Abstract ORIENTATION OF SPECIALISTS TO PROFESSIONAL SELF-REALIZATION IN AREA PHYSICAL CULTURE AND SPORTS I.D. Svishchyov, Dr. Hab., professor S.V. Eryogina Russian state academy of physical culture, Moscow Key words: preparedness, questionnaire, self-identification, specialists, self-realization. The purpose of the research was to determine the ways of the improvement of the quality of the preparedness of specialists for work in the area of physical culture and sports. The control parameters of the quality of the preparedness of the specialists were the data of the "Diagnostic questionnaire of self-identification" (DQSI). The following approaches to the improvement of the quality of the preparedness of specialists to their self-realization in the professional work are necessary to apply: 1) the monitoring of the development of the professional abilities, professionally important qualities, the individual style of an activity (with the application of the psychological tests); 2) the self-estimation by students of the potential capabilities for the work on the chosen specialty; 3) The application of DQSI in the future professional work. The authors have developed this questionnaire for the students of the specialty "physical culture and sports". The work in the area of physical culture and sports has many various specializations. This questionnaire will help to choose what will allow the highest self-realization in a professional work.
|
ОРИЕНТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ САМОРЕАЛИЗАЦИЮ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Доктор педагогических наук,
профессор И.Д. Свищёв Российская государственная академия физической культуры, Москва Ключевые слова: подготовленность, опросник, самоидентификация, специалисты, самореализация. Введение. В настоящее время выпускники вузов, подготовленные для сферы физической культуры и спорта, практически не работают по специальности. Установлено, что с каждым годом количество не работающих по специальности выпускников неуклонно растет. Исследования, проведенные на факультете физической культуры и спорта Московского педагогического государственного университета, показали, что число не работающих по полученной специальности выпускников в 1994 г. составило 62%, а в 2000 г. - уже 82% [17]. Эти исследования подтверждаются и тенденциями, наблюдаемыми в других странах. А.М. Новиков отмечает, что во всем мире только 20% занятого населения работает по полученной в базовом профобразовании специальности, 42% молодежи в первые же два года по окончании профзаведения меняют свои профессии, и это считается в порядке вещей - такова реальность рыночной экономики [14]. В.И. Иноземцева считает, что лишь существующее перепроизводство педагогических кадров может компенсировать их текучесть (количество выпускников педагогических вузов России по специальности "физическая культура и спорт" в 1997 г. составило 4 014; а количество вакансий учителей в 1998 г. - 993) [9]. Несмотря на перепроизводство специалистов важным фактором подготовки является повышение качества их образования. Теоретическое обоснование исследования. Профессиональная деятельность специалистов сферы физической культуры и спорта характеризуется преимущественно педагогической направленностью. Н.Г. Пашкевич установлены мотивы выбора профессии "педагог": 1-й тип - студенты? имеющие одноплановый мотив (любовь к предмету); 2-й тип - студенты, поступившие в вуз без четко осознаваемого мотива, случайно; 3-й тип - студенты, проявляющие яркие организационно-педагогические способности, потенциальные руководители образовательных учреждений; 4-й тип - студенты, обладающие ярко выраженными сопутствующими педагогической работе умениями [15]. Е.А. Климов в качестве противопоказаний к выбору педагогической деятельности выделял: неуравновешенность, суетливость и забывчивость [10], а К.М. Гуревич указывает, что абсолютные противопоказания наиболее часто возникают в отношении тех профессий, где встречаются неожиданные ситуации, требующие срочных решений, связанных с ответственностью за жизнь людей, их безопасность [6]. Для ориентации студентов на работу по полученной специальности в сфере физической культуры и спорта изучались вопросы, связанные с выявлением потенциальных рабочих мест. Было установлено, что работники сферы физической культуры и спорта могут быть объединены в три группы: непосредственно принимающие участие в подготовке физкультурников и спортсменов (преподаватели физического воспитания, тренеры-преподаватели, инструкторы-методисты); принимающие участие в создании условий для подготовки физкультурников и спортсменов (инженерно -технические работники, специалисты и др.); спортсмены-профессионалы [24], а к специалистам относят: учителей, руководителей физического воспитания, педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, инструкторов физической культуры [13]. Для выявления путей ориентации специалистов на профессиональную самореализацию изучались ее особенности. Над идеей самореализации личности успешно работали Г. Гегель, установивший, что внутреннее в личности (ее помыслы, желания, стремления) объективируется, реализуется, труд добывает для человека средства удовлетворения его потребностей [4]; Л. Фейербах высказал интересные идеи о самореализации человека, поставив вопрос о назначении человека, которое он видел в выполнении, реализации жизненных целей [22]. С.Л. Рубинштейн указывал, что самореализация - это один из важнейших мотивов человеческой деятельности, стремление испытать и выявить свои силы и способности [16], данный мотив чаще всего выступает сопутствующим в деятельности, ведущей к самореализации [11]. Б.С. Гершунский отмечает, что смысл жизни каждого человека состоит в его наиболее полной жизненной самореализации [5]. Целостная самореализация возможна лишь как самореализация гуманистическая, то есть такая, которая направлена на развитие человеческой сущности [21]. Движущим противоречием, источником самореализации, является противоречие между возможностями человека, его природными способностями и степенью их реализации в его деятельности [12, 19]. Деятельность, заведомо стоящая ниже возможностей личности, оказывается обычно реактивной, т.е. не связанной с действительной реализацией интересов, целей и стремлений человека [2]. Самореализация - свободная деятельность, самодеятельность индивида; это значит, что не мотивы, лежащие вне личности (деньги, карьера, престиж, чужая воля и т.д.), а ее стремление, настоятельная внутренняя потребность побуждают к самореализации; человека можно заставить, принудить выполнять ту или иную деятельность, но нельзя заставить реализовать (выполнить) себя [11]. Самореализация рассматривается как специфический диалектический процесс все более полного раскрытия позитивных возможностей социальной сущности и биологической природы человека в ходе развития общества и отдельного человеческого индивида [18]. Диалектичность этого процесса проявляется в том, что преподаватель, передавая свой опыт, знания, нравственные качества, реализуя способности в научно-педагогической деятельности, приобретает иной, более высокий, профессионально-педагогический потенциал, становится носителем профессионально-педагогической культуры [19]. Р.А. Зобов и В.Н. Келасьев выявили факторы, влияющие на самореализацию: 1) зависящие от человека (ценностные ориентиры, готовность к самостроительству, гибкость мышления, воля и др.); 2) не зависящие от человека (социальная ситуация, уровень жизни, материальная обеспеченность, влияние на человека средств массовой информации, состояние экологической среды) [8]. Отмечено, что социальная неопределенность, превращение внешне стабильного социально гарантированного способа жизни в быстротекущие и постоянно меняющиеся условия существования сопровождаются негативными последствиями для самого функционирования личности, ее самореализации [3]; а нужно, чтобы у человека был выбор средств собственной самоактуализации как реализации всех своих способностей и устремлений, поскольку массовый поиск средств выживания (или примитивного обогащения) не может стать социально -психологической основой мощного современного государства, тем более - Российского [20]; в процессе самореализации личность развивается, развиваясь - реализует себя, вне самореализации личность не может даже судить о собственном развитии, если способности личности не осуществлены, не объективированы, они остаются неведомы для самого субъекта [21]. В профессиональной деятельности этап самореализации характеризуется установкой "быть не хуже любого другого, кто занимается этим", происходит деятельное освоение всякого рода техник и технологий [7]. Труд и профессия являются важнейшими условиями самоопределения и самоидентификации личности [1]. Возможность самовыражения личности в профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта, осознаваемая студентами, способствует привлечению выпускников соответствующих вузов к работе по специальности. К.А. Абульханова-Славская считает, что личность должна самовыражаться в профессии, и выделяет типы самовыражения: 1-й тип - самовыражение происходит через выбор профессии, максимально отвечающей, близкой характеристикам личности; 2-й тип - самовыражение в профессии таково, что позволяет личности двигаться по ступеням мастерства; 3-й тип - самовыражение, при котором движение в профессии осуществляется через развертывание, развитие и совершенствование качеств и способностей личности [1]. Таким образом, вопрос ориентации специалистов на профессиональную самореализацию в сфере физической культуры и спорта является актуальным и своевременным. Цель данного исследования - определить пути повышения качества подготовленности специалистов для работы в сфере физической культуры и спорта. Задачи исследования : 1) изучить мотивы выбора профессии педагога студентами, специализирующимися в сфере физической культуры и спорта; 2) выявить потенциальные рабочие места для специалистов; 3) разработать и апробировать пути ориентации специалистов на профессиональную самореализацию по полученной специальности; 4) стандартизировать "Диагностический опросник самоидентификации" (ДОС) в профессиональной деятельности для студентов, обучающихся по специальности "физическая культура и спорт". Методы исследования. Контрольными показателями качества подготовленности специалистов явились данные ДОС. "Диагностический опросник самоидентификации" в профессиональной деятельности в сфере физической культуры и спорта
Ключ
Лист ответов
Для повышения качества подготовленности специалистов необходимо применять следующие подходы к их самореализации в профессиональной деятельности: 1) мониторинг развития профессиональных способностей, профессионально важных качеств, индивидуального стиля деятельности (с применением психологических тестов); 2) самооценку студентами своих потенциальных возможностей для работы по избранной специальности; 3) применение ДОС в будущей профессиональной деятельности. Данный опросник разработан нами для студентов, обучающихся по специальности "физическая культура и спорт". Работа в сфере физической культуры и спорта имеет много различных специализаций. Данный опросник поможет выбрать именно ту, которая позволит максимально самореализоваться в профессиональной деятельности. Отвечая на вопрос, необходимо выбрать один из предложенных вариантов ответа и зачеркнуть его в листе ответов. Результаты исследования. Изучение мотивов выбора студентами профессии педагога показало, что одноплановый мотив - любовь к предмету - у разных студентов (отнесенных к 1-му типу) проявляется в разных видах: а) как любовь к избранному виду спорта; б) как интерес к своему спортивному самосовершенствованию; в) как потребность применить свои знания, полученные в ходе спортивной деятельности. Студентов 2-го типа, поступивших в вуз без осознаваемого мотива, можно разделить на группы желающих: а) получить любое образование; б) избежать службы в армии; в) продолжать спортивное совершенствование, параллельно получая образование. Студенты 3-го типа проявляют интерес к будущей руководящей деятельности в сфере физической культуры и спорта; наибольшее количество относящихся к этой группе работают по специальности уже начиная со 2-3-го курсов и к окончанию вуза имеют успехи в спортивно -педагогической деятельности. К 4-му типу относятся студенты, наиболее ярко проявляющие (или только раскрывающие) свои "сопутствующие" способности в ходе педагогической практики (в общеобразовательной школе), или в летнем оздоровительном (спортивном) лагере, или в подготовке спортивно-массовых мероприятий. Анализ мотивов выбора студентами педагогической деятельности показывает, что в основном профессионально непригодными являются студенты, отнесенные ко 2-й группе (неосознаваемый мотив выбора). Чтобы определить, насколько хорошо представляют себе студенты будущую профессиональную деятельность, нами было проведено исследование в Московском педагогическом государственном университете: на факультете физической культуры и спорта в 2002 г. был проведен опрос студентов 3-4-го курсов. Для этого был разработан опросный лист, включающий следующие вопросы: 1) укажите возможные места работы специалистов сферы физической культуры и спорта; 2) перечислите, кем можно устроиться работать по специальности, получив диплом вашего вуза. Выявлены потенциальные места работы по специальности выпускников МПГУ (табл. 1). Потенциальные должности в сфере физической культуры и спорта, названные студентами, представлены в табл. 2. Таблица 1. Потенциальные рабочие места в сфере физической культуры и спорта, выявленные студентами (n = 100)
Таблица 2. Потенциальные должности специалистов в сфере физической культуры и спорта, выявленные студентами (n = 100)
В перечень названных мест работы и должностей не вошли существующие в настоящее время в частных гимназиях, школах и детских садах, оздоровительных центрах и т.д., позволяющие получать более высокое материальное обеспечение, чем в государственных учреждениях. Студенты 3-го и 4-го курсов (за редким исключением) настроены на профессиональную работу в других сферах деятельности, поэтому не интересуются возможными "материально прибыльными" местами работы и специализациями. Если такая тенденция будет сохраняться, то недостаток кадров в сфере физической культуры и спорта будет возрастать так, что никакое их перепроизводство не спасет ситуацию. Следовательно, необходимы пути ориентации выпускников на работу по специальности, способствующую не только высокому материальному обеспечению, но и их самореализации в профессиональной деятельности. Применение ДОС позволило классифицировать студентов факультета физической культуры МПГУ по предпочитаемым ими специализациям будущей профессиональной деятельности: учитель - 28%; тренер-преподаватель - 36%; директор спортивной школы - 4%; педагог дополнительного образования - 11%; начальник спортивного клуба - 1%; руководитель физического воспитания - 6%; инструктор по физической культуре - 9%; инструктор-методист - 3,5%; директор спортивного сооружения - 1,5%. Не выявлено предпочитающих специализацию "методист по физической культуре". На основе проведенных исследований можно сделать следующие выводы: 1. К мотивам выбора профессии педагога относятся одноплановый, не осознаваемый и соответствующий способностям. 2. Потенциальными рабочими местами для специалистов являются государственные (на которые в основном ориентируются студенты) и негосударственные (оставляемые студентами без внимания) физкультурно-спортивные организации. 3. Разработана методика ДОС и показана его пригодность для ориентации студентов на профессиональную самореализацию в сфере физической культуры и спорта. 4. Основными подходами к ориентации студентов на профессиональную самореализацию являются: мониторинг личностного развития, самооценка профессиональной пригодности, применение диагностического опросника ДОС. Литература 1. Абульханова-Славская К.А. Типология активности личности в социальной психологии /Психология личности и образ жизни. - М.: Наука, 1987. 2. Анциферова Л.И. Личность и деятельность. - Проблемы развития личности // Матер. симп.. М., 1969, с. 437. 3. Болотова А.К. Фактор времени в переживании и преодолении негативных последствий ситуации нестабильности /Психология человека в условиях социальной нестабильности. М., 1994, с. 47-62. 4. Гегель Г. Соч., т. 8. М. - Л., 1934, с. 22. 5. Гершунский Б.С. Философия образования. - М.: Флинта, 1998, с. 106. 6. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. - М.: Наука, 1970. 7. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. - М.: Логос, 2000, с. 176. 8. Зобов Р.А., Келасьев В.Н. Самореализация человека: введение в человекознание. Учеб. пос. - СПб.: СПбУ, 2001, с. 244. 9. Иноземцева В.Е. Подготовка педагогических кадров в вузах России // Педагогика, 2000, № 6, с. 57-64. 10. Климов Е.А. Путь в профессию. Л., 1974. 11. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984, с.149. 12. Майорова Е.Ф. Духовные потребности как фактор самореализации личности/Духовные потребности в системе социалистического образа жизни. Л., 1979, с. 48. 13. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б. Кофмана. - М.: ФиС, 1998, с. 31. 14. Новиков А.М. Проблемы гуманизации профессионального образования // Педагогика, 2000, № 9, с. 3-11. 15. Пашкевич Н.Г. Преемственность педагогической ориентации для школьников и студентов. М., 1996, с. 11-12. 16. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Просвещение, 1946. 17. Свищёв И.Д., Ерёгина С.В. Профессиональная подготовка и повышение квалификации специалистов сферы физической культуры и спорта // Теория и практика физ. культуры, 2001, №12, с. 9-15. 18. Слаников И. Многостранност и реализация на личността. - София: Ново време, 1980, № 2, с. 44. 19. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя высшей школы как объект теоретического исследования //Теория и практика высшего педагогического образования. Межвуз. сб. науч. тр. - М.: Прометей, 1993, с. 3-19. 20. Сосновский Б.А. Актуальные вопросы психологии человека в современной России //Психология человека в условиях социальной нестабильности. М., 1994, с. 3-10. 21. Сохань Л.В. Жизненный путь личности. - Киев: Наукова думка, 1987. - 278 с. 22. Фейербах Л. Избр. филос. произв., 1955, т.1, с. 343-344. 23. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности. М., 1981. 24. Экономика физической культуры и спорта: Учеб. пос. / Под общ. ред. В.В. Кузина - М.: СпортАкадемПресс, 2001. - 496 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |