки (в том числе космической), размещения, питания, науки, культуры. Производство и реализация экипировки, снаряжения, съемочной аппаратуры, аудиовидеоносителей, сувениров, путеводителей, других справочных и наглядных материалов, включая книги, альбомы, репродукции. Это - сеть предприятий, организаций по продвижению собственно научно-туристского продукта и сопутствующих услуг, будь то бронирование билетов, гостиничных мест и т.д. Научный и культурный туризм - частный, образовательный, социальный, академической и государственный сектора экономики. В том и другом качестве он потенциально, а нередко реально являет собой весомую долю в национальной экономике, экономике научных исследований, занимает все более видное место в системе показателей регионального, отечественного и мирового научно-культурного и социально-экономического прогресса. Как феномен науки развитый научный и культурный туризм в XXI в. является рычагом самофинансирования наследия, выступает источником небюджетных инвестиций в новые исследования, затухающий научный мир, возрождение, сохранение памятников материального мира природы и явлений нематериального наследия, достопримечательностей природы, стимулирует, в частности, фольклор, поддержание иных научных, культурных, этнических традиций, народных ремёсел и промыслов. Через пополнение бюджетов разных уровней и разного профиля - в виде налогов, научного обеспечения, социальной туристской ренты, других отчислений - хорошо налаженный научный культурный туризм способствует улучшению социальных условий и повышению покупательной способности населения, подъему науки, культуры и общей экономической конъюнктуры. Тем не менее его доля в валовом внутреннем продукте государств слишком различна, что ставит на повестку дня вопрос о путях оптимального развития научного, культурного туризма как фактора экономического обеспечения и роста науки и государства. На Межправительственной конференции ЮНЕСКО по политике в области науки и культуры в целях развития (Стокгольм, 30 марта - 2 апреля 1998 г.), в рекомендованном государствам-членам Плане действий признано появление новых категорий наследия. Среди них - научный обмен, культурный туризм, научно-поисковая туристская деятельность. Эти и другие особенности научного, культурного и спортивного туризма противоречивую динамику его регионального и глобального распространения рассматривают на Конференции под углом зрения практических рекомендаций. Тенденции. Ожидается, что к исходу 2003 года число международных туристских поездок достигнет почти миллиарда. Тем самым влияние туризма на науку и культуру становится весьма ощутимым. Проблема в том, чтобы увеличить позитивное и уменьшить негативное воздействие. Как сказал, выступая в Берлине, Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура, "невозможно решать проблемы содействия науке, охраны наследия, не обращаясь к фундаментальным вопросам туризма", необходимо "установить равновесие между мерами по защите памятников от ущерба, наносимого туризмом, и в то же время пробудить интерес к этим местам, сделать их привлекательными для туристов". Доля научного туризма к 2020 г. составит 25% от общих показателей мирового туризма (два триллиона долларов США в год). По прогнозу ВТО, дальнейшая глобализация туризма и поддержка национально-самобытного в туризме и культуре в XXI столетии безусловны. По оценкам экспертов ВТО, это завершит процесс превращения туризма в ведущий комплекс мирового научного и индустриально-культурного развития. Тем более что по темпам роста он значительно обгоняет расчетный показатель в объеме мирового внутреннего валового продукта ВВП, который планировался на уровне 3%, тогда как уже в 2002 г. доходы от туризма составили 9,5% мирового экспорта товаров и почти 37% экспорта услуг. Все это затронет в первую очередь научный, эколого-экспедиционный, спортивно-познавательный и культурный туризм, поскольку наука и культура затрагивают основные мотивировки передвижения людей. Научная и культурная составляющие непременно присутствуют и в других видах туризма, например в оздоровительном, деловом и конгрессном, а также спортивном туризме, где без привлекательной научной и культурной программы не обходятся ни Олимпийские игры, ни другие сколько-нибудь значительные состязания. Говоря о стратегии научных исследований и социального участия, отметим, во-первых , цели развития новых мест назначения, т.е. туризма, занятости и профессионального туристского образования; во-вторых , задачи, связанные с развитием районов экономической депрессии, созданием рабочих мест с круглогодичной занятостью в новых местах туристского назначения и т.д. В рамках данного аспекта имеется два варианта действий в отношении передвижения людей: первый состоит из действий на территориях, поставляющих туристов, вторым вариантом является создание мест назначения вдоль основных научных объектов и туристских маршрутов. В рамках стратегии социального участия третья составляющая взаимосвязана с откликом на новые виды спроса, причинами появления новых мест назначения, интенсификацией процесса передвижения людей, научно-технологическим прогрессом в средствах связи, транспорта и других секторах, влияющих на туризм, а также расширением диапазона мотивов для совершения поездок, научного, культурного и духовного паломничества, стихийным появлением мест назначения туризма. Четвертый компонент стратегии социального участия связан с характером мест туристского назначения, что предполагает географическое расположение, инфраструктуру, формирование обществ, принимающих туристов, появление услуг, требуемых для процесса передвижения людей. Лейтмотивом стратегии научного участия является девиз: наука - культура - рекреация - туризм - образование. Именно этот девиз был поддержан ЮНЕСКО в рамках решения о создании кафедры ЮНЕСКО на базе Российской международной академии туризма. Тезис НАУКА относится к освоению новых "незаезженных" маршрутов в природу, поддержанию и развитию национальных парков, заповедных зон, оздоровлению водных ресурсов, восстановлению рыбных промыслов, фауны и флоры, усилению экологической проблематики туризма. Тезис КУЛЬТУРА относится к культурно -историческому наследию всей России и отдельных регионов мира, например Эгейскому морю. Это памятники и усадьбы, комплексы и мемориалы, музеи и библиотеки, дома культуры и выставочные залы, народные промыслы и языки, традиции и фольклор, самобытность и этнические особенности. В рамках тезиса РЕКРЕАЦИЯ хотелось бы обратить внимание на тот факт, что рекреация сама по себе уже является спортивно-оздоровительным туризмом России. Поэтому, затрагивая проблемы спортивно -оздоровительного ТУРИЗМА, следовало бы подчеркнуть новые элементы, зародившиеся в последнее десятилетие. Это - расширение сферы спортивно-оздоровительного сотрудничества с различными учреждениями физкультуры, спорта и туризма. Профессиональное ОБРАЗОВАНИЕ и научная квалификация - это принципиальный тезис проекта Российской международной академии туризма. Можно разработать самые талантливые и идеальные модели и схемы, предложить универсальные проекты и технологии развития туризма. Но все это останется на бумаге и в рассуждениях, если не принимать конкретных шагов в области специализированного, профессионального и научного образования. Об этом говорилось на 21 конференции РМАТ в 1997 - 2001 гг., в которых участвовали более 7,5 тыс. человек. Новый феномен XXI века - научные экспедиции как сфера туризма. Мир меняется. На наших глазах меняется и туризм. Туризм отличают ныне прежде всего масштабные количественные изменения. В особенности необычайно высокие темпы возрастания массовости всех видов туристского отдыха. Эти темпы неодинаковы в различных странах, тем не менее совокупный рост говорит сам за себя, впечатляет. Обратимся к цифрам. Речь пойдет об обобщенных сведениях, представленных ВТО, где, как известно, трудятся аналитики высокого класса, умеющие тщательно отслеживать факты, глубоко осмысливать тенденции и потому давать достоверные прогнозы. Отправным основанием служат данные о ежегодном приросте числа туристов (он равен 4,3%) и их расходах (6,7%). Это намного превзошло рост мирового ВВП (3%), то есть прирост охвата туризмом населения земного шара (с учетом расходов) вдвое выше, нежели рост мирового ВВП. Одно только это позволяет утверждать: туризм стал нормой жизни современного человека. И хотя, по оценкам ВТО, в 2020 г. за границей побывает лишь 2% населения планеты, это тем не менее в два раза больше, чем, к примеру, в 1996 г. А если учесть еще и внутренний туризм - по своей стране, то процент окажется намного выше. Прогнозной планкой избран, таким образом, 2020-й год. ВТО учитывает только международных туристов, то есть лишь тех, кто выезжает за пределы своей страны, а данные по внутреннему туризму стран, регионов, континентов в приводимый ниже прогноз не включены. Итак, если ныне ежегодно число международных туристов составляет 625 млн человек, то в 2020 г. их станет 1,6 млрд. Увеличение даже больше чем вдвое. Сейчас суммарные траты путешествующих - 445 млрд долл. в год, а к 2020-му - достигнут 2 трлн долл., то есть увеличатся более чем вчетверо (Курьер ЮНЕСКО. - 1999. - Июль-август. - С. 16-17). Иными словами, расходы туристов растут и будут расти вдвое быстрее, чем число путешествующих. Не последнюю роль в этом играет способствующее туризму развитие электронных технологий, что позволяет желающим путешествовать оперативно получать наиболее полные и точные сведения о транспорте и жилье, своевременно заказывать билеты и резервировать места в отелях. Порою мы даже не отдаем себе отчета, насколько фундаментальные перемены к лучшему произошли, например, в деле транспортной доставки путешествующих по любым туристским надобностям. Все познается в сравнении. В 20-е годы теперь уже прошлого века жена великого писателя Максима Горького Мария Андреева, известная тогда театральная актриса, писала мужу из России в Италию, где тот лечился: "Я так по тебе скучаю, что готова лететь даже на самолете". Всего каких-то три четверти века назад лететь на самолете считалось подвигом храбрости, на который способны лишь единицы. А еще сотней лет раньше Пушкин в седьмой главе великого романа в стихах "Евгений Онегин" запечатлел и вовсе иной обиход путешествующих по России: Теперь у нас дороги плохи, Мосты забытые гниют, На станциях клопы да блохи Заснуть минуты не дают; Трактира нет. В избе холодной Высокопарный, но голодный Для виду прейскурант висит И тщетный дразнит аппетит. Современный комфорт путешествий расширил их стимулы и цели, как никогда раньше. Маршрутные перемены. Ныне меняется и география перемещения туристов. Европа - по-прежнему наиболее привлекательное для посещений место. К 2020-му году ее посетит вдвое больше туристов, чем теперь, но при этом доля европейского континента в географии мирового туризма упадет с 59 до 45%. Одна из причин отмеченной нисходящей перспективы та, что ежегодный прирост туристов в Европу и ныне, и в ближайшие два десятилетия останется относительно скромным - 3,1%, тогда как приток туристов в страны Восточной Азии и Тихоокеанского региона уже составляет вдвое более высокий показатель, чем в Европе, - 7 %. Эти страны станут к 2020-му году вторым по популярности местом после Европы, оттеснив Америку. Доля этих стран в мировом туризме составит 27%, а доля Америки - 18%. Ожидается, к примеру, что Китай, который ныне не входит в первую десятку "туристских" стран, через 20 лет станет четвертым в мире, то есть крупнейшим поставщиком туристов, выезжающих за границу. Заметное увеличение и по выезжающим, и по приезжающим туристам ожидают страны Африки, особенно Южной, а также Ближнего Востока и Южной Азии - на уровне 5% в год. К чему это ведет и приведет, можно представить себе на следующем примере. На протяжении последнего десятилетия Франция прочно удерживала первенство как самая привлекательная для туристов страна. Однако ей придется потесниться. К 2020-му году десятку лидеров возглавит Китай (без Гонконга), который сегодня даже не входит в этот список, а в составе этой десятки появятся такие новички, как Гонконг, Российская Федерация и Чешская Республика. Да и сегодняшние цифры говорят о многом. Если из Европы в Америку путешествует 65 млн туристов в год, то из Европы в Восточную Азию и Тихоокеанский регион - уже 47 млн человек. Из Восточной Азии и Тихоокеанского региона в Америку - 42 млн, а из Америки в Восточную Азию и Тихоокеанский регион - уже 20 млн. По прогнозу ВТО, в 2020 году число туристов, прибывших в названные страны, составит (в млн чел.): Китай (без Гонконга) - 137,4 , США - 102,4, Франция - 93,3, Испания - 71 , Гонконг (Китай) - 59,3 , Италия - 52,9, Великобритания - 52,8, Мексика - 48,9, Российская Федерация - 47,1, Чешская Республика - 44 . Вот она - заветная десятка туристских лидеров в 2020 г. Туризм, повторим, меняется. Если что пока и остается относительно устойчивым, так это иерархия стран в смысле денежных трат туристов и доходов от туризма (в млрд долларов США): на первом месте Соединенные Штаты (зарабатывают на туризме около 80 млрд долл. в год), Германия, Япония, Италия, Франция, Испания, Великобритания и так далее. Китай зарабатывает на туризме в последние десять лет больше, чем Австрия, Канада, Австралия. Не подлежит сомнению, что за всем этим стоят, во-первых, эффективное туристское предпринимательство и туриндустрия, научившиеся приспосабливаться к любому уровню платежеспособности населения; во-вторых, грамотная туристская политика - поощрительное законодательство, своевременные протекционистские меры правительств. Как раз в этом отношении Россия, к сожалению, ныне являет собой одну из самых отсталых стран. У нас туризм все еще на задворках политики и науки. Прорыв в области профессионального туристского образования, особенно высшего, удается благодаря смелым усилиям РМАТ - Туристского университета. Лицо туризма в XXI веке. Конгрессный туризм, спортивный туризм как массовые явления - таковы лишь некоторые новации в самом облике туризма нового века. Мощный рывок сделал культурный туризм. Генеральный директор Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) г-н Коитиро Мацуура в своей речи в Берлине 14 марта 2000 г. обосновал в качестве нового важного направления политики и деятельности ЮНЕСКО именно культурный туризм - как сферу плодотворного партнерства с туристским предпринимательством, другими профессионалами туристского дела. Этот приоритет первой стала по-новому воплощать в жизнь Россия, точнее РМАТ, прежде всего ее международная кафедра ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития. Нами были созваны и с успехом проведены под эгидой ЮНЕСКО уже три международные научные конференции по актуальным проблемам партнерства культуры, спорта и туризма, подготовки специалистов: в Москве (26-28 сентября 2000 г.); в Санкт-Петербурге (14-15 марта 2001 г.) и Красноярске (17-18 июля 2001 г.). Участники этих конференций (в общей сложности - более 50 стран) получили приветствия от главы российского правительства, Председателя Совета Федерации, Председателя Государственной думы, министров. Принятые на этих научных международных конференциях рекомендации направлены Генеральному директору ЮНЕСКО, в высшие государственные инстанции России, в страны СНГ и Балтии, государства Азии и Тихоокеанского региона. Большую помощь в этих инициативах нам оказывает возглавляемый В.В. Сударенковым Комитет Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии. Культурный туризм все более становится источником финансовых поступлений для восстановления, сбережения материальной и нематериальной культуры. В ряде стран такие поступления уже превышают бюджетные расходы на эти цели со стороны правительств и ассигнования местных администраций. Удивляться не приходится. Без достопримечательностей культурного и природного наследия туризм не мог бы существовать. В свою очередь, и для наследия туризм все более значим. Туристы составляют значительную часть публики на культурных мероприятиях. Будь то театральные, музыкальные, танцевальные и кинофестивали, всякого рода национальные карнавалы. Широко посещаются туристами выставки, без чего, к примеру, многие народные ремесла, промыслы, иные местные, в том числе художественные, традиции оставались бы в забвении, как и творения большого искусства. А взять крупные спортивные состязания! Мало того, что, к примеру, всемирные летние и зимние Олимпийские игры на церемониях торжественного открытия и закрытия не обходятся без красочных культурных программ, - сами состязания представляют собой явления культуры в области физических и волевых достижений человека. В прямой зависимости от туристских посещений находится расцвет или упадок музейного дела. Я коротко коснулся культурного туризма, чтобы на его примере показать: подобные возможности партнерства с туризмом имеет и сфера науки, что начинает постепенно осознаваться и шаг за шагом использоваться во взаимных интересах. Не рассматривая всего диапазона вопросов этого ряда, остановлюсь на главном - научных экспедициях как явлении туризма, каковые становятся новым феноменом XXI века. Научные экспедиции как туризм. XX век ознаменовался окончательным утверждением массового, доступного, то есть прежде всего социального, туризма. Это - мощный фундамент для распространения тех же начал в новых для туризма сферах его приложения. К их числу могут и должны, по нашему убеждению, принадлежать многие виды современных научных экспедиций. Длительное время научные экспедиции были по-своему уникальными предприятиями. Для каждого готовилось специальное оборудование, особые средства передвижения и прочее оснащение. Это был, что называется, штучный товар, если брать экономическую, техническую и кадровую стороны обеспечения. Возьмем, к примеру, экспедиции Пржевальского в Азию, Миклухо-Маклая в Полинезию и другие. Затем наступило время создания стационарных опорных баз подобных экспедиций. Это - космодромы и космические станции, челночные космические корабли, научные станции в Антарктике и т.д. Целая сеть постоянно действующих станций, обеспечивающих вахтенную и экспедиционную исследовательскую деятельность, раскинулась по земному шару - вулканологических, метеорологических, океанических, горных, лесных, физики Солнца, атмосферы, экологического мониторинга и множество других. Их немало и у нас в России. Обратимся в первую очередь к исследовательским учреждениям Российской Академии наук. К примеру, это Отделение океанографии, физики атмосферы и географии (ООФАГ) во главе с академиком-секретарем Юрием Анатольевичем Израэлем. Это и Институт водных проблем. Институт географии. Институт озероведения. Институт океанологии им. П.П. Ширшова с его отделениями в Калининграде, Красноярске, Санкт-Петербурге и Архангельске. Институт физики атмосферы им. А.М. Обухова, Институт глобального климата и экологии, научные советы, геоморфологическая комиссия. Русское географическое общество. Все они располагают своими научными станциями, проводят научные экспедиции. Новый феномен XXI в. - научные экспедиции и научные станции, включающиеся в орбиту туризма. Можно сказать и иначе: туризм распространяет поле своего действия и на сферу научных экспедиций. Простой пример: в Подмосковье давно стал объектом туристских посещений центр создания космических ракет близ Сергиева Посада. Притом действующий центр. Самой яркой приметой того, что новый феномен, о котором идет речь, стал явью XXI века, является полет американского гражданина - за большие деньги - в космос. Это отнюдь не курьез, а выразительное свидетельство огромного интереса к научным экспедициям со стороны туристов. Разумеется, туристам попасть в космос пока еще сложно. Но побывать на подводных лодках, в батискафах, на научно-экспедиционных станциях и в самих экспедициях - на вулканах, гейзерах и т.д. - это все активнее входит в практику. Экономически здесь ново и важно то, что туризм, туристы берут на себя значительную долю научно-экспедиционных расходов, лишь бы увидеть научные базы, побыть вместе с учеными в их экспедициях. Причем в отличие от культурного туризма, где определенный процент от туров отчисляется в пользу памятников культуры (это пока весьма громоздкий финансовый механизм), научно-туристские экспедиции - это прямой целевой вклад туризма конкретно в данную экспедицию, в работу данной научной станции, т.е. адресно, наглядно, эффективно. Со стороны туризма эта новая для него ниша еще толком не осмыслена и далеко не освоена - имеются лишь отдельные примеры. Наша кафедра ЮНЕСКО по культурному туризму в целях мира и развития впервые масштабно выдвигает эту идею как национальную, региональную и глобальную. Что это даст науке? Экономическую востребованность ведущих ученых, которые становятся научными корифеями каждой такой экспедиции или научной станции при участии заинтересованных туристов. Это, по сути, популяризация отечественной науки с помощью туристов. А что это дает туристам? Уникальность путешествий благодаря тому, что взамен привычных инструкторов туризма выступают выдающиеся ученые, приобщающие путешествующих к тайнам науки. Когда-то, как уже сказано, экономика научных экспедиций была очень сложна. Ныне, если в это "вмешается" туризм, если появится такой туристский продукт, то удешевление неизбежно. Выдвигая эту идею, автор имеет в виду вероятную возможность ее дальнейшей тщательнейшей проработки в Академии наук, создание в РАН соответствующего научного совета и, конечно же, развертывание на практике таких экскурсионно-экспедиционных туров. Стратегия и тактика научного подхода к социальному туризму предусматривает: · последовательный курс на формирование партнерства между различными секторами, а именно: государственным, академическим, частным и социальным; · разработку новых научно-культурных и социально -экономических подходов и научных мероприятий туризма, которые будут способствовать потребностям различных категорий участников; · стремление к улучшению сотрудничества между различными уровнями научной администрации (национальными, региональными, местными), а также социальными объединениями и ведомствами, косвенно связанными с туризмом; · нацеленность на совместное решение научных, просветительских и культурных задач, способствующих развитию личности человека, общества, государства и мира; · отсутствие дискриминации клиентуры по расовым, культурным, религиозным, философским или социальным признакам; · соответствие цен заявленным научным целям; · соответствие управления персоналом требованиям туристского законодательства и его нацеленность на постоянное повышение квалификации кадров; · социальный туризм основан на особых принципах, ибо он предполагает; - высокий идеал интеграции и глобализации; - преимущества в ближайшем будущем; - участие в управлении землепользованием; - партнерство в национальных программах развития. · активизацию участия муниципальных структур в процессах планирования, реализации, контроля и научного анализа туристской политики, программ и проектов в контексте национального протекционизма, задач и приоритетов; · повышение уровня жизни населения путем предоставления научных экономических и социальных возможностей; · капитализацию при планировании туризма научного и культурно-исторического наследия; уважение социально-культурных ценностей и норм общества; · сотрудничество с научными и деловыми центрами и туриндустрией; · развитие людских ресурсов в сфере туризма: увеличение занятости местных трудовых ресурсов; расширение возможностей трудового участия учащихся, женщин, ветеранов, инвалидов; · взаимодействие социального туризма и экологии. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|