В РАЗВИТИЕ ИДЕЙ ГОССОВЕТА


Abstract

PHYSICAL AND SPORTS CULTURE: CONTENTS, INTERRELATIONS AND DISSOCIATIONS

L.I. Loubysheva, Dr. Hab., professor

Russian state academy of physical culture, Moscow

Key words: physical and sports culture, sports, distinctions, integration.

The important fact in the modern world is the increasing comprehension of physical culture as part of the general culture of the personality and the society. However alongside with the standard and clear for the majority of people the phenomenon of physical culture arises and develops, getting the independent status the phenomenon of sport. It is multifased and the multifunctional phenomenon which hardly entering in the uniform concept. It is enough to tell, that people categorize as sports yachting, chess, airmodelling sports, and many other things where the nucleus of the activity becomes competition and the achievement of the victory.

The intensity of these connections will accrue in the near future. New champions who grow from system of physical culture are necessary for sports; new technologies of the development of the physical potential of the personality are necessary for the physical culture. All of this is in social institute of physical culture and sports. It is required only that the new generation of experts understood methodological differences of phenomena of physical culture and sports and could realize in practice so necessary integration of sports culture and physical culture.


ФИЗИЧЕСКАЯ И СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА: СОДЕРЖАНИЕ, ВЗАИМОСВЯЗИ И ДИССОЦИАЦИИ

Доктор педагогических наук, профессор Л.И. Лубышева
Российская государственная академия физической культуры, Москва

Ключевые слова: физическая и спортивная культура, спорт, различия, интеграция.

Проблемные вопросы развития физической культуры и спорта в России, поднятые на недавно прошедшем заседании Госсовета при Президенте РФ, в ближайшее время станут предметом всестороннего обсуждения нашей научной общественности. В этой связи представляется целесообразным остановиться на ключевых культурологических позициях, определяющих выбор направлений этого обсуждения и уровень его конструктивности. Среди большого разнообразия суждений о путях преобразований физической и спортивной культуры большой интерес представляет вопрос аксиологического содержания этих видов нашего национального культурного достижения, отражающего состояние и перспективы развития их ценностного потенциала. Думается, что исследование сущностных характеристик физической культуры и спорта, прояснение их противоречивых и гармоничных взаимодействий и диссоциаций позволит выявить социокультурную эффективность будущих преобразований в этих сферах.

Важным фактом в современном мире является все большее осознание физической культуры как части общей культуры личности и общества. Однако наряду с общепринятым и понятным для большинства людей феноменом физической культуры возникает и развивается, приобретая самостоятельный статус, феномен спорта. Это достаточно разноликое и полифункциональное явление, которое с трудом вписывается в единое понятие. Достаточно сказать, что к спорту мы относим и катание на яхтах и игру в шахматы, авиамодельный спорт и многое другое, где ядром деятельности становится соревнование и достижение победы.

До недавнего времени в теории физической культуры, физическом воспитании спорт воспринимался как неотъемлемая часть культуры физической. Тем не менее социальные функции, ценности, социальный статус спорта имеют собственную интерпретацию, не сводимую к значению физической культуры. В этой связи все чаще ставится вопрос о развитии теории спорта, спортивном воспитании, формировании спортивной культуры. Цель данного исследования - осмысление содержательных основ феноменов физической культуры и спорта, объяснение их предметной и социальной разноликости и обоснование путей их интеграции для повышения эффективности процессов физического и спортивного воспитания.

Общим предметным основанием физической культуры и спорта как социальных механизмов цивилизации служит культура двигательной деятельности. Культурой называют все, что создано человечеством как совокупность условий, способов и результатов формирования, развития и сохранения потребностей и свойств "человека общественного" [4]. Как социальная система культура разворачивается в трех формах своего существования: культура условий жизни, культура деятельности и культура личности. Взаимодействие и взаимовлияние форм культуры свойственны и феноменам физической культуры и спорта. Условия жизнедеятельности обеспечивают развертывание процессов формирования культуры двигательной деятельности, которая развивает процесс формирования физической и спортивной культуры личности [3].

Как показывает опыт общественно-исторического развития, физическая культура и спорт развивались практически одновременно, дополняя и обогащая друг друга. Однако изначально каждый из них имел отличительные черты и постепенно занимал в социальной жизни общества собственную нишу.

Особенно четкое разделение этих феноменов произошло в эпоху развития спорта высших достижений, когда появились высокие спортивные технологии, с помощью которых спортсмены стали достигать феноменальные спортивные результаты. Именно в этот период начинает диссонировать общепринятое сочетание "физическая культура и спорт". Становится понятной необходимость изучения каждого из них собственными методами исследования, раздельного осмысления, описания и понимания. Появляются первые попытки оформления теории спорта, создания авторских учебных курсов по основам спортивной тренировки, издания научных трудов и монографий, которые заложили основы современной науки - спортологии. Эта наука, по мнению В.С. Родиченко, могла бы синтезировать достижения знаний в области истории, социологии, юридических, экономических и ряда других смежных наук, которые могут стать импульсом для развертывания инновационных процессов в спорте. В свою очередь, ряд наук о физической культуре (по предложению Р.А. Абзалова, В.К. Бальсевича, В.А. Сутулы) можно было бы объединить под общим названием физкультурологии - науки, в рамках которой развиваются частные научные дисциплины (теория физического воспитания, физическая реабилитация, физическая рекреация, валеология и др.), имеющие свою направленность, детализирующие и развивающие теорию и технологию телесного совершенствования человека.

Говоря о соотношении физической культуры и спорта, не хотелось бы сводить свои рассуждения к вопросу, какое из этих явлений шире, является ли спорт составной частью физической культуры, или наоборот. Можно привести достаточно аргументов, подтверждающих ту или иную версию. В этом случае важно понимать, что основу спорта и физической культуры составляет деятельность, направленная на преобразование физического потенциала человека. Тем не менее эта деятельность имеет разную целевую направленность. А как известно, целеполагание определяет результат деятельности. Цели спортивной и физкультурной деятельности не совпадают, следовательно, разворачиваются разные по содержанию социальные процессы, которые определяют результат этой деятельности.

Цель физической культуры - всемерное и всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности - самореализации человека в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, освоения им других ценностей физической культуры. При этом основное средство физической культуры - физкультурная деятельность, в которой физические упражнения составляют ее главный элемент (Ю.М. Николаев, 2001). Цель спортивной деятельности в большей степени связывают с достижением спортивного мастерства и высокого спортивного результата на основе организации тренировочного процесса. Сам тренировочный процесс организуется в соответствии с целевыми предпосылками, которые конкретно выражаются в задаваемой величине роста спортивного результата. Этот показатель определяет содержание, формы, организацию спортивной деятельности.

Тем не менее не все детерминируется лишь социально-педагогическими воздействиями. Рост спортивного мастерства, результативность обеспечиваются и в то же время лимитируются физическими возможностями организма спортсмена. Исходя из этого становится понятным, что спортивная деятельность - это сложное социально-биологическое явление, не сводимое к физкультурной деятельности.

Специфика любого вида воспитания заключается в том, какими средствами и методами воспитывается человек. Наука о физическом воспитании возникла и развивалась как система знаний о физических упражнениях, прошедших путь от укрепления здоровья и формирования прикладных двигательных навыков через развитие двигательных возможностей и функций человека к формированию его личности и поведения [4].

Сегодня речь идет о развитии нового вида воспитания средствами спорта, соревнования, тренировочных нагрузок, спортивной подготовки, в ходе которой формируется личность спортсмена, способного достигать высокого спортивного результата и быть личностью в самом высоком понимании этого слова.

Под методами спортивного воспитания понимаются способы работы тренера и спортсмена, при помощи которых происходит овладение знаниями, умениями и навыками, развиваются необходимые качества и способности, формируется мировоззрение. Сама природа спорта обладает мощным воздействием на личность. Воспитательное значение спорта очень велико. Достаточно вспомнить уже ставшее "штатным" выражение, что спорт для молодежи - это "школа характера, мужества, воли". Спорт закаляет характер, учит преодолевать трудности, держать "удары судьбы". Спорт формирует личность, заставляет бороться со своими слабостями, преодолевая себя. Благодаря спорту человек учится владеть своими эмоциями, учится понимать красоту. В спорте человек впервые начинает постигать азы правовой культуры, усваивает правила "честной игры". Спорт выступает мощным фактором социализации, проявления социальной активности. Через спорт человек нарабатывает опыт межличностных отношений, выстраивая взаимосвязи и взаимодействия между собой и тренером, другими спортсменами, а также спортивными арбитрами. Именно в спорте может родиться настоящий руководитель и организатор, поскольку спорт во многом моделирует жизненные ситуации.

Спортивное воспитание обеспечивает и процесс познания, решает образовательные задачи. Спорт представляет собой особый тип творческой поисковой деятельности. Известно: для того, чтобы спортсмен достиг высокого спортивного результата, он должен многое знать, начиная с понимания сущности человека как социобиологического индивидуума до правил построения учебно-тренировочного процесса. Давно ушло в прошлое представление о спортсмене, как о человеке, которому нужны только сила, ловкость, выносливость. Только высокообразованная личность, обладающая спортивной культурой, способна завоевывать медали и одерживать настоящие победы.

Физическое воспитание решает также общекультурные задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. Однако при этом используются средства общеразвивающих упражнений, элементов спорта, оздоровительные. Эффект физического воспитания обеспечивается благодаря правильно организованной физической активности, где соревновательный метод - лишь один из методов воспитания, но далеко не основной.

В последнее десятилетие начали употреблять понятие "физкультурное воспитание", цель которого - формирование физической культуры личности. Введение этого рабочего понятия было обусловлено необходимостью акцентировать внимание специалистов на культурологическом содержании процесса физического воспитания. В основу физкультурного воспитания положен принцип единства двигательного, интеллектуального и социально-психологического в процессе формирования физической культуры личности.

Разногласия в рамках двух подходов к формированию физической культуры личности касаются лишь используемых терминов и не затрагивают сути дела, содержательной трактовки физкультурной деятельности. В настоящее время и в первом варианте (физическом воспитании) и во втором (физкультурном воспитании) оно рассматривается как педагогический процесс формирования здорового стиля жизни и физической культуры личности, усвоения ею помимо ценностей двигательного характера широкого потенциала культурологических ценностей: интеллектуальных, мобилизационных, интенционных, коммуникационных, эстетических и др.

Проблема взаимоотношений физической и спортивной культур особенно остро проявляется в развитии технологий физической и спортивной подготовки. Высокие спортивные технологии, по существу, изменили систему спортивной тренировки, образовав тем самым, по словам В.К. Бальсевича [2], "пропасть" между физической культурой и культурой спортивной. В технологическом плане разрыв особенно очевиден. Если представители спорта высших достижений в последнее время демонстрируют величайший прогресс в самых разных видах спорта, то в физическом воспитании наблюдается явный застой. Успехов в этом направлений нет не только в российской системе физического воспитания, но и в мировой. Большинство прогрессивных стран мира озабочены проблемой состояния здоровья подрастающего поколения, наличием у населения избыточного веса, других последствий низкой физической активности людей.

Процесс интеграции физической и спортивной культур назрел давно. Еще в начале 90-х г. В.К. Бальсевич предложил использовать конверсионные элементы спортивной культуры в культуре физической, назвав этот процесс "спортизацией". Основой для конверсионных проникновений может служить адаптирование высоких технологий спортивной подготовки к потребностям и условиям физического воспитания детей, подростков и молодежи [1]. Речь идет о творческом переносе передовых методик, наработанных в области спорта, в практику физического воспитания. Ценностный потенциал спортивной подготовки уникален, поскольку прошел многократную проверку и отбор на самых разных уровнях спортивной подготовки спортсменов. Можно перечислить наиболее яркие и уже доказавшие свою эффективность технологические решения спортивной подготовки.

Во-первых, это приоритет тренировки как основного способа физического преобразования потенциала человека. В физическом воспитании, как правило, присутствуют нагрузки оздоровительного характера, которые, к сожалению, не могут вывести человека на новый уровень физической подготовленности, но особенно важны для развития детей, подростков и молодежи. Нужно успеть использовать благодатный период возраста для выявления и дальнейшего развития тех или иных физических качеств, чему в спорте уже научились. В физическом же воспитании педагогам еще предстоит освоить новые технологические аспекты и организационные формы для решения этих проблем.

Во-вторых, формирование у спортсменов ценностного отношения к процессу спортивной подготовки и участию в нем. Вопрос мотивации - один из сложных в привлечении людей к занятиям физическими упражнениями. В спортивной деятельности он во многом блестяще решен. Само по себе отношение человека к спортивной подготовке является важнейшей личностной ценностью и в то же время общественным, общим достижением, если рассматривать его как образец для подражания.

Спортсмена высокого класса не нужно зазывать на тренировку, он с увлечением сам работает над техникой, находит свои собственные технологические решения, продумывает весь тренировочный процесс до мелочей. Часто бывает, что спортсмен является сам себе и тренером. Следует внимательно проанализировать мотивационные механизмы формирования ценностного отношения спортсмена к спортивной деятельности. Полученные в результате такого анализа практические рекомендации позволят во многом решить актуальную проблему привлечения людей к регулярным занятиям физическими упражнениями.

В-третьих, установку большого спорта: нет мелочей - нужно распространить на физическое воспитание. Например, спортсмен должен вести дневник тренировок, серьезно относиться к своему здоровью, быть организованным, сосредоточенным на своем деле. По многим аспектам спортивной подготовки уже написаны солидные научные труды, и адаптировать к процессу физического воспитания можно многое. Конечно, речь идет не о слепом копировании, а о серьезном анализе и выборе наиболее удачных концептуальных идей и технологий, способных в короткое время сделать процесс физического воспитания интересным и эффективным.

В этой связи можно говорить о заимствованиях из олимпийского спорта. Олимпийское воспитание, построенное на гуманистических идеалах, дает в руки тренеров и педагогов эффективные средства воздействия на социально-психологические качества юных спортсменов, нравственные и ценностные ориентации, установки, мотивы занимающихся физическими упражнениями. Однако в этом случае и тренеры, и педагоги должны отказаться от авторитарного стиля руководства. Этого стиля, как показывают социологические данные, придерживаются 60-80% спортивных педагогов. Известно, что личность формируется в деятельности. Применение деятельностного подхода в процессе обучения и воспитания предполагает изменение отношений между участниками педагогического процесса в системе "тренер- спортсмен", "учитель-ученик". На смену авторитарной спортивной педагогике должна прийти педагогика сотрудничества.

Подводя итоги рассуждениям о процессах интеграции спортивной и физической культур, можно утверждать, что в самое ближайшее время интенсивность этих связей будет нарастать. Спорту нужны новые чемпионы, которые вырастают из системы физического воспитания, физической культуре необходимы новые технологии развития физического потенциала человека. Все это есть в социальном институте физической культуры и спорта. Требуется лишь, чтобы новое поколение специалистов понимало методологические отличия феноменов физической культуры и спорта и могло бы реализовать на практике столь необходимую интеграцию культуры спортивной и физической.

Литература

1. Бальсевич В.К., Наталов Г.Г., Чернышенко Ю.К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания //Теор. и практ. физ. культ. 1997, №6.

2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теор. и практ. физ. культ., 2000. - 274 с.

3. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пос. - М.: Изд. центр "Академия", 2001. - 240 с.

4. Наталов Г.Г. Теория физического воспитания как система знаний // Теор. и практ. физ. культ. 1971, №7, с. 61-64.

5. Николаев Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. 2001, №8, с. 2-10.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!