Abstract PHILOSOPHY OF CONSEPT OF INTENSIVE INNOVATIONAL TRANSFORMATION IN NATIONAL SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS EDUCATION OF CHILDREN, TEENAGERS AND YOUTH OF RUSSIA V.K. Balsevich, Deserved worker of physical culture of Russian Federation, corresponding member of the Russian Academy of Education, Dr. Biol., Ph. D., professor Russian state academy of physical culture, Moscow Key words: physical culture and sports, health of new generation, physical education, innovational transformations, priority directions, scientific-technological bases. The purpose of this paper is to represent for a consideration the author's conception of the Russian national physical education system's innovational reconstruction. The aim of the physical culture and sports areas' reformation in Russian Federation is formulated. The main directions of the Russian physical culture and sports sphere functioning are appointed. The containing principles to improve the state system of the physical education as well as the children and youths sports and the national elite sport progressing are offered in the article.
|
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕНСИВНОГО ИННОВАЦИОННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ РОССИИ Заслуженный работник
физической культуры Российской Федерации, Российская государственная академия физической культуры, Москва Ключевые слова: физическая культура и спорт, здоровье подрастающего поколения, физическое воспитание, инновационные преобразования, приоритетные направления, научно-технологические основания. Прошедшее в конце января нынешнего года Заседание Госсовета при Президенте Российской Федерации можно с полным основанием назвать историческим событием не только для сферы физической культуры и спорта, но и для всех сфер культуры, образования, воспитания молодежи, всех инфраструктур, обеспечивающих формирование и сбережение физического, духовного и нравственного здоровья подрастающего и будущих поколений нашей страны. Благодаря работе Госсовета создан весомый политический потенциал для активной стимуляции давно назревших перемен в отношении общества и государственной власти к проблеме воспитания детей, подростков и молодежи, для понимания роли, которую предстоит выполнить в решении этой проблемы нашей отечественной физической и спортивной культуре. В этих условиях важно выработать научно обоснованную стратегию формирования приоритетов в выборе главных направлений деятельности по коренному преобразованию ныне существующей катастрофической ситуации с состоянием здоровья россиян, и прежде всего подрастающего поколения. Опираясь на результаты проведенных нами и другими исследователями многолетних научных изысканий в сфере проблем физического воспитания, физической культуры и спорта [1-28] попытаюсь обозначить, по крайней мере в принципиальном плане, основные положения такой стратегии. 1. Целью реформирования структуры и содержания физкультурной и спортивной сфер в Российской Федерации является: в предельно короткий срок - 6-7 лет - обеспечить существенное повышение социокультурной эффективности сферы физического воспитания и спорта для детей и подростков и спорта высших достижений для молодежи. 2. Главным направлением физкультурно- спортивной деятельности во всех ее сферах является формирование и совершенствование физического, нравственного и духовного здоровья занимающихся. 3. Содержательной основой для повышения эффективности обязательного физического воспитания детей, подростков и молодежи является использование приемлемых технологий оздоровительной, кондиционной и спортивной тренировки при максимально возможной свободе выбора занимающимися вида физической активности, ее формы, интенсивности и лично приемлемого уровня планируемой результативности, при обязательности выполнения индивидуально определенных образовательных стандартов. Научно-технологическая сущность организационно-методических инноваций в физическом воспитании детей и подростков состоит в приоритетной направленности содержания педагогического процесса в общеобразовательной школе на освоение обучающимися нравственных, интеллектуальных, поведенческих, двигательных, мобилизационных, коммуникативных, здоровьеформирующих и здоровьесберегающих ценностей физической и спортивной культуры по механизму конверсии приемлемых элементов элитной национальной и мировой культуры спортивной подготовки в массовое физическое воспитание. 4. Содержательной основой для развития детско-юношеского спорта является достижение детьми и подростками высокого уровня здоровья и базовой физической подготовленности в системе обязательного физического воспитания, использование высоких технологий спортивной подготовки в строгом соответствии с ритмологическими особенностями возрастного развития физического потенциала юного спортсмена, использование все более совершенных методов выявления и развития спортивных талантов и их научно обоснованной ориентации на индивидуально приемлемые виды, содержание и режимы спортивной подготовки. 5. Содержательной основой для развития спорта высших достижений является безусловный отказ от допинговых технологий спортивной подготовки, высокая наукоемкая технология спортивной тренировки в условиях непрерывного контроля за состоянием спортсмена на основе качественной и оперативной диагностики фазы предутомления, обоснование индивидуально адекватных стратегий многолетней спортивной подготовки, научно обоснованное проектирование структуры соревновательной деятельности, приоритет здоровьесбережения при организации подготовки спортсмена. 6. Критерием эффективности деятельности государства и общества в сфере физической и спортивной культуры детей и подростков является интенсивный прогресс физического и нравственного здоровья этой части населения России как первостепенного по значимости фактора повышения культуры и качества жизнедеятельности современного и будущих поколений нашей страны. 7. Условиями интенсивного роста показателей нравственного и физического здоровья детей и подростков являются: - ясно и безальтернативно выраженная политическая воля Президента страны, правительства и парламента сконцентрировать интеллектуальные, духовные, материальные и финансовые ресурсы страны на решении практических задач строительства новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания здорового подрастающего поколения; - ускоренное создание мощной государственной и региональной бюджетно-коммерческой инфраструктуры, обеспечивающей интенсивный рост качества физического воспитания и спортивной подготовки значительной части детского и подросткового населения страны на основе использования современных высоких образовательных и воспитательных технологий и быстрого создания необходимой и достаточной материально-технической и научно-технологической базы системы физического воспитания и спортивной подготовки учащихся общеобразовательных учреждений различного типа; - создание системы инвестиционных преференций и правовых гарантий для участия отечественного и зарубежного капитала в построении и развитии современной инфраструктуры социокультурной сферы и мощной экономической отрасли физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи; - определение конкретных заданий Минобразованию, Минздраву, Госкомспорту, Госкомнауке, Минэкономики, Минфину, Минюсту, Минпечати, Гостелерадио на ускоренную разработку собственных отдельных целевых программ деятельности в направлении обеспечения реализации инновационных преобразований по приоритетным направления развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Реализация предлагаемой здесь концепции, и прежде всего ее приоритетных направлений, не может не встретить очень серьезного сопротивления, а возможно, и полного неприятия во многих кругах российского общества. И к этому нужно быть готовым тем прогрессивно настроенным гражданам нашей страны, которые уже давно и с понятным нетерпением ожидают не красивых и правильных слов о заботе о подрастающем поколении россиян и о здоровье нации в целом, а реальных перемен в отношении к этим проблемам со стороны тех, от кого зависит действительное изменение приоритетов, характера и интенсивности организаторской и управленческой деятельности во всех звеньях вертикали власти и векторов поддержки их инициатив. Рассмотрим, например, препятствия, которые предстоит преодолеть на путях развития новых прогрессивных форм организованного физического воспитания в образовательных учреждениях разного типа и ведомственной принадлежности. Наиболее явные "болевые точки" здесь следующие. Во-первых, - это правовое и финансовое разрешение проблемы обязательных по всем педагогическим и физиологическим канонам шести еженедельных учебных часов, обеспечивающих три полноценных учебно-тренировочных занятия в неделю. Во-вторых, - это отсутствие в большинстве образовательных учреждений материально-технической базы для троекратного увеличения объема регламентированной учебно-тренировочной работы с обучающимися. В-третьих, - это хорошо отработанные методы использования этих аргументов чиновниками различного уровня для пресечения всяких попыток преодолеть эти "болевые точки". Между тем, как показали результаты наших многолетних исследований [2, 3], такое преодоление все-таки возможно, а главное, оно приводит к результатам не сопоставимым с затратами на осуществление такого рода инноваций в организованном физическом воспитании детей и подростков. Об этом свидетельствуют некоторые итоги проводимого нами уже в течение восьми лет масштабного эксперимента в школе № 32 г. Сургута [2]. На первом, подготовительном этапе, который длился с сентября 1994 г. по июнь 1996 г., наряду с изучением состояния проблемы и разработкой вариантов рабочих гипотез решались задачи подбора кадров, способных и готовых работать по-новому. В этот же отрезок времени была создана материальная база для проведения инновационных преобразований в физическом воспитании учащихся школы № 32 г. Сургута. Были подготовлены к проведению учебно-тренировочных занятий четыре спортивных зала (зал гимнастики и акробатики, зал художественной гимнастики, два полноразмерных зала для спортивных игр). Все залы располагали необходимым основным и вспомогательным оборудованием и достаточным количеством спортивного инвентаря. С января 1996 г. началась разъяснительная работа с учащимися 3-х и 5-х классов и их родителями, с педагогическим коллективом. Была получена поддержка идеи обновления содержания и организации физического воспитания в школе № 32 со стороны Комитета по науке и образованию г. Сургута. К этому же периоду была в основном завершена теоретическая разработка методологического и организационно-методического аспектов реорганизации физического воспитания в общеобразовательной школе на основе идеи его спортизации. На втором этапе исследования, с 1996 г. по настоящее время, проводится педагогический эксперимент, разработаны и апробированы программы для разных спортизированных специализаций, расширена их номенклатура. Суть обновления формы и содержания физического воспитания состоит в том, что обучающиеся занимаются добровольно избранными ими видами спорта в учебно-тренировочных группах спортивной гимнастики, художественной гимнастик, волейбола, баскетбола, настольного тенниса, спортивных единоборств, лыжного спорта, в группах общей физической подготовки, группах корригирующей гимнастики. Занятия вынесены за сетку часов учебного расписания и проводятся 3 раза в неделю по 2 учебных часа. Основной и наиболее значимый вывод, который можно сделать из анализа результатов эксперимента, состоит в том, что предложенная новая форма организации учебного процесса по предмету "физическая культура" оказалась значительно более эффективной, чем ныне существующие образцы организации физического воспитания в общеобразовательной школе. Содержательной предпосылкой такого заключения является прежде всего изменение отношения учащихся к предмету "физическая культура", их высокая деятельностная активность в процессе занятий, возросший уровень дисциплины на учебно-тренировочных занятиях и, наконец, значительное повышение уровня физической подготовленности, которая по большинству параметров существенно превысила аналогичные показатели как контрольных групп, так и школьников и школьниц аналогичных возрастных групп таких стран, как Великобритания, Испания, Словакия, Венгрия, Турция (Западная). Интересен отставленный эффект другого эксперимента, проведенного нами в 80-е годы с группой детей одной параллели 3-х классов школы № 59 г. Омска в течение трех лет. 100 детей занимались 3 раза в неделю, ежемесячно изменяя вид спорта для занятий. Через 14 лет после их поступления в спортивные школы разной направленности 15 участников этого эксперимента стали мастерами спорта международного класса и СССР, членами сборных команд СССР и Российской Федерации, победителями и призерами мировых и европейских чемпионатов [3]. Реформирование систем физического воспитания необходимо осуществлять на основе длительной и настойчивой реализации быстро и энергично развертываемых проектов преобразования инфраструктуры физического воспитания и спорта. Первоочередными задачами в этом смысле являются проектирование специализированных школьных спортивных сооружений современного типа, рассчитанных на использование несколькими образовательными учреждениями, разработка и производство недорогой детской спортивной экипировки для занятий на открытом воздухе, подготовка и переобучение кадров специалистов для работы по новым учебно-тренировочным технологиям, разработка системы поощрения инновационных инициатив в области физического и спортивного воспитания детей и подростков, прежде всего на региональном уровне. Использованная литература 1. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех//Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 4, с. 21 - 23. 2. Бальсевич В.К., Прогонюк Л.Н. Теория и технология развития инновационных процессов в физическом воспитании учащихся общеобразовательной школы // Совершенствование системы физического воспитания, оздоровления детей и учащейся молодежи в условиях различных климатогеографических зон. Сургут: Изд-во СурГУ. - 2000. - С. 5 - 7. 3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 274 с. 4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина. - 1966. - 166 с. 5. Булгакова Н.Ж. Актуальные проблемы научных исследований в спортивном плавании (1980 - 1990)//Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 7, с. 56 - 58. 6. Булкин В.А. Педагогическая диагностика как фактор управления двигательной деятельностью спортсменов: Автореф. докт. дис. Л., 1984. - 44 с. 7. Булкин В.А., Иванова И.В. Оперативная оценка готовности спортсменов к предстоящей тренировочной деятельности//Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 6, с. 40 - 45. 8. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки//Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 7, с. 41-54. 9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР. 1996. - 544 с. 10. Донской Д.Д., Дмитриев С.В. Психосемантические механизмы управления двигательными действиями человека//Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 9, с. 2 - 6. 11. Железняк Ю.Д., Хаупшев М.Х. Развитие точностных двигательных действий у юных волейболистов 13 - 16 лет с учетом индивидуальных особенностей //Теор. и практ. физ. культ. 1994. № 7, с. 32 -34. 12. Иорданская Ф.А., Юдинцева М.С. Диагностика и дифференцированная коррекция симптомов дезадаптации к нагрузкам современного спорта и комплексная система мер их профилактики// Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 1, с. 18-24. 13. Карпеев А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа. - Омск: СибГАФК,1998. - 322 с. 14. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Очерки теории и истории интегративной антропологии. - М.: ФОН. 1995. - 174 с. 15. Куликов Л.М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье. - М.: ФОН, 1995. - 395 с. 16. Локтев С.А. Педагогический и медико-биологический контроль за юными бегунами на средние дистанции//Теор. и практ. физ. культ. 1994, № 11, с. 11- 14. 17. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 10-15. 18. Лысаковский И.Т. Алгоритмизация процесса скоростно-силовой подготовки спортсменов. Монография. - Омск: СибГАФК, 1997. - 240 с. 19. Матвеев Л.П. К дискуссии о теории спортивной тренировки //Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 7, с. 55 - 61. 20. Никитушкин В.Г., Квашук П.В. Некоторые итоги исследования проблемы индивидуализации подготовки юных спортсменов//Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 10, с. 19 - 22. 21. Озолин Н.Г. Путь к успеху. - М.: ФиС,1985. - 111 с. 22. Петровский В.В. Организация спортивной тренировки. - Киев: Здоров'я,1978.- 92 с. 23. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература. 1997. - 583 c. 24. Попов Г.И., Ратов И.П. Методологические подходы к разработке новых психофизических и психобиомеханических технологий//Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 5, с. 24 - 26. 25. Суздальницкий Р.С., Левандо В.А. Иммунологические аспекты спортивной деятельности человека // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 10, с. 43 - 46. 26. Филин В.П. Теория и методика юношеского спорта: Учеб. пос. для ИФК. - М.: ФиС, 1987, с. 55 - 68, 84-85, 95 - 98. 27. Шестаков М.П. Управление технической подготовкой спортсменов с использованием моделирования//Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 3, с. 51-54. 28. Ширковец Е.А., Шустин Б.Н. Соотношение "стрессор - адаптация" как основа управления процессом тренировки //Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 1, с. 28-30. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|