Abstract TRAINING OF STUDENTS OF TOURIST HIGHEST SCHOOL FOR REALIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY IN TOURISM Yu.M. Lagusev, Ph.D., pro-rector РМАТ Russian international academy of tourism, Skhodnya, Moscow Region Key words: educational potential, social tourism, professional socialization, formation of personality. The educational potential of tourism incorporated in the contents of the training of students of the highest tourist school; forms and methods of training of students to create the conditions for education in a tourist environment; the specificity of practice-experimental work on the introduction of the program of educational activity in continuous professional tourist education; receptions of the organization of educational process, the work of trainees and graduates in tourist firms are in the basis of the system of educational activity in tourism. The difficulty of tourist education of the personality of the future specialist at the present stage is determined by the fact that the high level of development of branch of tourism and semicentenial experience of the highest professional training on tourism abroad are not reflected in the pedagogical theory as the complete concept in which tendencies, approaches and ways of achievement of necessary quality of training of specialists would be revealed and generalized. The developed in the RIAT system of the educational activity by recourses of tourism allows passing all the steps of professional socialization and formation of the personality.
|
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ТУРИСТСКОГО ВУЗА К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ Кандидат педагогических наук,
проректор РМАТ Ю.М. Лагусев Ключевые слова: воспитательный потенциал, социальный туризм, профессиональная социализация, формирование личности. В основе системы воспитательной деятельности в туризме - воспитательный потенциал туризма, заложенный в содержании обучения студентов туристского вуза; формы и методы подготовки студентов к созданию условий для воспитания в туристской среде; специфика опытно-экспериментальной работы по внедрению программы воспитательной деятельности в непрерывное профессиональное туристское образование; приемы организации воспитательного процесса, работа студентов-стажеров и выпускников в туристских фирмах. На современном этапе туристского образования личности будущего специалиста трудность заключается в том, что высокий уровень развития отрасли туризма и полувековой опыт высшего профессионального образования по туризму за рубежом не отражены в педагогической теории в виде целостной концепции, в которой были бы выявлены и обобщены тенденции, подходы и пути достижения необходимого качества подготовки специалистов, что представляется значительным как для формирования высшего профессионального образования по туризму, так и для развития туристской индустрии в России. На принципы и подходы к воспитанию студентов в системе туристского образования определенным образом влияет специфика профессиональной деятельности. Следует отметить развитие молодежного туризма, студенческого туризма и детского туризма - специфических видов туристской деятельности, требующих педагогически подготовленных специалистов. Эти виды туризма в советское время стали социальными направлениями международного туристского движения. В этом деле большую роль играет основоположник отечественной школы социального туризма В.А. Квартальнов, внесший весомый вклад в развитие социальных и педагогических основ международного туризма. Современному туризму как сложному социально-культурному феномену присущи следующие тенденции: • интеграция производителей туристских услуг; • усиление конкуренции; • туризм - стимул развития страны или региона; • туризм - носитель культурных и исторических ценностей; • систематизация туристской деятельности: человек-человек, человек-общество, человек-природа, человек-культура, человек-история. Таким образом, специфика деятельности определяет специфику воспитания студентов в рамках туристского образования. Миссия высшего образования по туризму - быстрая и поступательная профессионализация индустрии туризма, укрепление позитивных воздействий туризма на все сферы и среды жизнедеятельности. Достижение этой цели невозможно без эффективного воспитательного воздействия. Построение целостного процесса формирования личности студента опирается на особенности воспитания в системе туристской деятельности, к которым можно отнести: учет индивидуально-психологических особенностей; воспитание через природу, культуру (принцип наглядности); формирование толерантности; гуманизацию отношений; воспитание в группе; экологию личности. В этой связи важными базовыми компонентами воспитания в целостном педагогическом процессе туристского вуза являются: 1. Воспитание свободной личности: высокий уровень самосознания; гражданственность; чувство собственного достоинства, самоуважение, самодисциплина, честность; ориентирование в духовных ценностях жизни; самостоятельность в принятии решений и ответственность; свободный выбор содержания жизнедеятельности. 2. Воспитание гуманной личности: милосердие, доброта; способность к состраданию, альтруизм; терпимость, доброжелательность, скромность; стремление к миру, добрососедству, пониманию ценностей человеческой жизни. 3. Воспитание духовной личности: потребность в познании и самопознании, в красоте, рефлексии, общении, поиске смысла жизни; автономия внутреннего мира, цельность. 4. Воспитание творческой личности: развитые способности; потребность в научной, преобразующей деятельности, знания, умения, навыки, интеллект, интуиция, жизнетворчество. 5. Воспитание практичной личности: знание основ экономики; трудолюбие, хозяйственность; владение иностранными языками; знание народных ремесел и промыслов, религиозных обычаев; здоровый образ жизни; физическая закалка, эстетический вкус, этикет, хорошие манеры, гостеприимство; стремление к обустройству дома, обеспечению благосостояния семьи. 6. Воспитание высококвалифицированного специалиста: эрудиция, компетентность; управленческие способности; коммуникативность; способность к творческому профессиональному мышлению, знание истории, теории и практики туризма; овладение педагогическим мастерством; стрессоустойчивость; знание психологии. Для того чтобы сформировать в процессе воспитания разносторонне развитую личность, необходимо решить задачи умственного, физического, нравственного, эстетического и профессионального воспитания. Отделить одну от другой эти задачи практически невозможно, так как главное в воспитательном процессе - это гармония, единство и целостность. Формирование личности осуществляется такими средствами воспитания, как микросреда и макросреда; личность педагога (воспитателя); различные виды туристской деятельности, в том числе и профессионально -практические. Под макросредой нами понимается окружающий мир: природа, предметы материального мира, культура. Под микросредой - то, что непосредственно окружает студента - микросоциум (семья, группа, формальные и неформальные объединения, педагогический коллектив). Важнейшая сторона воспитательного процесса - личность педагога. К личности педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные и второстепенные, соответствие которым необязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность в туристской деятельности. Основные требования: любовь к студентам, к педагогической деятельности; наличие специальных знаний в той области, в которой он обучает студентов; широкая эрудиция; педагогическая интуиция; высокоразвитый интеллект; высокий уровень общей культуры и нравственности; профессиональное владение различными методами обучения и воспитания студента. Дополнительные требования: общительность, артистичность, чувство юмора, хороший вкус и др. Для специалиста-профессионала в сфере туризма, на котором также лежит ответственность за воспитывающее воздействие, оказываемое им в процессе туристской деятельности, эти требования также являются необходимыми. Профессионал туристской сферы должен развивать в себе следующие способности к воспитанию: правильно оценивать ситуацию; оценивать внутреннее состояние другого человека; вызывать у другого человека интерес, желание к познанию, высокие духовные чувства; способность к диверсификации воспитательных воздействий в соответствии с индивидуальностью человека; находить нужный стиль общения, способ подачи нужного материала; правильно настраивать человека, вселять в него чувство уверенности, успокоенности (или, наоборот, неуспокоенности), решимости, стимулировать к самосовершенствованию; вызывать к себе уважение, неформальное признание, завоевывать авторитет; способность к познанию себя, другого человека, мира духовного и материального; стремление к приключениям, адаптацию к различным непредвиденным обстоятельствам, неожиданностям. Целостный процесс воспитания личности с использованием средств туризма должен развиваться по традиционным канонам любого педагогического процесса, т.е. необходимо следующее: · провести мониторинг овладения студентами педагогическими знаниями, умениями и навыками; · спроецировать полученные знания на соответствующую подотрасль туристской деятельности, спрогнозировать возможные результаты; · наметить организационные мероприятия, направленные на обеспечение условий для нормального протекания воспитательного воздействия в рамках конкретной туристской группы; · выполнить гностический анализ, который предполагает проверку и оценку результатов воспитательного процесса, его значимости и эффективности; · разработать формы и методы реализации воспитательного процесса. Организация воспитательного процесса - это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса, которые перечислены выше (мониторинг, проецирование и прогнозирование, гностическая и организаторская деятельность). В основе этой системы - применение новейших и традиционных педагогических технологий, часть из которых можно использовать в педагогическом процессе туристской деятельности. Показатель эффективности любого процесса - это его результат. Результатом целостного процесса воспитания является воспитанность - интегративная особенность личности, характеризующая объем и характер усвоенных воспитательных воздействий. Показатели воспитанности как интегративного результата целостного процесса формирования личности слагаются из показателей реализации его функций, которые определялись в процессе опытно-экспериментальной работы, проводящейся в системе многоуровневого профессионального туристского образования РМАТ и ее филиалов с 1994 г. по настоящее время, в рамках реализации программы воспитательной деятельности средствами туризма в профессиональном туристском образовании. Структура программы воспитательной деятельности включает в себя цели и задачи воспитания в вузе на четырех уровнях, каждый из которых ориентирован на реализацию конкретных форм и методов воспитания на разных ступенях многоуровневого профессионального туристского образования: лицей-колледж-вуз-послевузовская подготовка, а также в практической туристской деятельности во время практик и стажировок в отечественных и зарубежных туристских фирмах. В РМАТ в соответствии с Программой при участии ректората и педагогического коллектива создан воспитательный комплекс, в основе которого лежит единый план совместной деятельности, который в корне изменяет воспитательную работу в вузе. В структуру воспитательного комплекса РМАТ входят: - учебно-воспитательный центр; - досугово-творческий центр; - спортивно-оздоровительный центр (Спортакадемклуб); - центр студенческого самоуправления. Каждый из этих центров имеет свои подразделения, которые выполняют определенные функции, направленные на достижение основной цели - воспитание личности. В практике воспитательной работы студенческих и лицейских коллективов факультетов, институтов, образовательных центров и филиалов - проведение массовых, индивидуальных и групповых форм культурно-досуговых и спортивно-массовых мероприятий: - праздников: "Всемирный день туризма", "Международный день студента", "День лицеиста", "День выпускника", "День абитуриента", "День Победы", "День защитника Отечества" и др.; - любительских объединений и клубов по интересам: Ансамбля патриотической песни, Спортакадемклуба, КВН, туристского клуба, баскетбольной команды, хоккейной команды "Династия Квартальновых", волейбольного клуба и др. Подготовка
студентов к воспитательной деятельности
наиболее благоприятно происходит через
реализацию их педагогических способностей в
работе различных форм студенческого
самоуправления: студсовета, совета общежития,
студенческого научного общества, адъюнктуры
академии, учебных туристских и экскурсионных
предприятий "Турмалин", "Альма- С положительной стороны зарекомендовали себя творческие лаборатории кафедр и факультетов, в которых реализуются экспериментальные туристские образовательные и воспитательные проекты, раскрывающие воспитательный потенциал туризма. В ходе анализа результатов опытно-экспериментальной работы было установлено, что на определенном уровне профессионального туристского образования наиболее эффективны следующие формы и методы воспитательной деятельности: - в довузовском обучении: Олимпиада "Туристика"; праздники "День открытых дверей", "День лицеиста"; конкурсы туристской песни, Горно-туристская школа, соревнования по туристскому многоборью, походы выходного дня и экскурсии, участие в туристских выставках и ярмарках и др.; - в туристском колледже: мастер-класс по туристской анимации, электив по яхтингу, туристско -спортивная экспедиция на озеро "Селигер", студенческое туристское бюро, создание музейного фонда, участие в работе патриотического объединения, литературные чтения; - в туристском вузе: праздники "Татьянин день", "Студенческая весна", "Всемирный день туризма", "Международный день студента"; презентации творческих лабораторий, туристские слеты и туриады, соревнования спортивных команд, участие в клубах спортивных болельщиков, вечера знакомств; конкурсы "Мисс "Туризм"", команд КВН, патриотической песни; студенческие научные конференции и ярмарки профессиональных вакансий и др.; - в практической туристской деятельности: элективные спецкурсы, стажировки на туристских предприятиях и в гостиницах, туристско-спортивная инструкторская и судейская подготовка, туристская анимационная деятельность в качестве режиссеров и ведущих анимационных программ, организационно -управленческая работа по реализации планов Всероссийского народного туристского общества, разработка и осуществление экологических и культурных проектов ЮНЕСКО в регионах России, экстремальный и приключенческий туризм, туристско-краеведческая и поисковая работа и др. Разработанная система воспитательной деятельности средствами туризма позволяет пройти все ступени профессиональной социализации и формирования личности. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |