ОБРАЗОВАТЕЛЬ-
НЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ


Abstract

HUMANIZATION OF PROFESSIONAL EDUCATION IN PHYSICAL CULTURE

V.L. Vizhichenko, Ph. D.,

Nizhnevartovsk state pedagogical institute, Nizhnevartovsk

A.A. Chunaev, Ph. D.

Ulyanovsk state pedagogical university, Ulyanovsk

Key words: humanization of sports and education, moral education, interaction, cooperation, tolerance of student's creative group.

Some approaches to the solving of the uneasy questions in conditions of professional education in physical culture are considered in the article.

The analysis of the problem of moral education and the task of the further studying of this important theme of pedagogics force to address to the search and allocation of the most elementary link of the process of the moral formation of the personality.

The program of the experimental education of the moral relations in a group of students was made with an organizational-methodical complex of the development of the management of the educational activity of the future teachers on physical culture in the process of professionally directed kinds of training.

The formation of the creative interaction and the cooperation in training in the educational group are directed to the perfection of forms and methods of the bringing up training of students, supposing their business dialogue, the moral responsibility for education, the development of self-management and independence in the education process.


ГУМАНИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Кандидат педагогических наук, В.Л. Вижиченко
Нижневартовский государственный педагогический институт, Нижневартовск

Кандидат педагогических наук А.А. Чунаев
Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск

Ключевые слова: гуманизация спорта и образования, нравственное воспитание, взаимодействие, сотрудничество, толерантность студенческой творческой группы.

Развитие и интеграция спорта, образования и культуры на основе современных высоких технологий, которыми овладевают специалисты, вновь возрождают гуманистические идеи, идеалы и простые чувства многих людей. В этих условиях моральные и профессиональные требования к специалисту возрастают. Время, развитие, диалог в спорте, культуре и во всех других областях жизни востребовали специалиста, способного к сотрудничеству, толерантного в отношениях к окружающему миру, по-настоящему нравственного в своей деятельности.

В нашей работе рассматриваются некоторые подходы к решению данных непростых вопросов в условиях профессионального образования в физической культуре.

Особую актуальность для гуманизации спорта, образования и культуры приобретает система профессионального образования специалистов по физической культуре и спорту, нравственное воспитание студентов в духе принципов "честной игры" и олимпийской культуры.

Гуманистическая сфера нравственной жизни является наиболее трудной темой теоретической и практической педагогики. Воспитание личности более всего и прежде всего - воспитание нравственное. Именно духовное, нравственное содержание конституирует любое действие личности как социальный поступок, момент искренней действительной индивидуальной жизни. Однако нравственный социальный поступок не есть изолированный акт. Он порождается и осуществляется в ситуации конкретных жизненных связей, действий и отношений личности. А это есть процессы деятельности, в которой внешнее и практическое отдается внутренней индивидуальной жизни личности, нравственность и гуманизм овладевают деятельностью сознания и духа. Спорт, образование, культура образуют активную гуманистическую среду, в которой, можно сказать, развертывается борьба за сознание людей, и в особенности за душу ребенка, против агрессивности, наркомании, десоциализации. Живая организованная деятельность в спорте, учении, культуре и есть настоящая арена творческой встречи кантовского нравственного императива и построенного на нем человеческого мира с осознающей, проявляющей и строящей себя инициативной, толерантной, нравственной личностью. В развертывании учебной и профессиональной деятельности студентов особое место занимают моменты перехода от овладения знаниями, от предметного значения постигаемого материала к формированию гуманистической мотивации и личностному смыслу. Эти переходы представляются важными в процесса воспитания личности и утверждения ее нравственной и гражданской позиций.

Нравственное воспитание возможно для человека не только как назидание. Оно за человека. Процесс нравственного воспитания противостоит утрате смысла в равнодушных знаниях. Нравственное поведение - единственный способ для человека жить в истине жизни, а не в холодном и молчаливом мире вещей, среди которых он находится. Эта тонкая, но неизменная реальность отчетливо обнажается в ощущениях повседневной жизни и деятельности, основанной на спортивном или профессиональном сотрудничестве, которое может способствовать сближению специалистов и студентов, толерантным отношениям в спорте, образовании и культуре, выявлению и разработке взаимных интересов, содействующих развитию и прогрессу.

Оценивая состояние современной педагогической теории воспитания и гуманистической практики, можно отметить, что конкретное дидактическое содержание, совокупность заданий и упражнений разработаны в физическом, трудовом, умственном, эстетическом воспитании человека. Для нравственного воспитания этот вопрос наиболее сложен. В педагогике имеется как бы водораздел между обширным материалом, фиксирующим нравственные нормы и нравственные требования воспитательного процесса в учении, в спорте, в труде, другой деятельности и недостаточностью знаний о том, как, в каких процессах нравственные нормы, знания, нравственные требования педагога становятся достоянием личности. Основной трудностью и главной задачей нравственного воспитания личности является раскрытие перехода от знания, действия к нравственному отношению, поступку. Определение педагогических условий и путей формирования нравственных отношений личности является одной из центральных проблем теории воспитания.

Анализ проблемы нравственного воспитания и задачи дальнейшего изучения этой важной темы педагогики заставляют обратиться к поиску и выделению наиболее элементарного звена процесса нравственного формирования личности.

В качестве основного "механизма", в котором формируются нравственные отношения и качества личности, мы видим сознательный, переживаемый поступок. Спортивное и профессиональное действие студента в своем нравственном содержании обращается в поступок. Поступок развертывается в ситуации конкретных жизненных связей, действий и отношений личности и составляет особый тип деятельности, первоначально внешней и практической, а затем приобретающей также форму и "внутренней деятельности", "деятельности сознания". Анализ учебной деятельности студентов, ее коммуникаций, межличностных отношений и нравственных взаимосвязей составляет важный метод изучения закономерностей воспитания личности. При такой постановке проблемы нравственного воспитания встает задача выявления педагогических условий организации самостоятельных поступков студентов в процессе их профессионального обучения. Наиболее эффективно может влиять на поступки студентов их целостная и целенаправленная учебная деятельность, организованная на основе спортивно-педагогического сотрудничества.

Программу экспериментального воспитания нравственных отношений в студенческой группе составил организационно-методический комплекс разработок по руководству учебной деятельностью будущих учителей физической культуры в процессе профессионально направленных видов подготовки. На основе представлений о системном строении учебной деятельности и педагогических закономерностей развития обучения определились следующие условия опытно-экспериментальной организации сотрудничества в учебной деятельности студентов:

- разработка группой социально значимой, общей цели деятельности, требующей объединения усилий всей группы, наличие общей познавательной задачи;

- распределение отдельных звеньев деятельности и обмен результатами, способами реализации деятельности между членами группы в процессе достижения единой цели; организационное распределение и соподчинение функций и обязанностей между участниками деятельности;

- наличие отношений взаимной ответственности и зависимости между членами группы; организационная взаимопомощь членов группы; контроль силами группы за совместной деятельностью и индивидуальными результатами деятельности членов групп;

- формирование инициативной группы; руководство общением членов группы; организация обмена информацией, согласования точек зрения;

- развитие морально-нравственных отношений и установление морально-нравственных норм между членами группы, утверждение личности членов группы путем реализации в групповой деятельности индивидуальных способностей;

- совместное подведение итогов деятельности и сотрудничество. Для построения программы сотрудничества в обучении выбраны наиболее важные виды профессионально-педагогической подготовки будущих учителей физической культуры и вместе с тем слабо организованные с точки зрения совместного учебного труда. Проведение педагогического эксперимента потребовало учета нескольких важных моментов. Прежде всего стояли задачи предварительной подготовки студентов к сотрудничеству в учебной деятельности; ориентировки их в предстоящих условиях взаимодействия в обучении; формирования заинтересованности в поставленных общих целях, результатах и способах действий, выявления их преимущества над индивидуальными формами учебы. Кроме того, важно было организационно подготовить процесс развития межличностных отношений студентов посредством развертывания системы практических действий, подчиненных межличностным гуманистически значимым целям учения.

В начале эксперимента студенты группы овладевали элементарными формами взаимодействия и самоорганизации в соответствии с требованиями, предъявляемыми задачей. Для этого организовывалось их взаимодействие в работе. Затем диапазон сложности решаемых задач расширился. Вводился более сложный уровень организации сотрудничества в учебной деятельности - групповая работа. Для этого формировались подгруппы по 3-7 человек. При комплектовании подгрупп учитывались реальная подготовленность студентов к совместной деятельности, их личностные качества, межличностные отношения и другие педагогические и психологические критерии комплектования подгрупп. На заключительном этапе обучения вводились задания для учебной группы как единого творческого коллектива.

Программа педагогического эксперимента охватывала пять учебных семестров. Экспериментальная работа началась во 2-м семестре, на учебно-методических занятиях по спортивно-практическим дисциплинам в ходе практической и методической подготовки студентов, и продолжалась в течение педагогического эксперимента.

В 3-м и 4-м семестрах была организована групповая работа студентов в ходе учебных практик, а в 4,5,6,7-м семестрах - совместная учебно-исследовательская деятельность студентов при выполнении курсовых работ по теории и методике физического воспитания с подготовкой инициативных проектов для педагогической  практики.

Таблица 1. Уровень развития межличностных отношений студентов учебных групп в констатирующем и экспериментальном исследовании (по данным оценок поведения группы каждым ее членом)

Характеристики учебной группы

Группы Динамика показателей (X1,2) развития межличностных отношений в учебных группах (по 7-балльной шкале)
Семестры
1 2 4 6 7
Ответственность (дисциплинированность, чувство долга) К О-Э 3,2
3,0
3,2
3,2
3,9
4,5
4,0
4,5
4,2
5,8
Коллективизм (самоопределение, взаимопомощь и поддержка) К О-Э 3,9
3,4
4,1
3,0
4,2
5,0
4,4
4,7
4,3
5,2
Сплоченность (единство целей и ориентации) К О-Э 4,3
3,8
4,1
4,2
4,1
4,8
4,1
6,0
4,3
6,2
Контактность (личные взаимоотношения) К О-Э 3,7
3,8
4,9
5,2
4,6
4,8
4,7
5,0
5,0
4,7
Открытость (отношение к другим людям) К О-Э 3,8
3,6
3,4
3,8
4,0
4,6
3,8
4,4
4,5
4,4
Организованность (способность к целенаправленным совместным действиям) К О-Э 3,8
4,0
4,0
4,4
3,9
5,8
4,1
6,6
4,3
6,5
Информированность (понимание общих целей и задач) К О-Э 3,6
3,2
3,7
4,2
3,5
4,0
3,8
4,5
4,0
4,2

Условные обозначения: X1,2 - средняя оценка отдельных характеристик коллектива студенческих групп по 7-балльной шкале; К - контрольные группы; О-Э - опытно-экспериментальные группы.

Таблица 2. Уровень оценки развития межличностных отношений студентов учебных групп в констатирующем и экспериментальном исследовании (по данным оценки заинтересованности в перспективе развития своего коллектива каждым его членом)

Характеристики учебных групп

Группы Динамика показателей развития межличностных отношений в учебных группах (по 7-балльной шкале)
Семестр
1 2 4 6 7
Ответственность (дисциплинированность, чувство долга) К О-Э 6,6
6,3
6,6
6,8
6,0
6,9
6,0
6,8
5,6
7,0
Коллективизм (самоопределение, взаимопомощь, поддержка) К О-Э 6,6
6,7
6,6
6,9
6,0
6,9
6,1
7,0
6,0
7,0
Сплоченность (единство целей и ориентации) К О-Э 6,4
6,2
6,3
6,4
5,8
7,0
6,0
6,9
5,7
6,8
Контактность (личные взаимоотношения) К О-Э 6,3
6,7
5,9
6,9
5,9
6,6
6,1
6,6
6,0
6,8
Открытость (отношение к другим людям) К О-Э 6,1
6,3
6,0
6,2
6,3
6,4
5,9
6,0
5,8
6,1
Организованность (способность к целенаправленным совместным действиям) К О-Э 6,2
6,1
5,8
6,7
5,8
6,5
6,2
7,0
5,3
7,0
Информированность (подписание общих целей и задач) К О-Э 5,5
5,4
5,7
6,0
5,8
6,2
5,9
5,8
5,9
6,3

Организованное общение в процессе учебной деятельности имело целью влиять на поступки студентов посредством развития межличностных отношений в группе, формирования качеств личности, необходимых будущему учителю для работы с коллегами и учениками, воспитания личной и общественной ответственности за овладение учебным материалом и выполнение групповых заданий; повышения эффективности овладения знаниями, умениями, навыками.

Нравственные ориентации и межличностные отношения студентов в учебных группах изучались с помощью методики социально-психологической самооценки. В методике проектируются отношения и поведение личности в идеальной группе высокого уровня развития и по всем ее характеристикам выводятся эмпирические показатели реального уровня развития учебных групп. Достаточно широкая опытно-экспериментальная база (исследование проведено в 12 учебных группах с 239 студентами) позволила судить о надежности использованной методики и достигнуть объективности средних статистических показателей развития межличностных отношений в группах на разных курсах.

Процедура использования методики была нацелена на выявление двух пластов отношений: действительного уровня развития межличностных отношений студентов и заинтересованности членов учебных групп в перспективе общения и сотрудничества.

Статистически обобщенные показатели развития межличностных отношений студентов в констатирующем исследовании явились фоновыми данными для сравнительного анализа соответствующих показателей в ходе педагогического эксперимента.

Сравнительный анализ показателей действительного уровня развития межличностных отношений контрольной и опытно-экспериментальной групп приводится в табл. № 1. Данные таблицы обобщают средние оценки поведения отдельных групп, установленные на основании оценки группы каждым ее членом. Табл. № 1 содержит показатель Х - среднюю оценку в баллах изучавшихся характеристик коллектива. Разница показателей, равная или превышающая 0,5 балла, рассчитана как статистически достоверная по критерию t - Стьюдента ( ^ = 1,32 • f, = 2,02 при р< 0,05).

Динамика показателей развития межличностных отношений (по горизонталям табл. 1) в констатирующем исследовании статистически достоверно возрастает от 1-го к 4-му курсу только по трем изучавшимся характеристикам групп, таким, как ответственность, контактность, открытость.

В опытно-экспериментальной группе наблюдается статистически достоверная динамика по всем изучавшимся характеристикам (ответственность, контактность, открытость, коллективизм, сплоченность, организованность, информированность).

Показатели динамики характеристик экспериментальной группы статистически достоверно отличаются от показателей констатирующего исследования (по вертикалям табл. 1) в оценках информированности, начиная со 2-го семестра, а в оценке ответственности, коллективизма, сплоченности, открытости и организованности - с 4-го семестра.

Наивысшие оценки к окончанию педагогического эксперимента получили такие характеристики студенческой группы, как ответственность, сплоченность и организованность. Относительно меньший показатель имеет информативность, хотя этот важный для нас показатель в эксперименте статистически значимо повышается по сравнению с данными констатирующего исследования уже со 2-го семестра 1-го курса. Такое распределение оценок объясняется тем обстоятельством, что первые три характеристики с наивысшими показателями имеют большую практическую основу для проявления и закрепления в экспериментальной групповой учебной работе. Что касается информативности, то этот показатель в группе более всего связан с осознанием и принятием общих целей деятельности. Эта задача наиболее трудна в процессе воспитания отношений сотрудничества, и здесь есть неиспользованные резервы. По таким показателям контрольной и опытно-экспериментальной групп, как контактность и открытость, статистически значимых различий не отмечено.

Сравнительный анализ оценки перспективы уровня развития студенческих отношений в констатирующем исследовании и опытно-экспериментальной группе сведен в табл. № 2, материалы которой показывают, что в опытно-экспериментальной группе наблюдается та же особенность, которая отмечена и в констатирующем исследовании. Оценка заинтересованности членов группы в перспективе развития и сотрудничестве в целом выше, чем оценка действительного уровня развития межличностных отношений в группе. В опытно-экспериментальной группе по сравнению с констатирующим исследованием происходит дифференцирование оценок перспективы развития некоторых характеристик коллектива, чего в констатирующем исследовании не наблюдается.

Повышение показателей динамики некоторых характеристик отношений в опытно-экспериментальной группе связано с более действенным и практически организованным групповым общением и самоорганизацией в процессе обучения. Так, студенты опытно-экспериментальной группы более высоко оценивают перспективу развития таких качеств в своем общении, как ответственность, коллективизм, сплоченность, организованность.

Проведенное экспериментальное исследование показало, что сотрудничество в обучении студентов повышает воспитательную и образовательную ценность актов коммуникации в учении, расширяет воспитательные возможности конкретных форм подготовки студентов через групповые взаимодействия. Исследование показывает, что систематическое целенаправленное сотрудничество в учебной деятельности формирует нравственные отношения студентов, повышает групповую сплоченность, ответственность за обучение и профессионально -педагогическую подготовленность, влияет на учебные действия и поступки студентов.

Анализ теории и практики взаимодействия и сотрудничества в учебной деятельности, проведенный педагогический эксперимент позволили определить педагогические условия, формы и методы творческого группового обучения будущих учителей с учетом предварительной подготовки студентов к сотрудничеству в учебной деятельности и их ориентировки в предстоящих задачах и условиях взаимодействия в обучении. Развертывание системы практических учебных действий, подчиненных общим в группе учебным целям и задачам, ответственная зависимость студентов в их связи с практикой физической культуры в школе и детском спорте формируют межличностные и нравственные отношения студентов.

Воспитание творческого взаимодействия в учебной группе и сотрудничество в обучении направлены на совершенствование форм и методов воспитывающего обучения студентов, предполагающее их деловое общение, нравственную ответственность за обучение, развитие самоуправления и самостоятельности в учении.

Использованная литература

1. Леонтьев А.Н. Начало личности - поступок /Избранные психологические произведения. - М.: Педагогика, 1983. T. 1, с. 381-385.

2. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 4, с.11.

3. Немов Р.С., Моргун В.Ф. Анкета для оценивания уровня развития студенческой группы педагогического института. Запорожье, 1982. - 12 с.

4. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. - М.: Педагогика, 1976. - 415 с.

5. Свищёв И.Д., Ерёгина С.В. Профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта // Теория и практика физ. культуры. 2001, № 12, с. 9-14.

6. Столяров В.И. Концепция спортивного движения // Теория и практика физ. культуры. 2002, № 1, с. 4-10.

7. Столяров В.И. Теоретическая концепция спортивно-гуманистического воспитания детей и молодежи // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. третий: Сб./Сост. и ред. В.И. Столяров, Е.В. Стопникова, Т.Г. Ольхова. - Москва - Сургут: МПГУ. 2000, с. 21-79.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: