Abstract BASIC POINTS IN HISTORY OF TRAINING OF PEDAGOGICAL STAFF ON PHYSICAL CULTURE G.B. Severuhin, Ph. D., lecturer Udmurt state university, Izhevsk Key words: courses, institutes of physical culture, technical schools, faculties of physical culture, academy, curriculum, state educational standard. The professional training in the area of physical culture is closely connected to the history of the development of physical culture and sports. The author describes the reasons and the basic stages in the training of the professional staff for physical culture. He takes the widest spectrum of the described stages in the geographical and historical aspects. The author describes the period from 1799 to the present time.
|
ОСНОВНЫЕ ВЕХИ В ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Кандидат педагогических наук,
доцент Г.Б. Северухин Ключевые слова: курсы, институты физической культуры, техникумы, факультеты физического воспитания (физической культуры), академии, учебный план, государственный образовательный стандарт. Подготовка кадров в области физической культуры тесно связана с историей развития физического воспитания и спорта. Издавна физические упражнения применялись для подготовки воинов, поэтому не случайно именно в военных учебных заведениях формируются первоначальные методические подходы при обучении офицеров как специалистов по физической подготовке. Пионером здесь является датчанин Ф. Нахтегалл, который в 1799 г. в Копенгагене создал военное училище, а в 1808 г. в нем были разделены курсы воинской гимнастики и подготовки преподавателей гимнастики [4]. Следующим шагом вперед было открытие Х. Лингом в 1813 г. в Швеции Королевского института гимнастики, в котором впервые стали готовить и гражданских специалистов [6, 7]. Из открывшихся позднее в различных странах учебных заведений по подготовке специалистов по физическому воспитанию наиболее авторитетным в Европе с середины ХIХ века считался диплом созданного в 1848 г. Берлинского Центрального института гимнастики [4]. Бурное развитие государственных систем физического воспитания в разных странах и подготовки специалистов для их реализации было связано с возникшей после наполеоновских войн потребностью милитаризации образования подрастающего поколения, позволяющего в короткий срок подготовить к воинской службе в быстро увеличивающихся по численности армиях практически все здоровое мужское население. Неудачи российской армии в Крымской войне (1853 - 1855) приводят к необходимости изучения опыта, накопленного в странах Европы. Выполнить эту миссию Главное управление военно-учебных заведений (ГУВУЗ) России, при содействии военного министра Д.А. Милютина, поручает профессору П.Ф. Лесгафту, уже известному своей научной и практической работой в области физического воспитания. По командировкам ГУВУЗа П.Ф. Лесгафт в 1875 - 1876 гг. изучает постановку гимнастики и подготовку учителей гимнастики в 26 городах тринадцати западноевропейских государств, а между командировками проводит во 2-й Петербургской военной гимназии сравнительный эксперимент по немецкой, шведской и своей системам. Вскоре он публикует две работы - "Об отношении анатомии к физическому воспитанию" (1876) и "Приготовление учителей гимнастики в государствах Западной Европы" (написано в 1876, а опубликовано в 1877 - 1880 гг.). В этом же году он начинает работу над созданием "Руководства по физическому образованию детей школьного возраста" - трудом, который будет опубликован полностью в 1901 г. и ляжет в основу системы физического воспитания в нашей стране [9]. В 1877 г. по представленному и утвержденному ГУВУЗом учебному плану П.Ф. Лесгафт создает и возглавляет двухгодичные учебно-гимнастические курсы руководителей физической подготовкой военных учебных заведений и армии в Петербурге, просуществовавшие до августа 1882 г. В 1890 г. А.Д. Бутовский, ведущий специалист армии по военно-физической подготовке, организует курсы для обеспечения кадетских корпусов квалифицированными специалистами по физическому воспитанию [3]. В 1896 г. П.Ф. Лесгафту официально разрешено открытие первого в России гражданского учебного заведения - Высших курсов воспитательниц и руководительниц физического образования. Для работы в них он привлекает большую группу выдающихся ученых Петербурга. Курсы работали по трехгодичному учебному плану, ставшему прототипом построения учебного процесса в высших учебных заведениях физической культуры. Однако революционные события 1905 г. приводят к их закрытию правительством, поводом для чего явились неблагонадежность П.Ф. Лесгафта, части профессорско-преподавательского состава и участие слушательниц в событиях 9 января 1905 г. В 1905 - 1906 гг. он открывает Высшую вольную школу, но и она была закрыта правительством в конце 1907 г., хотя нелегально продолжала существовать до смерти П.Ф. Лесгафта (11.12.1909) [8, 9]. В 1910 г. это учебное заведение вновь удалось открыть М.М. Ковалевскому, и оно проработало до 1917 г. 1904 г. в Петербурге был отмечен еще одним значительным событием - открывается Главная офицерская гимнастическо-фехтовальная школа, готовившая руководителей физического воспитания для военных училищ, кадетских корпусов армии и флота. В ближайшие годы в Москве и других крупных городах России было открыто еще несколько офицерских и гражданских курсов по инициативе военного министерства, земств или меценатов, но об их деятельности известно очень мало. Начавшаяся после Октябрьской революции гражданская война остро поставила перед новой властью вопрос о подготовке кадров по боевой и физической подготовке. Принятый 22 апреля 1918 г. декрет ВЦИК о введении всеобщего военного обучения трудового населения активизировал открытие краткосрочных курсов и учебных заведений. В 1918 г. в Петербурге на базе Главной офицерской гимнастическо-фехтовальной школы была открыта Военная гимнастическо-фехтовальная школа, а в 1919 г. на базе дореволюционных курсов П.Ф. Лесгафта - Институт физической культуры (ИФК) с четырехлетним сроком обучения. В Москве в 1918 г. на базе шестимесячных курсов инструкторов физического воспитания открылся Институт физической культуры вначале с годичным, затем с двухгодичным сроком обучения. В декабре 1920 г. он был преобразован в высшее учебное заведение - Государственный институт физической культуры, получивший в дальнейшем название Центрального. Два высших учебных заведения на всю страну не могли быстро решить кадровый вопрос. Поэтому организациями Всевобуча была выстроена система подготовки кадров низшего звена, включающая уездные курсы и губернские школы по подготовке инструкторов, которые работали по принципу преемственности и естественного отбора. Выпускники уездных курсов, показавшие лучшие результаты в учебе и спорте, командировались в губернские школы, а те рекомендовали своих лучших выпускников в вузы. После окончания гражданской войны в 1923 г. организации Всевобуча прекратили свое существование, но опыт курсов как краткосрочной формы получения первоначального профессионального образования еще многие годы будет использоваться в стране и позднее разовьется в форму повышения квалификации. В послевоенные годы сфера физической культуры и спорта переходит в ведение комсомола и профсоюзов. Еще в решениях III съезда РКСМ в 1920 г. вырисовывается направление в развитии физического воспитания как необходимого элемента коммунистического воспитания молодежи и направленного на решение конкретной практической цели: подготовку молодежи к трудовой деятельности и вооруженной защите Отечества. Эта направленность будет как основа проходить через последующие постановления партии, правительства, комсомола и реализуется в создании комплекса ГТО, сыгравшего большую роль в истории страны в предвоенные и военные годы. Уже к концу 20-х гг. на всесоюзных научных конференциях (1925, 1927, 1929 гг.) были заложены основы советской системы физического воспитания. В 1927 г. Государственным ученым советом были разработаны первые единые школьные программы по физическому воспитанию. В 1929 г. Наркомпрос РСФСР утвердил новые учебные планы для школ II ступени, по которым этому учебному предмету отводилось 2 ч в неделю. В июле 1929 г. декретом СНК РСФСР физическое воспитание вводится как обязательный предмет в вузах. В 30-е гг. вопросам физической культуры и спорта руководство страны начинает уделять пристальное внимание. При правительстве СССР организуется Государственный комитет по делам физической культуры и спорта, вводится звание "Заслуженный мастер спорта СССР", Всесоюзный день физкультурника встает в один ряд с тогда еще немногочисленными профессиональными праздниками, решается вопрос о подготовке специалистов со средним образованием путем открытия отделений физического воспитания в педагогических техникумах, затем переименованных в педучилища, и техникумах физической культуры, на работу в которые направляются выпускники Центрального и Ленинградского ИФКов. В эти же годы открываются ИФКи в Азербайджане, Грузии, на Украине (Харьков) и в Минске, а для проведения исследований в области физической культуры и спорта по наиболее важным направлениям и подготовки научных кадров в Москве, Ленинграде, Харькове и Тбилиси создаются научно-исследовательские институты физической культуры. В 1940 г. специалистов с высшим образованием готовили 6 институтов, со средним - 25 техникумов, 3 высшие школы тренеров и отделения физического воспитания педучилищ Наркомпроса РСФСР. После победы в Великой Отечественной войне вопросам физической культуры и спорта было уделено значительное внимание. Партией, правительством, комсомолом и профсоюзами был выпущен ряд директивных актов, сыгравших большую роль и в развитии системы подготовки кадров. Это: постановление СНК СССР от 28 сентября 1945 г. "Об оказании помощи комитетам по делам физической культуры и спорта и улучшении их работы"; постановление ВЦСПС (март 1946 г.) "Об улучшении работы по физическому воспитанию детей и подростков"; постановление ЦК ВКП(б) от 27 декабря 1948 г. "О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов". Первые два постановления сыграли определенную роль в открытии в 1946 году факультетов физического воспитания в МОПИ им. Н.К. Крупской в Москве и ЛГПИ им. А.И. Герцена в Ленинграде, которые должны были апробировать учебные планы педагогических факультетов ИФКов, усовершенствованные для подготовки учителей физической культуры общеобразовательной школы [2]. В 1947-1948 гг. такие факультеты открываются в Ярославле, Челябинске, Хабаровске, Орджоникидзе, Горьком, Ставрополе. А в 1949 г. Правительство СССР принимает постановление об открытии 50 факультетов физического воспитания в педагогических институтах в связи с острой нехваткой учительских кадров с высшим образованием [5]. Таким образом, в стране была введена еще одна организационная форма подготовки специалистов физической культуры с высшим образованием, которая стала подчиняться Министерству просвещения. Наряду с этим расширяется сеть институтов физической культуры. Во второй половине 40-х гг. они были образованы в Киеве, Львове, Ереване, Риге, Вильнюсе, в 1950 г. - в Омске, Смоленске, позднее - в Ташкенте, Алма-Ате, Волгограде. На волне бурного увеличения выпуска специалистов с высшим образованием Министерство просвещения в 50-е годы принимает решение о сокращении числа отделений физического воспитания в педагогических училищах в тех регионах, где были открыты факультеты или институты физкультуры, а к 1 января 1960 г. они были упразднены [5]. Время покажет, что это решение было ошибочным для такой огромной страны и местные органы будут вынуждены через 10-15 лет вновь ходатайствовать об открытии педучилищ в связи с недостатком специалистов, особенно в сельской местности. Следующий количественный скачок в росте институтов физической культуры приходится на конец 60-х - начало 70-х гг., когда в РСФСР открываются Хабаровский и Краснодарский ИФКи, филиалы Смоленского ИФКа в подмосковной Малаховке, Омского - в Челябинске, Ленинградского - в Великих Луках, Волгоградского - в Казани (позднее переведен в Набережные Челны). По сравнению с массовым открытием факультетов физического воспитания в 1949 г., когда становление учебного процесса, по сути дела, ложилось на вчерашних выпускников ИФКов, а формирование научно-педагогических кадров затянулось на несколько десятилетий, открытие филиалов позволяло сразу же использовать опытный профессорско -преподавательский состав в учебном процессе и научной работе и в короткий срок решать задачи подготовки кандидатов наук, что сократило пребывание новых учебных заведений в роли филиала до 5-10 лет и позволило "отпочковаться" затем в самостоятельные вузы. В эти же годы структурные изменения коснулись и отдельных факультетов, преимущественно в автономных республиках, где на базе педагогических институтов были открыты национальные университеты и факультеты физического воспитания, сохранившиеся в них, перешли в систему высшего и среднего специального образования. До этого в СССР подобный факультет был только в Тартуском университете в Эстонии. Перед распадом страны их насчитывалось уже 15. В 70-е гг. на базе школ-интернатов спортивного профиля появился новый тип средних специальных учебных заведений - училища олимпийского резерва. В 80-е гг. в
подготовке специалистов с высшим физкультурным
образованием происходят существенные перемены.
Совершенствование учебного процесса Длительное время в ИФКе подготовка кадров велась по одной специальности: 1906 - "Физическая культура и спорт", но на разных факультетах - спортивном и педагогическом - по двум квалификациям: "преподаватель-тренер по виду спорта" и "преподаватель физической культуры". С 1972 г. подготовка проводится уже по двум специальностям: 1906 - "Физическая культура и спорт" и 2114 - "Физическое воспитание". В 1982 г. были разработаны квалификационные характеристики специалиста и в этом же году по ходатайству Спорткомитета СССР Минвуз СССР издает приказ, устанавливающий в рамках специальности 1906 - "Физическая культура и спорт" три специальности: 1906-1 - "Организация и методика преподавания физической культуры", 1906-2 - "Организация массовой физкультурно-оздоровительной работы и туризма" и 1906-3 - "Организация и методика преподавания видов спорта" с присвоением выпускникам квалификации "преподаватель физического воспитания - тренер по виду спорта" независимо от специализации. Замыслом учебного плана была идея формирования в течение первых пяти семестров единой для всех студентов фундаментальной профессионально-педагогической основы, с опорой на которую становилась возможной специализация по профилям будущей деятельности специалистов. Предполагалось, что таким путем будет решена проблема подготовки специалистов широкого профиля, в которых нуждалась практика физической культуры [1]. С момента образования факультеты физического воспитания работали по учебным планам специальности 2114 - "Физическое воспитание". Однако учебные планы, составленные в 1946, 1948, 1950 и 1957 гг., предусматривали квалификацию "учитель физической культуры, анатомии и физиологии человека". Начиная с плана 1959 г. в дипломах выпускников записано "учитель физического воспитания (физической культуры)". До 1988 г. учебные планы на факультетах менялись одиннадцать раз, причем какой-либо систематичности в их смене не наблюдалось [2]. Заметные изменения в содержании обучения начались с учебного плана 1985 г., в котором вводится курс спортивно-педагогического совершенствования, направленного на решение двух задач: первая - раскрыть на модели избранного вида спорта технологию педагога физической культуры и вооружить его профессиональными умениями и навыками проведения внеклассной и внешкольной работы; вторая - обеспечить достижение студентом достаточно высокого уровня физкультурно -спортивной подготовленности [2]. Но наибольшие изменения начались с 1988 г. Расширяющиеся в стране демократические процессы не обошли стороной и высшую школу. Вводится новый классификатор специальностей, согласно которому она получает шифр 0303 и название "Физическая культура", и разница между институтами физической культуры и факультетами определяется направлениями. Изменение специальности отразилось на изменении названий факультетов - в 1990 г. они были переименованы в факультеты физической культуры. Перемены коснулись и содержания учебного процесса. Разработанные в 1988 г. учебные планы, как типовые, впервые дают возможность каждому вузу или факультету творчески подойти к его "индивидуализации", хотя она касалась только 15% часового фонда. С началом 90-х гг. связана активная деятельность учебно-методических объединений ИФКов и педагогических вузов. Совместно с министерствами происходит бурное обсуждение возможных вариантов "многоуровневого" и "многоступенчатого" образования, в том числе и сохранения проверенной годами системы "моноуровневого" образования, а также перехода на пятилетний срок обучения. По данным 1990 г., подготовка специалистов физической культуры и спорта с высшим образованием велась в 23 институтах физической культуры и 4 филиалах, на 99 факультетах физического воспитания педагогических институтов и университетов. После распада СССР в Российской Федерации остается 8 институтов физической культуры и 4 филиала, 53 факультета физической культуры в педагогических институтах и 6 факультетов в университетах. С 1992 г. в соответствии с новыми учебными планами институты физической культуры переходят на многоуровневую структуру обучения, предусматривающую углубление гуманитарной подготовки и выпуска после неполного высшего образования "бакалавра физической культуры", а после получения уровня базового образования - квалификации "преподаватель физической культуры". По этому же пути пошла часть факультетов физической культуры, однако большая часть отнеслась к такому переходу осторожно, т.к. Министерство образования РФ и учебно-методическое объединение педагогических институтов не ставило это обязательной задачей, а шло по пути возможного совершенствования системы. Тем более что произошедшие в стране политические изменения и последовавшие за ними экономические потрясения сделали практически невозможным обучение студента с периферии в столичных вузах и даже институтах ФК, работавших на большой регион. В связи с этим учебными планами для факультетов ФК, а их было несколько вариантов, стали предусматриваться специализации для удовлетворения запросов в работниках физической культуры области, края или республики, где находился факультет. В сложных условиях оказались республики и области, в которых до этого не готовили своих специалистов с высшим образованием. Им пришлось решать вопросы об открытии факультетов. С 1993 г. начинается процесс изменения названий высших учебных заведений: институтов физической культуры - в академии физической культуры, педагогических институтов - в педагогические университеты. В 1994 г. в стране были приняты новые формы регламентирующих документов - государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, согласно которым все вузы должны до 1996 г. составить свои учебные планы. Государственный
образовательный стандарт по направлению 521900 и
специальности 022300 Разнообразие имеющихся в Госстандарте специализаций позволило крупным вузам на третьем уровне осуществлять подготовку выпускников узкой направленности в зависимости от особенностей их будущей работы. В то же время государственные нормативные документы давали возможность концентрировать работу на одной-двух дефицитных для региона специализациях, и это позволило появиться новым факультетам физической культуры в бывших технических вузах, имеющих хорошую материальную базу, богатые спортивные традиции и опытный состав научно-педагогических кадров, как, например, в Екатеринбурге (УГТУ-УПИ), в Челябинске (ЮУГУ). Для середины 90-х гг. становится характерной работа вузов по договорам со средними специальными учебными заведениями по совмещенным учебным планам, когда после получения диплома о среднем специальном образовании при определенных условиях выпускник может быть принят в вуз сразу на 3-й курс. Как правило, по договору вуз помогает в проведении учебного процесса и участвует в государственной аттестации. В соответствии с произошедшими изменениями в уставах вузов в их составе могут быть объединения, носящие названия институтов, поэтому ИФК появились в составе ныне существующих университетов и академий в таких городах, как Москва, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Майкоп и др. С переходом в 2000 г. высших учебных заведений на государственные образовательные стандарты второго поколения продолжается процесс совершенствования подготовки кадров по физической культуре и спорту в Российской Федерации. Литература 1. Барабанов А.Г. Высшее физкультурное образование. Проблемы и решения. - М.: ФОН, 1995. - 126 с. 2. Железняк Ю.Д. Концепция непрерывного физкультурного образования //Подготовка студентов факультета физической культуры к профессиональной деятельности: Межвузовский сборник научных трудов. - М.: МОПИ им. Н.К. Крупской, 1991, с. 3-18. 3. Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1997. - 374 с. с илл. 4. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта /Пер. с венгерского. - М.: Радуга, 1982, с. 170, 171. 5. Организация физической культуры в СССР. Под общей редакцией И.И. Никифорова и В.С. Польшанского. - М.: ФиС, 1961, с. 127-136. 6. Столбов В.В. История физической культуры: Учебник для ИФК. - М.: Просвещение, 1989. 7. Трескин А.В. Спорт в Скандинавии: прошлое и настоящее. - М.: ФиС, 1983. - 208 с. 8. Физическая культура и спорт России: Кто есть кто: Информационный справочник /Под общ. ред. В.В.Кузина. - М.: Физкультура, образование и наука, 1997. - 428 с. 9. Шахвердов Г.Г. Петр Францевич Лесгафт. В кн.: П.Ф. Лесгафт. Собрание педагогических сочинений. Т.1. - М.: Физкультура и спорт, 1951. - с.15. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |