ОБРАЗОВАНИЕ: ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ


Abstract

TO QUESTION OF FORMATION OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES AND SKILLS IN EXPERT IN SAFETY OF ABILITY TO LIVE IN SPORTS HIGHEST SCHOOL

I.M. Shilova, Ph. D., lecturer

Siberian state academy of physical culture, Omsk

Key words: safety of ability to live, extreme situations, professional training, professionally significant qualities and skills.

The features of the professional training of specialists in the area of the safety of the ability to live are written in the article. The mainframes of the discipline are specified.

It is generated and functionally differentiated the list of the professionally significant qualities and skills of the teacher on the safety of the ability to live in the sports highest school. Their classification is submitted according to behavior-active algorithm of the safety.


К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ И УМЕНИЙ У СПЕЦИАЛИСТА ПО БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ

Кандидат педагогических наук, доцент И.М. Шилова
Сибирская государственная академия физической культуры, Омск

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, чрезвычайные и экстремальные ситуации, профессиональная подготовка, профессионально значимые качества и умения.

Одна из приоритетных и важнейших для человеческого сообщества потребностей - обеспечение безопасности его жизнедеятельности, на некоторые аспекты которой обращали внимание исследователи В.Г. Асеев, С.П. Рубинштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадриков и др.

Для достижения приемлемого уровня безопасности в разнообразных сферах деятельности общества необходимы: осознание и признание на всех уровнях негосударственной власти абсолютного приоритета человеческой жизни как непреходящей ценности; юридическое закрепление прав человека в области обеспечения безопасности и формирования адекватных экономических механизмов регулирования взаимоотношений между личностью, властью и обществом; полная осведомленность о существующих опасностях и кадровая систематическая подготовка к действиям в чрезвычайных (ЧС) и экстремальных (ЭС) ситуациях, проводимая на всех уровнях управления обществом, техносферой и биосферой [2].

Социально-экономические преобразования в России вызвали прогрессивные инновации в профессиональном образовании.

Одной из особенностей современного этапа развития профессионального образования является подготовка специалистов по безопасности жизнедеятельности (БЖД). Актуальна проблема подготовки специалистов данного профиля в академиях, институтах, на факультетах физической культуры и спорта, тем более что БЖД отнесена к образовательной области "Физическая культура".

Назрела объективная необходимость в специалистах, знающих принципы, правила и средства безопасного поведения в условиях жизнедеятельности, основы здорового образа жизни для обеспечения активной жизнедеятельности и здорового долголетия; владеющих методикой формирования у учащихся психологической устойчивости поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях; владеющих методикой формирования у учащихся бережного отношения к своему здоровью, окружающей среде, ответственного отношения к любому виду деятельности.

БЖД в высшей школе все более утверждается как учебная и научная дисциплина. По сложившейся практике курс "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ как база направления БЖД) в большинстве учебных заведений ведут преподаватели, не имеющие соответствующей квалификации, слабо владеющие технологическими приемами организации обучения в условиях реформирования системы образования. Это лица с различным высшим образованием, в лучшем случае прошедшие курсы повышения квалификации в объеме до 160 ч.

"Существующая система образования в области безопасности плоха, - отмечает академик О.Н. Русак, - именно отсутствием системности. Теория безопасности подменяется соображениями здравого смысла. Сообщаемая информация носит частный, рецептурный, прерывистый характер" [4].

Соотношение качеств и умений алгоритмам безопасности (количество)

Показатели Алгоритмы
предвидеть избегать действовать
Профессионально значимые качества 10 5 35
Профессиональные умения 4 5 9

Курс ОБЖ очень динамичен, содержание предмета весьма сложно и требует преподавания его квалифицированными специалистами. При усвоении социального опыта в ходе изучения данной дисциплины возникают особые трудности, обусловленные тем, что ее содержание связано не с одной, а с несколькими науками: философией, педагогикой, психологией, медициной, экологией, юриспруденцией, физической культурой, спортом, военным делом и др. В этом проявляется интеграционная функция БЖД. Отсюда - проблема формирования межпредметных связей в учебном процессе. Кроме того, данный курс представлен четырьмя блоками: здоровый образ жизни; основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи; безопасность и защита человека в чрезвычайных и опасных ситуациях; основы военной службы. Каждый из них характеризуется особым, только ему присущим, учебным материалом, который отличает его от других блоков. В этом проявляется дифференцировочная функция БЖД. В связи с этим возникает необходимость в формировании и структурировании учебного материала БЖД с целью дидактической адаптации материала смежных дисциплин, помогающих осознавать естественно-научные основы изучаемой педагогической деятельности, а использование принципа интеграции при формировании содержания учебных тем курса будет способствовать повышению познавательной мотивации студентов к изучению этих смежных дисциплин.

В профессиональной подготовке педагога конкретной специальности в вузе необходимо четко определить круг профессионально-личностных качеств: интерес и любовь к детям, способность к сопереживанию, справедливость (объективность), педагогическая зоркость (внимательность), наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, организаторские способности и др. [1, 3]. Что же касается специалиста по безопасности, то необходимо определить еще и круг его профессионально значимых качеств [5, 6]. Психологические и психофизиологические профессионально значимые качества - это индивидуальные особенности человека, которые определяют потенциальные или реализуемые способности к эффективному профессиональному обучению и дальнейшей конкретной профессиональной деятельности. Требования к профессионально значимым качествам увеличиваются по мере нарастания тяжести условий деятельности, во время которой требуются стопроцентная надежность и эффективность. Степень их соответствия требованиям педагогической деятельности обусловливает ее продуктивность, успешность и безопасность.

Для определения профессионально значимых качеств мы обратились к специалистам в области БЖД: преподавателям вузов, учителям общеобразовательных школ, сотрудникам Омской областной поисково-спасательной службы. В итоге был составлен довольно обширный перечень качеств и умений, обеспечивающих успешность профессиональной деятельности. Данный перечень
был вновь предъявлен опытным специалистам для оценки по пятибалльной шкале степени важности и требуемого уровня развития каждого из качеств, включенных в перечень профессионально значимых. В окончательный перечень вошли 50 качеств и 18 умений, значения которых были максимальными и варьировались в пределах одного балла.

Видно, что ведущее значение имеют качества и умения, характеризующие будущих специалистов как руководителей, организаторов, воспитателей. Наименьшее значение получили качества, характеризующие волевую сферу студентов. Также нами была прослежена динамика формирования профессионально значимых качеств в процессе обучения студентов.

Проводились самооценка и оценка степени сформированности у студентов качеств и умений по установленному окончательному перечню, приведенному выше.

Кроме того, мы проанализировали соотношение профессионально значимых качеств и умений и основных алгоритмов обеспечения безопасности: предвидеть, по возможности - избегать; при необходимости - действовать (см. таблицу).

Из таблицы видно, что режим действия обеспечивается значительно большим количеством качеств и умений, чем другие режимы.

Результаты наблюдений за динамикой формирования у студентов профессионально значимых качеств и умений позволяют предположить, что планирование и организация учебного процесса на разных этапах обучения в большей степени определяют общее направление и содержание качеств, а их уровневые достижения в учении и освоении профессии в значительной мере обусловливаются внутренними психологическими факторами.

Литература

1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990, с. 141.

2. Давыдова Т.Ю.(в соавт.) Основы теории безопасности и рискологии: Учеб. пос. - М.: Высшая школа, 1999. - 152 с.

3. Кузьмина И.В. Методы исследования педагогической деятельности. Л., 1970.

4. Русак О.Н. Образовательная концепция безопасной деятельности человека. - СПб.: МАНЕБ, 1993, с. 4.

5. Шадриков В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1992.

6. Шилова И.М. Модель профессиограммы специалиста в области безопасности жизнедеятельности /Тез. I Междунар. конф. "Безопасность жизнедеятельности: структура и содержание высшего профессионального образования"/Под ред. В.В. Маркова. М., 2000, с. 27-30.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!