Abstract SPORTS FOCUSED TECHNOLOGY OF STUDENTS EDUCATION ON SUBJECT "PHYSICAL CULTURE" L.B. Andrjushchenko, Ph. D., lecturer Volgograd state agricultural academy, Volgograd Key words: relevance, sports focused technology, personal oriented education, motivation, socio-cultural activity. The purpose of this paper was in definition of the information claimed by students about inquiries and needs in physical culture and sports area. The questionnaire which consists of the following sections was developed with the purpose of the presented research: the data on respondents; inquiries in the subject "physical culture"; the motivation-valuable orientation in the area of physical culture and sports; the self-estimation of physical preparedness. 2158 students of Volgograd state agricultural academy participated in the survey. The analysis of inquiries of students in the subject "physical culture" has shown their positive aspiration to noegenesis, skills in the sports activity. Results of initial researches have shown the discrepancy of the contents of the used working program on the course "Physical culture" to inquiries and needs of students. It does not allow to form physical culture and sports interests and needs for active motor activity.
|
СПОРТИВНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПО ПРЕДМЕТУ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА" Кандидат педагогических наук,
доцент Л.Б. Андрющенко Ключевые слова: релевантность, спортивно ориентированная технология, личностно ориентированное образование, мотивация, социокультурная деятельность. Обновление и углубление содержания образования в сфере физической культуры прежде всего связано с наиболее полной реализацией его культурообразующей и гуманизирующей функций. Его социокультурная сущность - в формировании нового образа мира и новой, вписанной в этот образ системы культурной деятельности личности [3]. С одной стороны, образовательный процесс соотносится со своим социально значимым содержанием, а с другой - обусловлен опытом студента как субъекта образовательного процесса и носителя собственной культуры. В этой ситуации студент реализует свободу выбора, своеобразие своего образовательного пути, в результате которого приобретает свою культурную идентичность. Лишь в этом случае личность воспринимает образование в сфере физической культуры как составляющую собственного стиля жизни, может образовать себя сама, подчинять образование целям личностного роста. Одновременно образование становится фактором психической активности личности, формой ее культурного бытия. Вместе с тем образование в значительной мере детерминировано логикой процесса развития личности, осознания ею своих потребностей, целей. А для этого должны быть созданы условия, в которых происходят процессы развития и саморазвития, воспитания и самовоспитания, обучения и самообразования [3]. Современная система физического воспитания студенческой молодежи нефизкультурных вузов является приоритетной в формировании физической культуры как вида общей культуры молодого человека, здорового образа и спортивного стиля жизнедеятельности будущих специалистов производства, науки, культуры. Особую актуальность эта проблема приобрела в условиях переустройства российского общества, реорганизации вузовского образования и его гуманитаризации. Формирование социально активной личности в гармонии с физическим развитием - важное условие подготовки выпускника вуза к профессиональной деятельности в обществе, развивающейся по законам рыночной экономики. Взаимоотношение физического развития и нравственного становления личности в процессе занятий физическими упражнениями получило научное обоснование в теории и методике физического воспитания [1, 5, 11]. Традиционный путь освоения ценностей физической культуры с приоритетом физической подготовки, направленный на выполнение унифицированных программных зачетных нормативов, - это лишь базис для формирования всей системы ценностей физической культуры, которые далеко не исчерпываются только физическими кондициями молодого человека и представляют собой единство в развитии духовной и физической сфер. Однако такой подход к физическому воспитанию чаще декларируется. На деле, как доказывает практика, физическое воспитание замкнуто на двигательной деятельности, физическая культура рассматривается лишь как направленность физического воспитания на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, тем самым существенно обедняя его возможности, что в конечном итоге приводит к разрыву образования и культуры. Сам процесс физического воспитания утрачивает культурный, нравственный и одновременно предметно-содержательный смысл. Эмоционально-ценностное отношение к физкультурно-спортивной деятельности не формируется спонтанно и не наследуется. Оно приобретается личностью в процессе самой деятельности и эффективно развивается при освоении знаний и накоплении творческого опыта, связанного с проявлением инициативы и активности в истинно педагогическом процессе. Свидетельство этого - острые концептуальные дискуссии на страницах центральной печати по вопросам формирования физической культуры студенческой молодежи вузов нефизкультурного профиля [2, 6, 9 и др.]. Успех работы по физическому воспитанию студентов в вузах во многом зависит от того, насколько эффективно будут организованы занятия начиная с 1-го курса. Большой ущерб физическому воспитанию, по мнению Л.И. Лубышевой [10], наносит приоритет нормативного подхода, когда учебный процесс и деятельность кафедр направлены не на личность студента, а на чисто внешние показатели, характеризуемые контрольными нормативами очередной учебной программы. Далее следует принудительная подгонка личности под усредненные нормативы, что явно противоречит идее свободы личности и отнюдь не способствует приобщению студентов к сфере физической культуры. При таком подходе процесс физического воспитания утрачивает субъективное начало - человеческую личность. Целью деятельности кафедр должно стать создание условий и формирование у студентов навыков самосовершенствования на фоне воспитания мотивации, интереса к физической культуре и состоянию собственного здоровья. Одной из приоритетных задач повышения интереса к воспитанию телесной культуры является включение студента в пространство физической культуры не только в качестве пользователя, но и как субъекта, способного творить в этой сфере деятельности. Анализ теоретических аспектов физической культуры позволяет определить основные пути формирования потребностей, целей, мотивов современной молодежи в выборе ею различных видов физической культуры. Основу концепции профессора В.М. Выдрина [5] составляет положение, что физическая культура - один из важных видов общей культуры человека. Ее основные компоненты: неспециальное физкультурное образование, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация. Они удовлетворяют потребности в физкультурной деятельности каждого молодого человека, а глубокое понимание физической культуры личности студента как общественной и индивидуальной ценности может стать реальностью для развития различных видов физической культуры в гуманитарных и технических вузах страны и способствовать формированию прогрессивных направлений в развитии общественного мнения и личностных мотивов и потребностей в освоении ценностей физической культуры. В связи с этим необходима реализация новой стратегии физкультурного воспитания, и прежде всего внедрение в практику учебного процесса следующих направлений: - "Адекватность содержания физической подготовки индивидуальному состоянию человека"; - "Гармонизация и оптимизация физической подготовки"; - "Свобода выбора форм физкультурно-спортивной деятельности в соответствии с личными склонностями каждого человека". По мнению М.Я. Виленского [3] и др., стержневым в структуре физической культуры студента является мотивационный компонент. Возникающие на основе потребностей мотивы определяют направленность личности, стимулируют и мобилизуют ее на проявление активности. Потребность в физической культуре - главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности, имеющая широкий спектр: потребность в движениях и физических нагрузках, в общении, контактах и проведении свободного времени в кругу друзей, в играх, развлечениях, отдыхе, эмоциональной разрядке, в самоутверждении, укреплении позиций своего "Я", в познании, в эстетическом наслаждении, в улучшении качества физкультурно-спортивных занятий, в комфорте и др. Потребности тесно связаны с эмоциями: переживаниями, ощущениями приятного и неприятного, удовольствия или неудовольствия. Удовлетворение потребностей сопровождается положительными эмоциями, неудовлетворение - отрицательными. Именно поэтому человек обычно выбирает тот вид деятельности, который в большей степени позволяет удовлетворить возникшую потребность и получить положительные эмоции. Возникающая на основе потребностей система мотивов определяет направленность личности в области физического воспитания, стимулирует и мобилизует ее на проявление двигательной активности. В.И. Ильинич [7] и др. выделяют следующие мотивы: физического совершенствования; дружеской солидарности; долженствования (посещение занятий); соперничества; подражания; спортивный; процессуальный; игровой; комфортности. Приоритетным направлением в повышении мотивации студентов к занятиям физической культурой и спортом может и должен стать отказ от унификации и стандартизации учебных программ гуманитарных и технических вузов и создание возможно большего числа альтернативных программ по каждому виду физической культуры с учетом региональных, национальных, культурно-исторических традиций, материально -технической оснащенности спортивных комплексов каждого конкретного вуза [8]. М.Я. Виленский и Г.К. Карповский [4] утверждают, что позитивные изменения отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом состоят в устранении рассогласования между задачами физического воспитания и индивидуальной ориентацией, между субъективно необходимыми условиями и реально существующими возможностями. При этом необходимо либо устранить причины, мешающие заниматься, либо изменить ориентацию или субъективный образ условий ее реализации. Из вышеизложенного становится очевидным, что повышение мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой и спортом будет эффективным, если предлагаемые учебные программы по физическому воспитанию станут учитывать запросы и потребности студентов в сфере физической культуры и спорта с учетом возрастно -половых и социально-демографических особенностей. А одним из важнейших критериев, позволяющих судить о реальности данного образовательного процесса, является достижение личностью такого состояния, при котором реализуются ее индивидуальные и социальные процессы с "самореализацией". Процесс формирования устойчивой потребности в физическом совершенстве должен быть гуманистическим по форме и личностно ориентированным по содержанию. Важно учитывать, что любому человеку свойственно неприятие принуждения, сопротивление ему. Это воспитывает упрямство, нежелание следовать советам. Игнорируя эту педагогическую аксиому, нельзя добиться положительных результатов в формировании любой культурной потребности, в том числе и в физическом развитии. Одна из составляющих личностно ориентированного подхода - это диалогичность, когда педагог и студент совместно решают задачи совершенствования знаний, умений и навыков. Преподавателю, ведущему этот диалог, необходимо обладать релевантной информацией о потребностях студентов в сфере физической культуры и спорта. В связи с этим задача настоящего раздела работы состоит в определении востребованной студентами основного отделения информации о запросах и потребностях в сфере физической культуры и спорта. С этой целью была разработана анкета, которая состояла из следующих разделов: сведения о респондентах; запросы по предмету "физическая культура"; мотивационно-ценностная направленность в сфере физической культуры и спорта; самооценка физической подготовленности. В опросе участвовали 2158 студентов 1-3-го курсов основного отделения ВГСХА. Корректно ответили на все поставленные вопросы 1411 студентов (64,5%): из них 668 девушек и 743 юноши. Дифференцированный анализ студентов 1-х курсов показал, что контингент неоднороден по возрасту, полу, демографической принадлежности и опыту физкультурно -спортивной деятельности: обучающихся в возрасте 16 лет - 14,6 %, 17 лет - 48,5%, 18 лет - 21,2 %, 19 лет - 6,2 %, 20 лет -5,6%; 21 года и старше - 3,9 %. Больше половины абитуриентов (68,7%) до поступления в вуз проживали в сельской местности; процент выпускников городских школ и сельскохозяйственного лицея составил соответственно (25,0 и 5,4 %), а оставшиеся (0,9 %) - это юноши, поступившие в академию после службы в Вооруженных Силах. Среди поступивших в вуз практически нет спортсменов- разрядников (98,4%), юношеские разряды имеют 0,2 % студентов, 3-й взрослый разряд - 0,5 %, 2-й - 0,3 % и 1-й разряд - 0,2 %; причем 38,7% из числа опрошенных, проживающих в сельской местности, отметили, что в старших классах у них практически не было уроков физической культуры. Таким образом, выявленные факты целесообразно учитывать при организации учебного процесса на 1-м курсе, т.к. успех дальнейшей работы во многом зависит от качества комплектования учебных групп (Н.А. Соловьев, 1995). Анализ запросов студентов основного отделения по предмету "физическая культура" показал их позитивное стремление к получению знаний, умений и навыков в физкультурной деятельности. Так, на вопрос: "Считаете ли Вы обязательным включение предмета "физическая культура" в образовательный стандарт?" - 75,7 % ответили положительно; 20,6 % - сомневаются и 3,7 % - отрицают. На вопрос: "Какой направленности учебную программу Вы предпочитаете?" - студенты ответили следующее: 17,1 % - оздоровительной направленности, 1,8 % - профессионально -прикладной, 81,1% - спортивной. Это объясняется тенденцией к возрастанию потребности личности в результатах деятельности. Ориентировка программы на оздоровительный эффект в системе высшего образования объективно может быть решена лишь частично, поэтому не может быть приоритетной. Факторы жизнедеятельности человека (наследственность, экология, образ жизни) настолько велики, что на долю "двигательной деятельности по обеспечению здоровья" приходится в лучшем случае 50%, в худшем - менее 10%, поэтому получение реально быстрого результата от этой программы затруднительно. Данные, представленные в табл. 1, позволяют отметить, что к началу исследований уровень физического развития и работоспособности как юношей, так и девушек можно оценить как средний. Результаты двигательных тестов дают возможность оценить уровень физической подготовленности юношей как "средний", а девушек - как "ниже среднего". Таким образом, профессионально-прикладная направленность рабочей программы для студентов сельскохозяйственного вуза снижает свою значимость в связи с тем, что физические качества, которые входят в зону профессионального риска, имеют отдаленный эффект получения результата и, в свою очередь, сдерживают всестороннее, гармоничное развитие личности. Спортивно ориентированная программа для студентов основного отделения, направленная на углубленное изучение отдельных видов спорта и современных двигательных систем, позволяет получать результаты от вида деятельности в условиях соревнований, контрольных испытаний и оценивать способности и формировать устойчивую потребность в регулярных занятиях. Она логически оправдана для студентов основного отделения, которые практически здоровы, но недостаточно подготовлены для занятий в отделении спортивного совершенствования, где осуществляется подготовка сборных команд академии к участию в студенческих соревнованиях различного уровня. Ориентация на тренирующий эффект - оптимизирующий фактор для развития основных физических качеств, что необходимо для юношеского возраста, когда происходят активные процессы физического развития. Следовательно, выбор учебной программы спортивной направленности является потребностью студентов основного отделения, что нужно учитывать при организации учебного процесса и коррекции содержания рабочей программы. Анализ данных анкетирования респондентов свидетельствует о неоднородности контингента обучающихся в академии по курсу физвоспитания по возрасту, полу, социально-демографической принадлежности, что необходимо учитывать при разработке дифференцированных рабочих программ по предмету "физическая культура" с учетом выявленных факторов. Изучая потребности студентов в видах двигательной активности, мы предложили им ответить на вопрос "Какими видами спорта Вы хотели бы заниматься и какими современными двигательными системами хотели бы овладеть?". В анкету было включено 22 вида спорта, которые культивируются в Волгоградской области, входят в программу студенческих мероприятий и могут быть реализованы на учебно-спортивной базе ВГСХА (табл. 2). Таблица 1. Исходный уровень физической подготовленности, работоспособности и физического развития студентов основного отделения (1995/96 учебный год)
Нами установлено, что с переходом от одного возрастного уровня к другому (с 16 лет до 20 лет и старше) наблюдается уменьшение количества видов спорта, выбранных юношами, с 15 до 8, а девушками - с 12 до 6, что свидетельствует о недостаточной сформированности у них потребности в занятиях определенным видом спорта. Студенты активно ищут те виды двигательной активности, в которых они могут реализовать свой потенциал. Это является основанием для расширения диапазона двигательной активности и возможности коррекции рабочей учебной программы. Изучение мотивационно-ценностного отношения студентов основного отделения к физической культуре и спорту позволило выделить 9 основных мотивов, отражающих это отношение: физического совершенствования, дружеской солидарности, долженствования, соперничества, подражания, спортивный, процессуальный, игровой, комфортный. Полученные данные позволяют считать, что распределение приоритетов в этой сфере имеет большую склонность к мотиву долженствования (40,7%). Получение аттестации по предмету (21,6%) подменяет сами понятия "физическая культура" и "физическое совершенствование". Анализ мотива дружеской солидарности (желание быть, как все, - 2,7%; пришел на занятия "за компанию" - 2,4%; сохранение интересного круга друзей - 1,4%) подтверждает факт, что студенты не в полной мере понимают значение физической культуры и спорта в своем личном развитии и еще не могут определить тот вид двигательной активности, в котором их потенциал был бы реализован. Стремление достичь высоких спортивных результатов престижно для ограниченного круга студентов (3,4%). Это свидетельствует о том, что возможности физической культуры как средства поддержания работоспособности еще не получили должной оценки у студентов. Таблица 2. Динамика выбора видов спорта и современных двигательных систем студентов основного отделения в зависимости от возраста, %
Забота о своем физическом состоянии не стала постоянной потребностью для большинства студентов, о чем свидетельствует анализ мотива физического совершенствования: поддержание уровня физической подготовленности - 4,9%; улучшение осанки - 2,7%; оптимизация веса - 3,9%; коррекция фигуры - 2,8%; продление активного долголетия - 1,5%. Полученная информация свидетельствует о неупорядоченности ценностного отношения студентов к физической культуре и спорту, их недостаточной взаимосвязи. Это говорит о необходимости коррекции учебных программ по предмету "физическая культура" для студентов основного отделения в соответствии с их запросами в этой сфере, а также в зависимости от возраста и пола. Таким образом, студентам предоставляется более широкий выбор различных форм физкультурно -спортивной деятельности с учетом их личных интересов, наклонностей и способностей. Вместе с тем подобная система и организация учебных занятий будет повышать творческий потенциал преподавателей, побуждая их к постоянному совершенствованию, поиску новых методических приемов, методов и технологий обучения и оздоровления по предмету "физическая культура". Спортизация физкультурной деятельности студентов гуманитарных и технических вузов, по существу, должна стать основой возрождения и развития массового студенческого спорта. Спортивная направленность практических занятий по физической культуре студентов может не только радикально изменить их физкультурную активность, но и в целом привить спортивный стиль повседневной жизнедеятельности. Как указывают специалисты, спортивный путь - это энциклопедия технологии культурного преобразования физического, психического и нравственного в личности, и не использовать его в физкультурном воспитании студенческой молодежи было бы неверно [8]. Полученная нами релевантная информация о результатах анкетных исследований мотивационно -ценностных ориентиров студентов ВГСХА и приведенные результаты уровня подготовленности студентов позволили выделить приоритетное направление - спортивно ориентированную программу и предопределить выбор проблемно-модульной технологии обучения. Эта форма предполагает функционально-структурную детализацию учебного процесса, в которой модульность выступает как один из основных принципов системного подхода. Технология модульного обучения в системе программного обеспечения учебного процесса видится нам как совокупность педагогических условий, определяющих подбор и компоновку на модульной основе содержания форм, методов и средств обучения. Эти компоненты обеспечивают релевантные отношения преподавателей и студентов по достижению эффективного результата в освоении предмета "физическая культура". В технологии модульного обучения в качестве основного объекта проектирования учебного процесса используется модуль, под которым мы понимаем относительно самостоятельную целостную организационно-содержательную единицу учебной программы (вид спорта), решающую определенную образовательную задачу. Логический анализ содержания учебной программы по предмету "физическая культура" позволил нам определить совокупную содержательно -образовательную характеристику каждого модуля, позволяющую активно формировать умения, навыки и личностные качества занимающихся. Использование активных форм обучения обуславливает повышение инициативности, активизацию познавательной деятельности и эффективность контроля за процессом освоения знаний самими студентами. Модульная педагогическая технология позволила представить рассматриваемую учебную дисциплину в виде макромодулей (блоков), которые содержат несколько простых модулей, составляющих основу курса и содержащих ряд тем и разделов. Цель разработки модулей - расчленение содержания каждой темы курса на составные компоненты в соответствии с образовательными, развивающими и оздоровительными задачами, а также определение для всех компонентов целесообразных форм обучения. Разработка комплекса модулей потребовала глубокого системного анализа научно-методической литературы, освещающей данный аспект педагогической практики, а также изучения запросов и потребностей студентов, их интересов в области физической культуры и спорта. Разработанный нами глобальный модуль "Физическое воспитание" отражает структуру учебного процесса по изучаемому предмету. Обобщающий модуль включает следующие неизменные блоки: блок входных данных, блок теоретических знаний, блок практических знаний и информационный блок. БЛОК ВХОДНЫХ данных осуществляет контроль за исходными показателями, определяющими степень готовности студентов к успешному освоению учебной программы. Этот блок в зависимости от источников информации подразделяется на три модуля. Сведения о физическом развитии, функциональном состоянии, медицинском анамнезе и заключение представлены в модуле "Данные медицинского осмотра". БЛОК ТЕОРЕТИЧЕСКИХ знаний предполагает освоение системы научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умение их адаптивного, творческого использования для личного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности. БЛОК ПРАКТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (основное отделение). В этом блоке систематизирован материал для основного отделения. Спортивно ориентированная программа состоит из проблемно-тематических модулей по 13 видам спорта, которые студенты выделили как наиболее интересные и перспективные. Каждый модуль (баскетбол, волейбол, н/теннис, атлетизм, ритмика, аэробика, греко-римская борьба, л/атлетика, курс самообороны, мини-футбол, гандбол, пауэрлифтинг, армспорт) рассчитан в среднем на 42-46 ч учебного времени, из которых 6 ч отводится на освоение методико-практического материала по виду спорта, 4 ч - на контрольные и 2 ч - на зачетные испытания, а 26 - 32 ч - на практические занятия. Модули по видам спорта представлены как учебные элементы в форме стандартизированного буклета, состоящего из следующих компонентов: - точно сформулированной учебной цели и задач, средств и методов изложения материала; - списка необходимого материально-технического обеспечения; - собственно учебного материала; - контрольных требований по освоению данного тематического модуля по конкретному виду спорта (теоретические вопросы и контрольные испытания). Стремление достичь высоких спортивных результатов престижно для ограниченного круга студентов (3,4%). Это свидетельствует о том, что возможности физической культуры как средства поддержания работоспособности еще не получили должной оценки у студентов. У юношей. Статистически достоверно увеличиваются скоростные возможности в 1995/96 и 1996/97 уч. годах (соответственно t = 2,3 и 4,8 при Р<0,05). Однако, несмотря на выявленные статистически значимые различия, общий прирост показателя составил лишь 0,57% и результат оценивается как средний, что составляет 2,8 балла. Улучшение результата в тесте, оценивающем базовую выносливость, признано статистически достоверным в 1995/96 учебном году (t = 3,1; Р<0,05), к третьему курсу обучения (t =0,08), и он статистически недостоверно увеличивается. Общий прирост показателя составляет 4,4%, и в среднем физическое состояние студентов по данному параметру оценивается как низкое. Полученные данные подчеркивают тревожность ситуации, поскольку выносливость - один из основных критериев уровня здоровья. По всей видимости, данное положение обусловлено в первую очередь образом жизни студентов, и в частности невысокой двигательной активностью (гиподинамией). В связи с этим одной из важнейших педагогических задач становится формирование у студентов соответствующей мотивации к здоровому образу жизни. Вместе с тем статистически достоверно (Р<0,05) увеличиваются показатели, характеризующие силовую выносливость различных групп мышц. Возможно, это связано с введением в элективный курс учебно-педагогической деятельности современных двигательных систем (атлетизма, греко-римской борьбы, армспорта и др.) и улучшением материально-технической базы академии в 1996/97 учебном году, что является безусловным фактором сформированности устойчивой мотивации к занятиям физической культурой. Однако занятия только силовыми видами спорта не способствуют развитию аэробных возможностей организма (общей выносливости), так как энергообеспечение силовых упражнений идет не за счет окисления свободных жирных кислот, а преимущественно за счет процессов гликолиза, что приводит к повышению содержания холестерина в крови. В связи с этим улучшение данных показателей не отражается на показателе, характеризующем базовую выносливость. В целом уровень физической подготовленности юношей оценивается как "ниже среднего" и составляет 2,4 балла. Высокая вариативность показателей (V>10%) свидетельствует о различном уровне физической подготовленности студентов, что связано с возрастным диапазоном. У девушек. Анализ показателей двигательных качеств девушек показал улучшение большинства показателей, характеризующих силовую выносливость и максимальные силовые качества. Так, статистически достоверно (P < 0,05) изменяются показатели силовой выносливости различных групп мышц (в среднем общий прирост показателей составляет 27,4%). Кистевая динамометрия, характеризующая максимальные силовые качества, изменяется статистически достоверно в 1995/96 и 1996/97 учебных годах (соответственно t=14,5 и t=6,5 при Р<0,05). Наблюдаемая тенденция к увеличению силовых показателей свидетельствует о высоких потенциальных возможностях организма студенток 1-2-го курсов. Однако, несмотря на положительную динамику, средний балл анализируемых показателей не превышает 2,4, что соответствует уровню развития "ниже среднего". Статистически недостоверна динамика показателя, характеризующего базовую выносливость (в 1995/96 учебном году - t =0,5 и в 1996/97 - 1,07). Общий прирост показателя составляет лишь 1,7%, и в среднем физическое состояние студенток оценивается как "низкое". Скоростные возможности статистически достоверно увеличиваются к третьему году обучения (t = 2,85; Р<0,05). Однако увеличение данного показателя незначительно (0,98%). Результат в данном тесте оценивается как "ниже среднего" и составляет 1,68 балла. Одновременно выявлено значительное варьирование признаков (V>10%), характеризующих базовую выносливость, силовые качества различных групп мышц, что свидетельствует о существенном различии у студенток уровня физической подготовленности. Анализ физического состояния студентов показал тенденцию к увеличению числа находящихся на "высоком" и "среднем" уровнях развития и снижение процента студентов с низким уровнем. Так, общий прирост количества юношей с "высоким" уровнем развития составляет 85,7%, с уровнем развития "выше среднего" - 50% и со "средним" уровнем - 26,9%. Девушек с "высоким" уровнем развития, зафиксированным в 1996/97 учебном году, было всего 1,2%. Увеличивается количество студенток, находящихся на уровне физического развития "выше среднего" и "среднем". Так, прирост студенток с физическим состоянием "выше среднего" составил 64% и cо "средним" - 36,5%. Однако значительное количество юношей и девушек все же находятся на уровнях развития "ниже среднего" и "низком", что свидетельствует о необходимости коренной перестройки физкультурного образования в целом, и в частности изменения направления физического воспитания в вузах. Выводы 1. Анализ научно-методической литературы и обобщение передового практического опыта работы кафедр физического воспитания нефизкультурных вузов позволили установить, что вопросы совершенствования рабочих программ по предмету "физическая культура" студентов основного отделения изучены недостаточно. Спортивно ориентированная технология обучения в учебном процессе по физическому воспитанию студентов основного отделения не нашла должного отражения в научно-методической литературе. 2. Тестирование и измерения, проведенные в начале экспериментальных исследований, позволяют отметить, что исходный уровень физического развития, работоспособности и физической подготовленности студентов, поступивших в ВГСХА, можно оценить как "средний" у юношей и "ниже среднего" у девушек. Среди поступивших в вуз практически нет спортсменов -разрядников (98,4%), а у 38,7% студентов в старших классах не было даже уроков по физической культуре. 3. Результаты первичных исследований показали несоответствие содержания применяемой рабочей программы курса "Физическое воспитание" запросам и потребностям студентов в области физической культуры и спорта, что не позволяет формировать физкультурно -спортивные интересы и потребность в активной двигательной деятельности. Это подтверждает анализ учебного процесса (посещаемость студентами основного курса - 61,3%, элективного курса - 3,4% и успеваемость - 80,9%). 4. Несформированность потребностей в занятиях определенным видом спорта у студентов 1-го курса определяет большой, претенциозный диапазон желаний в освоении современных двигательных систем и традиционных видов спорта (от 15 до 6 видов). Это обусловлено неоднородностью контингента обучающихся в академии по возрасту, полу, социально-демографической принадлежности, а также их мотивационно-ценностной направленностью: мотив долженствования - 40,7%; дружеской солидарности - 15,8%; соперничества - 8,0%; подражания - 7,4%; спортивный - 6,7%; процессуальный - 5,0%; комфортный - 4,3%, игровой - 5,5%; физического совершенствования - 6,6%. 5. Разработанный и апробированный в ходе эксперимента глобальный модуль "Физическое воспитание" отражает структуру учебного процесса по изучаемому предмету. В обобщающем модуле выделяются следующие неизменные блоки: блок входных данных, осуществляющих контроль за исходными показателями, определяющими степень готовности студентов к успешному освоению учебной программы; блок теоретических знаний, предполагающий освоение системы научно-практических и специальных знаний в области физической культуры; блок практических знаний и информационный блок. 6. Проблемно-модульная спортивно ориентированная технология обучения студентов основного отделения позволила качественно повысить эффективность учебного процесса, что реально отражается на уровне посещаемости студентами основного курса - 89,7%; элективного - 19,9%; успеваемость в среднем составила 95,2%. Это предопределило выход студентов основного отделения на новый качественный уровень физической работоспособности, который соответствует для юношей и девушек уровню "выше среднего". Уровень развития двигательных качеств свидетельствует о реализации потенциальных возможностей организма. Значительно увеличиваются показатели, характеризующие: общую выносливость - для юношей прирост составил 37,5% (t = 3,1; Р<0,05); для девушек - 17,5% (t=2,1; Р<0,05); силовую выносливость - для юношей в среднем прирост составляет 49,3% (t = 2,5; Р<0,05), для девушек - 28,2% (t=6,5; Р<0,05). 7. В результате проведенного эксперимента выявлено, что к третьему году обучения вариативность практически всех исследуемых признаков снижается, что свидетельствует о повышении общего уровня подготовленности студентов основного отделения. Подтверждение этому - переход студентов с более низкого на более высокий уровень (на уровне развития "выше среднего" для юношей прирост составляет 214,5%, для девушек - 407,1%; на "высоком" уровне развития прирост у юношей составляет 104,3%, у девушек - 50,0%). Литература 1. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания (методологический аспект) //Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4, с. 21. 2. Варенников Ю.Т. Методы и средства управления физической подготовкой студентов ВУЗов: Автореф. канд. дис. М., 1995.- 24 с. 3. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 10, c. 2-5. 4. Виленский М.Я., Карповский Г.К. Мотивационно-ценностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования //Теор. и практ. физ. культ. 1984, № 1, 39-42. 5. Выдрин В.М. Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование //Теор. и практ. физ. культ. 1989, № 3, с. 2-4. 6. Ерофеева Т.М. Физическая культура в учебном процессе ВУЗа // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. М., 1995, с. 27-35. 7. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов.- М.: Высшая школа, 1978.- 161 с. 8. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 11-19. 9. Лотоненко А.В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи //Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 6, с. 21-24. 10. Лотоненко А.В., Стеблецов Е.А. Физическая культура студенческой молодежи: опыт, проблемы, перспективы //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 3. 11. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с. 12. Щербаков В.Г., Ярошенко И.П. Подготовка спортивного резерва и здоровье //В сб.: "Теория и методика физического воспитания в вузах". Петрозаводск, 1997, с. 29-30. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|