Abstract PHYSIOLOGY: NEW DIRECTIONS OF TEACHING IN HIGH SCHOOLS OF PHYSICAL CULTURE A.S. Solodkov, Dr. Med., professor E.B. Sologub, Dr. Biol., professor St.-Petersburg state P.F. Lesgaft's academy of physical culture, Saint Petersburg Key words: educational course "physiology", multilevel professional training, educational standard. The translation of the educational process of the high schools of the physical training of the Russian Federation into the multilevel professional training with the highest professional training has put forward the necessity of the change of the educational and working programs, thematic plans, volume of hours occupations. The conditions and rules of the solving of this problem were outlined by requirements of the State educational standards of the highest professional training in the area of physical culture. There was an imperative need of preparation and the publishing of new textbooks and manuals on the appropriate subject matters. There was made the new program and the thematic plans on the faculty of physiology P.F. Lesgaft's SSAPC which included three basic units: the general, sports and age physiology. The volume of the course on the general and sports physiology has made 314 hours. The age physiology, according to the decision of the academic Council of the Academy, was taught as a special course in total amount 106 hours. The authors do not concern the features of the teaching of the discipline in the magistracy at thefaculty of physiology on section 521913 - "the physiological bases of adaptation to muscular loads" in this article. This question demands the special consideration in the separate article.
|
ФИЗИОЛОГИЯ: НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ В ВУЗАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Доктор медицинских наук,
профессор А.С. Солодков Санкт-Петербургская
государственная академия физической культуры Ключевые слова:учебный курс "физиология", многоуровневая подготовка кадров, образовательный стандарт. Перевод учебного процесса вузов физической культуры Российской Федерации на многоуровневую подготовку кадров с высшим профессиональным образованием выдвинул необходимость изменения учебных и рабочих программ, тематических планов, объема часов аудиторных и самостоятельных занятий. Условия и правила решения этой проблемы в значительной мере были очерчены требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в области физической культуры. В этой связи возникла настоятельная необходимость подготовки и издания новых учебников и учебных пособий по соответствующим учебным дисциплинам. Очевидно, первыми в вузах физической культуры РФ в области медико-биологических дисциплин к реализации этой программы приступили сотрудники кафедры физиологии СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. Обусловлено это было, в частности, и тем, что проректор Академии по учебной работе 80-х - начала 90-х гг. профессор С.П. Евсеев был инициатором и непосредственным участником разработки ряда важных для высшего профессионального образования документов, внедрение и практическую проверку которых прежде всего стремился осуществить в своем вузе. На кафедре физиологии были составлены новые программа и тематические планы, которые включали три основных раздела: общую, спортивную и возрастную физиологию. В целом объем курса по общей и спортивной физиологии составил 314 ч, из них на преподавание общей физиологии было отведено 204 ч и спортивной - 110 ч. Возрастная физиология, согласно решению Ученого совета Академии, преподавалась в виде спецкурса общим объемом 106 ч. При этом на лекциях и лабораторных занятиях изучались следующие основные разделы: * Общие физиологические закономерности роста и развития организма человека. * Физиологические особенности организма детей дошкольного и младшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам. * Физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам. * Физиологические особенности урока физической культуры в школе. * Физиологические особенности организма людей зрелого и пожилого возраста и их адаптация к физическим нагрузкам. * Физиологические особенности переработки информации у спортсменов разного возраста. * Функциональные асимметрии спортсменов разного возраста. * Физиологические основы индивидуально-типологических особенностей спортсменов и их развитие в онтогенезе. Был определен следующий порядок преподавания физиологии. На 2-м курсе и в первом семестре 3-го курса студенты изучали общую физиологию с последующей сдачей зачета, на 3-м курсе - спортивную физиологию, и все это заканчивалось экзаменом по общей и спортивной физиологии. На 4-м курсе преподавалась возрастная физиология, и по ней студенты сдавали зачет, а в конце о бучения, в период государственной аттестации бакалавров, принимался государственный экзамен по физиологии в качестве самостоятельной дисциплины. В настоящее время рекомендован иной, очевидно далеко не лучший, вариант преподавания физиологии, реализация которого в нашем вузе начата в 2001 г. Новый учебный план предусматривает изучение общей физиологии на 3-м курсе с последующим зачетом, спортивной и возрастной физиологии - на 4-м курсе с проведением экзамена и зачета, а в процессе государственной аттестации выпускникам будет предложен междисциплинарный экзамен, включающий в себя вопросы медико-биологических, психолого -педагогических, естественно-научных, социально -экономических и других дисциплин. Для подготовки к такому экзамену пока нет специальной (интегрированной) литературы, а исключение физиологии как самостоятельного экзамена существенно снизит интерес к нему студентов. Очевидно, нет необходимости специально обосновывать важность физиологии для специалистов с высшим физкультурным образованием. Весь курс физиологии по прежней программе преподавался в нашем вузе в течение 5 лет, после чего были обобщены все учебные материалы, учтены замечания и пожелания студентов, преподавателей и сотрудников Учебно-методического управления Академии, а профессорами А.С. Солодковым и Е.Б. Сологуб подготовлены и изданы три учебных пособия по соответствующим разделам дисциплины 1. На основе этих пособий и с включением ряда дополнительных материалов авторами был написан учебник2 , который состоит из трех частей: "Общая физиология" объемом 175 с., "Спортивная физиология" - 180 с. и "Возрастная физиология" - 155 с. Естественно, для вузов физической культуры нам хотелось более подробно изложить вопросы спортивной физиологии. В частности, впервые в учебнике представлены общая и частная спортивная физиология с включением ряда новых разделов (адаптация к физическим нагрузкам и резервные возможности организма, физическая работоспособность спортсмена, физиолого -генетический подход к вопросам спортивного отбора и др.). Важно подчеркнуть, что некоторые разделы учебника по названиям в значительной мере соответствуют рубрикации тематических планов. В данной статье мы не касаемся особенностей преподавания дисциплины в магистратуре при кафедре физиологии по разделу 521913 - "Физиологические основы адаптации к физическим (мышечным) нагрузкам". Этот вопрос требует специального рассмотрения в отдельной статье. 1Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология спорта: Учеб. пос. /СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, СПб., 1999. - 232 с. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Общая физиология: Учеб. пос. /СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2000. - 216 с. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Возрастная физиология: Учеб. пос. /СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. СПб., 2001. - 188 с. 2 Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: Учебник. - М.: Терра-Спорт, 2001. - 520 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|