ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ


Abstract

OFFICIAL STRUCTURE OF STAFF BY KINDS OF SPORTS TOURISM

S.V. Chepik

Center of science of Russian international academy of tourism, Skhodnya, Moscow Region

Key words: training of specialists, versatility of processes, improving technologies, processes of improvement.

The educational activity, preventive maintenance of adverse influences of the social environment, processes of the improvement of rising generation in many respects is the area of action of tourism, physical training, sports. However, the effectiveness of the improvement of the population depends not only on an overall performance of specialists, but also on the developed improving technologies, the level of the population's erudition in the questions of practice of tourism, in the organization of the healthy lifestyle of youth.


ДОЛЖНОСТНАЯ СТРУКТУРА КАДРОВ ПО ВИДАМ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

С.В. Чепик
Научный центр Российской международной академии туризма, Сходня, Моск. обл.

Ключевые слова: подготовка специалистов, многопрофильность процессов, оздоровительные технологии, процессы оздоровления.

Актуальность проблемы подготовки специалистов для активизации физкультурно-оздоровительного движения обусловлена сужением сферы семейного досуга, организованного отдыха детей и молодежи, полноценного времяпрепровождения, снижением масштабов оздоровительной работы в дошкольных, школьных учреждениях, в организациях дополнительного образования по месту жительства. Остаточный подход органов местного управления к решению социальных проблем, снижение уровня жизни значительной части населения болезненно отразились на отрасли культурно -досугового обслуживания. В настоящее время численность учреждений дополнительного образования составляет более шестнадцати тысяч. На протяжении последних лет в них занимались около 9 млн человек, однако более двух третей учащейся молодежи остается не охваченной оздоровительными мероприятиями (Российский статистический ежегодник. М., 2001, с. 192). Качество работы по воспитанию, оздоровлению, образованию молодежи с использованием категорийных видов спортивного и некатегорийных форм самодеятельного туризма определяется состоянием ресурсной базы туристско-краеведческой и экспедиционной работы. Отсюда с особой остротой встает вопрос о подготовке специалистов, способных расширить масштабы работы на базе общеобразовательных школ, в учреждениях дополнительного образования, в центрах досуга по месту жительства.

Информационной базой исследования явились официальные документы Минобразования и Госкомспорта России, а также решений Госсовета Российской Федерации от января 2002 г., которые были приняты по вопросам развития спортивно-оздоровительного туризма и его роли в формировании здорового образа жизни россиян.

Процессы оздоровления средствами физической культуры, физкультурно -оздоровительная работа как содержание профессионального образования и как теоретико-методические основы практики занятий физическими упражнениями исследовались, анализировались и получили экспериментальное обоснование в большом количестве работ представителей российской научной школы. Вместе с тем необходимость развития самодеятельных форм туризма, краеведения, спорта и создания условий их эффективного использования в процессах оздоровления, воспитания, образования молодежи определяет потребность в дифференциации профессионально-квалификационного состава кадров специалистов. Анализ действующего состава должностей позволил установить, что функции должностей, включенных в состав действующего Общероссийского классификатора профессий [6], в ряде случаев лишь частично связаны с процессами организации мероприятий самодеятельного туризма, средствами и методами профилактики заболеваний и восстановлением физического и психического здоровья, физическим развитием и физической подготовкой, в том числе с образовательной деятельностью (см. таблицу).

Анализ литературы по проблемам теории и практики школьного туризма, массовость которого значительно превышает численность занимающихся видами спортивного туризма, показывает, что двигательная активность, занятия физическими упражнениями в сочетании с формированием культуры, духовных потребностей учащихся в изучении родного края, фольклора и народно-поэтического творчества, ценностей культуры и культурно-исторического наследия способствуют лучшему приобщению молодежи к здоровому образу жизни [1]. Формирование физического, психического и социального благополучия - главный показатель гуманизации системы образования и усвоение учащимися данных об эффекте тренировочных нагрузок, об оздоровительных силах природы - одна из важнейших задач современной педагогики. Отсюда следует, что в содержании и структуре профессиональной подготовки педагогов дополнительного образования, работающих по направлениям спортивно -оздоровительного туризма, должны превалировать разделы туристско-краеведческого профиля, программы интеллектуального развития детей, сведения о нравственно-этических аспектах общественного сознания и поведения людей, сведения о теории и методике физических нагрузок, соревновательной деятельности [3]

Структура кадров специалистов по направлениям спортивно-оздоровительного туризма ¦ действующая (по данным Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов) [6]

№ п/п Должности Уровень образования
1 Тренер-преподаватель (спортивно-оздоровительный туризм) Высшее
2 Инструктор по туризму Среднее профессиональное
3 Инструктор-методист по альпинизму Среднее профессиональное
4 Инструктор-методист по туризму Среднее профессиональное
5 Организатор путешествий (экскурсий) Среднее профессиональное
6 Инструктор Среднее профессиональное
7 Инструктор по организационно-массовой работе Среднее профессиональное
8 Инструктор учебно-тренировочного пункта Среднее профессиональное

Процесс подготовки специалистов для сферы спортивно-оздоровительного туризма предусматривает освоение совокупности профессионально ориентированных разделов образования по педагогической и спортивно-оздоровительной деятельности, которые направлены на формирование навыков и умений индивидуальной работы, разработку программ анимации, развлекательно-образовательной деятельности, использование средств туризма с активными формами передвижений, умение обеспечить безопасность и показать занимающимся увлекательный мир природы, привлечь их к социальной, культурной реальности.

Значительное число научных исследований, плодотворная практика работы центров детско-юношеского туризма и краеведения в Российской Федерации свидетельствуют о том, что туристско -краеведческая работа обеспечивает комплексный подход к воспитанию учащихся [4]. Многопрофильность процессов спортивно-оздоровительного туризма определяет необходимость еще большей дифференциации должностной структуры кадров. Проведенные нами расчеты показали потребность в специалистах для работы в учреждениях дополнительного образования с введением должности "педагог дополнительного образования по туризму и краеведению". Установлено, что для обеспечения высокой эффективности и безопасности на маршрутах некатегорийных видов самодеятельного туризма необходима должность "гида-проводника" с соответствующими специализациями (водный, пеший, горный и др.). Как показали специальные исследования, значительные средства расходуются туристами на досугово-развлекательные мероприятия, на процессы анимационного характера в целях оздоровления, получения эмоциональных переживаний, устранения психофизического утомления [3]. Организация подобного рода услуг в сфере спортивно -оздоровительного туризма связана с решением специфических задач, характерных только для этого вида работы с занимающимися. Несмотря на общность многих вопросов по спортивно-оздоровительному туризму в специальной литературе, необходимого разнообразия программ анимационной работы еще не создано. Введение в состав должностной структуры
должности "аниматор" [5] повысит социальный и педагогический эффект процессов оздоровления и воспитания в учреждениях дополнительного образования.

По данным различных авторов, высокую значимость в решении социальных проблем региона имеют массовые спортивные мероприятия, связанные с перемещением значительных потоков людей: это самодеятельный, некатегорийный туризм, участие в спортивных мероприятиях и выезды на соревнования. Во многих странах мира перечисленные виды туристской деятельности обеспечены системой обслуживания и кадрами специалистов, предоставляющими спортсменам и болельщикам услуги специфического характера: социальный эффект здесь оценивается большим числом населения, вовлекаемого в туризм средствами спорта; формированием клубных организаций болельщиков, хорошей организацией обслуживания и уровнем безопасности всех участников спортивного мероприятия. Разработанные функции и модельные характеристики менеджера туристско-спортивного оперейтинга подтверждают необходимость академической (вузовской) подготовки и соответствующего введения в общероссийский классификатор должности "менеджер туризма и спорта" [2].

Воспитательно-образовательная деятельность, профилактика неблагоприятных воздействий социальной среды, процессы оздоровления подрастающего поколения во многом находятся в сфере действия туризма, физической культуры, спорта. Однако эффективность системы оздоровления населения зависит не только от эффективности работы специалистов, но и от разработанности оздоровительных технологий, уровня образованности населения в вопросах практики туризма, воспитания, организации здорового образа жизни молодежи.

Литература

1. Гаджиев Б.Х. Профессиональная подготовка педагогов дополнительного образования по профилю спортивно-оздоровительного туризма: Автореф. канд. дис. М., 2001. - 23 с.

2. Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. Монография. - М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Квартальнов А.В. Дидактические основы профессиональной подготовки менеджеров туристско-спортивного оперейтинга: Автореф. канд. дис. М., 1999. - 24 с.

4. Константинов Ю.С., Куликов В.М. Педагогика школьного туризма. Минобразования РФ. - М.: РМАТ, 2002, с. 151.

5. Лавров Ф.Н. Профессиональная подготовка менеджеров - аниматоров в образовательных учреждениях туристского профиля: Автореф. канд. дис. М., 2000. - 19 с.

6. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. Минтруда России, ОК-016-94-М., 1995.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!