ОБНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Abstract

MULTILEVEL EDUCATIONAL STRUCTURE OF KUBAN STATE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE ON WAY TO UNIVERSITY (ACADEMIC) COMPLEX

S.A. Loktev Rector, Dr. Hab., professor

J.K. Chernyshenko, Dr. Hab., professor

V.A. Jakobashvili, Dr. Med., professor

V.G. Minchenko, Ph. D., professor

A.I. Pogrebnoj, Dr. Hab., professor

A.A. Tarasenko, Ph. D., lecturer

V.V. Lysenko, Ph. D., professor

Kuban state academy of physical culture, Krasnodar

Key words: university (academic) complexes, highest school, forms of education, state order.

The purpose of this article consists in the description of structure and the form of the academic complex for branch "physical culture and sports" in Southern federal district of the Russian Federation.

The creation of this complex was entrusted by the State committee on physical culture, sports and tourism of the Russian Federation to the Kuban state academy of physical culture within the framework of the All-Russia program of the reforming of the highest sports education.


МНОГОУРОВНЕВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА КУБАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПУТИ К УНИВЕРСИТЕТСКОМУ (АКАДЕМИЧЕСКОМУ) КОМПЛЕКСУ

Ректор, доктор педагогических наук, профессор С.А. Локтев
Доктор педагогических наук, профессор Ю.К. Чернышенко
Доктор медицинских наук, профессор В.А. Якобашвили
Кандидат педагогических наук, профессор В.Г. Минченко
Доктор педагогических наук, профессор А.И. Погребной
Кандидат педагогических наук, доцент А.А.Тарасенко
Кандидат биологических наук, профессор В.В. Лысенко

Кубанская государственная академия физической культуры, Краснодар

Ключевые слова: университетские (академические) комплексы, вуз, формы обучения, государственный заказ.

Создание университетских (академических) комплексов на базе крупных вузов Российской Федерации - один из главных приоритетов развития образования. Об этом свидетельствуют Правительственная программа социально-экономического развития России на 2001 - 2010 гг., а также план действий Правительства России на 2000 - 2001 гг.

Цель создания академических комплексов - "повышение эффективности и качества образовательного процесса, использование интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы"1.

Для реализации этой цели необходимо решить важные задачи теоретического и прикладного характера с учетом следующих основных принципов:

- обеспечение образовательного, научно-исследовательского и инновационного процессов во взаимосвязи с экономикой и социальной сферой субъектов Российской Федерации;

- непрерывность образовательного процесса и взаимосвязь образовательных программ различного уровня с учетом мотивационно -потребностных запросов обучающихся;

- инновационный характер деятельности всех структурных подразделений академического комплекса: от проведения фундаментальных научных исследований до тиражирования и внедрения в практику наукоемких, в том числе и образовательных, технологий;

- рационализация форм организационного и экономического взаимодействия участников академического комплекса, равенство и учет их интересов.

При этом предусматривается три основные организационные модели академических комплексов.

Первая, "жесткая", модель академического комплекса представляет единое юридическое лицо, объединяющее различные образовательные, научные, производственные, врачебно-оздоровительные, спортивные и другие подразделения.

Вторая модель предполагает создание академического комплекса с правами юридического лица, но на ассоциативной (союзной) основе, с сохранением входящими в него структурными подразделениями юридической самостоятельности.

Третья модель - академический комплекс, юридической организационной основой которого являются договора, заключенные между его структурными подразделениями.

Создание академического комплекса в настоящее время в значительной мере затруднено в связи с отсутствием обоснованных и апробированных рекомендаций по многим аспектам организационно -содержательного характера. Анализ научно-методической литературы и опыт Кубанской государственной академии физической культуры позволяют сформулировать основные задачи, решение которых позволит значительно интенсифицировать процесс создания комплекса. К ним относятся:

- разработка и обоснование нормативно-правовой базы, организационной, административной и финансово -экономической моделей функционирования академического комплекса;

- создание мощной информационной инфраструктуры, способствующей эффективному функционированию академического комплекса и решению поставленных задач непрерывного образования;

- моделирование и апробация технологий планирования деятельности академического комплекса;

- разработка и внедрение долгосрочных программ интегрирования образовательных, научно-исследовательских и инновационных составляющих функционирования академического комплекса;

- разработка пролонгированной, единой по идеологии и дифференцированной по уровням образования, системы управления процессом подготовки специалистов и оценки ее качества;

- разработка и реализация комплекса организацинно-содержательных и правовых мер по демократизации и децентрализации управления всеми аспектами деятельности академического комплекса;

- создание сети долгосрочных стратегических партнеров и информацинно-инструментальной среды, обеспечивающей поддержку всех видов деятельности и участников академического комплекса.

В Кубанской государственной академии физической культуры с начала 90-х гг., с внедрением в Российской Федерации многоуровневой структуры подготовки специалистов, проводится целенаправленная работа по реализации идеи непрерывного профессионального образования, предусматривающей преемственность образовательных профессиональных программ различного уровня. В период с 1993 г. по 2001 г. созданы:

- лицейские классы на базах общеобразовательных школ № 37, 90 г. Краснодара (1993 - 1995 гг.);

- специализированная общеобразовательная школа КГАФК для часто болеющих детей (1999 г.);

- гуманитарный колледж КГАФК (1995 г.);

- медицинский колледж КГАФК (1997 г.);

- экспериментальный колледж КГАФК (2001 г.);

- филиалы КГАФК в гг. Ейске (1997 г.) и Ростове- на-Дону (1993 г.);

- представительства КГАФК в гг. Новороссийск
(1997 г.), Славянск-на-Кубани (1997 г.), Армавир (2000 г.), Пятигорск (Ставропольский край) (2000 г.), Лабинск (2001 г.), Элиста (Республика Калмыкия) (2001 г.),

Организация перечисленных образовательных структурных подразделений наряду с традиционно функционирующими позволила Госкомспорту России поручить КГАФК создать в Южном Федеральном округе Российской Федерации академический комплекс, обеспечивающий непрерывную многоуровневую подготовку специалистов для отрасли "Физическая культура и спорт", а также по некоторым другим специальностям.

Принципиальный вопрос при этом - выбор организационной модели. По нашему мнению, на этапе формирования академического комплекса, с учетом геополитических особенностей Южного Федерального округа, наиболее приемлем комбинированный вариант.

По этой модели часть объединяющихся в комплекс подразделений присоединится к КГАФК, часть будет функционировать в рамках созданной ассоциации, а оставшиеся будут сотрудничать с академией на договорной основе.

Большая подготовительная работа, длительный переговорный процесс с представителями образовательных учреждений Южного Федерального округа, позволили сформировать структуру многоуровневого учебно-научно-инновационного академического комплекса КГАФК:

- детские образовательные учреждения (прогимназия № 63, дошкольное образовательное учреждение № 31 г. Краснодара);

- общеобразовательные учреждения (прогимназия № 63 г. Краснодара специализированная общеобразовательная школа КГАФК, лицейские классы общеобразовательных школ №37,90 г. Краснодара);

- учреждения дополнительного образования (Лингвистический центр КГАФК, подготовительные курсы КГАФК, Краснодарская краевая специализированная детско-юношеская школа олимпийского резерва "Юность России", муниципальное учреждение дополнительного образования спортивной направленности (ШВСМ) г. Краснодара, СДЮСШОР №1 г. Краснодара, Центр детского творчества г. Краснодара, муниципальный детско-юношеский клуб физической подготовки г. Краснодара, Всероссийский детский центр "Орленок" п. Новомихайловский Краснодарского края);

- средние специальные учебные заведения (Гуманитарный колледж КГАФК, Экспериментальный колледж КГАФК, Медицинский колледж КГАФК, Ейский педагогический колледж, Элистинский педагогический колледж, Элистинский медицинский колледж, муниципальный колледж г. Пятигорска, Краснодарский педагогический колледж №1, Краснодарское республиканское училище олимпийского резерва №1, Ростовские-на-Дону областные: училище олимпийского резерва, ШВСМ, СДЮШОР по плаванию, современному пятиборью, гребному и парусному спорту, Таганрогский политехнический колледж (отделение физической культуры), Новочеркасский политехнический колледж (отделение физической культуры));

- высшие учебные заведения:

*КГАФК (факультеты довузовской подготовки, физической культуры, физической культуры и спорта, оздоровительной физической культуры, экономики и управления, заочного и дистанционного обучения, подготовки иностранных граждан, отделение дошкольного образования, магистратура);

*Филиалы КГАФК (гг. Ейск, Ростов-на-Дону);

*Представительства КГАФК (гг. Элиста, Пятигорск, Новороссийск, Армавир, Лабинск, Славянск -на-Кубани).

- подразделения послевузовского образования (аспирантура, докторантура, факультет повышения квалификации и переподготовки кадров);

- научно-исследовательские учреждения (научно-исследовательский институт проблем физической культуры и спорта КГАФК);

- лечебно-оздоровительные учреждения (Краснодарский краевой врачебно-физкультурный диспансер, Центр образования детей и подростков с нарушениями слуха и речи, специализированный интернат для детей с нарушениями речи, муниципальное лечебно-диагностическое объединение, детский оздоровительный санаторий г. Геленджик);

- общественные спортивные организации (Олимпийская академия Юга России, объединяющая спортивные организации десяти субъектов Южного Федерального округа: республик Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Калмыкия, Краснодарского и Ставропольского краев, Ростовской области).

В комплексе в различных формах (очной, очно-заочной, заочной) реализуются образовательные программы разных уровней:

* дошкольного образования

* начального общего образования

* среднего (полного) общего образования

* начального профессионального образования

* среднего профессионального образования по специальностям:

- 0307 - "Физическая культура"

- 0408 - "Лечебное дело"

* высшего профессионального образования

1) по направлению 521900 "Физическая культура" (бакалавриат и магистратура);

2) по специальностям:

- 022300 - "Физическая культура и спорт"

- 022500 - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья" ("Адаптивная физическая культура")

- 031000 - "Педагогика и психология"

- 031100 - "Педагогика и методика дошкольного образования"

- 033000 - "Безопасность жизнедеятельности"

- 050200 - "Режиссура (Театрализованные представления и празднества)"

- 060800 -"Экономика и управление на предприятии"

- 061100 - "Менеджмент организации"

- 230500 - "Социально-культурный сервис и туризм"

* послевузовского профессионального образования:

1) повышение квалификации и переподготовка кадров;

2) аспирантура и докторантура по специальностям:

13.00.04 - "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры";

13.00.13 - "Физиология".

Как орган аттестации кадров высшей квалификации функционирует диссертационный совет по присвоению ученых степеней доктора и кандидата наук по названным специальностям.

В целях дальнейшего развития структуры академического комплекса начата работа по созданию Центра дистанционного образования по специальностям отрасли, регионального центра дополнительного образования.

В КГАФК функционирует студенческий учебно-производственный центр, объединяющий общественные ДЮСШ по спортивным специализациям, и организующий работу студентов на детских оздоровительных площадках по месту жительства, в детских оздоровительных центрах на побережье Черного и Азовского морей в рамках непрерывной профессиональной практики.

В академии получила дальнейшее развитие система целевой подготовки специалистов на основе долгосрочных договоров о социально-экономическом партнерстве с администрациями Краснодарского края, республик Адыгея, Ингушетия, Калмыкия. Это позволяет готовить в рамках целевого приема в КГАФК национальные кадры, в том числе и высшей квалификации (кандидатов и докторов наук).

Большую роль в активизации интеграционных процессов на Северном Кавказе, укреплении дружбы между народами, снижении политического и национального напряжения играет входящая в образовательный комплекс КГАФК Олимпийская академия Юга России. Регулярно проводимые ею совместно с региональными спортивными организациями соревнования получили неофициальный статус "Олимпийские игры Северного Кавказа".

Накопленный в КГАФК многолетний опыт функционирования системы непрерывной подготовки специалистов, логично приведший к необходимости его формализации в рамках учебно-научно-инновационного образовательного комплекса, позволяет уже сейчас сформулировать ряд положений, отражающих как несомненные позитивные моменты, так и проблемные аспекты создания академического комплекса.

К основным позитивным сторонам, по нашему мнению, следует отнести:

- повышение качества подготовки профессиональных кадров с учетом мотивов и потребностей обучающихся в освоении различных уровней избранной специальности;

- внедрение в практику реальной действенной системы непрерывного образования;

- консолидацию деятельности педагогических коллективов в использовании материальной, научной, производственной и социальной баз образовательного комплекса;

- значительно более широкие возможности повышения квалификации сотрудников лицеев, колледжей, учреждений дополнительного образования в рамках деятельности факультета повышения квалификации и переподготовки кадров, а также аспирантуры и докторантуры КГАФК;

- повышение качества обучения в лицеях, колледжах благодаря привлечению к преподаванию педагогов высшей квалификации (кандидатов, докторов наук) из КГАФК;

- создание единой высокоорганизованной информационно-аппаратной среды, недоступной, как правило, коллективам образовательных учреждений общего, начального и среднего профессионального образования;

- качественно иные возможности научной базы для подготовки специалистов;

- возможность объединения финансовых средств для решения как долгосрочных программ развития, так и насущных проблем структурных подразделений академического комплекса;

- удовлетворение конкретных потребностей регионов в подготовке, переподготовке и трудоустройстве профессиональных кадров;

- объединение усилий ученых и практических работников в процессе подготовки спортивного резерва и высококвалифицированных спортсменов;

- тиражирование в регионах Южного Федерального округа Российской Федерации наукоемких высоких технологий спортивной подготовки, физкультурно-оздоровительной работы, рекомендаций по работе с различным контингентом занимающихся, в том числе и с инвалидами.

Вместе с тем следует уделить особое внимание решению возникающих в процессе создания академического комплекса проблем, к главным из которых относятся:

- ограниченность нормативно-правовой базы создания и развития академического комплекса, особенно в части интеграции, в единое образовательное пространство структурных подразделений различного уровня и подчиненности, не позволяющая с должной степенью эффективности решать следующие задачи ;

а) обеспечение интеграции государственных образовательных стандартов различных уровней и профилей профессионального образования;

б) определение статуса студентов (учащихся) структурных подразделений академического комплекса и порядка их перевода (приема) в подразделения следующего уровня образования;

в) определение порядка аттестации, тарификации и оплаты труда, научно-педагогических кадров, осуществляющих преподавательскую деятельность в подразделениях академического комплекса различных уровней образования;

- отсутствие единых научно-методических подходов к обеспечению преемственности содержания различных уровней образования в рамках академического комплекса;

- негативное отношение к созданию академического комплекса ряда руководителей учреждений дошкольного, общего, профессионального образования различной ведомственной принадлежности, связанное с кажущейся потерей самостоятельности в рамках деятельности комплекса.

В связи с вышеизложенным мы считаем целесообразным всю дальнейшую научно-практическую деятельность по организации академического комплекса проводить в рамках официально утвержденного статуса "Федеральная экспериментальная площадка - академический комплекс", что позволит разработчикам проектов вносить изменения в цели, содержания, способы, систему средств воспитания и обучения.

Таким образом, первые шаги, сделанные коллективом Кубанской государственной академии физической культуры по пути создания академического учебно-научно-инновационного комплекса, свидетельствуют как о несомненной целесообразности развития данного направления организации и повышения качества подготовки специалистов, так и о достаточно серьезных проблемах, требующих решения.

Литература

1. Барабанов А.Г., Локтев С.А., Якобашвили В.А. Кубанская государственная академия физической культуры на рубеже веков // Физическая культура, спорт - наука и практика.- Краснодар: КГАФК, 1999, № 1-4, с. 8-11.

2. Кузин В.В., Кутепов М.Е. Многоуровневая подготовка спортивных кадров за рубежом.- М.: ФОН, 1999.- 246 с.

3. Национальная доктрина образования в Российской Федерации // Панорама образования. 1999, № 1, с. 3.

4. Филиппов В.М. Позиция // Университет и школа. 1999, № 1, с. 4-8.

5. Садовничий В.А. Образование и будущее России // Университетская книга. 2000, № 6, с. 2-6.

6. Шукшинов В.Е. Концепция университетских образовательных округов и университетских комплексов. М., 2001. - 32 с.

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 676 "Об университетских комплексах".


1Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 676 "Об университетских комплексах".


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: