Abstract MODEL OF TRAINING OF MODERN TEACHER DURING PHYSICAL EDUCATION IN PEDAGOGICAL UNIVERSITY WITH NON-SPORTS PROFILE N.A. Rybachuk, Ph. D., lecturer, Master of Sports on sports acrobatics Kuban state university, Krasnodar Key words: pedagogics of health, voleologization of education, humanistic education, "game without defeat", olympism, healthy lifestyle, aerobic training. The authors have developed the scientific project "Olympic education and pedagogics of health" for the realization of the task of students health saving. The purpose of development and realization of the project "Olympic education and pedagogics of health" was the expansion and the deepening of the theoretical knowledge of students in the field of physical culture, psychology, hygiene, valeology; education of young people to save and increase the reserves of a health; the maintenance of the creative practical activities when saving and strengthening the physical, mental and moral health. The authors offer the stages of healthy lifestyle formation: I. The entering course. II. The pedagogical activity on the realization of the author's program "Humanistic education of the person on lessons of physical culture". III. The author's program "Olympic education and pedagogics of health". The use of innovation technologies in pedagogical space of university of non-sports profile is the powerful motivator of students familiarizing to principles of the healthy lifestyle.
|
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ НЕФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРОФИЛЯ Кандидат педагогических наук,
доцент, мастер спорта по спортивной акробатике Н.А.
Рыбачук Ключевые слова: педагогика здоровья, валеологизация образования, гуманистическое воспитание, "игра без побежденных", олимпизм, здоровый стиль жизни, аэробный тренинг. Формирование валеологической парадигмы в педагогической деятельности становится актуальным, ведь здоровье человека связано с качеством образования и воспитания. Решать задачи валеологизации образовательного пространства смогут только педагоги, понимающие, что к здоровью следует относиться как к главной человеческой ценности. В этой связи возникает потребность в переосмыслении процесса подготовки кадров в педагогическом вузе [19]. Необходимы новые педагого-акмеологические технологии, позволяющие целенаправленно воздействовать на формирование здорового стиля жизни будущего педагога. Программа Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) "Здоровье для всех" предусматривает решение всех вопросов, связанных с укреплением здоровья в семье, школе, вузе, там, где люди живут и трудятся. Развитие концепции ВОЗ "Здоровье для всех" предполагается по следующим направлениям: ориентация общественной политики на укрепление здоровья населения; создание благоприятной окружающей среды; усиление действий общественности; развитие личных навыков; переориентация служб здравоохранения. Для реализации проблемы здоровьесбережения студенческой молодежи мы разработали научный проект "Олимпийское воспитание и педагогика здоровья". Цель разработки и реализации проекта "Олимпийское воспитание и педагогика здоровья" - расширение и углубление теоретических знаний студентов в области физической культуры, психологии, гигиены, валеологии; обучение молодых людей сохранению и увеличению резервов здоровья (аэробный, психомышечный тренинг, дневники самосовершенствования); выявление гуманных качеств педагога "нового типа" в условиях временного детского коллектива; обеспечение творческой практической деятельности по сохранению и укреплению физического, психического и нравственного здоровья. Задачи проекта - разработка педагогической модели для воспитания уникальной целостной личности, заботящейся о своем здоровье, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытой для творческой деятельности. Основной предмет исследования - модель подготовки современного учителя на занятиях по физической культуре в педагогическом вузе. Проект предполагает разработку и апробацию на практике альтернативной программы "Олимпийское воспитание и педагогика здоровья", тренингов по формированию здорового стиля жизни. Идея исследования состоит в доказательстве возможности овладения студентами педагогического вуза нефизкультурного профиля знаниями, умениями, навыками педагогики здоровья и их внедрение в глобальный процесс обучения, что позволит обеспечить охрану и укрепление здоровья всех участников педагогического пространства образовательных учреждений различного типа. Новизна поставленной задачи состоит в разработке программы для подготовки грамотных педагогов нового типа, способных интегрировать психолого-педагогические, валеологические знания для развертывания оздоровительно-образовательной работы непосредственно среди учащихся и учителей, создание системы знаний и культуры собственного здоровья. Правительство Краснодарского края разработало проект программы развития образования города Краснодара на 2001 - 2005 годы, согласно которой стремление учащихся различных учебных заведений к здоровому стилю жизни и позитивные нравственные позиции являются приоритетом [14]. Важно создать поле самореализации личности, обеспечивающее актуализацию процессов самовоспитания и реализацию молодежью их потенциальных возможностей. Необходимость актуализации педагогической деятельности с целью разъяснения и пропаганды идей олимпизма, особенно для детей и подростков, подчеркнута в совместном приказе Минобразования России и Олимпийского комитета России "Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр" (1994). Северо-Кавказский регион многонационален. Важную роль в становлении и развитии культуры межнациональных отношений в XXI веке будут играть народная педагогика, педагогические идеи в интеграции с воспитательным опытом, отраженным в устном народном творчестве, традициях, обычаях, играх, состязаниях [15]. Именно олимпийское воспитание - педагогическая деятельность, способствующая приобщению молодежи к гуманистическим идеалам и ценностям олимпизма - жизненной философии, возвышающей и объединяющей в единое сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума, обладает способностью сближения и взаимообогащения культур и межэтнических отношений всех народов нашей планеты [13], "...может стать своего рода философией, педагогическим пособием, дополняющим общее образование" [7]. В педагогическом пространстве, где "дерево целей" высшего порядка требует ликвидации противоречий между наличным уровнем подготовки преподавателя и социальным заказом, формирование культуры здоровья педагога "нового типа" выдвигается на одну параллель с профессиональной. Мы предлагаем этапы формирования здорового стиля жизни: I. "Ознакомительный курс". Учитывая интересы студенчества, в качестве базовых видов спорта нами предлагаются следующие виды: волейбол, баскетбол, бадминтон, легкая атлетика, ритмическая гимнастика, рукопашный бой, бодибилдинг и туризм. Знакомство с данными видами спорта (элементарные теоретические аспекты и методико-практические умения), в дальнейшем переходящие в навыки, позволят студентам легко менять физкультурные увлечения в зависимости от возраста, целей, задач и доступа к различным видам деятельности в данной сфере. Этот инновационный процесс создает условия мотивирования и актуализации физкультурно -оздоровительной деятельности посредством элективного, правильного выбора вида спорта, согласно индивидуальным интересам и способностям. Знакомство с данными видами спорта всесторонне развивает человека; позволяет выявить двигательные способности к отдельно взятому виду спорта с последующим их развитием в образовательно-оздоровительной деятельности: готовит базу для неизбежной смены физкультурных увлечений (связанных с возрастом, изменением местонахождения) [18]. II. Педагогическая деятельность по реализации авторской программы "Гуманистическое воспитание личности на занятиях по физической культуре". Цель данной программы - физическое и духовное оздоровление молодежи, формирование творчески активной личности, включенной в процесс постоянного саморазвития, самосовершенствования. Как логическое ее завершение мы предлагаем авторский комплекс "новых игр", или "игр без побежденных", ориентирующих участников в первую очередь на рыцарское поведение, благородные поступки, сотрудничество, творчество [22, 23, 24]. В данном случае внимание организаторов направлено на создание благожелательной, комфортной для человека сферы деятельности, позволяющей через спортивную активность быть приобщенным к ценностям культуры, пользоваться ими и участвовать в их создании [17], способствующей быстрой адаптации современного молодого человека в условиях жесткой конкуренции и социальных катаклизмов к ликвидации существующего разрыва между имеющимися и потенциальными возможностями личности. Разработанные нами педагогические условия гуманизации физического воспитания студентов создают оптимальное физкультурно-оздоровительное пространство в вузе. III. Авторская программа "Олимпийское воспитание и педагогика здоровья" является базовой в рассматриваемом нами процессе. Результаты школьной реформы в аспекте подготовки "нового" учителя находятся в прямой зависимости от уровня формирования культуры здоровья студента, способного "трансформировать" свои знания, умения, навыки физкультурно-оздоровительной деятельности в педагогическое пространство. Важно воспитать педагога, действующего в жизненных ситуациях по законам "честной игры". Только так мы сможем приблизиться к желаемому изменению социума. Формирование культуры здоровья студента требует, на наш взгляд, соблюдения комплекса условий: - обучение культуре движений; - использование новых технологий здоровьесбережения; - использование педагогических условий гуманизации физического воспитания студентов, выделенных ранее; - использование методов интерактивного обучения: педагогических игр, проблемных ситуаций, моделирование собственных программ физического состояния студента (проектно-целевой подход). Следует отметить невозможность насильного втискивания в студента знаний, навыков. Важно дать молодому человеку возможность подняться над пространством видов деятельности, доступных ему, помочь найти себя в нем и построить собственную деятельность [6]. Оптимизация учебного процесса по физическому воспитанию в вузах нефизкультурного профиля осуществляется посредством использования информационных технологий, позволяющих обучать предмету [5], планировать и контролировать физическую подготовленность, общую двигательную активность [8], психофизическое состояние [11], разрабатывать программы для оздоровительной физической культуры [12], проектировать модели здоровья человека. В теории физического воспитания рассматривается три уровня физического состояния : - соматическое здоровье; - физическое развитие; - двигательная функция, уровень развития физических качеств. В нашем вузе физическое состояние студента соответственно представлено "Экспресс-оценкой уровня физического здоровья" [2] и "Экспресс-оценкой уровня физической подготовки" [16]. Физкультурно-оздоровительная студенческая программа базируется на представлениях о живом организме как о биологической системе, находящейся в состоянии термодинамического неравновесия [3]. "В состоянии устойчивого неравновесия биосистема может находиться до тех пор, пока она способна извлекать свободную энергию химических соединений и превращать ее в полезную работу [10]. Существует прямая корреляционная связь между анаэробной и аэробной способностями, где аэробное энергообразование является преобладающим в сумме энергопотенциала [1]. Наиболее информативный показатель производительности кардиореспираторной системы - величина максимального потребления кислорода [1, 2]. Ключом к устойчивости организма к вариабельным условиям внешней среды может являться аэробный энергопотенциал, и его снижение часто приводит к хроническим соматическим заболеваниям. Именно поэтому воспитание выносливости в физкультурно-оздоровительном пространстве нашего вуза выдвигается на приоритетную позицию. Выносливость - способность организма сохранять устойчивый уровень работоспособности, несмотря на утомление, независимо от характера работы [9]. Анализ кардиофункциональных показателей мужчин, занимающихся рекреационным спортивным тренингом с преобладанием работы на выносливость, показал, что для достижения физиологических эффектов, необходимых для профилактики болезней, достаточен тренинг, продолжительность и интенсивность которого не должны быть большими [20]. Рекомендации ВОЗ по активной профилактике неинфекционных заболеваний также сводятся к "использованию нагрузок именно умеренной интенсивности и продолжительности" [4]. Для воспитания выносливости мы предлагаем аэробные упражнения, занимающие 50% учебного времени. В данном случае решаются задачи оздоровительной направленности. Укрепляя кардиореспираторную систему, мы обеспечиваем накопление энергопотенциала, поднимая уровень физического здоровья студентов на более высокий. Наша задача - не допустить перехода их физического здоровья в преморбидное состояние, приближая к уровню "практически здоров". 25% учебного времени мы отдаем профилактической физкультуре, совместно создавая модули профилактики социальных болезней, выступающих как превентивный набор-блок физических упражнений, направленных как на торможение механизмов патогенеза, так и на стимуляцию процессов саногенеза [21]. 25% учебного времени мы отдаем упражнениям скоростно-силового и силового характера. Аэробный тренинг представлен 8-недельным тренировочным циклом под контролем пульсового мониторинга: 1-2-я недели - 120-130 уд/мин, 3-4-я недели- 130-140 уд/мин, 5-6-я недели - 140-150 уд/мин, 7-8-я недели - 150-160 уд/мин. Одновременно осуществляем педагогический контроль за психофизическим состоянием студента (диагностические карты, включающие в себя дневник самосовершенствования: исследование внутренней картины здоровья методом самонаблюдения). В зависимости от способа и времени выполнения тренинга мы предлагаем выделить следующие его этапы: I этап: I семестр (58-48') - адаптационный, в основе - ходьба со скоростью 48-63 м/мин; II этап: II-III семестр (48-38') - баланса быстрой ходьбы и медленного бега при преодолении дистанции; III этап: IV семестр (38-30') - оптимально -адаптационный. Этап преодоления пятикилометровой дистанции произвольным способом с ориентацией на "окно пульса" "Экспресс-оценки уровня физического здоровья" и субъективные ощущения студента. Как один из этапов мотивированного цикла по формированию здорового стиля жизни молодежи мы предлагаем этапы совместного моделирования "аэробной" тренировки: I - моделирование собственной "аэробной кривой" (зависимость мониторинга пульса от времени преодоления дистанции); II - составление "матрицы" аэробного тренинга, где фиксируются составляющие пятикилометровой дистанции и способы ее преодоления; III - сопоставление модели "аэробной кривой" и "матрицы" аэробного тренинга. Ориентируясь на результаты "Экспресс-оценки уровня физической подготовки" и "Экспресс-оценки уровня физического здоровья", находящиеся в "зоне ближайшего развития", мы также предлагаем студентам проектирование моделей физического состояния и индивидуального здоровья. Таким образом, использование инновационных технологий в педагогическом пространстве нашего вуза является мощным мотивационным фактором приобщения студенчества к принципам здорового образа жизни. Литература 1. Апанасенко Г.Л., Волков В.В., Науменко Р.Г. Лечебная физкультура при заболеваниях сердечно-сосудистой системы. - Киев: Здоровье, 1987. - 120 с. 2. Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология / Серия "Гиппократ". - Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 248 с. 3. Бауэр Э. Теоретическая биология. М.-Л.: изд. ВИЭМ, 1935. - 206 с. 4. Брязгунов И. Роль физической активности в предупреждении и лечении неинфекционных болезней // Ежекв. обзор мировых статей. 17 б. ст., т. 42. Женева, 1990, c. 175-182. 5. Бундзен П.В., Дибнер Р.Д., Лисицына Л.Н. Автоматизированная система "Офис": оценка состояния здоровья и назначение физических упражнений // Теория и практика физ. культуры. 1991, № 8, с. 24-27. 6. Виленский М.Я. Физическая культура как образовательная дисциплина в современной высшей школе // Физическая культура и спорт как фактор информационно-воспитательного пространства современного вуза: Сб. материалов научно-практ. конф. под ред. Ю.И. Евсеева, Б.А. Кабаргина / Рост. гос. эконом. ун-т. Ростов н/Д, 2001, с. 16-19. 7. Виноградов П.А., Савин В.А. "Спорт для всех" на пороге XXI века // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 5, с. 58-60. 8. Годик М.А., Тимошкин В.Н. Исследование двигательной активности студентов с помощью компьютерной экспертизы // Теория и практика физ. культуры. 1990, № 2, с. 32-33. 9. Дембо А.Г. Причины и профилактика отклонений в состоянии здоровья спортсменов. - М.: ФиС, 1981. 10. Дудина Е.А. Эволюционный подход в системе оценки адаптивных возможностей организма человека // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 5, с. 33. 11. Жбанков О.В., Толстой Е.В. Технология контроля психофизического состояния студентов и управления им // Теория и практика физ. культуры. 1997, № 8, с. 40-43. 12. Зайцева В.В., Сонькин В.Д. Компьютерные консультации по оздоровительной физкультуре // Теория и практика физ. культуры. 1990, № 7, с. 46-50. 13. Истягина-Елисеева Е.А., Кружков Д.А. Олимпийское перемирие: история и современность // Олимпийское движение: история, проблемы, перспективы: Материалы междунар. научно-практ. конф. Краснодар, 10-13 ноября 1999 г., с. 9-10. 14. "Краснодарские известия" 15 августа 2001 г.. 15. Кружков Д.А., Александров С.Г., Акчурин К.Р. Традиции Олимпийского перемирия как средство формирования культуры межнациональных отношений народов Северного Кавказа // Олимпийское движение: история, проблемы, перспективы: Материалы междунар. научно-практ. конф.. Краснодар, 1999, с. 12-14. 16. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. - М.: ФиС, 1987. 17. Ольхова Т.Г. Интегративный подход к спортивно-гуманистическому воспитанию студентов // Гуманистическая теория и практика спорта. Вып. 3. Сб. / сост. и ред.: В.И. Столяров, Е.В. Стопникова, Т.Г. Ольхова. - Москва - Сургут, МГИУ, 2000, с. 80-130. 18. Полозов А.А. Перенос гармонии в спорте // Теория и практика физ. культуры. 1999, № 5, с. 36. 19. Скобликова Т.В. Валеология в педагогическом пространстве // Актуальные вопросы валеологии: Материалы научно-практ. конф. Воронеж, 2000, с. 16-20. 20. Титов А.М. Количественная оценка здоровья спортсменов // VIII съезд Белорус. физиолог. общества им. И.П. Павлова. Минск, 1991. 21. Челноков В.А. Модульная организация занятий оздоровительной физкультурой при профилактике остеохондроза позвоночника // Актуальные вопросы валеологии: Материалы научно-практ. конф. 22-23 мая 2000 г., с. 41-43. 22. Blumenthal Ekkehard. Kooperativ Bewegungspitlt: - Schorndorf: Verlag Hofmann, 1987. - S. 18-20. 23. Daublebsky B. Spielen in der Schule. Vorschlage und Begrundungen fun ein Spielenrriculum. - Stuttgard, 1977. - S. 14-18. 24. Deacove Jim. Kooperative Sportspiele. Sport ohne Steger. - DOUK. - Verlag. Ettlingen, 1981. - P. 18-32. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |