ОБРАЗОВАТЕЛЬ-
НЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ


Abstract

FORMATION OF SPEECH IMAGE OF SPECIALISTS IN JUDO

O.B. Zav'jalova, Ph. D.

Krasnoyarsk state pedagogical university, Krasnoyarsk

Key words: professional speech image of judoka, method of corrections, operations on speech normalization.

The author of this paper had designed the complex method of the efficient and correct evaluation of the speech abilities and to reveal with the help of this method the low development of the speech abilities of the participants of educational process. The program offered by the author is improving the development of the professional speech abilities of students on the profession "Physical culture and sport".

The efficiency of the program was checked in educational and training process of students-Judaists of the Krasnoyarsk state pedagogical university.


ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ИМИДЖА СПЕЦИАЛИСТОВ ПО БОРЬБЕ ДЗЮДО

Кандидат педагогических наук О.Б.Завьялова
Красноярский государственный педагогический университет, Красноярск

Ключевые слова: профессиональный речевой имидж дзюдоиста, метод авторских правок, операции нормализации речи.

Язык - это отражение времени и инструмент формирования мировоззрения людей. Прошлое и настоящее связаны чередой поколений, а язык создает духовную преемственность и формирует культуру народов (Т.А. Ван-Дейк, 1989; Л.П. Крысин, 1977).

В профессиональной деятельности по физической культуре и спорту умение убедительно говорить становится важным в связи с необходимостью привлекать к занятиям физической культурой, спортом детей, молодежь, расширять число поклонников любимого вида спорта, увеличивать количество спонсоров для финансирования тренировочной и соревновательной деятельности, поддерживать связи с государственными структурами на различных уровнях, повышать популярность спортсменов -победителей (В.К. Бальсевич, 1988; П.А.Виноградов, 1990; П. Смольянов, Д.О. Шилбури, 1999).

О значении профессиональной речи в деятельности профессионалов в сфере физической культуры и спорта говорят ведущие специалисты в этой области - В.К.Бальсевич, П.А.Виноградов, Л.П.Матвеев, Г.С.Туманян.

Профессиональная речь - это и есть речевой имидж специалиста, а точнее, речевой имижд тренера по борьбе дзюдо - это целенаправленно сформированный речевой образ специалиста по физической культуре и спорту, оказывающий положительное эмоционально-психологическое воздействие на слушателей и отражающий его профессионализм. Несомненно, речевой имидж - это компонент культуры будущего педагога-тренера.

Цель настоящего исследования : изучить процесс формирования речевого профессионального имиджа специалистов по физической культуре и спорту и разработать научно-методические рекомендации для будущих тренеров по борьбе дзюдо.

Организация исследования . С 1994 г. проводился анализ литературы, касающейся речевой подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. В течение 1997-1998 гг. проводились исследования грамотности и речевой подготовки абитуриентов, студентов-борцов 1 - 5-го курсов Института спортивных единоборств, выпускников факультета физической культуры и спорта, а также оценка речевой подготовки представителей профессорско-преподавательского состава. В 1999-2001 гг. по разработанной нами программе проводился эксперимент по формированию профессионального речевого имиджа студентов-дзюдоистов Института спортивных единоборств имени И. Ярыгина (директор - профессор А.И. Завьялов). Всего в исследованиях приняли участие 445 человек.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом подготовленность лиц, успешно завершивших обучение по программе специальности 022300 - "Физическая культура и спорт", должна соответствовать следующей характеристике: "выпускник владеет профессиональным русским языком, умеет корректно выражать и аргументированно обосновывать положения предметной области знания, обладает культурой речи и общения...".

Декларативность этих требований проявится ярко, если сопоставить их с реальными возможностями учебного процесса в соответствии с образовательным стандартом: на предмет "культура речи" отводится всего 0,7% от общего количества часов. Печальную картину дополняет факт преподавания культуры речи профессионалом-филологом, но не профессионалом в области физической культуры и спорта.

В связи с вышесказанным уместно обратить внимание на недоумение специалистов физкультурных вузов (М.Е. Дуранов, Н.Н. Зволинская, В.С. Кузьмин, Л.И. Лубышева, Н.Н. Чесноков): "... Почему эрудиция студентов не развита?.. Что нам следует сделать, чтобы из ... академии физической культуры выходили образованные профессионалы?" Но эрудиция проявляется через искусство говорить. О формировании речевого мастерства "забыли" ведущие специалисты и руководители физкультурных вузов. При этом грамотность по русскому языку школьников, абитуриентов, студентов находится на низком уровне.

Для исследования грамотности мы выбрали общелитературный диктант (232 слова).

Результаты написания этого диктанта студентами 1-го и 5-го курсов факультета физической культуры следующие: 1-й курс (84 человека) - в среднем 18 (±7) ошибок; 5-й курс (44 человека) - в среднем 9 (±7) ошибок, различия достоверны (р<0,001). Студенты 1-го курса допустили ошибок в 2 раза больше. Это говорит о том, что обучение в вузе повышает уровень грамотности статистически достоверно, но тем не менее уровень грамотности выпускников низкий. На наш взгляд, повышение грамотности не обусловлено целевой подготовкой, а опосредовано изучением большого количества учебной литературы и конспектированием лекций по различным предметам.

Всему миру известно, что главными составляющими народной русскоязычной разговорной речи в СССР, России, языком среды являются нецензурные выражения. При этом большое количество людей живет, условно говоря, в двух измерениях: цензурном и нецензурном.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрено наказание за нецензурные выражения в общественных местах, однако очень многие нецензурно ругаются даже в общественных местах, матерные выражения встречаются на страницах прессы и в телевизионных передачах. Грязно ругаются рабочие, служащие, бедные, богатые, народные депутаты и члены правительства.

Большинство студентов (будущих преподавателей, тренеров) также живут в двух измерениях: общение с преподавателями - с помощью нормативной лексики, а с товарищами и непреподавателями - ненормативной.

Умение грамотно писать и говорить на родном языке - привилегия любого современного человека, считающего себя образованным. Для исследования профессионального владения речью мы применили разработанный нами метод авторских правок после документальной регистрации выступлений участников образовательного процесса по профессиональным вопросам (видеозапись и компьютерная регистрация текстов). Для оценки выделялась часть текста - 10 строк по 64 знака, - и подсчитывалось количество редакционных правок для приведения текста в соответствие с нормами русского языка.

Количество различных редакционных операций при нормализации документированных речей профессорско -преподавательского состава и студентов до и после обучения речевому мастерству представлено на рисунке.

Количество различных редакционных операций при нормализации документированных речей

При нормализации речей студентов было произведено в среднем 49 редакционных операций (d±10), а при нормализации речей профессорско -преподавательского состава достоверно меньше - в среднем 37 операций (d±10). Если рассматривать каждую операцию отдельно, то лишь в одной из них различия недостоверны - это операция удаления слов, хотя эта величина больше все-таки у студентов. Все остальные номинации имеют достоверно высокую разницу в пользу профессорско-преподавательского состава, а по операции замены слов у последних вообще исправлений не наблюдается.

Наибольший процент операций приходится на удаление слов, при этом у преподавателей это соотношение достоверно выше (74%), чем у студентов (50%). Здесь необходимо оговориться, что речь идет о процентном соотношении, а не о среднем количестве операций, которое у преподавателей, правда, недостоверно, но ниже. По номинациям "добавление", "исправление", "перестановка" слов у студентов достоверно большее процентное соотношение, чем у преподавателей, особенно в операциях исправления слов: у студентов - 14%, у преподавателей - 4%, достоверность различий достигла высокого уровня значимости (p<0,001).

Статистическая обработка операций по нормализации речи показала, что профессорско -преподавательский состав достоверно и почти по всем видам операций превосходит студентов. Однако количество операций по редактированию текста у профессорско-преподавательского состава тоже очень велико, что говорит о низком уровне ораторской речи даже самых квалифицированных и официально дипломированных (доцент, профессор) участников образовательного процесса, т.е. осуществляющих этот процесс.

Проведенные исследования побудили нас к экспериментальной проверке целенаправленного формирования профессионального речевого имиджа студентов-дзюдоистов Института спортивных единоборств им. И. Ярыгина.

Для контроля предлагалась тема "Роль физической культуры в жизни общества".

Курс n Рассказы о предмете До эксперимента После эксперимента Р
1-й 24 Физическая культура 20±11 287±5 < 0,001
2-й 27 Психология 10±8 232±18 < 0,001
4-й 17 Спортмедицина 18±11 346±20 < 0,001

Студенты 1-го курса в начале эксперимента сказали по этой теме в среднем 20 слов (±11), а через 6 месяцев - в 14 раз больше - 287 слов (±5) (р<0,001) (см. таблицу). Это свидетельствует о высокой эффективности целенаправленной работы по повышению уровня развития профессиональной речи и об улучшении речевого имиджа будущих тренеров по борьбе.

Во 2-м семестре одновременно 2-му и 4-му курсам было предложено на первом же занятии по спецкурсу "Речевой имидж" рассказать о предметах, по которым они завершили обучение: на 2-м курсе - о психологии, на 4-м - о спортивной медицине. Через год занятий им было предложено то же. О психологии они сказали уже 232 слова, а о спортивной медицине - 346. Таким образом, налицо эффективность влияния занятий по спецкурсу "Речевой имидж".

После двухгодичного эксперимента по формированию речевого имиджа студентов-дзюдоистов их речь стала более уверенной (уровень громкости повысился в 1,5 раза) и более правильной. Количество всех видов операций стало достоверно меньше, хотя распределение операций по местам остается примерно таким же: на первом месте операция удаления слов (6), на втором - добавление и перестановка (по 3), на третьем - исправление слов (2), однако операция замены слов при редактировании текстов уже отсутствует: они стали говорить лучше, чем преподаватели.

Эксперимент показал, что занятия по спецкурсу "Речевой имидж" успешно повлияли на формирование речевого образа студентов -дзюдоистов.

Необходимо отметить еще один успех эксперимента: студенты стали успешно выступать на различных научных конференциях, двое из них выиграли конкурс на получение стипендии Правительства Российской Федерации, две студентки-дзюдоистки работают спортивными комментаторами краевого телевидения.

Литература

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: ФиС, 1988. - 207 с.

2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания //Теория и практика физ. культуры. 1999, № 4, с. 21-28.

3. Ван Дейк Т.А. Язык, познание, коммуникация. - М.: Прогресс, 1989.

4. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М.: Мысль, 1990. - 288 с.

5. Дуранов М.Е. Выпускник академического вуза//Теория и практика физ. культуры. 1997, № 12, с. 27-28.

6. Зволинская Н.Н., Ильина Л.Н., Корнилов В.М., Маслов В.И., Сургучев В.А. Магистратура: в поисках образа своего выпускника // Теория и практика физ. культуры. 1998, № 11/12, с. 28.

7. Крысин Л.П. Язык в современном обществе. - М.: Просвещение, 1977. - 191 с.

8. Кузьмин В.С. Курс "Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование" как средство профессионально-творческой подготовки учителей физической культуры// Теория и практика физ. культуры. 1998, № 11/12, с.18.

9. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта в системе физкультурного образования// Теория и практика физ. культры. 1998, № 11/12, с. 20.

10. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учеб. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.

11. Смольянов П., Шилбури Д.О. О критериях компетентности специалистов в области спортивного маркетинга// Теория и практика физ. культуры. 1999, № 4, с. 41-44.

12. Туманян Г.С. Спортивная борьба: теория, методика, организация тренировки. Учеб. пособие. В 4 кн. Кн. 1. Пропедевтика. - М.: Советский спорт, 1997. - 288 с.

13. Чесноков Н.Н. Подготовка специалистов как фактор и условие совершенствования физкультурно-спортивной деятельности // Теория и практика физ. культуры. 1998, № 11/12, с. 24.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!