Abstract FEATURES OF OCCUPATIONS CONTENTS AND TECHNOLOGIES OF TRAINING OF FACULTY OF IMPROVEMENT OF STUDENTS' PROFESSIONAL SKILL V.P. Guba, Dr. Hab., professor R.M. Tuhvatulin, Dean of FIPS, Ph. D., professor of faculty of gymnastics Smolensk state institute of physical culture, Smolensk Key words: curriculum, general-theoretical, specialized cycle, pithiness of curriculums, questioning, level of organization of occupations, certification of students. The opening of the faculty of the improvement of the professional skill (FIPS) at the Smolensk state institute of physical culture was held in the January, 1999. There the curriculum was made and on its basis the educational program for three categories of sports workers was developed: for executives of physical culture, sports and tourism; for teachers of schools, higher educational institutions; for coaches in 16 kinds of sports. The educational program was divided into three cycles. The first (26 hours) was directed on the general-theoretical education of students. The second cycle in view of the category of students contain three special courses (20 hours). The third cycle is the scientific education of students. There 16 class periods were allocated (almost 1/4 part of all volume of hours). The choice of the theme of scientific papers communicates with the specificity of the work.
|
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ЗАНЯТИЙ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ Доктор педагогических наук,
профессор В.П. Губа Смоленский государственный институт физической культуры, Смоленск Ключевые слова: учебный план, общетеоретический, специализированный цикл, содержательность учебных программ, анкетирование, уровень организации занятий, аттестация слушателей. Открытие факультета повышения квалификации (ФПК) при Смоленском государственном институте физической культуры состоялось в январе 1999 г. За 2,5 учебных года здесь прошли повышение квалификации более 150 человек. Сейчас уже можно утвердительно сказать, что Смоленский ГИФК в лице ректора института, профессора С.А. Кореневского и ведущего профессорско-преподавательского состава сумел организовать учебный процесс для работников физической культуры и спорта в системе дополнительного послевузовского образования. Становление ФПК было нелегким, приходилось решать много вопросов организационного и учебно-методического характера. В этой связи нам хотелось бы высказать свое мнение по вопросам организации учебного процесса слушателей ФПК по общепринятой учебной краткосрочной (две недели) программе обучения объемом 72 ч. С учетом возможностей института, в первую очередь его научно-педагогического потенциала, был составлен учебный план и на его основе разработана учебная программа для трех категорий спортивных работников: руководящих работников физической культуры, спорта и туризма; преподавателей училищ, средних и высших учебных заведений; тренеров по 16 видам спорта, наиболее широко представленным в Смоленской области. Учебная программа разделена на три цикла. Первый (1-я неделя, 26 ч) направлен на общетеоретическую подготовку слушателей: читаются лекции по наиболее актуальным дисциплинам: правовые основы деятельности физкультурно-спортивных организаций; менеджмент и маркетинг в сфере физической культуры; социология спорта; актуальные проблемы современного олимпийского движения; олимпизм и культура; эксплуатация физкультурно-спортивных сооружений; применение компьютерных технологий в спорте. В этом же цикле слушателям предлагаются лекции по выбору (10 ч) по следующим направлениям: теория и методика спортивной тренировки; основы биомеханики избранных видов спорта; актуальные проблемы спортивной медицины; современное состояние учения о конституции человека; социально-психологические основы управления спортивной командой. Цикл имеет свою специфику. Так, для категории руководящих работников дается большее количество часов по следующим темам: "Менеджмент в физической культуре", "Правовые юридические вопросы". Для тренеров по видам спорта больше времени отводится предмету "Теория и методика спортивной тренировки". Лекции читают ведущие ученые института: доктора педагогических наук, профессора Ю.П. Галкин, В.Г. Семенов, зав. кафедрой анатомии, биомеханики и информатики доктор педагогических наук, профессор В.П. Губа, доктора медицинских наук, профессора И.И. Бахрах, Р.М. Дорохов, доктор философских наук, профессор А.Г. Егоров, в настоящее время представляющий Смоленский педагогический университет, зав. кафедрой педагогики и психологии доцент Л.П. Грибкова, зав. кафедрой ТОФКиС доцент А.Н. Политухин. Лекции, связанные с менеджментом и маркетингом в физической культуре и спорте, читаются ректором института, зав. кафедрой управления, экономики и оздоровительной физической культуры, профессором С.А. Кореневским. Во втором (специализированном) цикле (2-я неделя) с учетом категории слушателей нами разработаны и предлагаются три учебные программы спецкурсов (20 ч) для руководящих работников физкультурного движения и детских спортивных школ; для преподавателей профессиональных училищ, средних и высших учебных заведений; для тренеров по различным видам спорта. Более того, разработаны 12 учебных программ спецкурсов (20 ч) по выбору слушателей. Это теоретико -методологические основы физической культуры; теория и методика спортивной тренировки; менеджмент в сфере физической культуры; физиология спорта; основы валеологии; лечебный и оздоровительный массаж; взаимодействие с трудными подростками в процессе физического воспитания; социально-психологические основы управления спортивной командой; психологические основы тактической подготовки; педагогика ненасилия при организации учебно-тренировочных занятий; психология общения и межличностных отношений; предпринимательство в сфере физической культуры и спорта. Специализированные циклы подготовки слушателей ведут ученые-практики: заслуженный тренер СССР, профессор В.С. Приставкин, заслуженный тренер РФ, проректор по учебной работе, зав. кафедрой спортивных игр, к.п.н., профессор О.Е. Лихачев, зав. кафедрами доценты В.Н. Зайцев, А.М. Докторевич, Л.Ф. Кобзева, А.И. Павлов, Е.П. Врублевский, кандидаты медицинских наук, доценты Н.И. Смольякова, О.А. Новиков и др. На 2-й неделе учебы параллельно со вторым циклом идет третий - научной подготовки слушателей, которому отводится 16 учебных часов (почти 1/4 часть всего объема часов). Выбор темы научных рефератов связывается со спецификой работы. Для оказания помощи в подготовке научного реферата слушатель курсов (по его желанию) прикрепляется к научному руководителю. В итоге в конце учебы реферат с учетом определенных требований защищается перед экзаменационной комиссией. С целью дальнейшего совершенствования учебно-методического процесса постоянно проводится традиционный анкетный опрос слушателей факультета. В анкете предлагается указать возраст, общий педагогический стаж, стаж по занимаемой должности и ответить на 5 приведенных ниже вопросов: Первый. "Ваша оценка значимости проведенных занятий?": а) применимость в вашей работе. (Подавляющее большинство (по 10-балльной оценке) выставили 8-10 баллов (85%), оценку в 6-7 баллов дали 15% опрошенных.); б) уровень организации занятий. (По-видимому, он устраивал большинство слушателей, поскольку 90% оценили его в 8-10 баллов (90%) и 10% - в 6 -7 баллов, ниже оценок не было.); в) интересные идеи. (На этот вопрос 60% ответов респондентов было в диапазоне 6-8 баллов, 20% выставили 4-5 баллов, 9-10 баллов не выставил никто.); г) полезность для саморазвития. (Ответы были аналогичны вышеуказанному вопросу.) Таким образом, анализ ответов на первый вопрос свидетельствует о необходимости совершенствования учебного процесса как в целом, так и в частности, повышения содержательности лекций посредством усиления их методической части. Относительно второго вопроса: "Ваши замечания и рекомендации по проведению занятий?" у большинства слушателей замечаний не было. Правда, высказывались пожелания открыть методический кабинет при ФПК, проводить практические занятия в форме показательных уроков с их последующим методическим разбором. В ответах на третий вопрос: "Ваши впечатления, пожелания в связи с качеством преподавания?" почти все слушатели отметили высокое качество преподавания, указали на то, что каждый преподаватель сумел заинтересовать темой своей лекции. На четвертый вопрос: "Какие изменения Вы предложили бы внести в учебный процесс?" большинство слушателей (90%) график работы назвали хорошим. На спецкурсах слушатели хотели бы иметь больше практических занятий для овладения методикой проведения занятий различными видами спорта. Пожелания респондентов сводятся к увеличению количества занятий с практической направленностью с целью совершенствования методики преподавания как профилирующих видов спорта (спортивные игры, гимнастика, лыжный спорт, легкая атлетика), так и непрофилирующих. По пятому вопросу: "Какие предметы и темы, на Ваш взгляд, необходимо включить в учебный процесс?" мнения слушателей были различными. Некоторые опрошенные (20%) хотели бы повысить свою компьютерную подготовленность и использовать знания в своей практической деятельности. Другие (тоже 20%) желали бы пополнить знания по психологии спорта. Ряд слушателей (15%) интересуют проблемы современного физкультурного движения в стране, нетрадиционные формы оздоровления, проблемы менеджмента и маркетинга в сфере физической культуры и спорта. По всей вероятности, наличие разных мнений по этому вопросу объясняется разнопрофильной практической деятельностью слушателей ФПК. Полученные анкетные данные позволили обозначить круг интересующих слушателей вопросов и в этой связи внести коррективы в последующий учебный процесс на факультете. От того, насколько содержательны и продуманны учебные программы, насколько они насыщены актуальными темами, зависит качество повышения квалификации специалистов данной отрасли. С учетом финансовых возможностей в современных условиях основным видом обучения на ФПК являются двухнедельные курсы повышения квалификации, главный недостаток которых - краткосрочность. За такой период очень сложно повысить квалификацию специалистов, разве что можно расширить современные знания по той или иной проблеме. И тем не менее главной основополагающей направленностью проводимой работы является совершенствование учебных программ и всего учебного процесса в целом на ФПК как главного фактора качества подготовки слушателей. Использованная литература 1. Евсеев С.П. Основные направления переподготовки специалистов в области физической культуры // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 1998, с. 9-12. 2. Игуменов В.М., Свищев И.Д. Совершенствование стажировки как самостоятельного вида дополнительного профессионального образования // Матер.Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 1998, с. 12-13. 3. Костикова Л.В., Николаева Н.И. Непрерывное образование через всю жизнь - ключ к успеху // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 1998, с. 6-9. 4. Лосин Б.Е. Эволюция системы повышения квалификации специалистов по физической культуре // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. СПб., 1998, с. 3-6. 5. Свищев И.Д., Чистова Н.А. Совершенствование дополнительных образовательных программ профессиональной переподготовки в сфере "Физическая культура и спорт" // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. - М.: Принт-центр, 2000, с. 13-17. 6. Тухватулин Р.М. Содержание и особенности обучения слушателей на факультете повышения квалификации СГИФК//Матер. Всерос. науч.-практ. конф. - М.: Принт-центр, 2000, с. 40-44. 7. Тюленьков С.Ю., Квашук П.В. Становление и развитие системы аттестации научных кадров во ВНИИФКе // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 10, с . 44-46. 8. Шуляков В.М., Блеер А.Н. Особенности совершенствования системы дополнительного образования в сфере физической культуры и спорта // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. - М.: Принт-центр, 2000, с. 3-12. 9. Ярошенко Л.В. Многоуровневые технологические системы дополнительного образования // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. - М.: Принт-центр, 2000, с. 18-22. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |