Abstract TO QUESTION OF FORMATION OF EDUCATIONAL COURSE "TOURIST REGIONAL GEOGRAPHY" FOR TOURIST HIGHEST SCHOOLS T.A. Irisova, E.V. Kolotova, Russian international academy of tourism, Skhodnya, Moscow Region Key words: educational course, tourist guidebooks, foreign operational experience, directions of tourism, recreational regional geography. The educational course "Tourist regional geography" is already started entered in the majority of tourist highest schools. The knowledge on a regional geography is necessary for the future experts in the area of the tourism, working with the world tourist market. However the regional geography as the description of the countries is probable from the various positions. The basic part of the course should be begun with the general analysis of the world tourist market, the tourist regions, the revealing of dynamics of the development of tourism and its tendencies in each region. The tourist regional geography should contain a material, important for professionals as against the tourist guidebooks addressed to amateur tourists. It does not exclude the necessity of the representation of the unit about principles of drawing up of tourist guidebooks, both general, and specialized in which students should be trained. The program of the educational course which authors offer for tourist highest schools is resulted in the article.
|
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ УЧЕБНОГО КУРСА "ТУРИСТСКОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ" ДЛЯ ТУРИСТСКИХ ВУЗОВ Т.А. Ирисова, Е.В.
Колотова, Л.А. Седова Ключевые слова: учебный курс, туристские путеводители, зарубежный опыт работы, направления туризма, рекреационное страноведение. В большинстве туристских вузов введен курс "Туристское страноведение". Безусловно, для будущих специалистов в области туризма, работающих с мировым туристским рынком, необходимы знания по страноведению. Однако страноведение как описание стран возможно с различных позиций. Большая часть специалистов в области страноведения сводит его к составлению туристских путеводителей. Нам ближе подход Д.В. Николаенко, который в своей книге "Рекреационная география" пишет следующее: "...суть рекреационного страноведения состоит в том, что страны описываются, прежде всего, с точки зрения развитости в них международного туризма и того, насколько та или иная страна интересна для международного туризма, а также того, какие стандарты рекреационной деятельности сложились у местного населения". С нашей точки зрения, курс "Туристское страноведение" должен быть сориентирован на подготовку профессионалов в туристской индустрии, работающих в различных ее сферах. Он должен иметь прикладной характер - давать представление о специфике развития туризма в различных туристских регионах и странах, выявлять причинно-следственные связи в особенностях формирования тех или иных туристских центров, устанавливать тенденции развития туризма в том или ином регионе. Работников туристских предприятий (туркомплексов, гостиниц, курортов) данный курс должен обогатить зарубежным опытом работы аналогичных предприятий. Работникам турфирм туристское страноведение должно помочь правильно сориентироваться на международном туристском рынке, определить наиболее популярные и не освоенные отечественными туроператорами направления туризма. Руководители туристской отрасли должны познакомиться с деятельностью подобных структур за рубежом: с существующими органами управления туризмом, законодательной базой, государственной политикой, поддерживающей предпринимательство в туризме и его социальные формы, с вкладом туризма в экономику стран. Обязательно должно быть показано соотношение въездного, выездного и внутреннего туризма в конкретных странах. Курс должен начинаться с основных понятий страноведения, и туристского (рекреационного) страноведения в частности. В нем должны быть освещены история страноведческой мысли, различные подходы к рекреационному страноведению. Наиболее целесообразно при рекреационном страноведении опираться на понятия существующих социокультурных систем мира. Основную часть курса следует начинать с общего анализа мирового туристского рынка, сложившихся в нем туристских регионов, выявления динамики развития туризма и ее тенденций в каждом регионе. Для каждого туристского региона и входящих в него стран необходимо осветить историю развития туризма, проанализировать рекреационный потенциал, степень и специфику его освоения. Представить основные туристские центры и показать, чем они отличаются от аналогичных центров других стран. Для конкретных стран полезно дать рекреационное районирование. При анализе культурно-исторического потенциала необходимо остановиться на аксиологических аспектах наследия. Завершать характеристику туристской индустрии региона следует показом положительного опыта в развитии туризма, который целесообразно было бы перенять России, а также выявлением новых возможностей для российских туроператоров. В отличие от туристских путеводителей, адресованных туристам-обывателям, туристское страноведение должно содержать материал, важный для профессионалов. Это не исключает необходимости представления раздела о принципах составления туристских путеводителей, как общих, так и специализированных, которым должны быть обучены студенты. Ниже приводится программа курса, которую мы предлагаем для туристских вузов. ПРОГРАММА КУРСА "ТУРИСТСКОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ" Цель и задачи курса "Туристское страноведение" Туристское страноведение является дисциплиной, необходимой для профессиональной деятельности менеджера туристских фирм и предприятий, ориентированных на международный туризм. Данная дисциплина предназначена для студентов 3-го курса вузов туристского профиля. Чтение "Туристского страноведения" должны предварять такие дисциплины, как введение в туризм, рекреационное ресурсоведение, география туристских регионов РФ. Цель курса - формирование системы знаний о специфике развития туризма в различных странах мира. Задачи курса состоят в изучении мирового туристского рынка, выявлении специфики туристских регионов и стран, анализе мирового опыта развития туристской индустрии и специализации турцентров мира. Введение в курс Основные понятия, постулаты туристского страноведения. История развития страноведческой мысли: российская и зарубежная страноведческие школы. 1. Функции и методы туристского страноведения Основные функции туристского страноведения: методология страноведческого исследования; оценка регионов мира по временным периодам; внутренние и внешние факторы, влияющие на оценку туристских регионов мира; принципы страноведческой характеристики территории (географический, этнический, демографический, политический, социально-экономический, экологический); роль природной и культурной среды в рекреационном районообразовании; типология государств и территорий различных социокультурных образований и ее использование в туристском страноведении; мифология туризма и освоения территорий. 2. Мировой туристский рынок История развития туризма и причины, обусловившие формирование туристских регионов мира. Современное состояние и динамика развития мирового туристского рынка. Стратегия развития новых мест туристского назначения. 3. Туристские регионы мира. Специфические черты Общие черты и тенденции развития туризма в регионе. Специфические черты. 3.1. Европа. 3.2. Азия. 3.3. Ближний Восток. 3.4. Америка. 3.5. Африка. 3.6. Австралия и Океания. 4. Характеристика стран, входящих в туристские регионы Географическое положение и общие сведения о стране (политический строй, население, денежная единица, визовый режим и проч.). Место страны на мировом туристском рынке. Рекреационный потенциал страны и его освоение. Основные виды национального туризма и соответствующие им туристские центры. Характеристика основных рекреационных регионов страны. Аксиологические аспекты развития туризма. Государственная политика в отношении туризма: структура управления туризмом, законодательство в туризме, соотношение внутреннего, въездного и выездного туризма, значение туризма в экономике страны, доля туризма в валовом национальном продукте, инвестиции в туризм, участие в международных туристских программах, туристское образование. Туристские связи данной страны с Россией, турцентры страны, освоенные российскими туроператорами, взаимные туристские потоки, мотивация интереса к России, а также мотивация россиян к данной стране. В чем сила и слабость местного туризма. Полезный опыт данной страны и рекомендации для российских туроператоров. Курс "Туристское страноведение" довольно объемный. По нашему мнению, он должен читаться в течение двух семестров, рассчитан как минимум на 108 часов. Итогом изучения должны быть экзамен и курсовая работа по теме: "Специфика развития туризма в ___________ (страна)". Данный курс требует помимо печатных учебных пособий обязательного сопровождения лекций и семинаров видеорядом (фильмы, компьютерные презентации, "прогулки по виртуальным музеям" и проч.); в крупных городах рекомендуется организовывать выездные занятия в музеях западного и восточного искусств (Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Эрмитаж, Музей восточных культур, Музей этнографии народов мира и др.). На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|