Abstract MANAGEMENT OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN SUBJECT OF RUSSIAN FEDERATION (on an example of Krasnodar area) A.M. Bannikov, honored worker of physical culture of Russia, honored coach of Russia, lecturer Department on physical culture and sports of administration of Krasnodar area, Krasnodar Key words: management, subject of Federation, physical culture and sports. The aim of this paper was to show the condition and the prospects of the increase of the management efficiency of development of physical culture and sports in a subject of Russia. The activity of department on physical culture and sports of administration of Krasnodar area was analyzed. The basic directions of the activity of the department, describing modern change in social and economic development of the country are designated: the development of a legislative base, the perfection of the budgetary and unappropriated financing, the expansion of the international activity, the scientific-methodical support and others.
|
УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СУБЪЕКТЕ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Заслуженный работник
физической культуры России, заслуженный тренер
России, Департамент по физической культуре и спорту администрации Краснодарского края, Краснодар Ключевые слова: управление, субъект Федерации, физическая культура и спорт. Уровень развития физкультурно-спортивного движения в Российской Федерации в новых социально-экономических условиях все в большей степени зависит от эффективности управления физической культурой и спортом во всех ее 89 субъектах. Управления развитием физической культуры и спорта в республиках, краях и областях России осуществляется в настоящее время в нескольких направлениях и сопряжено с большими трудностями. Во-первых, реорганизуется система управления отраслью (начиная от первичных, низовых, структур до государственных и общественных организаций региона), что сопровождается значительными организационными сложностями [4, 5]. Во-вторых, предпринимаются попытки совершенствования процесса функционирования системы управления за счет разработки нормативно-правовой базы, которая и сегодня в значительной степени несовершенна на федеральном уровне и в еще большей степени - в субъектах Российской Федерации [1, 2, 3]. В-третьих, осуществляется все более полный переход на программно-целевое управление, поиск новых источников финансирования, информационного обеспечения развития отрасли, что порождает массу проблем в связи с необходимостью перехода на новый уровень деятельности всех заинтересованных организаций и специалистов [6, 7, 8]. Организационная структура современной системы управления развитием физической культуры и спорта в Краснодарском крае не претерпела коренных изменений по сравнению с существовавшей ранее, однако принципы управления и функциональные взаимодействия стали значительно отличаться. Управление развитием физической культуры и спорта в Краснодарском крае осуществляется в настоящее время по принципу децентрализации. Разработка комплекса законодательных документов, составляющих нормативно -правовую базу развития физической культуры и спорта на Кубани, за последние 5 лет стала приоритетным направлением деятельности краевого департамента. Нормативно-правовое обеспечение развития отрасли в Краснодарском крае включает в себя: а) блок федеральных документов; б) блок документов субъекта России; в) блок муниципальных документов. Другое важное направление оптимизации управления развитием отрасли в субъекте Российской Федерации - сохранение государственного отраслевого органа - Департамента по физической культуре и спорту. Для оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в Краснодарском крае в настоящее время укрепляются связи краевого департамента с другими заинтересованными департаментами и управлениями, краевой департамент тесно взаимодействует с городскими и районными, то есть муниципальными органами, на взаимовыгодной основе укрепляется сотрудничество с краевыми и городскими федерациями по видам спорта и спортивными клубами. Успешное развитие физической культуры и спорта в субъектах России во многом зависит от их финансирования, которое в настоящее время осуществляется из бюджетных и внебюджетных источников . В Краснодарском крае за последние годы наблюдается рост бюджетного финансирования отрасли. Так, с 1996 г. оно возросло более чем в 4 раза. Краевой департамент занимает активную позицию в налаживании взаимовыгодных отношений с коммерческими организациями. Все спонсорские средства строго контролируются, дабы они не были использованы не по назначению. Для этого они перечисляются в клубы через краевой Департамент по физической культуре и спорту. Реальная значимость внебюджетных источников финансирования в Краснодарском крае пока уступает бюджетным поступлениям и тем более зарубежным аналогам, но курс на увеличение вклада внебюджетных поступлений в развитие физической культуры и спорта на Кубани четко выдерживается. Важный инструмент совершенствования управления развитием физической культуры и спорта в Краснодарском крае - распределение видов спорта по группам. Так, рассмотрев предложение межведомственной комиссии, коллегия Департамента своим постановлением утвердила перечень видов спорта на 2001 год по группам: А - 14 видов (акробатика, гребля, гандбол, легкая атлетика и т.д.), Б - 16 видов (баскетбол, плавание, футбол и т.д.) и В - 22 вида (альпинизм, кикбоксинг, хоккей на траве и т.д.). Критериями отнесения вида спорта к той или иной группе являются: развитие вида спорта в крае, успехи юных и взрослых спортсменов на Олимпийских играх, чемпионатах мира, Европы, России, наличие современной спортивной базы и квалифицированных тренерских кадров, представительство в сборных командах России и т.д. Распределение видов спорта по группам позволяет целенаправленно осуществлять приоритетность в их развитии и финансировании. Один из эффективных путей оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в субъектах России - использование целевых программ . Целевые комплексные программы, разработанные и реализуемые на территории Краснодарского края, можно сгруппировать по следующим признакам: - по функциональной ориентации - спартакиады, спортивно-оздоровительные кампании типа "Спорт для всех", "СпАрт", состязания по видам спорта и т.д.; - по времени реализации - от долгосрочных (5 лет) до краткосрочных (1 год и менее); - по источникам финансирования - из бюджета федеральных органов, за счет средств субъекта Федерации, из муниципальных бюджетов, за счет внебюджетных средств, смешанного финансирования; - по эффективности - самоокупаемые и дотируемые; - по приоритетности - первоочередные и временно отложенные. Из числа наиболее интересных и эффективно реализуемых на Кубани следует отметить такие программы, как "Здоровье и физическое воспитание дошкольников и учащейся молодежи Краснодарского края", комплексные планы подготовки спортсменов Кубани к участию в Олимпийских играх. Олимпиады и Спартакиады среди сборных команд городов и районов Кубани, юношеские спортивные игры "Олимпийские надежды Кубани", Универсиады. Важное место в оптимизации систем управления развитием физической культуры и спорта в субъекте России занимает совершенствование системы подготовки кадров и научно-методического обеспечения. Подготовку специалистов для отрасли на территории Краснодарского края ведут несколько учебных заведений: Кубанская государственная академия физической культуры, Армавирский государственный педагогический институт, Сочинский университет курортного дела и туризма, Институт физической культуры и дзюдо Адыгейского государственного университета, Ейский педагогический колледж и другие. Один из важных современных моментов оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации - расширение международной деятельности . Департамент по физической культуре и спорту Краснодарского края совместно с Олимпийской академией Юга России является активным участником и катализатором ряда международных проектов в регионе. При его непосредственном участии были организованы и неоднократно проведены Игры народов Северного Кавказа, готовились Олимпийские игры стран, прилегающих к Черному морю, в Краснодаре уже 10 лет ежегодно проводятся Спартакиады ассоциации городов Юга России и стран СНГ. Одним из эффективных путей оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в субъекте России является плодотворное сотрудничество и активное внедрение инноваций в муниципальных органах руководства физкультурно-спортивным движением. Самая крупная физкультурно-спортивная организация Кубани - Комитет по физической культуре и спорту администрации города Краснодара. В его деятельности наиболее ярко отражается эффективность разработанной технологии оптимизации управления развитием физической культуры и спорта в условиям Краснодарского края. В городе культивируется 44 вида спорта, и по каждому из них регулярно проводятся тренировки и соревнования. В трудных экономических условиях удалось сохранить все 33 действовавшие ранее детские спортивные школы и даже открыть 7 новых. В спортивных школах занимаются свыше 18 тыс. спортсменов. За период с 1997 по 2000 г. 17 спортсменов Краснодара получили звание "Заслуженный мастер спорта", 42 - "Мастер спорта России международного класса", 221 - "Мастер спорта России", свыше 2 тыс. спортсменов выполнили нормативы КМС и 1-го разряда. 19 краснодарцев в составе сборной команды России участвовали в XXVII Олимпийских играх 2000 г. в Сиднее (Австралия), где в упорной борьбе олимпийскими чемпионами стали 7 человек, а еще 3 завоевали бронзовые медали. Оптимизация управления развитием физической культуры и спорта в субъекте России зависит от создания и совершенствования деятельности информационной инфраструктуры . Сюда входит организация совместной деятельности со средствами массовой информации (СМИ) по пропаганде физической культуры и спорта, формированию здорового образа жизни. Заключение. Изучение возможностей оптимизации системы управления развитием физкультурно-спортивного движения в субъекте Российской Федерации, инновационных алгоритмов планирования и реализации основных мероприятий позволит управленцам более четко представить границы своей профессиональной компетенции, успешнее взаимодействовать с вышестоящими, параллельными и нижестоящими органами и организациями при решении совместных задач, эффективнее осуществлять практические мероприятия. Использование изложенного опыта работы даст возможность специалистам из различных субъектов России творчески подходить к своей управленческой деятельности. Литература 1. Антипов А.Ф., Уловистова Н.В. Профессиональный спорт и закон //Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 11, с. 19-21. 2. Воронин С.Э., Филлипов С.С. Организационно-правовые формы физкультурных организаций в современных условиях //Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4, с. 14-16. 3. Воронин С.Э. Правовой статус Олимпийского комитета России (общий, специальный, индивидуальный) //Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 11, с. 24-25. 4. Камалетдинов В.Г. Физкультурно-спортивное движение: управление и пути совершенствования //Теор. и практ. физ. культ., 1999, № 4, с. 19-21. 5. Краснов В.М. Новое в организации и управлении развитием физической культуры и спорта в Чувашской Республике //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 10, с. 57-60. 6. Кузин В.В., Золотарев М.И., Кутепов М.Е. Возможности финансирования спорта за счет игорного бизнеса //Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4, с. 2-6. 7. Кузин В.В. Оптимизация системы управления отраслью "физическая культура и спорт" в России в рыночных условиях //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 6, с. 56-58. 8. Переверзин И.И. Менеджмент спортивной организации: Краткий курс. - М.: ФОН, 1988. - 162 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|