ФИЗКУЛЬТУРО-
ЛОГИЯ: КОНТУРЫ НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ


Abstract

THEORY OF PHYSICAL CULTURE: BASE CONCEPTS AND BASIC CATEGORICAL APPARATUS

Yu.M. Nikolaev, Dr. Hab., professor

St.-Petersburg state P.F. Lesgaft's academy of physical culture, Saint Petersburg

Key words: methodology, priority of personality, physical culture of personality, basic concepts, categorical apparatus.

The change of educational paradigms with the boundary of centuries connects the purposes of education to change the quality of a human where the priority is the formation of the integral, harmonious and free personality.

The solving of these tasks demands the radical rethinking and reforming of the conceptual base of the basic educational subjects.

The theory (and the technique) of physical culture (TPC), entered into curricula of institutes of physical culture in 1979, on the rank at present time - the highest form of the development of the system of the scientific knowledge in its area. However its prematurely to speak about its full construction, because in the modern period it borrows the significant amount of data from the course of the theory of physical education. It is testifies the absence of enough proved methodological conceptual base in TPC.


ТЕОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ: БАЗОВЫЕ КОНЦЕПЦИИ И ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЙ КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ

Доктор педагогических наук, профессор Ю.М. Николаев
Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры
им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Ключевые слова: методология, приоритет человека, основополагающие концепции, физическая культура личности, основные понятия, категориальный аппарат.

Смена образовательных парадигм на рубеже столетий (переход от репродуктивно-педагогической цивилизации к цивилизации креативно -педагогической) связывает цели образования с изменением качества человека, где приоритетным становится формирование цельной, гармоничной и свободной личности. Это требует приобщения людей к фундаментальным культурным ценностям, к числу которых относится и физическая культура.

В настоящее время на федеральном уровне принят ряд документов (закон о физической культуре и спорте, концепция охраны здоровья населения, национальная доктрина образования, концепция развития физической культуры и спорта), отмечающих большую роль физической культуры и спорта в оздоровлении нации, воспитании молодежи. К сожалению, реальный уровень развития данной сферы культуры в стране находится на низком уровне. Среди многих факторов повышения эффективности функционирования физической культуры важными являются качество подготовки физкультурных кадров и состояние научных исследований. При этом одними из приоритетных направлений выступают обоснование теоретико-методологических основ формирования физической культуры личности и здорового образа жизни, внедрение новых образовательных профессиональных программ в учебный и исследовательский процессы [6].

Решение этих задач требует коренного переосмысления и реформирования концептуальной базы основных общепрофилирующих учебных дисциплин.

Теория (и методика) физической культуры (ТФК), введенная в учебные планы институтов физической культуры в 1979 г., по своему рангу на данный момент - высшая форма развития системы научного знания в ее сфере. Однако о полном ее построении говорить преждевременно, ибо она в современный период заимствует значительное количество сведений из курса теории физического воспитания (ТФВ). Это свидетельствует об отсутствии до настоящего времени достаточно обоснованной методологической концептуальной базы ТФК.

Создание ТФК, по нашему мнению, было обусловлено следующими объективными предпосылками:

- изменением под влиянием научно-технической революции экологической среды обитания человека, а также характера и содержания труда, требующего уже сегодня (и особенно в будущем) приложения всей совокупности человеческих сил и способностей;

- усиливающимися демократизацией, гуманизацией и гуманитаризацией нашего общества, ставящими в центр культуросообразного процесса самого человека;

- совершенствованием теоретических основ культуры, дающих возможность систематизировать, интегрировать разрозненные гуманитарные знания различных дисциплин о человеке и обществе;

- многоаспектным характером развивающегося знания о человеке в сфере физической культуры (от его медико-биологических аспектов до философского осмысления);

- углубленным исследованием интегративного содержания физической культуры, дающим возможность понять ее человекотворческую сущность;

- недостаточной реализованностью физической культуры в основных сферах жизнедеятельности человека и общества - образовании, труде, досуге;

- невозможностью объяснить с помощью понятийного аппарата существующих ранее теорий (в частности, ТФВ) появление многочисленных новых фактов в сфере физической культуры.

Обобщенные результаты анализа данных направлений [16] свидетельствуют о том, что центральное место в них отводится человеку во всей целостности его существования. Особенно наглядно это проявляется при раскрытии основных теоретико-методологических аспектов знания о физической культуре (медико-биологическом, педагогическом, психологическом, социологическом, теоретико-интегративном, культуроведческом, философском и др.), являющихся одними из основных при изучении человека [1]. Поэтому, видимо, не появление новых форм (компонентов) физической культуры [4], а выдвижение как в обществе, так и в сфере физической культуры на ведущее место проблем человека во всем многообразии его природных и социальных потребностей лежало в основе необходимости создания ТФК, что требовало философского осмысления многих вопросов в ее сфере с позиции принципа системности.

На важную методологическую роль философского знания в связи с осмыслением сущности физической культуры указывали многие исследователи (М.Д. Оробинский, 1970; С.С. Гурвич, 1971; П.С. Степовой, 1972, 1980; Н.Н. Визитей, 1979, 1986; В.И. Столяров, 1984, 1989, 1993; Н.А. Пономарев, 1994, 1996; В.А. Пономарчук, 1991; И.М. Быховская, 1993; В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, 1995, и др.). Однако, в силу того что это знание носит прежде всего методологический характер, оно не всегда использовалось для разработки теоретических концепций физической культуры.

В рамках философского уровня знания, в связи с дальнейшем развитием ТФК, на наш взгляд, следует учитывать ряд фундаментальных взаимосвязанных концепций:

- культуры, основанной на раскрытии процесса культурного развития; акцентировании внимания на духовном производстве; на связи с сознательной организацией и управлением поведением и жизнедеятельностью людей (В.М. Лукин, 1970; М.С. Каган, 1991, 1998, и др.). В их основе лежат процессы освоения, создания, хранения и распространения человеком и обществом материальных и духовных ценностей культуры;

- биосоциокультурной деятельной сущности человека, базирующейся на соотношении основных форм бытия: природы, общества, человека, культуры (М.С. Каган, 1974, 1991; Ю.Н. Давыдов, 1978; И.М. Быховская, 1993, и др.);

- понимания человека как целостности (в его соматопсихическом и социокультурном единстве), интегральной индивидуальности (где выделяются анатомо-физиологический, психодинамический, психологический, личностный, социально -психологический уровни - по В.С. Мерлину, 1986), что свидетельствует о неразрывности восприятия его биологической природы и духовного состояния (Б.Г. Ананьев, 1968, 1977; В.М. Межуев, 1977; В.С. Мерлин, 1986; В.Н. Келасьев, 1992; П.М. Китаев, 1997);

- всестороннего и гармонического развития личности на основе деятельностного подхода, способности личности к самореализации и самоутверждению (М.С. Каган, 1974; Л.Н. Коган, 1984; Б. Сейлерова, 1988; М.А. Недашковская, 1990; А.Г. Павлов, 1996).

Не менее значимы и их частные положения: о роли аксиологических (ценностных) аспектов в жизнедеятельности человека и общества (В.П. Тугаринов, 1968; Л.К. Круглова, 1995; Г.П. Выжлецов, 1996, и др.); о соотношении биологического и социального, телесного и духовного в человеке (Ю.Н. Давыдов, 1978; М.С. Каган, 1991, и др.); о взаимосвязи деятельности и потребностей в процессе формирования человека (Б.Ф. Ломов, 1984; Б.Н. Воронцов, 1990, и др.).

Данные концепции, базирующиеся на теоретических основах культуры, приоритете человека, раскрытии его внутреннего мира с помощью соответствующих абстракций, могут и должны экстраполироваться на развивающуюся ТФК, совершенствуя ее концептуальный базис, увеличивая дидактические и экспрессивные возможности.

Необходимо отметить, что общие (и в целом перспективные для того времени) подходы к формированию ТФК были обозначены Л.П. Матвеевым в середине 70-х - начале 80-х гг. Однако, на наш взгляд, несколько односторонняя их ориентация на интегративные начала, связанные с обобщением нижележащих уровней знания в сфере физической культуры; сферы жизни, в которые включена физическая культура, с выделением соответствующих ее видов; преимущественно ее двигательный компонент - не позволили в достаточной степени прогрессировать развитию теоретических основ физической культуры. Недостаточной была ориентация и на ее культуроведческие аспекты и человека в целом. Не могли в полной мере решить данную проблему и параллельно ведущиеся исследования физической культуры как части (вида) общей культуры (В.М. Выдрин, 1973, 1976, 1980; Ю.М. Николаев, 1974, 1976; Г.А. Решетнева, 1975, и др.), ибо изучали ее прежде всего как социальное явление с акцентом на компонентном составе, мало затрагивая построение ее теоретических контуров.

Однако разработка данных подходов (фактически взаимодополняющих друг друга) явилась основанием для дальнейшего осмысления вопросов ТФК, этому способствовали и публикации В.И. Столярова [21]. И все же на представительной Всесоюзной научно-практической конференции по проблемам ТФК (май 1986 г., Москва) ее участники вынуждены были констатировать отсутствие четкого понимания методологических подходов к ее формированию.

Интегративный взгляд на физическую культуру с позиции базовых концепций философско -культурологического уровня позволил в последние 15-20 лет более глубоко осмыслить ее сущность на уровне теоретико-концептуального знания. При этом наблюдается общая тенденция смещения акцентов (приоритетов) в понимании и развитии данного специфического вида культуры в большей мере с соматопсихического на социокультурное в человеке, не умаляя вместе с тем их равноценной значимости. Свидетельство этого - появление следующих концепций физической культуры:

- обоснования теоретико-методологических основ формирования физической культуры человека с позиции: взаимосвязи и единства процесса культурного развития и организационных форм физической культуры (физкультурной рекреации, физкультурного образования, физкультурной спортизации, физкультурной реабилитации и др.), базирующихся на системе разнообразных видов физкультурной деятельности и физической культуры; понимания человека как целостности, приоритета духовности в процессе развития им своих физических кондиций (Ю.М. Николаев, 1976, 1998; Н.Н. Визитей, 1986, 1989; М.Я. Виленский, 1990; В.А. Пономарчук, 1991; Л.И. Лубышева, 1992; Н.И. Пономарев, 1996; Г.Ф. Шитикова, 2000);

- возрастной эволюции моторики человека и методов стимуляции развития двигательной функции в процессе организованного физического воспитания, спортивной тренировки и самостоятельных физкультурно-спортивных занятий (в детские и юношеские годы - неуклонное положительное изменение, до конца второго десятилетия - этап накопления физического потенциала; начиная с третьего десятилетия - этап поддержания умеренного режима двигательной деятельности; в зрелом и пожилом возрасте - снижение физического потенциала (В.К. Бальсевич, 1988);

- единства интеллектуального, социально -психологического и двигательного компонентов в процессе формирования физической культуры личности (Л.И. Лубышева, 1992);

- развития физической культуры личности в онтогенезе, с выделением соответствующих периодов: формирования, становления, стабилизации и профилактики (Б.И. Новиков, 1983);

- единства функционально-ценностно -деятельностного и результативного аспектов содержания физической культуры, являющихся основой понимания ее интегративной, человекотворческой, духовно-физической сущности (Ю.М. Николаев, 1976, 1998; Л.П. Матвеев, 1983, и др.);

- интегративного понимания сущности физических упражнений, связанной с их моторной и неизменно духовными сторонами, где последние включают познавательные, проектно-смысловые и эмоционально -оценочные стороны (С.В. Дмитриев, 1988; Д.Д. Донской, 1996; И.М. Козлов, 1996, и др.);

- обоснование физкультурной деятельности с ее потребностно-мотивационным компонентом (где физические упражнения являются ее основным элементом) как основы формирования физической культуры (и ее видов) у человека в его духовно-телесном единстве (Ю.М. Николаев, 1976, 1998; А.П. Матвеев, 1996; С.В. Малинина, 2000, и др.).

Активно велись исследования в сфере физической культуры и по направлениям: соотношения биологического и социального, телесного и духовного в человеке (Н.Н. Визитей, 1985; Н.И. Пономарев, 1985, 1996; В.К. Бальсевич, 1988, 1991; И.М. Быховская, 1993; Л.И. Лубышева, 1996, и др.); ее ценностного (аксиологического) аспекта (Ю.М. Николаев, 1976, 1998; В.М. Выдрин, 1979; В.К. Бальсевич, 1988, 1996; В.И. Столяров, 1995; Л.И. Лубышева, 1996, 1997; Ю.Ф. Курамшин, 1996, и др.); формирования физической культуры личности (В.К. Бальсевич, 1988; В.А. Пономарчук, 1991; М.Я. Виленский, 1991; Л.И. Лубышева, 1992; А.П. Матвеев, 1997; В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева, 1998; Ю.М. Николаев, 1998; Ю.Ф. Курамшин, 2001, и др.); ее роли во всестороннем и гармоническом развитии личности (А.Ц. Пуни, 1985; Н.Н. Визитей, 1985; Ю.М. Николаев, 1998, и др.).

Взаимосвязь базовых концепций философско -культурологического уровня с основополагающими концепциями в сфере физической культуры (фактически служащими их проявлением) свидетельствует о ее духовно-физической сущности [7, 16]. Поэтому ТФК как научная и учебная дисциплина должна исходить из приоритета человека, его биосоциокультурной, деятельной сущности, понимания его как целостности в его соматопсихическом и социокультурном единстве. В связи с этим в физической культуре, как и в культуре вообще, ведущей будет ее человекотворческая функция, и только при ее реализации можно говорить о значимости человеческих способностей применительно к основным сферам жизнедеятельности человека и общества (адаптационная функция физической культуры).

ТФК неправомерно отождествлять ни с совокупностью ее частных теорий (физического воспитания, спорта, физической рекреации, двигательной реабилитации и т.п.), ни с интегративным началом изложенного в них знания, ни с развитием в ее сфере только двигательных (физических) способностей занимающихся (ибо только данный подход не дает ощутимых результатов в формировании у человека подлинной физической культуры). Это вполне самостоятельная теория, формируемая с позиций более высокого методического уровня, ориентирующаяся на человека и способствующая своими средствами и методами успешной реализации потенциала, заложенного в каждой личности. Вместе с тем она выступает в роли организатора и создателя "нижележащих" уровней физкультурного знания [2].

ТФК можно представить как интегративную научную дисциплину, отражающую уровень современных знаний о закономерностях гармонического развития духовных и физических способностей человека посредством интегративно-преобразующего информационного воздействия на него (или освоения им) физкультурной деятельности (и ее основного элемента - физических упражнений) и ее видов в связи с удовлетворением его многообразных, развивающихся потребностей на основе возрастной эволюции моторики человека и методов стимуляции развития двигательной функции во взаимосвязи с процессом культурного развития (в плане воспроизводства материальных и духовных ценностей в сфере физкультурного совершенствования), осуществляемых в организованных формах (пространствах) физической культуры с целью формирования физической культуры личности (в процессе ее всестороннего и гармонического развития).

В связи с пониманием культуры личности как результата ее творческой, внутренней, духовной деятельности по преобразованию внешних образов и ценностей в неповторимый мир человека [12] можно согласиться с рассмотрением физической культуры личности на базе приоритета ее духовной стороны. В частности, как триединство ее компонентов: аксиологического, образовательного, потребностного компонентов формирования, реализации, ведения и совершенствования физически культурного стиля жизни [20]; как "активное воздействие не только на физические способности человека, но прежде всего (выделено нами. - Ю.Н.) на его чувства и сознание, психику и [3, с. 3], что обеспечивает формирование у него устойчивых социально-психологических мотиваций и деятельной физкультурной активности.

Это справедливо, ибо действительным содержанием культуры является развитие сущностных сил самого человека, который представлен в культуре как самосозидающий, самореализующийся субъект. Показателем его развития служит характер отношения человека к природе, другим людям, к самому себе [5]. И именно самореализация человека (и такие ее образования, как самосознание, самопознание, саморегуляция, самооценка, самоактуализация, самовоспитание, саморазвитие, самоутверждение и др.), рассматриваемая как важный феномен культуры [17], имеет истинно креативный и гармонизирующий смысл по отношению к взаимосвязи компонентов социального и биологического, духовного и телесного в физической культуре и опирается на творческую духовную деятельность человека.

По нашему мнению, физическая культура личности - это ее самореализация в развитии духовных и физических способностей (сил) посредством физкультурной деятельности в связи с освоением, созданием, поддержанием, а при необходимости и восстановлением ценностей в сфере физкультурного совершенствования человека, проявляющаяся в формировании ее специфических видов, имеющих самоценный характер при актуализации в его жизнедеятельности.

Несформированность с позиций культуросообразности концептуальной базы ТФК (выражавшейся в недооценке в ее сфере биосоциокультурной, деятельной сущности человека, понимании его как целостности, интегрированной индивидуальности, приоритета духовности в развитии физических кондиций и т.п., что выводило ее из социокультурного пространства), не позволяла сформулировать адекватный ей категориальный аппарат. Поэтому последний в содержательном плане механически переносился из ТФВ, акцентировавшей внимание, как известно, преимущественно на обучении двигательным действиям и воспитании физических качеств, т.е. фактически на физической подготовленности занимающихся, что неправомерно.

Исходя из вышерассмотренных методологических предпосылок и с учетом ранее опубликованных материалов [13, 14, 15 и др.] представляется возможным раскрытие самостоятельного (принципиально отличающегося от ТФВ), основополагающего категориального аппарата ТФК: ее объекта, предметной области и предмета исследования, системы основных понятий, цели, задач, принципов, а также частично заострить внимание на ее средствах, методах. Это особенно важно в связи с тем, что указанные категории применительно к ТФК фактически вообще не разработаны, а если в отдельных случаях и затрагивались, то имели самый разнообразный смысловой характер.

Объектом теории физической культуры являются физкультурная деятельность, формы и виды физической культуры человека и общества; ее предметная область - формирование физической культуры (и ее видов) человека и общества; предмет - особенности (закономерности) развития, познания и функционирования физкультурной деятельности и ее видов и форм в практике формирования физической культуры человека и общества.

Именно в физкультурной деятельности человека и общества, объективируемой в ее результативной стороне - видах и формах физической культуры, - и будет, по нашему мнению, заключаться то "целостно -интегративное", "целостно-системное", "существенно -общее", что позволяет осмыслить всю совокупность основных компонентов, наиболее существенных свойств и связей, закономерностей функционирования и развития физической культуры, что неоднократно и справедливо подчеркивал Л.П. Матвеев [9, 10, 11 и др.].

Формулировка данных категорий ТФК, базирующихся на анализе с философско -культуроведческих позиций основных содержательных аспектов физкультурной деятельности и физической культуры [13], позволяет перейти с позиций культуросообразности на новый уровень системы понятийного аппарата в ее сфере (см. рисунок). Как видно, она существенно (как по объему, так и по содержанию понятий) отличается от имеющихся понятий в ранее опубликованных учебниках и учебных пособиях по ТФК [4, 19, 22].

Центральным блоком в представленной системе понятий является логическая цепочка: формы (компоненты) физической культуры - специфические для них виды физкультурной деятельности и их результативная сторона - виды физической культуры. Системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, служит физкультурная деятельность, направленная на физкультурное совершенство человека, понимаемое как единство духовного и физического.

В задачи статьи не входит конкретное определение каждого из вышеуказанных понятий, которые, однако, в дальнейшем, несомненно, должны быть рассмотрены с позиций методологии определения понятийного аппарата (с раскрытием их содержания, объема и структуры).

Цель физической культуры : всемерное развитие физических и духовных способностей (сил) человека в аспекте формирования физической культуры личности и ее видов (в рамках ее всестороннего и гармонического развития, на основе удовлетворения многообразных потребностей), имеющих существенное значение в его жизнедеятельности и обществе в целом.

Задачи: 1. Накопление и развитие в сфере физкультурного совершенствования людей материальных и духовных ценностей, необходимых для их всестороннего физического и духовного развития.

2. Освоение, создание, поддержание и восстановление материальных и духовных ценностей в сфере физкультурного совершенствования человека по самореализации его духовных и физических способностей, связанных с их самоценностью и полноценным выполнением обязанностей в обществе.

3. Обеспечение передачи материальных и духовных ценностей в сфере физкультурного совершенствования людей следующим поколениям с целью сохранения преемственности и прогресса в развитии физической культуры общества и личности.

Данная цель и задачи физической культуры вытекают из приоритета человека в ее сфере, его целостности и многомерности; ее равноправного места в общей культуре, где все ее виды (материальная, духовная, физическая...) взаимообусловливают, взаимоподдерживают, взаимопроникают друг в друга; развертывания процесса культурного развития человека (и общества) во взаимосвязи с этапами его онтогенеза. Их формулировка частично соприкасается с данными одного из первых учебников по теории и методике физической культуры [19], но существенно отличается от формулировок в других учебных пособиях по данной дисциплине [4, 22]. Это свидетельствует о том, что идеи культуросообразности, преимущественного взгляда на формирование ТФК с позиции более высокого уровня (т.е. "сверху") еще не стали ведущими и достаточно осознанными как в теории, так и в практике физической культуры.

Реализация цели и задач физической культуры связана со значительным увеличением занимающихся в ее сфере. Это может быть достигнуто только при сформированности у них (особенно у молодежи) устойчивой, осознанной потребности в физической культуре (и ее видах). В решении этих вопросов важную роль играет использование на практике следующих ее общих принципов :

1) целостности человека, его соматопсихического и социокультурного единства, интегративного воздействия на него физкультурной деятельности и ее основного элемента - физических упражнений;

2) реализации физического как личностного в процессе непрерывного использования видов физкультурной деятельности в связи с формированием физической культуры личности на различных возрастных этапах (в периодах) его жизнедеятельности;

3) взаимообусловленности и взаимосвязи физической культуры и ее видов со всеми видами культуры в процессе физкультурного совершенствования человека.

Выявленные принципы физической культуры проистекают из сущности культуры, одна из важнейших особенностей которой - воспроизводство человека во всей целостности и всесторонности его существования, они базируются на тезисе "Культура едина, а человек в культуре целостен". По содержанию они принципиально отличаются от общих принципов системы физического воспитания, ибо способствуют формированию целостного человека, устойчивой потребности в освоении ценностей физической культуры.

Вышесформулированные основные категории теории физической культуры, определяя общую направленность ее функционирования, предъявляют особые требования к реализации ее средств и методов.

Основным специфическим средством физической культуры в рамках ее теории станет физкультурная деятельность (где физические упражнения будут выступать ее главным элементом). Данное положение существенно отличает ТФК от ТФВ [13].

Специфика любой отрасли воспитания заключается в том, какими средствами и методами воспитывается человек. Наука о физическом воспитании возникла и развивалась как система знаний о физических упражнениях, прошедших путь от укрепления здоровья и формирования прикладных двигательных навыков через развитие двигательных возможностей и функций человека к формированию его личности и поведения [18]. Сегодня речь идет о формировании и дальнейшем развитии теории физической культуры как следующей ступени исторического развития науки о физическом воспитании. И здесь уже вполне правомерен переход (в силу появления специфических видов деятельности культурного характера в связи с удовлетворением многообразных потребностей человека) от физических упражнений - основного средства физического воспитания - к физкультурной деятельности и ее видам как основному средству физической культуры. Особенности использования физкультурной деятельности (и ее основного элемента - физических упражнений) в качестве средства физической культуры обосновывались нами ранее [13]. Отметим лишь, что только тогда, когда эта деятельность рассматривается со стороны человеческой значимости и ценности, она становится фактором истинно культурного развития человека, его устойчивого приобщения к физической культуре.

Вероятно, произойдет качественная переориентация и в использовании методов физической культуры . Безусловно, за основу будет браться их базовый арсенал, применяемый в настоящее время в ТФВ и теории спорта. Однако методические приемы их реализации должны быть существенно скорректированы на формирование целостного человека, в единстве его физических и духовных сил.

В перспективе необходимо будет внести существенные изменения в классификацию многообразных средств и методов физической культуры, исходя из их направленности не только на развитие двигательной сферы человека (отражающей прежде всего психосоматическое в нем), но и его социокультурный компонент с учетом индивидуальных особенностей и запросов. Это тем более важно, что определяющей линией развития ТФК, на наш взгляд, все более будет выступать формирование культуросообразного педагогического мышления в ее сфере, связанного с выявлением закономерностей гармонизации физкультурной деятельности с целью единовременного решения в ее процессе (используя ее средства, методы, ценности и т.п.) задач как физкультурного совершенствования, так и духовного развития человека при формировании физической культуры личности.

С позиции реализации физического как личностного целесообразно подойти и к основной проблематике содержания ТФК - обучению двигательным действиям и развитию физических способностей.

Литература

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: ЛГУ, 1968. - 338 с.

2. Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания) // Теор. и практ. физ. культ. 1991. № 7, с. 37-41.

3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. практ. физ. культ. 1995, № 4, с.2-8.

4. Введение в теорию физической культуры: Учеб. пос. для ин-тов физ. культ. / Под ред. Л.П. Матвеева. - М.: ФиС, 1983. - 128 с.

5. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: Петрополис, 1996. - 416 с.

6. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года // Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 4, с. 2-8.

7. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 120 с.

8. Лубышева Л.И. Социология физической культуры и спорта: Учеб. пос. - М.: Изд. центр "Академия", 2001. - 240 с.

9. Матвеев Л.П. Вопросы формирования основ физической культуры и спорта // Теор. и практ. физ. культ. 1975, № 11, с. 65-70.

10. Матвеев Л.П. О формировании общих теоретико-методических основ советской системы физического воспитания и проблемах дальнейшего развития обобщающих знаний в сфере физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. 1978, № 3, с. 65-69.

11. Матвеев Л.П. Некоторые итоги и перспективы разработки обобщающей теории физической культуры // Очерки по теории физической культуры. - М.: ФиС, 1984, с. 9-26.

12. Мачеевич С.С. Культура личности: методологический подход: Автореф. канд. дис. М., 1991. - 21 с.

13. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 2-9.

14. Николаев Ю.М. Теоретические аспекты интегративного содержания и человекотворческой сущности физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 4, с. 16-23.

15. Николаев Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 8, с. 2-10.

16. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры: Докт. дис. СПб., 1998. - 356 с.

17. Недашковская М.А. Самореализация как феномен культуры: Автореф. канд. дис. Киев, 1990. - 23 с.

18. Наталов Г.Г. Теория физического воспитания как система знаний // Теор. и практ. физ. культ. 1971, № 7, с. 61-64.

19. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ. / Под ред. А.А. Гужаловского. - М.: ФиС, 1986. - 352 с.

20. Пономарчук В.А., Аяшев О.А. Физическая культура и становление личности. М., 1991. - 123 с.

21. Столяров В.И. К вопросу о теории физической культуры (методологический анализ) // Теор. и практ. физ. культ. 1985, № 2, с. 39-44; №7, с. 45-49.

22. Теория и методика физической культуры (курс лекций). Учеб. пос./ Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова. - СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 384 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!