Abstract TALENT, ENDOWMENTS AND ABILITIES IN STRUCTURE OF SPORTS ACTIVITY V.A. Salnikov, Dr. Hab., professor Siberian state automobile-road academy (former SibSARI), Omsk Key words: sports activity, specific features, abilities, talent, endowments. The high and growing level of achievements in various kinds of sports is connected with the perfection of the control system in a training process. However the parameters on which it is carried out, vary in a due course. The opportunity of the achievement of outstanding results was contacted an intensification of processes of the training, the last years, but now it is contacted with the optimization of various components of the training process on the background of the maximal realization of individual reserves at various stages of a long-term training process. The acknowledgement of that specific features are taken into account obviously insufficiently. That is why many capable athletes have already left or are leaving sports appreciably not having opened their abilities because of that the standard system of training which is not taking into account their individual, mental features, functional and adaptable reserves was applied to them. There are the data at the same time, that very many of those who has achieved the results of the world level already being the adult,did not at all show endowments in the childhood.
|
ТАЛАНТ, ОДАРЕННОСТЬ И СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Доктор педагогических наук,
профессор В.А. Сальников Ключевые слова: спортивная деятельность, индивидуальные особенности, способности, талант, одаренность. Высокий и все возрастающий уровень спортивных достижений в различных видах спорта чаще всего связывается с совершенствованием системы управления тренировочным процессом. Однако параметры, по которым это осуществляется, со временем меняются. В прошлые годы возможность достижения выдающихся результатов связывалась с интенсификацией процессов подготовки, в настоящее время - с оптимизацией различных компонентов тренировочного процесса на фоне максимальной реализации индивидуальных резервов на различных этапах многолетнего тренировочного процесса. Подтверждением того, что индивидуальные особенности учитываются явно недостаточно, является то, что многие способные атлеты ушли или уходят из спорта, в значительной мере не раскрыв своих возможностей из-за того, что в отношении к ним была применена стандартная система подготовки, не учитывающая их индивидуальных, психических особенностей, функциональных и адаптационных резервов [8]. Вместе с тем имеются данные, что очень многие из тех, кто достиг результатов мирового уровня уже будучи взрослым, совсем не демонстрировали одаренности в детстве. Действительно, чем тщательнее изучаются факторы, способствующие достижению спортсменами выдающихся результатов, тем в большей мере ученые убеждаются, что каждый незаурядный спортсмен - это яркая индивидуальность. Да и к результатам одного и того же уровня они приходят разными методическими путями при различной, характерной только для них структуре подготовленности. Говоря об успехах выдающихся атлетов, А.Н. Воробьев [2] отмечает, что они исключительно одарены от природы. В принципе это положение не вызывает возражения, однако практика спорта показывает, что уровень и характер проявления одаренности очень индивидуальны и заключаются в том, что одни, приходя заниматься тем или иным видом спорта, уже проявляют ярко выраженные способности, других же не принимали в группы начальной подготовки в силу их слабости. То есть на этом фоне можно говорить о том, что успешное выполнение определенной спортивной деятельности происходит по-разному из-за внутренних свойств, отличающих индивидуальность. Именно такого рода индивидуальные различия принципиально важны и дают основание для вывода о том, что одна и та же деятельность может осуществляться психологически разными путями и что в широких пределах возможна компенсация одних способностей другими. Устойчивая же склонность, пристрастие к определенным видам занятий уже выражают особенности индивидуальности растущего человека. Обычно склонности идут впереди способностей и становятся одним из важных факторов их развития. Последнее практически не изучается в спортивной деятельности. Связывается это с тем, что эффективность спортивной деятельности определяется результатом как общим интегральным показателем уровня подготовленности. В итоге вся система совершенствования отдельных компонентов подготовленности увязывается со становлением узловых компонентов соревновательной деятельности. Однако, как отмечает В.Н. Платонов [9], существенным просчетом большинства проведенных исследований факторной структуры подготовленности явилось то, что при определении роли отдельных параметров и факторов их связывали с интегральным показателем спортивного мастерства - спортивным результатом. Именно систематизация эффективных основ управления тренировочным процессом привела к необходимости создания модельных характеристик, среди которых выделяют следующие: модели спортсмена будущего; модели объективизации управления тренировочным процессом [17]; модели для прогноза надежности выступления спортсменов [10]. Среди компонентов моделей, описывающих состояние или уровень подготовленности спортсменов, выделяют уровень развития сторон подготовленности; функциональные возможности; внешние морфологические признаки, возраст и спортивный стаж, способность к восстановлению после больших физических и психологических нагрузок. Применительно к высококвалифицированным спортсменам отмечается, что у них значительно меньше выражена вариабельность интегральных характеристик соревновательной деятельности в сравнении с факторами функциональной подготовленности: чем локальнее эти показатели, хотя и значимые, тем больше может быть допустимый разброс их индивидуальных значений. В этих условиях изучение индивидуально значимых факторов может иметь существенное значение при разработке моделей подготовленности к соревновательной деятельности. Многообразие подходов показывает, что логические модели не являются полными и тем более единственными и окончательными, а главное чаще всего отсутствует совпадение индивидуальных результатов с модельными характеристиками. Предполагается, что ориентация спортсмена на модельные характеристики приводит к устранению диспропорции подготовленности, подтягиванию отстающих в развитии качеств, обеспечению должной соразмерности составляющих спортивного мастерства. Вместе с тем редко кто из сильнейших спортсменов, по показателям которых создавались модельные характеристики, по своим данным соответствовал усредненному идеалу. При этом признается, что выдающиеся спортсмены наряду с некоторыми сильнейшими сторонами подготовленности имеют и заурядный уровень развития отдельных компонентов, а изменения этого соотношения часто нарушают всю систему. Действительно, система выявления закономерностей достижения блестящего спортивного результата на основе статистического набора материала блокирует изучение факторов индивидуальности, способствующих достижению выдающегося результата. Вероятно, здесь лучше всего ориентироваться не на совокупность личностных характеристик чемпионов, а на тщательный анализ всех факторов, которые сопутствуют спортивному результату. Все это обусловливает необходимость более четко определиться, что представляют собой способности, талант, одаренность спортсменов. К настоящему времени они не получили однозначного толкования, а главное практически не изучаются как основные факторы, сопутствующие достижению выдающегося результата. Спортивный талант чаще определяется различными факторами, среди которых выделяются наследственность, биологический возраст молодого поколения, особенности телосложения, биомеханические параметры, темпы развития работоспособности. В целом отмечается, что талант - явление уникальное и встречается довольно редко [3]. Одаренность же рассматривается как качественно своеобразное сочетание высокоразвитых моторных, функциональных и психологических качеств индивида, отвечающих требованиям спортивной специализации, создающее возможность успеха в конкретной деятельности. Под способностями понимаются индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого. Сопоставляя приведенные понятия, следует отметить, что в обобщенном виде они употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. При этом понятие "талантливый" подчеркивает наличие природных данных в человеке, и в этом плане талант рассматривается как синоним одаренности, "способный" же определяется через соотношение с успехами в деятельности. В.Д. Шадриков и Н.М. Дружинин [16] отмечают: "Можно обозначить, что способности, с одной стороны, и одаренность и талант - с другой, выделяются как бы разными основаниями: говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивают прирожденный характер данного качества человека". Талант же индивидуален, и связано это с тем, что в таланте проявляется вся личность, которая изменчива и которую невозможно изменить и оценить в полном объеме. Существенным недостатком применительно к спортивной практике является то, что не рассматриваются психологические механизмы способностей и одаренности. Это связано, очевидно, с тем, что способности и одаренность у того или иного спортсмена констатируются тогда, когда уже достигнут выдающийся результат и мало внимания обращается на это в процессе отбора на различных этапах спортивного совершенствования, где основным фактором выступает соответствие сторон подготовленности тем модельным характеристикам, которые составлены для данного уровня подготовленности. В действительности же проблема отбора по способностям становится тем актуальнее, чем более жесткие требования к человеку предъявляет деятельность. Обычное же представление о том, что такое одаренный ребенок, носит обобщенный характер и довольно часто не содержит индивидуальных характеристик, не говоря уже о том, чтобы учесть целый диапазон, казалось бы, взаимоисключающих качеств. Понятия "одаренный ребенок", "одаренные дети" в немалой мере условные, они служат для обозначения особой типологической реальности - предпосылок способностей, где индивидуальное еще недостаточно отделено от возрастного. Поэтому так труден переход от констатации повышенных возможностей подростка к предвидению хода его дальнейшего развития, так ненадежен прогноз. Одним из важнейших условий развития одаренности считается ее раннее выявление, но, как показывают исследования, возраст идентификации зависит от вида одаренности (более раннее выявление музыкальной одаренности и более позднее - математической) и методов ее диагностики. Важным, но часто игнорируемым фактором одаренности являются интересы детей и подростков и их внешкольные увлечения, стабильность которых характеризует творческую продуктивность. Действительно, часто на начальных этапах многолетнего тренировочного процесса из поля зрения выпадают одаренные подростки и чаще попадают дети средних способностей, в силу определенных факторов показывающие относительно высокие спортивные результаты в детском или подростковом возрасте. Нередко приходится сталкиваться с тем, что любые ранние признаки необычных способностей понимают как выражение одаренности ребенка. В действительности же установление подлинных различий по одаренности требует выявления соотношения возрастного и индивидуального. Только опираясь на сведения о возрастной одаренности и разных вариантах, типах хода возрастного развития, можно более обоснованно подойти к оценке индивидуальности подростка. Это неоднократно подчеркивалось В.М. Тепловым, отмечавшим, что "различия по одаренности - это различия индивидуальностей" [13]. Значение, которое он придавал индивидуальности, обнаруживалось и в том, что у людей, способных к высшим достижениям, он в соответствии со своей общей концепцией стремится каждый раз выявить качественные особенности одаренности. К сожалению, довольно много одаренных детей обладают таким как бы взаимоисключающим сочетанием качеств, которое приводит к тому, что их не выявляют и не обучают в соответствии с их потребностями [11]. Преобладает точка зрения, что понятие одаренности приравнивается к высокой успешности во всех областях деятельности. Это говорит о низкой эффективности системы отбора способной молодежи для занятий спортивной деятельностью. На этом фоне становится понятным отсутствие работ, изучающих особенности методики тренировочного процесса с действительно одаренными подростками. Исходя из этого основным параметром, определяющим эффективность подготовки спортсменов, является соответствие сторон подготовленности модельным характеристикам, отражающим тот или иной уровень подготовленности. Но это едва ли решит проблему в полном объеме. Необходимо иметь в виду, что специфические особенности различных систем у каждого отдельного индивида не случайно согласуются друг с другом, а представляют собой определенную закономерную связь между собой, образуют определенную организацию, структуру, характеризующую определенный тип человека. Все дело в том, что принципиально невозможно воздействовать на какое-либо свойство личности, не затрагивая всех остальных: формируя одно из свойств личности, мы неизбежно изменяем всю их систему в целом, независимо от того, желаем мы этого или нет [17]. В частности, имеются данные о том, что воздействие тренировок в раннем возрасте более эффективно для одаренных детей; напротив, для детей с невысоким уровнем развития двигательных способностей максимальный эффект тренировок проявляется в более позднем возрасте [12]. Одновременно динамика взаимодействия развивающихся качеств будет зависеть от того, насколько развиты эти качества: при невысоком уровне их развития отмечена параллельность в их развитии, при среднем - независимость, а при чрезмерно высоком - противоположная направленность. Это дает основание считать, что предметная развивающая среда для одаренных детей должна соответствовать как общевозрастным, так и специфическим особенностям. При этом одаренность может развиваться с различной скоростью, иногда чрезвычайно быстро, а это способно привести к нарушению координации развития. В свете обозначенного особенно важно проанализировать механизмы реализации взаимодействия способности и одаренности. Наиболее перспективен в этом плане сделанный В.Д. Шадриковым [15] подход к определению понятий "способности" и "одаренность" с позиции функциональной системы. Он использует для этого понятие "психические функции". Их участие в спортивной деятельности особо выразительно, а они существенно различаются в связи со спецификой этой деятельности. Но нельзя говорить, что функция или какая-либо ее сторона - это и есть способность. По мнению Е.Л. Ильина [4], "способность - это высокий уровень проявления качественной стороны функции, обусловленной задатками". Следовательно, задатки могут усиливать проявление той или иной стороны функции, но ни в коем случае не подменять ее. Сегодня различают специальные и общие задатки. К первым относят свойства нейронов и нейронных цепей, ко вторым - свойства нервной системы, специфику организации мозга, проявляющуюся в продуктивности психических процессов и психомоторике. На этом фоне, согласно позиции, обозначенной Б.Г. Ананьевым [1], отмечается, что психическая функция "есть" сложное сочетание весьма различных образований - функциональных, оперативных и мотивационных. Вполне обоснованным представляется использование понятия способности, сформулированного В.Д. Шадриковым [16], как совокупности индивидуальных качеств, влияющих на эффективность деятельности, которая определяется уровнем сформированности и организации функциональной системы деятельности, т.е. в этом случае способности рассматриваются как характеристики продуктивности этих сложных функциональных систем. При этом существенно важно то, что способность в силу своей полимодальности может обеспечить эффективность любой деятельности, а для этого необходим целый комплекс способностей и их своеобразное сочетание. Но подобное "сочетание" есть система качеств, сформировавшаяся в онтогенезе. Применительно к спортивной деятельности существенно важно именно изучение взаимодействия отдельных способностей в системе деятельности. В отдельных видах спортивной деятельности одноименные сложные способности имеют неодинаковую структуру, на основании этого чаще приходится говорить не об общих связях, а, скорее, о конкретных проявлениях этих связей. В целом же способности, входящие в одну и ту же группу (скоростные, силовые, выносливость), но имеющие различную структуру, включают в себя разные психологические особенности, выступающие в качестве задатков. Это дает основание отметить, что задатки характеризуются поливалентностью по отношению к способностям, так как на основе одних и тех же задатков формируются различные способности. Следовательно, согласно В.Д. Шадрикову [16], "...одаренность будет выступать как системное качество совместно работающих функциональных систем, реализующих различные психические функции, которые включены в функциональную систему деятельности и имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии выполнения деятельности. Но практика спортивной деятельности показывает, что у разных спортсменов, занимающихся одним и тем же видом спортивной деятельности и достигающих выдающегося результата,- одаренность различна, т.е. для одной и той же деятельности характерны различные одаренности. Вероятно, как и в проблеме способностей, на первый план выступает качественная характеристика одаренности, а уже затем по мере выраженности - количественные параметры". На самом деле, применительно к спортивной деятельности одаренность представляет собой индивидуально-своеобразное сочетание способностей. В частности, рассмотрение двигательной одаренности, проявляемой в спортивной деятельности, наглядно показывает необходимость учитывать проявление в ней психофизиологических и морфологических особенностей человека. При этом чем больше этих компонентов имеется у человека, тем он более одарен. На этом фоне Е.П. Ильин [5] определяет двигательную одаренность - "как сочетание врожденных антропометрических, морфологических, психологических, физиологических и биологических особенностей человека, однонаправленно влияющих на успешность какого-либо вида деятельности". Однако наличие какой-либо одной способности (или даже нескольких способностей) без антропометрических задатков или наличие последних без способностей не делает человека одаренным к спортивной деятельности. Е.П. Ильин [5] отмечает, что антропометрические особенности могут влиять на успешность деятельности прямо (например, преимущество в росте при игре в баскетбол) и опосредованно, через влияние на проявление способности. Изучение взаимосвязей двигательных проявлений, особенностей нейродинамики и других признаков свидетельствует о наличии интеграции различных видов потенциальных возможностей человека, лежащих в основе его индивидуального физического развития. В этих условиях сочетание различных направлений анализа приводит к выявлению разного рода связей. Можно предположить, что качественная специфика отдельной способности выступает как выражение отдельной грани одаренности, которая, в свою очередь, рассматривается как системное качество. Но в деятельности отдельные способности проявляются не изолированно, а во взаимодействии и по отношению к цели как нечто целостное. Следовательно, как указывает В.Д. Шадриков [15], "...мера интегрированности способностей в системе конкретной деятельности, на наш взгляд, может иметь индивидуальные различия, так как при одной и той же продуктивности по отдельным функциям у различных лиц результативность их деятельности различается". При этом показатель интегрированности отдельных способностей тесно связан с общей одаренностью. В дополнение к этому следует привести высказывание Б.М. Теплова [13], который возражал против представлений о том, что высокая одаренность в одной области сопровождается снижением одаренности в других областях деятельности. Он подчеркивал, что "эквивалент как таковой многосторонен", и считал, что не о существовании разных одаренностей должна идти речь, а о широте самой одаренности. Он писал: "Возможность успешно действовать в различных областях объясняется прежде всего наличием некоторых общих моментов одаренности, имеющих значение для разных видов деятельности". В этом центр научной проблемы многосторонних дарований [11]. Видимо, необходимо подчеркнуть то, что от природной одаренности будет зависеть не сам успех, а только возможности его достижения, так как способности развиваются в процессе онтогенеза под влиянием социальных воздействий. Каждый достигает нужного результата по-своему: индивидуальность накладывает свой отпечаток на деятельность. Имеющиеся исследования по-разному представляют данные в отношении индивидуальных особенностей и их связь с эффективностью деятельности. Проявление же индивидуальных различий применительно к свойствам нервной системы рассматривается в двух направлениях: в отношении способов и эффективности действий. В практике спорта чаще исследуется связь эффективности деятельности со свойствами нервной системы. Хотя в учебной и трудовой деятельности подобные связи не выявлены и наиболее продуктивны исследования, показывающие связь свойств нервной системы со способами действий, т.е. чаще говорят о типологически обусловленном стиле индивидуальной деятельности. Еще Б.М. Теплов [13] обратил внимание на то, что в зависимости от особенностей темперамента люди различаются не конечными результатами действий, а способами достижения результатов. Подтверждение тому - данные, полученные Н.С. Лейтисом [6]. Наблюдения за тремя учениками-отличниками показали, что они существенно различаются по темпераменту. При этом ученики отличались друг от друга прежде всего способом, стилем работы, который в значительной степени определяется их темпераментом. Вероятно, этим можно объяснить то, что не всегда предельные нагрузки служат фактором достижения выдающегося результата. Многих замечательных результатов спортсмены достигали при значительно (в 1,5 - 2 раза) меньшей нагрузке. Эта оптимизация достигается благодаря максимальному соответствию характера нагрузки индивидуально-психологическим особенностям занимающихся. На фоне этого главная проблема в системе воспитания одаренного ребенка - это преодоление противоречий между унифицированной системой и ярко выраженными личностными особенностями одаренного ребенка, который часто с трудом вписывается в общепринятые педагогические нормы и правила. Однако сегодня в системе тренировочного процесса основное внимание обращается на поиски и обоснование тестов, способных выявить талантливую и одаренную молодежь, и меньше внимания уделяется программам для талантливых и одаренных, а имеющиеся часто вообще не содержат никаких научных разработок - их организаторы просто действуют на основании веры в собственную непогрешимость. Литература 1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. - М., 1977. - 380 с. 2. Воробьев А.Н. Принцип индивидуализации - фикция или закономерность в современном тренировочном процессе?//Теор. и практ. физ. культ. 1986. № 6, c. 29-31. 3. Зациорский В.М., Сергиенко Л.П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств человека (материалы исследования на близнецах) // Теор. и практ. физ. культ. 1975, № 6, с. 22-29. 4. Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению //Психологический журнал. 1987, № 2, с. 37-47. 5. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология. Л., 2001. - 454 с. 6. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М., 1971. - 279 с. 7. Платонов В.Н. Современная спортивная тренировка. Киев, 1980. - 336 с. 8. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. Киев, 1984. - 350 с. 9. Платонов В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. М., 1986. - 287 с. 10. Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. М., 1983. - 176 с. 11. Попов Л.В. Психология спорта. М., 1998. - 151 с. 12. Сергиенко Л.П. Прогнозирующее значение генетических факторов в системе отбора и спортивной ориентации детей: Материалы III Всесоюзной научной конференции по проблемам юношеского спорта. М., 1973, с 158-159. 13. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961. - 536 с. 14. Чернов К.А., Юдин Ю.Ф., Брянкин С.В. Теория индивидуального управления процессом спортивной тренировки. Смоленск - Москва, 1980. - 129 с. 15. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994. - 317 с. 16. Шадриков В.Д. О содержании понятий "способности" и "одаренность"//Психологический журнал. 1982, № 3, с. 38-46. 17. Шадриков В.Д., Дружинин В.Н. Развитие и диагностика способностей. - М.: Наука, 1991. - 153 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |