ТУРИСТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И КАДРЫ


Abstract

TOURIST PEDAGOGICS

N.V.Grushevskaja, director of Krasnoyarsk regional center of youth tourism

Yu.S. Konstantinov, Ph. D., honoured teacher of the Russian Federation, director of Center of youth tourism in Ministry of education of Russia, Moscow

Key words: positions of pedagogics, tourist work with children, campaign, "best rest".

The work of young tourists, both during training, and in the campaign is the basis of the educational work. The campaign work has the features, which are necessary for taking into the account for the achievement of the pedagogical purposes. First, the campaign objectively puts each person before the necessity to work. Secondly, a work in a campaign has the public nature: - work of one is necessary for everybody. Thirdly, during the work pupils get vital skills (the preparation of food in field conditions, the cultivation of a fire in any weather, the arrangement of a campaign life). And, at last, the amateur campaign brings up the responsibility, mutual aid and mutual assistance, organizing abilities it develops their initiative, efficiency, activity, and also the qualities, which are brought up by the presence in the structure of the tourist group existing in an independent mode.


ТУРИСТСКАЯ ПЕДАГОГИКА

Директор Красноярского краевого центра детско-юношеского туризма Н.В. Грушевская

Кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации,
директор Центра детско-юношеского туризма Минобразования России Ю.С. Константинов , Москва

Ключевые слова: положения педагогики, туристская работа с детьми, поход, "лучший отдых".

Про человека иногда говорят: "У него золотые руки, с таким не пропадешь". Значит, хорошо с таким человеком рядом жить. Такой человек все может: вкусный чай заварит, планку прибьет как надо, смету рассчитает, пуговицу пришьет, электропроводку починит, оденется с учетом предстоящей погоды (и ее - погоду - точно предугадает), гриб от гриба отличит, в карте не запутается, костер в дождь разожжет... Да разве все перечислишь! Хоть самое элементарное - хлеб тонко нарезать, банку консервов грамотно вскрыть, не изуродовав ее и пальцы.

Золотые руки - это ценные для общества люди. Мы радостно удивляемся таким людям, но ведь это значит, что они особенные, не такие, как большинство. А почему? Откуда берутся Золотые руки? Как рождается это трудолюбие, эта пытливость ума, этот опыт и мастерство? Неужели - наследственность?

Нет, конечно. Секрет тут в том, что человек до всего дошел сам обыкновенным опытом, когда жизнь заставляет, когда "надо". "Надо" - это "волшебное" положение педагогики. Когда надо, для удовлетворения своих потребностей человек берется и делает, преодолевая трудности, не может не делать (не зря говорят: "Нужда всему научит"). Сначала, понятно, не очень-то получается, а потом (позже) - очень. Вот она - "технология" воспитания Золотых рук. Корень ее - в "надо".

Но почему же не все люди опытом жизни сами доходят до этого мастерства и трудолюбия? Как возникает это волшебное положение - "надо"?

А вот тут "секрет" уже не так прост, тут заложено противоречие, которое не все могут осмыслить и соблюсти. Живет и процветает, к сожалению, прочно укрепившаяся обывательская "теория", что чем сытнее, чем беззаботнее жизнь человека, тем лучше для него. А наукой доказано обратное: для полноценного развития человеку обязательно необходимы дефицит жизненных благ, некоторая некомфортность условий жизни, так называемый "жизненный стресс определенного уровня".

"Надо" возникает только в ситуации высокого напряжения между потребностями и возможностями, в ситуации лишений. Вот где "секрет" Золотых рук - в ситуации лишений. Когда человеку в руки дается все готовенькое, руки у него золотыми не станут. А современные дети крайне избалованы благами цивилизации. В редкой семье - этом самом главном "институте воспитания" - родители являются толковыми педагогами, которые пусть интуитивно, не по науке, но понимают, что нельзя детей баловать "сладкой жизнью". К сожалению, в семьях часто господствует "педагогика избытка жизненных благ".

У Евгения Шварца в пьесе "Снежная королева" есть замечательная сцена: герой попадает в стан лесных разбойников, где атаманша банды выдает такой перл своей лесной педагогики - "Детей надо баловать, тогда из них вырастают настоящие разбойники!" Метко сказано.

Так что же делать? Как создать "ситуацию лишений"? Неужели необходимо отказаться от комфорта современной цивилизации? Неужели только возврат к первобытным формам жизни спасет нас от развращенности?

И да, и нет. Однозначного решения не найти. Сталь закаляется в резкой смене сред: нагрев - охлаждение. Решение надо искать здесь - во временных, но резких сменах среды обитания. Отправьте маленького человека в туристский поход: стремление увидеть мир своими глазами, руками пощупать все окружающее, желание испытать себя в трудностях общения с живой природой (на что я гожусь?) - это в природе человека. В условиях современной цивилизации туризм - одно из лучших средств разрешения противоречия, лучшее лекарство от избалованности. На маршруте самодеятельного спортивного похода (я подчеркиваю - самодеятельного) человек лишен многих и многих бытовых удобств, к которым он привык, как привыкает вольный зверек к своей клетке. Вот здесь-то и возникает то ценное для нас напряжение, когда человеку "надо" (очень надо!), но чтобы удовлетворить потребность, он должен поработать.

Идет тургруппа по маршруту. Режут плечи тяжелые рюкзаки, донимает жара, комары (или холод, или дождь). Крутой подъем, таежные чащобы, зыбкие болота. Как часто в эти минуты турист клянет себя: "И какой черт дернул меня в этот поход! Дома, лежа на диванчике, я эти горы в телевизоре видал...". Но теперь надо идти - тут никуда не убежишь: тайга кругом на сотни километров. Надо идти, надо тащить рюкзак, надо собирать дрова, разводить костер, готовить пищу. А завтра опять надо, надо, надо...

Кажется, человек дал себе зарок больше никогда в походы не ходить: трудное это дело - грязь, сырость, холод... Но проходит время, и человека вновь тянет в горы, в тайгу - в бой.

Мечта отправиться в настоящее путешествие всегда живет в ребячьих душах, и содержание этой мечты не только в каких-то необыкновенных приключениях, но и в том, что им предстоит все сделать самим - жить самостоятельно, как взрослые, без надоевших - "Сиди спокойно", "Не стучи", "Не чавкай за столом", "Застегни верхнюю пуговицу", "Нельзя, уже ночь на дворе".

К сожалению, не только родители, но часто и сами учителя никак не могут преодолеть эту вредную "педагогику избытка жизненных благ", это неразумное стремление всячески облегчить жизнь ребенка, не перегрузить его делами по дому (он в школе и так загружен по горло!), оградить его от "черной работы". Нет, не физически, не трудовыми перегрузками страдает наша воспитательская практика, а как раз наоборот. Спору нет - перегрузки вредны, но ведь недогрузки тоже опасны.

Организуя с детьми туристский поход, нельзя даже в малом что-то решать и делать без ребят, за ребят. Туристской группой надо руководить, но не командовать. Руководить - значит помогать ребятам в принятии решений, учить их, быть наставником, советчиком, контролером, но не переходить ту грань, которая разрушает самостоятельность ребят, снижает их ответственность за выполнение порученного дела.

Вот в классе решено: идем в поход. Сыплются вопросы - когда пойдем? Какой маршрут? Можно ли взять собаку? Где будем ночевать? Сколько денег нужно сдавать?

На все эти вопросы учитель должен отвечать просто: "Я с вами, ребята, в поход пойду, но при условии, если вы его хорошо подготовите и будете все делать сами". Принципиальная позиция воспитателя - ничего не делать за ребят, помня, что именно в собственноручном труде они смогут закалить характер, приобрести навыки в работе.

Распределив все обязанности по общественным должностям, учитель должен затем крепко поработать с каждым ответственным, чтобы они не только выучили свой функционал - знали бы что нужно делать, но постепенно осмыслили бы и суть каждого дела, его "механику". Тут требуется постоянный контроль руководителя, его помощь каждому советом и делом.

Туристская группа - как большая семья: у нее большое и сложное хозяйство. При подготовке первых походов надо отобрать для изучения с ребятами только самые основные вопросы. Все тонкости туристского хозяйства школьники сразу не освоят, но и откладывать их изучение на потом нельзя, начинать надо сразу.

Не проще ли учителю самому сесть и быстренько подсчитать все расходы? Да, это проще. Но ведь еще и содержимое медицинской аптечки нужно подготовить... А снаряжение? А набор продуктов? А маршрут и план движения? А график дежурств?

Если всю эту работу, требующую знаний и размышлений, учитель будет делать сам, а ребята будут лишь выполнять его задания (купи крупу, соль, масло..; заполни маршрутный лист, узнай расписание поездов, наточи топор и т.д.), это будет педагогически неверно. Это уже не будет самодеятельным туризмом в полном смысле этого понятия. Воспитательной работе будет нанесен ущерб.

Труд юных туристов, как в период подготовки, так и в самом походе, - вот основа воспитательной работы. Ценно то, что по видам этот труд чрезвычайно разнообразен, а по количеству - значителен. Походный труд имеет и свои особенности, которые необходимо учитывать для достижения педагогических целей. Во-первых, поход объективно ставит каждого человека перед необходимостью трудиться. Здесь, как нигде, подходит выражение: "Кто не работает, тот не ест". Во-вторых, труд в походе носит общественный характер, работа одного необходима для всех. В-третьих, в процессе труда учащиеся приобретают жизненно необходимые навыки (приготовление пищи в полевых условиях, разведение костра в любую погоду, обустройство походного быта). И, наконец, самодеятельный поход воспитывает организаторские способности, развивает инициативу, деловитость, активность, а также качества, которые воспитываются нахождением в составе туристской группы, существующей в автономном режиме - коллективизм, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручка.

Когда походная группа удаляется от цивилизации, к участникам похода приходит понимание, что теперь можно рассчитывать только на свои силы и на помощь товарищей, и их детскую беззаботность как рукой снимает. В походе все друг с другом связаны, друг от друга зависят. Возникает очень важная для воспитания обстановка - ответственная взаимозависимость, что способствует становлению и сплочению ученического коллектива. Автономное существование походной группы воспитывает ответственность, осторожность, осмотрительность и бережливость. Рождается серьезное отношение к жизни, к друзьям. В походах ребята быстро сближаются, складываются крепкая дружба, взаимная выручка. Все, кто ходит в походы, знают, что туристы никогда не оставят товарища в беде.

Для нас, педагогов, важен не только сам поход, но и его основательная, глубокая подготовка. Это - обучение и воспитание юных туристов на живых конкретных делах, а не на отвлеченных теоретических беседах. Только на практических делах человек осознает то самое "надо" - двигатели его трудовой активности.

В самом походе необходимо почаще вместе с ребятами обсуждать различные вопросы, делать так называемые разборы дня: понравилась ли каша, сваренная сегодня на ужин дежурными по кухне, и почему она была немного подгоревшей; как работали костровые - нормально ли горел у них костер; какие ошибки были допущены дежурными проводниками; почему Витя, раньше всех уложивший свой рюкзак, не помогал собирать палатку?

Часто бывает необходимо прямо на ходу обращать внимание ребят на что-то важное:

- Всем, всем внимание! Посмотрите, как Миша рубит дрова. Красиво? Можно ли им залюбоваться? А не делает ли он ошибок? Посмотрите, правильно ли он держит топор? Обеспечивает ли он безопасность свою и окружающих?

Необходимо бывает и публично посрамить кого-то за грязные руки, за плохо отмытое ведро. Это надо делать, привлекая к такому событию санитара группы и подчеркивая, что из такого грязного ведра с речным песком на стенках предстоит нам всем кушать суп (если, конечно, санитар не вмешается). Санитар немедленно вмешается, и коллектив группы в этом случае будет целиком на вашей стороне.

В трудных условиях походной жизни, в ситуации лишений привычного комфорта труд становится единственным средством удовлетворения многочисленных "надо". И только в таких условиях можно воспитать в человеке верное отношение к своему и чужому труду - глубокое уважение к нему и страстное неуважение к лени, тунеядству, халтуре.

К сожалению, к туризму издавна прилипла этикетка - "лучший отдых", и он в сознании многих людей никак не связывается с проблемой трудового воспитания (ведь отдых - антипод труда). А пора бы понять, что детский самодеятельный туризм - великолепное, чудодейственное средство воспитания основы основ - трудолюбия. Уже только одна организационно -хозяйственная деятельность туристов по подготовке и проведению спортивного похода содержит в себе огромный педагогический потенциал в воспитании любви к труду, в привитии трудовых навыков, в профессиональной ориентации. А ведь есть еще и другая - краеведческая, познавательная деятельность (ее не отнимешь у спортивных походов), в процессе которой также весьма успешно решаются многие вопросы подготовки школьников к труду.

Мы в туристской работе с детьми очень много внимания уделяем воспитанию патриотизма и часто ограничиваемся этим - забываем о воспитании просто хорошего трудолюбивого человека, человека с Золотыми Руками.

Патриот-белоручка - плохой патриот. В конце концов не так важно, какую профессию изберет для себя молодой человек; важно в первую очередь, чтобы он не чурался никакого труда, любил трудиться. А вместе с тем любой профессиональный работник детского туризма всегда назовет вам десятки примеров того, как походы помогли молодым людям найти свое дело в жизни. Был парень в походах командиром - вырос до руководителя предприятия или учреждения. Был в группе хорошим фотографом, много приходилось видеть и снимать - стал профессиональным корреспондентом. Была девочка санитаркой (в походе практика всегда есть) - стала врачом. Юные проводники стали геодезистами, топографами; юные краеведы - учеными, геологами, историками и учителями. Как часто именно в походе проявляется талант настоящего командира, экономиста, мастерового человека. Пусть они не станут специалистами - эти таланты нужны и в обыденной личной жизни.

Дайте человеку в руки живые дела (живые, подчеркиваем, а не нарочно придуманные), откройте ему возможность пробовать - и тогда он скорее найдет свое любимое дело. И труд станет для него не печальной необходимостью, а радостной потребностью. Есть люди, которые работают, чтобы жить, но есть уже много и таких, которые живут, чтобы работать. Надо, чтобы их было больше, чтобы все были такими. Ведь это счастье - работать.

Избыток жизненных благ, наш возлюбленный комфорт мы уже пытаемся втиснуть и в туризм. Не надо этого делать, ни к чему это. Мы часто спорим о том, хорошо или плохо, если ребенок набил себе шишку. Важно не допустить непоправимой беды, а синяки и шишки пройдут. Жизнь так или иначе многому учит нас именно этим методом, не согласованным с научной педагогикой, но весьма действенным. Наверное, стоит и педагогике поучиться у жизни ее методике воспитания.

Уроки жизни часто бывают для нас горькими, но ведь "горьким лечат, а сладким - калечат".


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!