Abstract REFLECTIONS ABOUT TRAINING AND RETRAINING OF PERSONNEL, AND NOT ONLY ABOUT IT V.F. Kostjuchenko, Dr. Hab., professor St.-Petersburg state P.F. Lesgaft's academy of physical culture, Saint Petersburg Key words: experts, levels of preparedness, motivation to professional work, legal maintenance, professional mobility. The problem of the improvement of the quality of the training of experts should be solved together with the increase of the real importance of levels of the professional qualification through the perfection of laws regulating labour relations of experts and employers. The need for the improvement of the professional skill should be stimulated by the real increase of the professional status of more qualified expert and by the increase of wages. It is possible to occupy the various posts without dependence from the level and the quality of the education in Russia now. It is registered in legislative documents, that the persons having qualification of the bachelor, can occupy the posts supposing presence at the expert of the highest professional training. Therefore the Russian experts low estimate for themselves the importance of the improvement of the professional skill while experts of other countries concern to after universities educational actions more respectfully. This circumstance is caused by that in other countries the conformity of an educational level to the professional status of the expert is strictly observed.
|
РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПОДГОТОВКЕ И ПЕРЕПОДГОТОВКЕ КАДРОВи не только об этом Доктор педагогических наук,
профессор В.Ф. Костюченко Ключевые слова: специалисты, уровни подготовленности, мотивация к профессиональной деятельности, юридическое обеспечение, профессиональная мобильность . На страницах журнала "Теория и практика физической культуры" только в 2000 г. неоднократно (С.В. Дмитриев; О.Е. Лихачев; А.П. Матвеев и др.; Г.Н. Пономорев; В.Д. Сячин; М.А. Новоселов и др.) обсуждалась проблема формирования государственных стандартов и учебных планов подготовки специалистов различных уровней квалификации. На мой взгляд, она важна, но в современных условиях лишена практической значимости, поскольку в стране законодательно не прописано, а там, где прописано, строго не соблюдается (скорее, не соблюдается) условие соответствия уровней образования занимаемой должности, профилю профессиональной деятельности и, наконец, заработной плате. А ведь это - ключевые позиции, формирующие мотивацию специалиста к профессиональному совершенствованию и оформлению его де-юре. Проблему улучшения качества подготовки специалистов следует решать вкупе с повышением реальной значимости уровней профессиональной квалификации через совершенствование законов и директивных документов, регулирующих трудовые отношения специалистов и работодателей. О чем речь? Потребность в повышении квалификации должна стимулироваться и реальным повышением профессионального статуса более квалифицированного специалиста и, как следствие, - повышения заработной платы. В настоящее же время в России (в том числе и в государственных учреждениях) можно занимать различные должности вне зависимости от уровня и качества полученного образования. В законодательных документах прописано, что лица, имеющие квалификацию бакалавра, могут занимать должности, предполагающие наличие у специалиста высшего профессионального образования. Логичен вопрос: а зачем получать образование, соответствующее третьему уровню (специалист, магистр), если в итоге это ничего не дает, кроме возможности поступления в аспирантуру? Но, как показывает анализ, в аспирантуру поступает менее 1% выпускников вуза. Не случайно поэтому российские специалисты очень низко оценивают для себя значимость повышения квалификации, в то время как специалисты других стран более почтительно относятся к послевузовским образовательным мероприятиям. Данное обстоятельство обусловлено в первую очередь тем, что в других странах четко прописано и неукоснительно соблюдается соответствие уровня образования профессиональному статусу специалиста. А что наблюдается в физкультурных организациях негосударственного подчинения? Там немало "специалистов", имеющих так называемые дипломы "международного образца", которые они получили на коммерческих экспресс-курсах за несколько месяцев или недель. В стране отсутствует государственный контроль за соблюдением законодательства о физической культуре и спорте (ст. 28), где четко прописано, что "...к профессиональной педагогической деятельности в области физической культуры и спорта допускаются лица, имеющие документы установленного образца о профессиональном образовании по специальности "Физическая культура и спорт", выданные образовательными учреждениями...". На ниве же оздоровительной физической культуры промышляют все, кому захочется. Очевидно, что со стороны государственных органов в лице Государственного комитета и его региональных подразделений нет должного контроля за уровнем подготовленности лиц, занимающихся профессиональной деятельностью в сфере физической культуры. Пассивная позиция чиновников и специалистов социально опасна. Дело в том, что неучи, подвизающиеся на ниве физической культуры, могут нанести непоправимый вред здоровью занимающихся вместо предполагаемого его улучшения и как следствие провоцируют иррадиацию негативного отношения к физической культуре в целом. Один пример. Автору неоднократно приходилось наблюдать в различных местах занятия групп здоровья. Простое упражнение - бег трусцой. Невежество многих инструкторов -преподавателей проявляется в том, что они не обращают внимания своих подопечных на технику постановки стопы на опору. В итоге нога ставится пассивно с пятки, что приводит, с одной стороны, к увеличению реакции опоры в момент постановки ноги, а с другой - к исключению из процесса амортизации самой мощной "рессоры" человеческого организма - стопы и передаче ударного напряжения (минимум в три раза превышающего вес бегуна) на поясничный отдел позвоночника. И в среде таких "специалистов" уже формируется мнение, что бег опасен, так как бегом многие "посадили" спину?! Или рекомендации другого рода, когда во время бега предлагается дышать только через нос. Вкупе внешне это выглядит так: шлепки от постановки ног на опору с пятки и сопение от интенсивного дыхания через нос слышны на большом расстоянии. От недостатка кислорода занимающиеся испытывают мучительное состояние дискомфорта и у некоторых из них лицо приобретает синюшный оттенок. Это скорее похоже на процедуру "истребления" посредством бега, чем на оздоровительное мероприятие. И таких примеров можно привести очень и очень много. Актуальной задачей сегодняшнего дня является лицензирование всех специалистов, занятых в негосударственных организациях. В этом процессе ведущую роль должны играть высшие учебные заведения, имеющие государственную аккредитацию. Чиновникам российского и региональных комитетов по ФКСиТ следует выступить в качестве инициаторов и организаторов этой процедуры. Качество подготовленности специалистов логично оценивать аттестационным комиссиям вузов, так как они более компетентны в технологии профессионально -педагогической деятельности, в то время как чиновники комитетов - в организационных вопросах. Тезис о том, что в современных условиях профессиональное образование приобретается не на всю жизнь, а в течение всей жизни, аксиоматичен, но реально остается лишь декларацией благих намерений. В настоящее время рынок труда в сфере физической культуры стал более широким и вариативным. У специалистов появилась реальная возможность активно воздействовать на структуру пространства профессиональной деятельности, формировать его. Логично предположить, что и система переподготовки кадров должна быть востребована специалистами, так как многим из них приходится менять направленность своей деятельности. Однако переизбытка слушателей в ИПК не наблюдается в силу вышеотмеченных причин. Многие специалисты "старой формации" оказались не готовыми к произошедшим социально -экономическим преобразованиям в стране и испытывают разочарование в профессии. Неоднократно приходилось слышать признания от специалистов, особенно предпенсионного возраста, о собственной профессиональной несостоятельности в связи с необходимостью смены привычного места работы. Такое положение характерно в первую очередь для специалистов узкого профиля - тренеров. У лиц, имеющих добротную подготовленность по циклу базовых видов двигательной деятельности, адаптация к новым условиям профессональной деятельности проходит менее болезненно. Базовая подготовленность формируется в школьные годы и в период обучения в вузе. Следовательно, процесс повышения квалификации (следует читать коррекции подготовленности в соответствии с необходимыми требованиями) специалистов нельзя рассматривать в отрыве от процесса их довузовской и вузовской подготовки. Процессы довузовского, вузовского и послевузовского образования по своей сути это этапы единого непрерывного процесса профессионального становления и совершенствования специалистов. На послевузовском этапе профессионального совершенствования специалист должен иметь реальную возможность не только повышения квалификации, но и переквалификации, которая потенциально обеспечивается фундаментальной подготовленностью в вузе. Если в период обучения в вузе сформированы навыки и потребность в самосовершенствовании, то специалист непрерывно корректирует свою профессиональную готовность в соответствии с реалиями производственной деятельности. В контексте обсуждаемой проблемы нельзя оставить без внимания вопросы оценки профессиональной ориентации у абитуриентов. Мотивация при выборе профессии имеет существенное значение [5,9]. В мировой практике существует положительный опыт, когда абитуриенты в письменной форме объясняют мотивы выбора физкультурного вуза (например, кандидаты в студенты Виндзорского университета, Канада) либо заполняют мотивационные листы или имеют поручительства-рекомендации специалистов-практиков (Франция); во многих вузах различных стран абитуриенты помимо конкурсных экзаменов проходят собеседование [13]. В качестве постановки вопроса я бы предложил обсудить технологию оценки профессиональных притязаний абитуриента: что такая процедура необходима в блоке вступительных испытаний, нет сомнений. Специалистам и функционерам различных уровней важно осознать, что их подготовленность определяет степень внедрения физической культуры в повседневную жизнь населения и реализации оздоровительного и культурологического потенциалов физической культуры. По данным, которые почему-то не публиковались в отечественной печати, отношение к физической культуре у населения нашей страны такое, какое было в странах Запада примерно 50 лет назад: там около 2/3 населения занимается массовым спортом, в то время как в странах бывшего социалистического пространства - от 8 до 12% [12]. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что население все еще не осознает важности и безальтернативности оптимального двигательного режима в укреплении функциональных и регулирующих систем организма. Специалист должен владеть технологией не только обучения и тренировки, но и, что не менее важно, формирования менталитета различных слоев населения в плане осознания пользы и формирования потребности в регулярных занятиях физической культурой. Нельзя не согласиться с утверждением С. Дали [2] о том, что "Величайшие революции обходились без баррикад и боев и захватывали исключительно сферу духа...". Пропаганда ценностей физической культуры должна быть в ряду приоритетов государства. Но очевидно, что в стране отсутствует государственная концепция на этот счет. В средствах массмедиа нет рубрик, в которых бы специалисты квалифицированно, просто, наглядно и убедительно доводили до сознания населения понимание того, что здоровьем следует заниматься, пока еще здоров, что уровень здоровья обусловлен функциональным состоянием основных систем жизнеобеспечения, и в первую очередь иммунной, что медицина занимается больными людьми. Создается впечатление, что чиновники от физической культуры "наверху" до сих пор ассоциируют физическую культуру только с количеством медалей, полученных на Олимпийских играх, на континентальных и мировых чемпионатах. Даже то скудное эфирное время, которое отводится физической культуре, расходуется нерационально с позиции пропаганды ценностей физической культуры. Трансляции теннисных поединков, соревнований автогонщиков "Формула-1" и т.п.- это что - пропаганда массовой физической культуры? Каким образом тут просматривается государственная политика, декларированная ГКФКСиТ, где в ряду государственных приоритетов заявлено формирование потребностей населения в здоровом образе жизни? Очевидно, что образовательные учреждения должны быть нацелены на подготовку специалистов новой формации. Возрастает значимость социальной активности и личностных качеств, организаторских и коммуникативных способностей специалистов. Такие качества воспитываются в процессе обучения через повышение доли контролируемой и управляемой самостоятельной учебно-методической и научно-исследовательской работы студентов; через большее вовлечение студентов в решение реальных организационных и методических педагогических проблем, путем более активной реализации принципа J. Dewey "учись делая"; через воспитание конкурентоспособности посредством отбора и отсева после каждого, начиная с первого (после двух лет), этапа обучения лиц, случайно оказавшихся в числе студентов. В последней рекомендации автор полностью солидарен с проректором по учебной работе Смоленского ИФК О.Е. Лихачевым [6]. В процессе самостоятельной работы преодолевается традиционное противоречие дидактики: массовое образование и необходимость индивидуального подхода к обучаемым. Специалисты должны обладать профессиональной мобильностью, способностью при необходимости оперативно менять направленность педагогической деятельности. Именно таких специалистов следует готовить в вузах. Настало время отходить от узкоспециализированной подготовки. Однако в специализированных вузах мало что принципиально изменилось как в структуре учебного процесса, так и в системе отбора абитуриентов. До сих пор при отборе в вуз одним из важнейших критериев остается спортивный результат в избранном виде специализации. Даже испытания по ОФП остаются второстепенными, не говоря уже о мотивации абитуриентов к профессиональной деятельности в сфере физической культуры. Хотя установлено, что лица, достигшие больших высот в спорте, и в своей профессиональной деятельности руководствуются в первую очередь собственным опытом, а не логикой реалий педагогического процесса, т.е. репродуцируют опыт предшествующих поколений [4]. Двигательная подготовленность будущих студентов по другим, в том числе и базовым, видам физкультурной деятельности остается как бы невостребованной. С завистью и грустью приходится вспоминать студентов-лесгафтовцев формации 50--60-х гг., которые могли и "поработать" на ринге и на борцовском ковре, и прыгнуть на лыжах с трамплина, не говоря уже об игровых видах и видах, связанных с проявлениями выносливости. К сожалению, в настоящее время начиная с ДСШ происходит "натаскивание" на результат, теряется отечественная школа разносторонней технической и физической подготовки начинающих атлетов. Дело доходит до того, что в специализированных вузах у студентов возникают проблемы при выполнении нормативов по ОФП, которые соответствуют нормативам бывшего комплекса ГТО, и при овладении элементарными техническими приемами из других видов спорта. Надежды на достижение успехов в профессиональной деятельности следует связывать со всесторонне развитыми студентами, отвечающими всем требованиям современной модели специалиста. Меньше шансов на успех остается у односторонне, узкоспециализированно подготовленных выпускников. Овладение современными информационными технологиями становится приоритетным направлением в профессиональном образовании специалистов высшей квалификации. Очевидно, что дальнейшее совершенствование профессионального образования следует связывать и с улучшением обучающих технологий, с расширением международных контактов и коммуникативных возможностей с целью оперативного обмена информацией, человеческими ресурсами. Очевидна необходимость кооперации между различными вузами, странами. Развитие единого образовательного пространства позволит обеспечить возможность получения нострифицированного образования в любой точке образовательного пространства. Данное обстоятельство будет способствовать повышению профессиональной мобильности выпускников вузов. Это возможно при условии широкого внедрения в учебный процесс средств передачи образовательной информации. Эффективность организованного послевузовского образования и, соответственно, осознанная потребность в нем специалистов во многом определяется содержанием и формой занятий. На мой взгляд, на курсах, факультетах или в институтах повышения квалификации должен быть не только декларирован, но и реализован дифференцированный подход в зависимости от направления профессиональной деятельности специалистов и уровня их квалификации. По возможности следует отходить от принятой в вузах системы лекций и семинарских занятий. Опытным специалистам есть чем поделиться друг с другом. Любой педагог, даже самый эрудированный, обычно является выразителем одной (собственной) точки зрения, а в педагогической деятельности не может быть одновариантных решений. Рационально проводить занятия в форме "круглого стола", к которым в соответствии с учебным планом готовятся несколько слушателей, и все участвуют в дискуссии, а преподаватель дополняет и обобщает их выступления. Выводы Подытожив ая размышления по поводу совершенствования процесса подготовки и переподготовки физкультурных кадров, можно сделать такое заключение: - при отборе абитуриентов следует больше внимания уделять разносторонней подготовленности и мотивации к профессиональной деятельности; - в вузах акцент нужно делать на разносторонней подготовке по базовым видам двигательной деятельности и формировании мотивации к профессиональной деятельности в сфере физической культуры и социальной активности; - необходимо юридически определиться и строго соблюдать формы и сроки повышения квалификации кадров, соответствие уровней образования направленности профессиональной деятельности и профессиональному статусу специалиста во всех организациях вне зависимости от их подчинения; - ГКФКиТ совместно с учебными заведениями провести анализ деятельности и лицензирование всех организаций, в первую очередь негосударственного подчинения, занятых в сфере физической культуры. Литература 1. Войнар Ю. Подготовка физкультурных кадров. Традиции, реалии, перспективы.: Автореф. докт. дис. СПб., 2001. - 47 с. 2. Дали С. Триумфальные скандалы. - М.: Берегиня, 1993, с. 26. 3. Дмитриев С.В. XXI век: диалог наук и мировоззренческих позиций в антропных технологиях деятельности //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 7, с. 2-7. 4. Кутилин Р. Взаимосвязь уровня спортивной подготовленности студента и его будущего тренерского мастерства//Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 12, с. 60. 5. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (Опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи)// Социологические исследования. 1998, № 5, с. 98-104. 6. Лихачев О.Е. Современные проблемы высшего многоуровневого образования //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 9, с. 57-59. 7. Матвеев А.П. и др. Методологические подходы к формированию концептуальных основ стандарта подготовки магистра физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 12, с. 5-8. 8. Пономорев Г.Н. Государственные образовательные стандарты в области физической культуры и спорта: проблемы и перспективы усовершенствования // Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 12, с. 9-14. 9. Рубин Б., Колесников Ю. Студент глазами социолога. Ростов-на-Дону, 1968. - 38 с. 10. Сячин В.Д., Новоселов М.А. Проблема дистанционного образования в физкультурных вузах //Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 12, с. 26, 39-41. 11. Dewey J. My Pedаgogical Credo. - Wach., 1929. - P. 12. 12. Krawczyk Z. Preobrazenia sportu dla wszystkich w krajach postindustrialnych i industrialnych // Wychowanie Fizyczne i Zdrowotne. - 1998. - № 1. - S. 4-7. 12. Weese W. Co-operative education in physical education: a return look from an empirical perspective //Int. Journal of Physical Education. - 1993. - № 4. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |