ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ ОБРАЗОВАНИЯ


Abstract

INTEGRATION OF THEORETICAL AND PRACTICAL COMPONENTS OF GENERAL PEDAGOGIC TRAINING OF TEACHER OF PHYSICAL CULTURE IN SYSTEM OF HIGHEST PROFESSIONAL EDUCATION

O.L. Shabalina, Ph. D.

Moscow pedagogical state university, Moscow

Key words: general pedagogic training, integrative approach, teacher of physical culture.

The general pedagogic training of future teachers is the process of students' education in the system of educational occupations on pedagogical disciplines and its result is described by the certain level of development of the personality of a teacher, forming the pedagogical culture and mastering the operational sides of a teacher's activity.

The qualitative perfection of the process and the result of a teacher's of physical culture training in the system of the highest pedagogical education demands the new scientific approach to its organization and the contents, which basic idea consists of the integrating of the education material to condense it, to make the necessary dependences and interrelations.

The main and basic lack of the general pedagogic training of the students of the faculty of physical culture remains the disparity of its theoretical and practical components, making the gap between them. In the liquidation of this gap and disparity the main reserve of the improvement of general pedagogic training quality of students of the faculty of physical culture.


ИНТЕГРАЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ПРАКТИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩИХ ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кандидат педагогических наук О.Л. Шабалина
Московский педагогический государственный университет, Москва

Ключевые слова: общепедагогическая подготовка, интегративный подход, учитель физической культуры.

Общепедагогическая подготовка будущих учителей представляет собой процесс обучения студентов в системе учебных занятий по педагогическим дисциплинам и педагогической практике и его результат, характеризующийся определенным уровнем развития личности учителя, сформированности педагогической культуры и овладения операциональными сторонами деятельности педагога [1].

Качественное совершенствование процесса и результата подготовки учителя физической культуры в системе высшего педагогического образования требует нового научного подхода к ее организации и содержанию, основная идея которого заключается в том, чтобы интегрировать учебный материал, уплотнить его, установить необходимые зависимости и взаимосвязи, в том числе меж- и внутрипредметные.

Переход от традиционной организации общепедагогической подготовки к современной, основанной на интегративно-компонентном подходе, позволит в значительной степени разрешить имеющие место противоречия в подготовке будущих учителей, способствовать целостному развитию личности студента факультета физической культуры, приобщению его к культурным ценностям, перестроить систему профессионально -педагогической подготовки на принципах аксиологического, антропологического, культурологического, личностно-деятельностного, личностно ориентированного и системно-целостного подходов.

Интеграция, способствуя реализации новых задач подготовки учителя в педагогическом вузе, позволяет в то же время гуманизировать и гуманитаризировать общепедагогическую подготовку, придать ей большую профессиональную направленность.

Все вышесказанное означает, что сложилась настоятельная необходимость в специальном изучении проблем, потенциальных возможностей применения интегративного подхода в организации общепедагогической подготовки учителя физической культуры. При этом в данной работе под интеграцией понимается процесс формирования целостного образования, проявляющийся через диалектическое единство с противоположным ему процессом расчленения, с дифференциацией. Интеграция - процесс формирования целостности из множества ранее разобщенных одно- и разнородных компонентов. Интеграция теоретической и практической составляющих общепедагогической подготовки в соответствии с приведенными определениями может быть обозначена как процесс формирования целостной общепедагогической подготовки, в ходе которого ее составляющие взаимопроникают друг в друга, образуют неразделимый, целостный процесс общепедагогической подготовки студентов факультета физической культуры педвуза.

Наряду с понятием "интеграция" в научной литературе применяют термины: "интегративность" - для характеристики состояния целостного образования, в нашем конкретном случае - общепедагогической подготовки; "интегральность" - как свойство процесса общепедагогической подготовки; "механизмы интеграции" - как системы отдельных звеньев, последовательно связанных друг с другом и обеспечивающих процесс формирования целостности общепедагогической подготовки.

Наконец, термином "интегративный подход" обозначается методологический подход к организации учебно-воспитательного процесса, позволяющий интегрировать ранее разобщенные составляющие (теоретическую и практическую) общепедагогической подготовки в системное образование, обладающее определенными целостными свойствами и закономерностями [5]. В соответствии с этим процесс интеграции (интеграционный процесс) должен рассматриваться в качестве закономерной, непрерывной, последовательной смены друг за другом моментов формирования и развития целостной системы общепедагогической подготовки из ранее разобщенных ее теоретической и практической составляющих.

Полный цикл педагогической деятельности может быть представлен в виде системы последовательно сменяющих друг друга уровней: практика (начальный уровень) - теоретическое знание (теория) - методологическое знание (методика) - практика (конечный для данного цикла уровень).

На каждом уровне определяющее значение имеет конкретный комплекс знаний:

1) о способах изучения педагогической практики, накопления необходимых эмпирических данных;

2) о способах восхождения от эмпирических данных к теоретическим обобщениям, к построению теории;

3) о способах перевода теоретических положений на язык конкретных методических рекомендаций;

4) о способах внедрения соответствующих рекомендаций в практику с целью ее преобразования, перевода на более высокий качественный уровень;

5) о критериях и показателях оценки результативности научно-исследовательских работ применительно к каждому циклу познания и преобразования практики.

Важнейшей особенностью интегративного знания является его целостность. Главными признаками целостного, интегративного, знания выступают:

- интегративное качество данного знания, отличное от свойств и качеств образующих его исходных знаний;

- мобильность слагаемых интегративного знания и всего знания в целом как системного образования;

- целесообразность знания, его устремление к достижению цели через субъекта - носителя интегративного знания;

- повышенный уровень коммуникативности интегративного знания;

- интегративное знание - инструментарий развития (синтезированного видения) явлений, объектов и процессов окружающей действительности [2].

Необходимое условие для выявления системообразующего фактора интеграции - определение основания для объединения. При этом в качестве системообразующих факторов могут выступать идеи, явления, понятия, предметы, способные объединить в целостное единство компоненты системы, стимулировать деятельностное проявление, сохранить определенную и необходимую степень свободы компонентов, обеспечить саморегуляцию новой системы, ее саморазвитие.

В качестве способа, обеспечивающего достижение положительных перемен в общепедагогической подготовке и как следствие этого значительное повышение качества профессионально-педагогической подготовки на факультете физической культуры, может служить интеграция ее теоретической и практической составляющих.

Для определения объективных научных критериев выявления интегративных связей, отражающих взаимозависимости теоретического и практического компонентов общепедагогической подготовки, необходимо опираться на два существенных показателя:

1. Количественный - оптимальное число элементов знаний и умений, относящихся к каждому компоненту, привлекаемых для изучения определенного учебного материала.

2. Качественный - какие знания и умения каждого компонента должны быть использованы в первую очередь [2]

Качественный показатель является определяющим по отношению к количественному. В процессе интеграции теоретического и практического компонентов общепедагогической подготовки привлекается такой объем знаний и умений, который обеспечивает оптимальное и эффективное решение основных задач данной подготовки.

Методологический подход к выявлению теоретической составляющей общепедагогической подготовки будущих учителей физической культуры обусловливает соответствие содержания данной составляющей критерию научности, что требует правильного отражения объективной действительности, сущности явлений, закономерностей, точного определения и употребления основных понятий и категорий, оптимальной организации процесса сообщения и усвоения этого содержания (отбор, объем, расположение учебного материала).

Содержание теоретической составляющей определяется соотношением содержания педагогики как научной дисциплины и области предмета, изучаемой будущими учителями в процессе вузовской подготовки. Научная дисциплина и учебный предмет не идентичны, область предмета не является научной дисциплиной. Эти различия находят отражение в выполняемых функциях, в объеме научной информации, в расположении, структурировании и систематизации изучаемого материала.

Для прочного овладения студентами знаниями, необходимыми в практической педагогической деятельности, следует определить объем изучаемого материала таким образом, чтобы он мог быть реально усвоен студентами за отведенное учебным планом время, а не изучался поверхностно только для того, чтобы сдать экзамен (зачет). Еще одним требованием к отбору содержания теоретической составляющей общепедагогической подготовки служит его значимость для овладения учителем физической культуры операциональной стороной профессиональной деятельности.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод, что содержание теоретической составляющей общепедагогической подготовки студентов факультета физической культуры может быть сгруппировано по степени их значимости для профессиональной подготовки в три следующие группы:

1) теоретический материал, о котором студент должен быть только информирован;

2) теоретический материал, который студент должен знать и сохранять в своей памяти;

3) теоретический материал, который студент должен освоить, чтобы применять в практической деятельности, без которого эта деятельность становится малопродуктивной и неэффективной.

Такая группировка теоретического учебного материала как содержания одной из составляющих общепедагогической подготовки будущих учителей представляет собой достаточно сложную и до конца не разработанную проблему, успешное решение которой могло бы позволить в значительной степени облегчить положительное решение других проблем организации подготовки будущего учителя в педагогическом вузе.

В традиционной системе подготовки учителей физической культуры в высшей педагогической школе главную роль в решении проблемы формирования практических профессиональных умений студентов, в том числе общепедагогических, играет педагогическая практика. К сожалению, приходится констатировать, что реальная педагогическая практика достаточно далека от совершенства и не в полной мере решает все поставленные перед ней задачи, что резко снижает ее обучающее значение. Из-за имеющихся недочетов в организации, проведении и теоретико-методическом обеспечении педагогической практики в современной высшей школе практика зачастую сводится к механическому копированию методов и приемов работы учителей и классных руководителей без обязательного ее теоретического осмысления. Как подтверждает целый ряд независимых источников и данные выполненного нами исследования, недочеты педпрактики отражают слабости и изъяны всей системы профессионально -педагогической подготовки будущих учителей на факультете физической культуры педвуза.

Вместе с тем очевидно, что педагогическая практика - это важнейшее звено общепедагогической подготовки учителя. Она выступает как объективный, системообразующий фактор всех сторон этой подготовки. Отсюда следует, что при организации общепедагогической подготовки студентов факультета физической культуры нужно двигаться не только от теории к практике, как это происходит в современной, ставшей традиционной системе общепедагогической подготовки будущих учителей, но и от практики к теории. В сущности, это означает, что только при подходе, обеспечивающем взаимопроникновение, интеграцию теории и практики, педпрактика реально станет системообразующим фактором подготовки студентов к предстоящей педагогической деятельности.

Однако было бы неверно сводить практический компонент общепедагогической подготовки только к педагогической практике. Овладение операциональными сторонами деятельности учителя, педагогическими технологиями, методами и процедурами осуществляется и в процессе аудиторных занятий, при изучении теоретических курсов. Вместе с тем теоретический компонент подготовки также не сводится исключительно к усвоению студентами теоретических знаний по педагогике в ходе аудиторных занятий. Процесс усвоения многих теоретических знаний продолжается во время учебной деятельности студентов в период педпрактики.

Таким образом, можно говорить о существовании в рамках содержания общепедагогической подготовки двух взаимосвязанных, взаимообусловленных, но существенно различающихся по ценностным, функциональным и сущностным параметрам составляющих.

Одна составляющая содержания общепедагогической подготовки выступает как содержание личностного достояния студента, его внутреннего мира. Она усваивается как сложная система знаний, умений, ценностных ориентаций и отношений, эмоциональных проявлений и носит теоретический характер.

Вторая составляющая служит средством воздействия на личность студента и не является его личностным достоянием, скорее выступая как достояние преподавателя вуза. При этом необходимо подчеркнуть, что под средством здесь понимается самый широкий спектр технологий, процедур, методов, способов, форм и собственно средств образования. По сути дела, данная составляющая общепедагогической подготовки и есть система понятий и закономерностей, действий и деятельностей, знаний и умений,которыми студент практически оперирует в процессе общепедагогической подготовки. Поэтому она получила название практической.

Выделение в составе общепедагогической подготовки студентов педвуза двух, теоретической и практической, составляющих является объективной необходимостью и потребностью для преобразования всей системы высшего физкультурного образования. Вместе с тем данное деление вполне объективно, оно может иметь место как в рамках традиционной системы образования, так и при применении личностно ориентированной парадигмы высшего образования. Более того, в последнем случае данное деление более наглядно и убедительно.

Элементы интеграции теоретической и практической составляющих общепедагогической подготовки отслеживаются и в существующей практике профессионального образования учителя. Однако уровень интеграции и как следствие - ее эффективность могут быть существенно увеличены, если применять систему мер, специально направленных на интеграцию этих двух составляющих подготовки студентов факультета физической культуры.

Во-первых, предусматривается использование такой системы проведения аудиторных занятий, которая, с одной стороны, позволяет проводить более четкую грань между теоретической и практической подготовкой и в то же время способствует их взаимопроникновению, повышая роль теоретической подготовки в освоении студентами операциональных основ деятельности учителя в ходе практических и лабораторных занятий.

Во-вторых, необходима особая организация педагогической практики будущих учителей физической культуры, которая должна учитывать:

- особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры;

- спортивную специализацию студентов;

- интеграцию теоретического и практического содержания практики.

В-третьих, организация самостоятельной и индивидуальной работы студентов должна быть направлена на развитие и закрепление не только и не столько теоретических знаний, сколько педагогических операций, методов, процедур либо их сочетания, то есть интеграция теоретического и практического компонентов должна осуществляться и в процессе самостоятельной индивидуальной работы студентов.

В-четвертых, предполагается осуществление студенческой научно-исследовательской работы, связанной прежде всего с предстоящей профессиональной деятельностью будущих учителей, в своем содержании учитывающей специализацию студентов и основывающейся на исследовательском и интегративном подходах.

Данная система мер, по нашему мнению, должна способствовать существенному повышению эффективности общепедагогической подготовки учителя физической культуры в системе высшего профессионального образования.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что до настоящего времени главным и основным недостатком общепедагогической подготовки студентов факультета физической культуры остается диспаритет ее теоретической и практической составляющих, разрыв между ними. Именно в ликвидации этого разрыва и диспаритета кроется главный резерв повышения качества общепедагогической подготовки студентов факультета физической культуры, а с ним и всего высшего физкультурно-педагогического образования.

Литература

1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990. - 208 с.

2. Федорец Г.Ф. Межпредметные связи в преподавании дисциплин психолого-педагогического цикла //Совершенствование профессиональной подготовки будущих учителей физического воспитания: Межвуз. сб. науч. тр. Пермь, 1989, с. 40 - 58.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: