ФИЗКУЛЬТУРО-
ЛОГИЯ: КОНТУРЫ НОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ


Abstract

PRECONDITIONS OF PHYSCULTUROLOGY

V.A. Sutula

Kharkov state institute of physical culture, Kharkov

Key words: physculturology, theory of physical culture, theory of sports, methodology, scientific directions.

The modern scientific directions, within the framework of which problems of physical culture are developed, the experience complex and revolutionary time on the boundary of two millennia. It is characterized by transition form empirical knowledge of biosocial essence of the personality to designing of the general concepts having integrative and prognosis character.

There historically were some the scientific directions in the area of physical culture precisely enough differing on an object of research, on the produced methodology, on the degree of the level of scrutiny of a problematic and developing theories. The greatest theoretical and practical development was received with the theory of sports now.

Within the framework of the second scientific direction, issued in area of physical culture, problems philosophical and culturelogical character are developed. Approaches to the study of these directions are considered in the article.


ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЗКУЛЬТУРОЛОГИИ

В.А. Сутула
Харьковский государственный институт физической культуры, Харьков

Ключевые слова: физкультурология, теория физической культуры, теория спорта, методология, научные направления.

Современные научные направления, в рамках которых разрабатываются проблемы физической культуры, на рубеже двух тысячелетий переживают сложное и по-своему революционное время. Оно характеризуется переходом от эмпирического познания биосоциальной сущности человека во всех его проявлениях к конструированию обобщающих концепций, имеющих интегративный, прогностический характер.

В сфере физической культуры исторически сложилось несколько научных направлений, достаточно четко различающихся по предмету исследования, по выработанной методологии, по степени изученности проблематики и разработанности теории. В настоящее время наибольшее теоретическое и практическое развитие получила теория спорта [1], активно развивающаяся с начала 60-х годов, когда стала стремительно возрастать социальная значимость спорта [20]. Именно в этой области в последние годы вышел ряд крупных обобщающих работ, создающих теоретический фундамент для построения общей теории спорта [22, 25, 29, 31, 41]. Несмотря на это в спортивной науке возникли и все более отчетливо стали проявляться серьезные противоречия, о чем свидетельствует острая дискуссия, развернувшаяся в печати [5 - 8, 21, 23, 24, 30, 35, 37, 40, 42]. В основном они сводятся к необходимости переосмысления теоретических основ построения тренировочного процесса и его периодизации, степени включенности в общую теорию спорта биологических знаний [7, 35]. Все это свидетельствует о том, что спортивная наука все еще находится на ранней стадии своего развития [20] и не переросла в интердисциплинарную науку о спорте [19, 45]. Некоторые ведущие отечественные ученые дают и более категоричную оценку, утверждая, что современной спортивной науки "... сейчас фактически нет" [33].

В рамках второго научного направления, оформившегося в сфере физической культуры, разрабатываются проблемы философско -культурологического характера. Большая часть работ связана с исследованием такого культурного феномена, как спорт. В рамках этого направления было сформировано важное, с точки зрения методологии познания проблем физической культуры, понимание того, что спорт развивается под влиянием той социально-культурной системы, в условиях которой происходит его эволюция [39]. Достаточно ясно была сформулирована также мысль о том, что потребности, определяющие мотивы человека заниматься спортом, могут сформироваться на основе очень значимой для общества деятельности (труд, защита Отечества, искусство и т.п.) [12, 24].

Исторические причины возникновения спорта ряд исследователей связывают с необходимостью мирного разрешения межличностных, групповых и даже межгосударственных конфликтов [12, 24]. Интересная точка зрения на происхождение современного спорта была высказана М.Я. Сарафом [34], связывающим его возникновение с новыми возможностями досужего развлечения, что достаточно близко подходит к позиции Л. Куна [15].

В рамках философско-культурологического направления были определены социальные функции спорта: миротворческая, зрелищная, воспитательная [12, 24], соревновательно-эталонная, эвристическо -достиженческая [25]. Широко представлены также работы, в которых исследуются гуманистические ценности спорта как элемента современной культуры [25, 34, 39].

Отдельное научное направление представляют работы, связанные с изучением теоретических и практических аспектов физического воспитания. Теория физического воспитания до последних десятилетий была наиболее разработанной отраслью знаний в сфере физической культуры [25]. Это самая древняя ветвь физической культуры, корнями уходящая в глубину истории. По мнению большинства исследователей, физическое воспитание как педагогический процесс, связанный с передачей человеческого опыта, возникло в качестве средства подготовки к практической (утилитарной) деятельности (охота, рыбная ловля, собирательство и т.д.) [12, 15, 16, 32, 38]. В настоящее время достаточно полно рассмотрены педагогические аспекты современной системы физического воспитания как составной части физической культуры [10, 21]. Проанализированы вопросы, затрагивающие влияние физической культуры на формирование личности человека [14, 27]. Достаточно глубоко исследованы предпосылки и основные направления использования высоких технологий спортивной подготовки в интересах физического воспитания [2, 4]. Однако главное достижение современной теории физического воспитания заключается в четкой формулировке положения о том, что современная система физического воспитания должна базироваться на единстве физического, интеллектуального и нравственного воспитания [3, 18, 26]. Оно должно охватывать человека от рождения до глубокой старости. Причем педагогический процесс должен ориентироваться на воспитание у человека деятельного отношения к физической культуре, ибо ее особенность заключается в том, что человек, с одной стороны, создает эту культуру, а с другой - является непосредственным объектом ее воздействия, ее носителем. В этом дуализме заключен глубокий смысл физической культуры как культуры, формирующей самого человека.

В последние годы в сфере физической культуры выделился ряд новых научных направлений, которые дополняют и расширяют наши представления о возможностях физической культуры в совершенствовании сущности человека. Это прежде всего физическая рекреация и физическая реабилитация, которые в определенной степени выступают продолжением прикладного направления в развитии теории физического воспитания, а также валеология, появление которой, безусловно, связано с дальнейшим развитием идей оздоровительного (гигиенического) направления.

Проведенный краткий обзор научных исследований показывает, что сегодня плодотворно разрабатываются все основные направления, по которым развивается физическая культура. Однако необходимо также признать: выделенные научные направления развиваются в настоящее время достаточно обособленно. В первую очередь это относится к теории спорта, как наиболее разработанной из существующих научных дисциплин и не взявшей на себя роль междисциплинарной науки [19]. Очевидно, что отсутствие интегративного подхода в определенной мере сдерживает развитие всех научных направлений, сформировавшихся в сфере физической культуры. Следовательно, создание общего методологического базиса, а также уточнение на этой основе уже существующего в рамках сформировавшихся наук - важная задача, не имеющая пока еще завершенного решения. С этих позиций достаточно справедливым представляется высказывание Э. Майнберга [20] о том, что "... именно здесь теория физического воспитания не сделала практически ничего, проявив крайнюю пассивность в этом вопросе, который оставался, по существу, абсолютно не разработанным". Вот почему на современном этапе развития наук, в рамках которых исследуется проблематика физической культуры, крайне важна задача разработки общих методологических подходов. Необходим анализ выделенных научных направлений с единых позиций, с объединяющих их сторон, поскольку через призму общего станут более отчетливо, более рельефно видны частности, а также специфика существующих различий. Очевидно, что такая задача может быть решена лишь совместными усилиям и всех заинтересованных специалистов, которые искренне заботятся о будущем науки. Однако уже сейчас просматриваются некоторые подходы, позволяющие с оптимизмом смотреть в будущее. Остановимся на некоторых из них.

О соотношении физической культуры и спорта

Анализ специальной литературы показывает, что в научном обиходе прочно укоренилось словосочетание "физическая культура и спорт", превратившись в своеобразный терминологический штамп. Он широко используется как в популярных изданиях, так и в серьезных научных исследованиях. Во многом это обусловлено тем, что термин "физическая культура" в широком обиходе используется как синоним термина "физическое воспитание". При ближайшем же рассмотрении в этом на первый взгляд несущественном аспекте научной жизни просматривается глубокий методологический смысл, ибо данный термин отражает сформировавшуюся к настоящему времени точку зрения на значимость спорта и его место в системе культурных ценностей, сложившихся в обществе. Из него следует, что спорт как общественно значимое явление как бы выходит за рамки физической культуры. Это положение было отчетливо сформулировано одним из авторитетнейших специалистов - профессором Л.П. Матвеевым [25]. Он отмечает, что "... было бы неправомерным рассматривать спорт лишь как часть физической культуры: он входит компонентом и в иные разделы культуры общества и личности (отсюда же вытекает и правомочность сочетания терминов "физическая культура и спорт")"1 .

Такой вывод делается в основном исходя из введенной автором типологизации видов спорта. Она насчитывает пять групп и, по мнению Л.П. Матвеева, третья (стрелковые виды спорта), четвертая (абстрактно -игровые виды спорта) и пятая группы (технико-конструкторские виды спорта) выходят за рамки физической культуры. С таким выводом вряд ли можно согласиться по следующим причинам.

Во-первых, анализ взаимосвязей, сложившихся между спортом, физической культурой и другими сферами культуры общества, показывает, что спорт действительно влияет на различные стороны общественной жизни, непосредственно не входящие в физическую культуру. Однако как работа художников, пишущих картины на темы спорта, относится к живописи; как производство спортивной одежды, спортивного инвентаря относится к промышленной сфере, так и соревновательная деятельность людей с целью оценки их подготовленности, осуществляемая с привлечением различных технических устройств или иных средств, хотя и влияет на различные стороны общественного бытия, но относится все же к сфере физической культуры. Поэтому будет более корректным говорить не о вхождении спорта в иные сферы культуры общества и личности, а о влиянии на них.

Во-вторых, в выделенных типологических группах видов спорта, приводимых в цитируемой работе, в ходе соревнований оцениваются не продукты (предметы) человеческой деятельности (особенно это относится к пятой группе), а способности и умение человека управлять техническими устройствами (мотоциклами, автомобилями, авиа-, авто-, судомоделями и т.д.). А это - одна из сторон физической (телесной) сущности человека, что позволяет относить такую деятельность к культуре физической.

В-третьих, для введения корректной типологизации видов спорта необходимы объективные и главное точные, не допускающие многозначности критерии. Очевидно, что такие критерии вряд ли возможно ввести, учитывая существующее многообразие видов спорта, а также перспективы появления новых. Известный французский педагог Ж. Эбер (1875 - 1957) в свое время высказал мысль о том, что существует столько же видов спорта, сколько имеется различного рода упражнений и действий. На это же обращал внимание и проф. Л.П. Матвеев [22, 25], подчеркивающий, что видом спорта может стать любой вид деятельности, совершенствующий человеческие способности, если он оформлен как спортивное состязание и функционирует по законам спортивного совершенствования. Сказанное свидетельствует о том, что многообразие видов спорта так же неисчерпаемо, как неисчерпаемы формы проявления человеческих способностей.

В-четвертых, предложенное решение вопроса типологизации видов спорта не является единственно возможным. Существуют и другие подходы. Так, например, профессор В.Н. Платонов [29] на основе анализа способа определения соревновательного результата выделяет четыре группы видов спорта. Более сложную типологизацию использует А.А. Тер-Ованесян [43]. Совсем по иному принципу делят на типологические группы виды спорта, входящие в программу Олимпийских игр.

Проведенный анализ показывает, что высказанные профессором Л.П. Матвеевым доводы не являются весомым аргументом в пользу того, что спорт выходит за рамки физической культуры. Ибо физическая культура как совокупность материальных и духовных ценностей, отражающих одно из направлений общественного развития, имеет более общий, чем спорт, характер 2.

О физической культуре можно говорить как о культуре, формирующейся на основе познания "телесной культуры человека" [13] во всех ее проявлениях. Это ее основа, своеобразное ядро. Поэтому именно в сфере физической культуры общества сформировались и интенсивно развиваются обозначенные выше научные направления. По мнению Н.Н. Визитея [9], теория физической культуры и есть теория телесности человеческого индивида. Очевидно, что физическую культуру нельзя сводить лишь к познанию закономерностей развития и совершенствования моторного (телесного) потенциала человека, другими словами, к его биологической сущности, поскольку биологическое и социальное в нем тесно переплетаются [1, 17]. Физическая культура включает в себя также духовные, нравственные, этические и другие ценности, которые выработаны человечеством в данной области общественной жизни. Она как элемент общечеловеческой культуры, с одной стороны, дополняет и расширяет содержание последней, влияет на ее эволюцию, а с другой - развивается в обществе в соответствии с фундаментальными законами общественного развития.

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что физическая культура отражает одно из специфических направлений деятельности человека [11], связанное с познанием его телесной сущности во всем многообразии, его места в системе общественных отношений, в живой природе. Она включает в себя целый ряд характеристик, связанных с удовлетворением многообразных потребностей человека и общества [27, 44]. Поэтому физическая культура, как любая другая сфера культуры (литература, живопись и т.д.), имеет свою внутреннюю логику развития, неразрывно связанную с процессами, происходящими в обществе. Но чтобы ее понять, необходимо ответить на ряд вопросов, касающихся определения ее культурно-исторических истоков, традиций и движущих сил, определяющих основные тенденции развития, выделить общее и специфическое, что характеризует ее живые ветви. Это важная методологическая задача, поскольку наметить общие подходы к построению науки о физическом совершенствовании человека можно, лишь выработав единую методологию познания проблем физической культуры. Ибо наука о физическом совершенствовании человека - это не что иное, как физкультурология, т.е. наука, охватывающая все аспекты и направления физической культуры в их целостном восприятии. Как в естествознании биология выполняет роль интегративной науки, включающей в себя различные научные направления, так и физкультурология должна выступить объединяющей наукой, в рамках которой развиваются частные научные дисциплины (теория физического воспитания, теория спорта, физическая реабилитация, физическая рекреация, валеология и др.), имеющие свою направленность, детализирующие и развивающие специфические стороны проявления и развития телесной сущности человека (см. рисунок).

Структура физкультурологии как науки о физическом совершенствовании человека

Литература

1. Бальсевич В.К. Феномен физической активности человека как социально-биологическая проблема // Вопр. филос. 1981, № 8, с. 78-89.

2. Бальсевич В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 4, с.21-22.

3. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 4, с. 2-7.

4. Бальсевич В.К., Наталов Г.Г., Чернышенко Ю.К. Конверсия основных положений теории спортивной подготовки в процессе физического воспитания // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 15-25.

5. Верхошанский Ю.В. Принципы организации тренировки спортсменов высокого класса в годичном цикле // Теор. и практ. физ. культ. 1991, № 2, с. 24-31.

6. Верхошанский Ю.В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки // Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 8, с. 21-28.

7. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 2, с. 21-26, 39-42.

8. Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 7, с. 41-54.

9. Визитей Н.Н. Физическая культура личности. - Кишинев: Штиинца, 1989. - 110 с.

10. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ. - М.: ФиС. 1986. - 352 с.

11. Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. - Л.: ГДОИФК, с. 35-36.

12. Ермак Н.Р., Пилоян Р.А. Культурно-исторические истоки спорта в контексте объяснения многообразия и противоречивости его развития // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 7, с. 13-17.

13. Жаров Л.В. К специфике телесной культуры человека // Вопр. филос. 1987, №6, с. 145-148.

14. Карпушко Н.А., Приходько В.В., Лубышева Л.И. Возвращаясь к наследию: физкультурное образование, физкультурная деятельность, школьная физическая культура в аспекте методологического анализа // Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 9/10, с. 2-7.

15. Кун Л. Всеобщая история физической культуры. - М.: Радуга, 1982. - 400 с.

16. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1988.- 398 с.

17. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 1, с. 2-4.

18. Лубышева Л.И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 10-15.

19. Лях В.И. Спортивная наука в России между "вчера" и "завтра" // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 4, с. 8-15.

20. Майнберг Э. Основные проблемы педагогики спорта: Вводный курс / Пер. с нем. А.В. Дранова / Под ред. М.Я. Виленского и О.С. Метлушко. - М.: Аспект-Пресс, 1995. - 317 с.

21. Матвеев Л.П. К теории построения спортивной тренировки // Теор. и практ. физ. культ. 1991, № 12, с. 11-20.

22. Матвеев Л.П. Общая теория спорта. - М.: Воениздат, 1997. - 304 с.

23. Матвеев Л.П. От теории спортивной тренировки - к общей теории спорта // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 5, с. 5-8.

24. Матвеев Л.П. К дискуссии о теории спортивной тренировки // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 7, с. 55-61.

25. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 318 с.

26. Николаев Ю.М. О культуре физической, ее теории и системе физкультурной деятельности // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 6, с. 2-10.

27. Николаев Ю.М. Физическая культура: человеческое измерение // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 2, с. 24-31.

28. Пилоян Р.А., Суханов А.Д. Спорт - вечный двигатель, не мешайте ему работать на общество // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 7, с. 16-19.

29. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.

30. Платонов В.Н. О "Концепции периодизации спортивной тренировки" и развитии общей теории подготовки спортсменов // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 8, с. 23-26, 39-40.

31. Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте: история развития и современное состояние // Наука в олимпийском спорте. 1999, спец. выпуск, с. 3-32.

32. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. - М.: ФиС, 1970. - 248 с.

33. Ратов И.П., Бальсевич В.К. Спортивные перспективы третьего тысячелетия (XXI век) // Теор. и практ. физ. культ. 1995, № 7, с. 2-5.

34. Сараф М.Я. Спорт в культуре XX века (становление и тенденции развития) // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 7, с. 5-12.

35. Селуянов В.Н. Эмпирический и теоретический пути развития теории спортивной тренировки // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 3, с. 46-50.

36. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.: СААМ, 1995. - 445 с.

37. Степанов В.В. На пути к утверждению: имен в науке или науки в спорте? // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 9, с. 20-26, 39.

38. Столбов В.В., Чудинов И.Г. История физической культуры. - М.: ФиС, 1970. - 238 с.

39. Столяров В.И. Спорт и современная культура: методологический аспект // Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 7, с. 2-5.

40. Суслов Ф.П., Филин В.П. В чем же сущность "новой" концепции тренировки? // Теор. и практ. физ. культ. 1991, № 12, с. 33-37.

41. Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча, Б.Н. Шустина. - М.: СААМ, 1995. - 445 с.

42. Суслов Ф.П., Филин В.П. Действительный или мнимый кризис современной теории спорта // Теор. и практ. физ. культ. 1998, № 6, с. 50-53.

43. Тер-Ованесян А.А. Педагогические основы физического воспитания. - М.: ФиС, 1978. - 206 с.

44. Фоули Р. Еще один неповторимый вид. Экологические аспекты эволюции человека /Пер. с англ. - М.: Мир, 1990. - 368 с.

45. Rуthing P. Sportwissenschaft (sport science) / Sport - wissenschaftliches Lexikon. (6, vollig neu besrd. Auflage). - Schordorf: Hofmann, 1992, s. 474-476.


1 Подробный анализ выдвинутых профессором Л.П. Матвеевым аргументов проводится в связи с тем, что лишь он один из современных специалистов дал развернутое обоснование правомочности использования термина "физическая культура и спорт".

2 Следует отметить, что в ряде работ по физической культуре спорт однозначно рассматривается как одна из ее составных частей [2, 10].


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: