Abstract MONITORING OF PREFERENCES OF ENTRANTS AND STUDENTS OF HIGHEST SCHOOLS OF TOURIST STRUCTURE IN CHOICE OF KINDS OF ACTIVE TOURISM D.V. Smirnov, Ph.D. Institute of general secondary education of Russian academy of education Center of science of Russian international academy of tourism, Skhodnya, Moscow Region Key words: preference of entrants, active tourism, curricula, educational subject "sports tourism". The purpose of this research was the revealing of preferences of entrants (pupils of high schools and lyceum students) and students of the first course of RIAT in the choice of kinds of active tourism, including the sports tourism (sports campaigns). The need for the special research of preferences of entrants and students for the choice of kinds of active tourism was dictated by the necessity of entering scientifically proved corrections in the working curricula and programs of discipline "sports tourism", taught in tourist highest schools, and also in educational groups of the preuniversity training faculties and lyceum classes. The anonymous questioning was carried out in 28 groups. The average age of respondents - entrants and lyceum students was 14,5 years, students - 16,3 years. The author has formulated conclusions by the results of the research, which will allow correcting the further politics in the area of the active tourism.
|
МОНИТОРИНГ ПРЕДПОЧТЕНИЙ АБИТУРИЕНТОВ И СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ В ВЫБОРЕ ВИДОВ АКТИВНОГО ТУРИЗМА Кандидат педагогических наук Д.В. Смирнов Институт общего среднего
образования РАО Ключевые слова: предпочтение абитуриентов, активный туризм, учебные планы, учебная дисциплина "спортивный туризм". Цель проведенного нами исследования - выявление предпочтений абитуриентов (учащихся средних школ и лицеистов) и студентов первого курса РМАТ в выборе видов активного туризма, в том числе туризма спортивного (спортивные походы - СП). Потребность в специальном исследовании предпочтений абитуриентов и студентов в выборе видов активного туризма продиктована необходимостью внесения научно обоснованных коррективов в действующие учебные планы и программы дисциплины "спортивный туризм", преподаваемой в туристских вузах, а также в учебных группах факультетов довузовской подготовки и лицейских классах. Анонимное анкетирование было проведено в 28 группах, из которых 8 групп - абитуриенты и лицеисты факультетов довузовской подготовки, 20 групп - первокурсники туристских вузов московского мегаполиса. Всего обследовано 478 обучающихся (312 девушек и 166 юношей) - жителей московского мегаполиса. Из них 106 абитуриентов и лицеистов (72 девушки и 34 юноши) и 372 студента (236 девушек и 136 юношей) первых курсов. Средний возраст респондентов - абитуриентов и лицеистов - 14,5 года, студентов - 16,3 года. Результаты, полученные в ходе исследования (табл. 1), оказались несколько неожиданными: из 478 респондентов 127 (26,54%) ни разу (!) не участвовали в туристских походах. Это - 20,7% абитуриентов и лицеистов (из которых 21,6% юношей и 20,8% девушек) и 28,1% студентов 1-го курса (из которых 30,9% юношей и 26,6% девушек). Получается, что за весь период обучения в общеобразовательной школе 26,5% учащихся так и не побывали по разным причинам даже в однодневных (!) походах. Это свидетельствует о том, что в учреждениях общего среднего образования, учреждениях дополнительного образования, в том числе и летних оздоровительных лагерях (как загородных, так и с дневным пребыванием детей, организуемых при школах), педагоги и руководители недостаточно внимания уделяют организации двигательной активности детей и подростков, а также выполнению разнообразных физических упражнений на свежем воздухе и, кроме того, их оздоровлению. Проведя анкетирование, мы получили следующие результаты (см. табл. 1). Таблица 1. Предпочтения абитуриентов и студентов РМАТ в выборе видов туризма
Примечание. Позиции 12, 13, 14, 15 и 16 - виды спорта, не относящиеся к туризму спортивному, но выбраны респондентами как виды, которыми они также предпочитали бы заниматься Полученные сведения показывают, что из всех респондентов, принявших участие в исследовании, 95,5% изъявили желание участвовать в спортивных походах, а также заниматься смежными видами спорта: спортивным ориентированием, альпинизмом, скалолазанием и др. Только 4,5% опрошенных (все девушки) не выразили желания заниматься туризмом спортивным (спортивными походами). 37,4% респондентов активно занимаются туризмом в различных туристско-спортивных объединения: клубах по месту жительства, ДЮСШ, общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования (центрах (станциях) детско-юношеского туризма), совмещая свое обучение в общеобразовательной школе, на факультете довузовской подготовки или первом курсе РМАТ. Установлено, что рейтинговый выбор видов активного туризма у юношей и девушек обоих опрошенных категорий значительно отличается. Тем не менее можно установить определенную иерархию видов туризма по степени популярности у различных категорий (табл. 2). Таблица 2. Распределение предпочтений респондентов в выборе видов туризма по степени популярности среди юношей и девушек
Из полученных данных следует, что явным преимуществом у слушателей факультета довузовской подготовки и студентов туристских вузов пользуется горный туризм (походы по горным регионам). Второе место по популярности занимает пешеходный туризм. На третьем месте - водный туризм (походы на байдарках, катамаранах, плотах, лодках и других разборных судах). Неожиданным для исследователей стал выбор респондентами конного туризма, который уступил всего чуть больше 1% водному туризму. А ведь официально конный туризм был включен в Единую всероссийскую спортивную классификацию как составная часть туризма спортивного только в 2001 году. Большой популярностью у обследуемой категории учащейся молодежи также пользуются автотуризм , скалолазание и альпинизм , что, по нашему мнению, скорее всего, вызвано влиянием средств массовой информации (огромным числом видео-, теле- и кинофильмов, где главные герои - мужественные альпинисты и скалолазы, а также массовой "автомобилизацией" современного постиндустриального общества). При детальном анализе предпочтений отдельно среди респондентов разного пола прослеживается следующий рейтинговый ряд выбора видов активного туризма (табл. 3) Таблица 3. Рейтинг предпочтений видов туризма юношами и девушками (по степени популярности)
Автотуризм наиболее популярен у юношей - перовое место в рейтинге. Девушки на первое месте в рейтинге поставили конный туризм. По нашему мнению, здесь, очевидно, при выборе предпочтений сыграла свою роль биологическая тяга девушек к животным и прекрасному, а не собственно знание специфики данного вида туризма. Второе место в рейтинге у юношей отдано горному и водному видам туризма. У девушек на второе место по рейтингу вышел горный туризм, по всей видимости, опять-таки не от знания специфики вида, а от общего (эмоционально-художественного) восприятия горных ландшафтов и под влиянием средств массовой информации. Третье место в рейтинге у девушек занимает пешеходный туризм. О пешеходном туризме большинство представительниц прекрасного пола имеют более или менее достаточное представление, так как в общеобразовательных школах московского мегаполиса он получил наибольшее распространение. Четвертое место в рейтинге у юношей занимает мототуризм, а у девушек водный туризм. Почетное, пятое, место в рейтинге предпочтений как сильной, так и слабой половины респондентов прочно занимает скалолазание, обогнавшее у юношей пешеходный туризм, а у девушек - альпинизм. На более низкие позиции в предпочтениях абитуриентов и студентов туристских вузов (и юношей, и девушек) переместились такие виды туризма, как лыжный, спелеотуризм. Но самыми неожиданными оказались результаты предпочтения данной категорией учащейся молодежи вида "спортивное ориентирование на местности". Из вышеизложенного нами были сделаны выводы: - при корректировке учебных программ, объемов и содержания дисциплины "спортивный туризм" для изучения в туристских вузах необходимо учитывать реальные предпочтения абитуриентов и студентов в выборе видов туризма, предусматривая более подробное рассмотрение отдельных видов туризма, в том числе спортивного с учетом рейтинга предпочтений; - при организации практических занятий на местности, учебно-тренировочных походов и выходов на учебные полигоны требуется учитывать не только интересы и предпочтения юношей и девушек, но и реальный уровень туристско-спортивной подготовки (квалификации) обучающихся; - туристским фирмам, туроператорам и турагентам, организаторам и разработчикам туристских туров (маршрутов) с активными способами передвижения при разработке и предложении турпродукта следует учитывать полученные в ходе нашего исследования результаты - предпочтения (рейтинг) видов туризма по разным половозрастным категориям потребителей из числа учащихся общеобразовательных школ, лицеистов, абитуриентов и студентов туристских вузов - жителей московского мегаполиса; - органам управления физической культурой и спортом, образования, организации оздоровления и отдыха детей и подростков московского мегаполиса необходимо обратить внимание на организацию работы (учебной и внеклассной) учителей физической культуры, классных руководителей, учителей-предметников (географии и биологии, ОБЖ и др.), организаторов досуговой деятельности по месту жительства на необходимость организации и проведения туристских мероприятий с детьми и подростками для элементарного овладения навыками организации своего досуга, ведения здорового образа жизнедеятельности в полевых (походных) условиях (в том числе однодневных); - опираясь на полученные результаты исследования, центрам (станциям) детско-юношеского туризма, учреждениям, организующим досуг детей и подростков по месту жительства, при планировании и организации активного отдыха и туризма необходимо развивать не отдельные виды туризма, а целостную систему многопрофильных туристско-спортивных и оздоровительных клубов, культивирующих широкий спектр видов туризма с учетом рейтинга предпочтений детей и подростков каждого конкретного социума. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|