Abstract ON PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF TOURIST STUDY OF LOCAL LORE ACTIVITY IN GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS Yu.S. Konstantinov, Ph. D., honoured teacher of the Russian Federation, director of Center of youth tourism in Ministry of education of Russia, Moscow Key words: campaign, children's tourism, changes in development, required quantity of tourism, tourism coterie. The problem of development of tourist study of local lore activity (TSLLA) is one of the basic in general educational institutions, first of all at school. Various forms of activity provide the complex character of TSLLA in training, education and improvement of children, in its wide opportunities for creative children's amateur activity - sports, scientific, art, technical, social and even pedagogical are incorporated. But not all parts of the whole are equivalent among themselves. The basic are more important, and nonspecific are less important. As the most important the author allocates the group of six elements: campaigns, walks, excursions, expeditions, meetings, competitions. This number makes the skeleton, the basic nucleus of the contents of the TSLLA at school. During the tourist study of a local lore activity there is the real opportunity to use senior pupils in real activities - in manufacture of tourism for the native school. The hobby of pupils for tourism gradually develops into their various activities, not only for a personal benefit, but for the tour group, and on general welfare for all the school. A work agencies of tourist self-management at school is the school of education of future organizers, propagandists and heads.
|
О ПРОБЛЕМАХ РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Кандидат
педагогических наук, заслуженный учитель
Российской Федерации, Ключевые слова: поход, детский туризм, динамика в развитии, требуемое количество туризма, кружковый туризм. Проблема развития туристско-краеведческой деятельности (ТКД) в общеобразовательных учреждениях, прежде всего в школе, является одной из основных. В Положении "Об организации туристской, краеведческой и экскурсионной работы в общеобразовательной школе", утвержденном еще приказом Минпроса СССР № 190 от 15.10.85 г., в пункте 1.3 дан перечень, состоящий из 18 форм такой работы, в который входят: экскурсии, прогулки, походы, многодневные путешествия и экспедиции, кружки, секции, клубы, викторины, конкурсы, слеты, соревнования, выставки, музеи и даже просто уроки с использованием краеведческих материалов по предметам школьной программы. Этот перечень можно дополнить еще и такими формами, как туристский лагерь (стационарный или передвижной), учебно-тренировочный сбор, семинары, консультации, игры, смотры готовности. Но и теперь его нельзя считать полным и окончательным: возможны и еще какие-то формы, пока не рожденные практикой, но которые родятся в будущем. Разнообразные формы деятельности обеспечивают комплексный характер ТКД в обучении, воспитании и оздоровлении детей, в ней заложены широкие возможности для творческой детской самодеятельности - спортивной, научной, художественной, технической, социальной и даже педагогической. Но не все части целого (составляющие в школе ТКД) равнозначны между собой, есть более важные, основные, а есть менее важные (вторичные), неспецифические. Как наиболее важные мы выделяем группу из шести элементов: походы, прогулки, экскурсии, экспедиции, слеты, соревнования. Именно этот ряд составляет костяк, основное ядро содержания ТКД в школе. Сущностью туристской деятельности, той самой существенной формой ее, тем зерном, без которого нет туризма, является поход. Вообще всякие походы во всем их собственном разнообразии: ближние и дальние, однодневные и многодневные, степенные и категорийные. Действительно, без походов туризма нет и быть не может. Существующее у некоторых педагогов мнение, что вместо походов можно проводить экскурсии, вполне заменяющие походы и дающие тот же результат, ошибочно. Только поход, являясь самой комплексной формой туристско-краеведческой деятельности, которая обязательно включает в себя и краеведение, экскурсии в том числе (без экскурсий, наблюдений поход и немыслим), позволяет одномоментно, одноразово достигать всех целей, которые вообще ставятся перед ТКД. Если в школе проводится много экскурсий, поездок, реализуется краеведческий принцип преподавания основ наук, устраиваются выставки и даже создан свой школьный музей, - все это не делает туризм в школе фактом, а школу - туристской. И музей, и подготовка значкистов, разрядников, инструкторов по туризму, и проведение слетов, соревнований, конкурсов - все это производное от походов. Зачастую в школе проводятся походы и туристские соревнования, но нет краеведческой работы - экскурсий, экспедиций, выставок или музея. Или наоборот - идет работа по краеведческой теме, создается музей, проводятся конференции, но почти нет походов или они идут вне связи с краеведением, с поисковой тематикой. К сожалению, отрыв краеведения от туризма, такая однобокая туристско-краеведческая деятельность - весьма распространенное явление в школах. Какое же количество туризма требуется школе? Простое общее количество проведенных за учебный год туристских походов еще не определяет полностью уровень развития детского туризма в школе. Если, например, в школе много походов, но все они одно-двухдневные, нет ни степенных, ни категорийных, то говорить о высоком уровне туризма в этой школе не приходится, это точный признак отсутствия в школе кружковой формы туристской работы. Здесь школьники лишены перспективы, они из года в год ходят только в небольшие походы, их мастерство, их туристский опыт не растет, их краеведческий горизонт не расширяется, их туристские интересы искусственно урезаны. В такой школе нет динамики в развитии ТКД. Часто наблюдается и обратная картина, когда в школе проводятся разные по сложности походы и их довольно много, но и эта картина не раскрывает полностью уровень развития туризма в школе. В таких показателях "замаскирована" обычная ситуация: один-два молодых учителя интенсивно ходят в походы со своими классами (или кружками) чуть ли не каждое воскресенье, а больше в походы никто не ходит. Фактически в такой школе в туристскую деятельность вовлечены лишь 30-40 учащихся. Тут понятно, что в школе развита кружковая форма туристской работы и почти отсутствует массовая. Туристско-краеведческие кружки работали и продолжают действовать во многих школах Российской Федерации. Последняя государственная статистика 1991 года, отражавшая охват учащихся общеобразовательных школ туристско-краеведческими кружками показала, что в школьных кружках занималось более 547 тыс. человек, что составляло 2,6% от всех учащихся. Экспертная оценка состояния кружковой работы в общеобразовательных учреждениях по состоянию на 2001 год позволяет сделать вывод, что снижение охвата учащихся, занимающихся в туристско-краеведческих кружках школ, по разным причинам, вызванным социально-экономическими изменениями в стране, составило в ряде территорий более 50%. Главное в определении количественной стороны дела: нужен комплекс - количество, разнообразие и охват детей походами (см. таблицу). Чем больше охват походами, тем выше уровень системы ТКД. Туризм нужен каждому ребенку, но в разной степени, по разной норме. В этом проявляется смысл деления школьного туризма на две ветви, которые одинаково нужны школе: "малый, массовый туризм" - для большого числа учащихся, "большой, кружковой туризм" - для малого числа учащихся. Эти ветви взаимосвязаны, дополняют и питают друг друга. Школе нужен баланс массового и кружкового туризма.
Чтобы определить, сколько надо в школе туризма, надо идти от детей, от их интересов, увлечений, склонностей. А они у них очень разные: у этого футбол, у того марки, у кого-то техника. Надо разобраться, каково отношение реальных школьников к туризму, всем ли он нравится и в какой мере. Исходя из многолетней практики можно выделить четыре группы отношений. Как только в классе (уже в 4-м, 5-м) проведены первые однодневные походы, сразу происходит поляризация (пока неустойчивая) отношений детей к туризму, выявляются все четыре группы таких отношений. Впрочем, первая обнаруживает себя еще и до похода. Поэтому, чтобы конкретно решить вопрос о количестве туризма в школе, надо понаблюдать за интересами ребят, узнать их. Практика показывает, что с повышением уровня ТКД у детей возрастает и потребность в туризме. Интересы детей не стоят на месте, они бурно развиваются: кому-то все еще мало, а кому-то уже достаточно. Предел насыщения потребностей в туризме надо уметь определять на ходу и планировать работу адекватно уровню сегодняшних интересов детей, чуть превосходя его. Необходимо четко разграничить рубежи - общий для всех (массовый) туризм и туризм любительский (кружковой). Это желательность походов и экскурсий в каждом классе и обязательность походов двух кружков в средней школе для ребят, проявивших повышенный интерес к туризму. Если это не учесть, очень скоро в школе может появиться неконтролируемый самовольный туризм школьников. Для системы туристско-краеведческой деятельности важно ее постоянное развитие, качественное и количественное совершенствование, это не что-то раз и навсегда заданное, одномерное, это движение вперед, постоянное обновление. Для сохранения и развития туристско -краеведческой деятельности в школе необходимо решить много задач, в том числе: 1. Отдать приоритет развитию самодеятельного спортивного туризма. Сейчас очень велика опасность крена в пассивный плановый экскурсионный туризм. Дальние образовательно-развлекательные экскурсионные поездки по городам и "святым местам" - это очень заразное увлечение. На основе экскурсионного туризма система ТКД полноценно развиваться не будет. Дело ведь не только в том, много в школе туризма или его мало, важно еще и то, каков он по своим педагогическим качествам. А плановый и самодеятельный туризм по своим педагогическим свойствам разительно отличаются. Самодеятельный (и спортивный, и познавательный) туризм нужен школе, так как в его основе лежит самостоятельное действование школьников, а оно и есть та база, тот фундамент, на котором успешнее идет процесс обучения и воспитания. Впустив в школу плановый туризм, отняв у детей возможность действовать самим, мы обкрадываем педагогику. Это ошибка - строить воспитание на результатах чужого труда. Туристско -краеведческую деятельность в школе надо понимать как совместную работу учителя и учеников, и чем больше доля труда самих детей в организации и проведении туристских походов и экскурсий, тем лучше для дела. 2. Учитель - главное действующее лицо и основной источник инициативы в туристско-краеведческой работе. По крайней мере он должен таковым быть. Поэтому необходимо постоянно и энергично заботиться об идеологической, физической и технической туристской подготовке учителей. 3. Нельзя внедрять в школе туризм административно -командными, насильственными методами. Также не следует навязывать участникам походов и экскурсий непосильные для них пока физические и умственные нагрузки. Всегда надо исходить из сегодняшнего уровня развития туристских интересов и способностей детей. "Что сегодня хотят и могут дети?" - этот вопрос должен быть руководящим целеуказателем во всех туристских делах. И решать его надо всегда совместно с детьми. Если же они хотят невозможного, надо показать им варианты, как сделать исполнение желаний возможным в будущем. Однако надо не только учитывать интересы детей, но и формировать их. Нельзя насильно навязывать такие цели похода, до которых сегодня дети еще не доросли, так как такой туризм они не примут. Пусть пока их интересы примитивны - необходимо принять их де-факто и идти в поход с этими понятными и желанными для ребят целями, а в походе исподволь формировать новые, более сложные интересы. Особую заботу
организаторы ТКД в школе должны проявить к тем
школьникам, которых мы отнесли к 4-й группе
отношений. Надо организовывать для них кружки, в
которых будут расти будущие разрядники,
инструкторы, организаторы и пропагандисты
туризма. Система туристской работы не будет
успешно развиваться без крепкого актива
учащихся-туристов. Актив (кружковая Но ошибкой будет, если ограничиться только развитием сети кружков для юных любителей туризма и не заниматься туризмом в классах. Ведь минимум туризма нужен всем школьникам. 4. Всемерно надо развивать внешние связи школьного туризма с самыми различными учреждениями и организациями: с домом детского творчества, станцией юных туристов, с музеями, различными обществами, редакциями газет, туристскими клубами, секциями туризма предприятий и учебных заведений, с методкабинетом, лесхозом и лесничествами, отделом культуры, здравоохранения, санэпидемстанцией, опытными краеведами, с соседними школами и т.д. Все эти контакты, хотя они и требуют немало хлопот от организаторов, необходимы для успешного развития ТКД . 5. В обществе считается, что туризм - это отдых, но для школы он - часть учебно-воспитательного процесса. Есть профессии, которые обеспечивают отдых другим людям, их обучение и воспитание на туристской тропе. Сами школьники, уже получившие серьезную, почти профессиональную инструкторскую подготовку по туризму, могут принять в этом участие. Высший уровень развития туризма в школе предполагает обязательное участие учащихся в таком труде, в работе по совершенствованию системы ТКД в своей школе, а потом и районе, в городе - помощь соседним школам. В процессе туристско-краеведческой деятельности имеется реальная возможность использовать старшеклассников (да и средний возраст) - опытных туристов - в реальном деле - в производстве туризма для своей родной школы. Увлечение школьников туризмом постепенно перерастает в их разнообразную деятельность, но не только для личной пользы, для своей тургруппы, а на общее благо всей школы. Труд по организации ТКД ничуть не менее значим, чем, например, ремонт и покраска парт, прополка свеклы, уход за молодыми лесопосадками и т.п. Работа в школьных органах туристского самоуправления - это школа воспитания организаторов, пропагандистов, руководителей. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
|