Abstract NORMATIVE-LEGAL BASE IN ORGANIZATION OF SERVICES OF REST AND IMPROVEMENT OF CHILDREN IN RUSSIAN FEDERATION V.M. Kozhevatkin, Pro-rector РМАТ, honoured worker of physical culture of Russian Federation Russian international academy of tourism, Skhodnya, Moscow Region Key words: organization of children's rest, easing of state regulation, sports tourism. Having the unique experience and practice of the children's rest organization, the Russian Federation has passed some stages of the development of the normative-legal base in this area. Easing of state regulation, especially appreciable in the last years, was rather negatively reflected in the condition of an amateur tourism: the tourist centers collapsed, the financial streams in tourist business did not give in to the control and became the object of steadfast attention of a criminal. The accepted presidential program "Youth of Russia" (prolonged till 2003) has determined the priority tasks of preservation of the unique All-Russia children's centers "Orlyonok" and "Okean", promoted the development of the maintenance of improving camps due to inclusion in the program of annual competitions of programs of the activity of the improving institutions. Now it became obvious, that the Russia stands on the threshold of the new stage of the development of the normative-legal base of the vacation and rest area.
|
НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА В ОРГАНИЗАЦИИ УСЛУГ ОТДЫХА И ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Проректор РМАТ, заслуженный
работник физической культуры РФ В. М.
Кожеваткин Ключевые слова: организация детского отдыха, ослабление государственного регулирования, спортивно-оздоровительный туризм. Имея уникальный опыт и практику организации детского отдыха, Российская Федерация прошла несколько этапов развития нормативно -правовой базы в этой сфере. На первом этапе (20-е - середина 30-х гг.) произошло зарождение и организованное оформление системы детского отдыха. В эти годы создавались лагеря как летние базы детской организации. Соответствующим было и нормативное обеспечение лагерей. Содержание их деятельности определялось постановлениями и письмами Центрального комитета комсомола и Центрального совета Всесоюзной пионерской организации. Система образования (тогда - народного просвещения) на основе этих документов создавала свои инструкции, рекомендации и директивы, раскрывающие роль просвещенцев в организационной и методической поддержке детской и молодежной организаций. Второй этап начинается с 30-х и завершается 80-ми гг. Этот этап определяется ведущей нормотворческой практикой со стороны профессиональных союзов как главного организатора сферы детского каникулярного отдыха. Началом данного этапа развития нормативно-правовой базы стало решение правительства СССР (1933 г.) о передаче средств государственного социального страхования из ведения предприятий в ведение профсоюзов. В истории управления физической культурой, спортом и туризмом в последние 10 лет наблюдался период нестабильности и хаотичности. Функции центральных органов управления передавались из одного федерального ведомства в другое. Снежный ком "реформаторства" поразил (а кое-где и раздавил) региональные структуры. На большинстве территорий специалисты оздоровительной направленности "привязаны" к второстепенным ведомствам, не используют прав законодательной инициативы, не имеют четких представлений и планов действий на сегодня и на ближайшую перспективу. Имеющаяся в этой сфере статистика носит информационный характер и не является государственной (а стало быть, ответственности за "цифирные успехи" никто не несет). Ослабление государственного регулирования, особенно заметное в последние год-два, весьма негативно отразилось на состоянии самодеятельного туризма: разрушаются туристские базы, финансовые потоки в турбизнесе не поддаются контролю, становятся объектом пристального внимания криминала. По данным ректора РМАТ, профессора В.А. Квартальнова, приведенным в выступлении на Всероссийской научно-практической конференции "Совершенствование законодательства в сфере физкультуры и спорта" в г. Суздале в мае 2001 г., в России бездействует свыше 25 тыс. объектов туристского назначения. Слабость и нестабильность существующих федеральных отраслевых органов управления привели к резкому снижению числа занимающихся в детском туризме, ослаблению методического обеспечения, нездоровому ажиотажу и распрям в туристском образовании. Даже беглый анализ федеральной законодательной базы и ряда субъектов Российской Федерации по вопросам физической культуры, спорта и туризма показывает отсутствие в большинстве случаев четкой регламентации по таким насущным проблемам, как реализация прав собственности на оздоровительные ресурсы, обеспечение доступности рекреационных услуг, организация образования населения. Действующее законодательство, по сути дела, полностью проигнорировало одну из самых массовых сфер деятельности - спортивно -оздоровительный туризм. К числу главных недостатков законодательства о туризме как на федеральном, так и на региональном уровне относится почти полное отсутствие стыковок с такими базовыми законами, как законы о труде, градостроительстве, налогах, охране здоровья, лицензировании, бюджете и др. Отсутствие единой нормативно-правовой базы не способствует и решению проблемы прозрачности единого туристского пространства, актуальной для России. На местах действуют самопроизвольные правила и неунифицированные запреты, ограничения, всевозможные налоги и взносы, создающие неоправданные преграды продвижению туристского продукта. Требует значительной активизации исследовательская работа по правовой проблематике туризма. В последние годы в фундаментальных работах ведущих отечественных ученых (В.А. Квартальнова, И.В. Зорина, В.Д. Чепика) по проблемам туризма обозначены пути правового обеспечения туристской сферы. Задача исследователей -развить их, обратив особое внимание на малоизученные особенности законотворчества на региональном уровне, механизмы взаимоувязок "пограничных" законодательств с туристским правом. Необходимо провести глубокий анализ состояния правового поля в сфере туризма. При этом надо иметь в виду, что законодательные акты в сфере туризма были фактически ответными реакциями на сиюминутные нужды практической туристской деятельности. Необходимо наметить пути законотворчества на перспективу. В этом направлении со стороны РМАТ сделаны первые, но уверенные шаги. С 1998 г. в Московской области действует разработанный РМАТ "Закон о туристской деятельности". В настоящее время в работе пакет федеральных законопроектов: "О социальном туризме", "О туристской ренте" и ряд других. Остается придать процессу законотворчества системный характер. Мы считаем, что для решения стратегических задач должна быть разработана доктрина законотворчества в сфере оздоровления, позволяющая планомерно разрабатывать законы, разделяя их по приоритетности, актуальности, временным рамкам принятия и исполнения, уровням действия. К разработке доктрины необходимо привлечь научные учреждения, и прежде всего РМАТ, определив ее в качестве головного разработчика. Последние кадровые изменения в сфере физической культуры и спорта на федеральном и региональном уровнях вселяют надежду на успешную реализацию наработанных проектов и программ. Например, по нашему мнению, существенным моментом в развитии нормативно -правовой базы стало принятие в 1994 г. президентской программы "Дети России" и утверждение в 1995 г. "Основных направлений государственной и социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года" (национального плана действий в интересах детей). В 1996 г. в состав президентской программы "Дети России" вошла целевая программа "Организация летнего отдыха". За два года своего существования (1996-1997 гг.) эта программа придала мощный импульс совершенствованию нормативно-правовой базы и развитию методической базы сферы летнего отдыха детей. В 1990-2001 гг. было принято около 10 поправок в действующее законодательство в форме изменений и дополнений федеральных законов и законодательных актов, направленных на поддержку предприятий, организаций, стимулирование деятельности учреждений детского отдыха и оздоровления, предоставление им налоговых льгот, упорядочивание системы финансирования и оплаты путевок. Так, в соответствии с Законом РСФСР "О плате за землю" от 11.10.91 с изменениями и дополнениями от 16.07.92 и 09.08.94 санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, полностью освобождаются от земельного налога. Значительное внимание в защитных мерах законодатель уделил налоговым льготам сферы отдыха и оздоровления. Были приняты законодательные акты, действующие до введения Налогового кодекса Российской Федерации. В соответствии с Законом "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27.12.91 с изменениями и дополнениями от 16.12.92. и 22.12.92 при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы затрат предприятий на содержание находящихся на их балансе детских лагерей отдыха. По Закону РФ "О налоге на имущество предприятий" от 13.12.91 с изменениями и дополнениями от 03.06.93 данным налогом не облагается имущество, используемое (предназначенное) исключительно для отдыха и оздоровления детей в возрасте до 18 лет. Законодатель в 90-е годы предпринял ряд инициатив, предоставляющих льготы определенным категориям населения (родителям и детям) для использования права на каникулярный отдых и оздоровление детей. Была снижена облагаемая база при исчислении налога с физических лиц за вычетом сумм, направленных на приобретение путевок в детские лагеря (Закон РФ "О подоходном налоге с физических лиц"). Освобождены от курортного сбора дети в возрасте до 16 лет (Закон РФ "О курортном сборе"). Для детей из Чернобыльской зоны определяющим стал Закон "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 18.06.92 с последующими изменениями и дополнениями. Дети-инвалиды получили льготы на отдых в соответствии с Законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.95. Дети из районов Крайнего Севера (а это 23 субъекта Российской Федерации) получили льготы по перевозке к месту отдыха и обратно в соответствии с Законом РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областях" от 18.02.93. Указом Президента России от 12.05.96 № 863 "О правах и льготах военнослужащих, выполняющих (выполнивших) задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике" определен порядок предоставления льгот для детей этих военнослужащих. Важным событием стало принятие Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" в 1998 г. Он определил задачи организации отдыха детей как приоритетные для всех органов исполнительной власти, поставил во главу угла гарантии прав на отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Значительное место в этом акте отведено необходимости разработки минимальных социальных стандартов, включающих услуги отдыха и оздоровления детей. Принятая президентская программа "Молодежь России" (продленная до 2003 г.) определила приоритетные задачи сохранения уникальных всероссийских детских центров "Орленок" и "Океан", способствовала развитию содержания оздоровительных лагерей благодаря включению в программу ежегодного конкурса вариативных программ деятельности оздоровительных учреждений. В настоящее время стало очевидным, что мы стоим на пороге нового этапа развития нормативно-правовой базы сферы каникулярного отдыха. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|