СТАРШЕМУ ПОКОЛЕНИЮ - ТВОРЧЕСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ


Abstract

PEDAGOGICAL AND ORGANIZATIONAL FEATURES OF MOTOR MODE OF MATURE AND ELDERLY AGED PEOPLE

D.N. Gavrilov, Ph. D., lecturer

A.G. Komkov, Dr. Hab, professor

A.V. Malinin

V.A. Rogozkin, Dr. Hab., professor

St-Petersburg research institute of physical culture, St-Petersburg

Key words: physical activity, standardization of physical load, fitness program, testing, genetic predisposition to performance of physical work, computer system

Two groups of 175 men and 210 women aged 40-79 years were examined. The group of 130 was engaged in the specially developed fitness program including traditional fitness exercises: walking, jogging, calisthenics, training devices, as well as joint and respiratory exercises, rhythmoplastics, active games and muscular relaxation. The sessions were held twice a week during 2 hours: 1 hour for practical exercises and 1 hour for theoretical learning. There the world-looking problems were considered in the theoretical part: hygiene and self-estimation, interrelation psychology, various approaches to leading problems, acquaintance with different fitness programs. The standardization of physical load during the sessions was realized according to the algorithm developed by the researches of the Saint-Petersburg Research Institute of Physical Culture on the basis of the computer-testing program including 30 factors. The results testified of the reliable improvement of a motor fitness, functional condition, physical work capacity, general feeling, and biological age.


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА ЛЮДЕЙ ЗРЕЛОГО И ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Кандидат педагогических наук, доцент Д.Н. Гаврилов
Доктор педагогических наук, профессор А.Г. Комков
Старший научный сотрудник А.В. Малинин
Доктор биологических наук, профессор В.А. Рогозкин

Санкт-Петербургский НИИ физической культуры, Санкт-Петербург

Ключевые слова: двигательный режим, оздоровительная физическая культура, тестирование, физическое состояние, нормирование, компьютерная система.

Актуальность предлагаемой темы обусловлена тенденцией к постарению населения, отмечаемой как в развитых странах мира, так и в России, в частности в Санкт-Петербурге.

Закономерность увеличения доли населения старшего возраста в Санкт-Петербурге подтверждается сравнительными данными за 1980 и 2000 гг.: прирост составил около 4%.

По мнению специалистов, решению проблемы продления активной жизни может способствовать широкое использование средств оздоровительной физической культуры - ОФК [1, 14, 15, 16, 21]. При этом минимальная величина двигательной активности должна составлять не менее 30 мин ежедневно.

Однако для этой возрастной группы не существует организованных форм занятий физической культурой (ФК), как у дошкольников, школьников, студентов, военнослужащих. Следует учитывать, что эффективна не всякая двигательная активность, а только организованная в условиях индивидуального подхода к выбору средств и интенсивности физической нагрузки.

Актуальность настоящей проблемы подтверждена материалами прошедшей в ноябре 2001 г. всероссийской научно-практической конференцией "Старшему поколению - активное долголетие".

Целью проведенного нами исследования было изучение опыта организации занятий физическими упражнениями для людей зрелого и пожилого возраста и выявление педагогических и организационных особенностей двигательного режима данной возрастной категории.

При организация исследования использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, практическое изучение опыта использования различных оздоровительных программ и методик, педагогическое наблюдение, анкетирование, антропометрические измерения, тестирование, медико-биологическое обследование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

В исследовании приняли участие 175 мужчин и 210 женщин от 40 до 79 лет, проживающих в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Состояние проблемы изучалось также посредством практического ознакомления с различными оздоровительными системами, программами, методиками. В период с 1985 по 2001 г. было изучено более 20 различных программ.

Результаты исследования . На основании анализа литературы [3, 5, 10, 11, 13, 19, 20], практического опыта, проверки и тщательного отбора была разработана программа занятий [6,17], которая имела следующее содержание и отличительные особенности: наличие теоретической части занятия, комплексов суставной и дыхательной гимнастики, использование психофизических упражнений, ритмопластики, средств закаливания и оздоровительного воздействия природных факторов, мышечной релаксации и традиционных средств - ходьбы, бега, гимнастических упражнений, подвижных игр (табл. 1).

Теоретическая часть занятия включала мировоззренческие вопросы, вопросы гигиены и самоконтроля, психологии взаимоотношений, закаливания, рационального сбалансированного питания и другое. Теоретическая часть занятия была направлена на активизацию работы сознания и перевод организма на соответствующий психологический и функциональный уровень.

Важнейшим направлением обсуждаемой проблемы является нормирование физической нагрузки, ее оптимальной, предельно допустимой индивидуальной величины, базирующейся не на календарном, а на биологическом возрасте [4,18].

В результате исследований сотрудниками СПб НИИ физической культуры был разработан алгоритм определения величины и объема физической нагрузки по исходному уровню физического состояния, определяемому с помощью тестирования [7]. Механизм определения величины физической нагрузки представлен в табл. 2.

Таблица 1. Содержание занятий

Практические занятия Теоретические занятия
Традиционные средства:

1. Ходьба
2. Бег
3. Лыжи
4. Плавание
5. Велосипед
6. Гимнастические упражнения
7. Подвижные игры

Нетрадиционные средства:

1. Суставная гимнастика
2. Дыхательная гимнастика
3. Психофизические упражнения
4. Танцевальные упражнения
5. Мышечная релаксация
6. Закаливание и другие

1. Мировоззренческие вопросы
2. Общие сведения о жизнедеятельности человека
3. Естественно-научные основы оздоровительной физической культуры
4. Оздоровительные основы жизнедеятельности человека
5. Методические основы оздоровительной физической тренировки
6. Оздоровительное воздействие природных факторов
7. Сознание и его влияние на здоровье

Одновременно была разработана компьютерная система тестирования, оценки и выдачи рекомендаций [9]. Система состоит из пяти блоков и предназначена для оценки уровня морфофункциональных показателей, двигательной подготовленности, психоэмоционального напряжения, типа телосложения, биологического возраста, генетической предрасположенности к выполнению физической работы, оцениваемой с помощью ДНК-технологии [18], анализа показателей отдельных параметров и физического состояния в целом различных возрастных групп по 30 показателям. Система позволяет оценить исходный уровень физического состояния обследуемого и выдать индивидуальные рекомендации для самостоятельных занятий по режиму, кратности, интенсивности, продолжительности, энерготратам. Она имеет базу данных и внедрена в практику работы ряда вузов Санкт-Петербурга и врачебно-физкультурных диспансеров города.

Для проверки эффективности воздействия различных средств разработанной программы в течение 16 лет было проведено пять педагогических экспериментов с занимающимися в группах здоровья, учителями, волонтерами, пенсионерами, в которых приняли участие 130 человек. В последнем педагогическом эксперименте (эксперимент продолжается) участвуют 18 женщин 50-79 лет. Занятия проводятся на базе врачебно-физкультурного диспансера Красногвардейского района Санкт-Петербурга (главный врач - Г.Г. Романова) два раза в неделю по 2 ч.

До начала занятий было проведено тестирование с использованием компьютерной системы "Физическое здоровье" и определена допустимая интенсивность физической нагрузки. В ходе проведения занятий большое внимание уделялось созданию в группе положительного психологического микроклимата и активной работы сознания. Занимающимся предлагалось осмыслить и понять суть оздоровительного воздействия используемых средств. Для решения этой задачи предлагалось ведение дневника самоконтроля, совместное обсуждение тем в теоретической части занятия, выступление с докладами самих занимающихся, приобщение к творческому процессу (был издан сборник рассказов и стихов).

После каждого этапа проводилось повторное тестирование. Сравнительные показатели 1-го и 2-го обследований представлены на рисунке. В табл. 3 приведены также сравнительные данные обследования группы в 1994 и 2000 гг. Произошли положительные изменения во всех показателях, и особенно в показателях биологического возраста.

Таблица 2. Алгоритм назначения объема и интенсивности физической нагрузки по исходному уровню физической подготовленности

Показатели Уровни физической подготовленности
Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Режим занятий 1-й подготовитель-
ный
2-й подготовитель-
ный
развивающий поддерживаю-
щий
дальнейшего совершенствова-
ния
Интенсивность нагрузки, % от ЧСС макс. 60 65 70 75 80
Продолжительность одного занятия, мин 20-30 30-40 40-50 50-60 60-80
Колич. занятий в неделю 5 4-5 3-4 3 2-3
Энерготраты в одном занятии, ккал 150-200 175-250 300-400 500-600 850-1000

Примечание. В зависимости от поставленных задач интенсивность, кратность, продолжительность занятий и энерготраты могут уточняться [12].

Сравнение показателей 1-го и 2-го обследова ний экспериментальной группы (X±s), n=18.

(АДс - артериальное давление систолическое;
ФП - уровень физической подготовленности;
ПЭН - уровень психоэмоционального напряжения;
ЖЕЛ - жизненная емкость легких; * - P<0,05)

Проблема формы организации занятий с людьми старшего возраста актуальна, поскольку в стране не существует государственной системы занятий физической культурой для данной возрастной категории. Имеются различные организационные формы занятий, такие как группы здоровья, клубы любителей бега, центры здоровья при парках и спортивных сооружениях и др. Часть из них держится на энтузиазме организаторов (например, центр здоровья в ЦПКиО г. Санкт-Петербурга) и почти не имеют финансовой поддержки. Другая форма - платные элитные клубы - недоступна подавляющему большинству людей старшего возраста из-за высокой стоимости предлагаемых услуг.

В качестве действенной формы организации занятий в Санкт-Петербурге предложено создание консультационно-методических центров (КМЦ) на базе врачебно-физкультурных диспансеров, спортивных сооружений, парков культуры и отдыха, вузов, муниципальных образований [2, 8].Разработано положение о КМЦ. Такие центры позволяют проводить тестирование, выдачу рекомендаций по двигательному режиму для самостоятельных занятий и индивидуальную программу, организовать групповые занятия, обеспечить подготовку инструкторов, создавать базу данных, наладить издание методической литературы, проведение семинаров, лекций, бесед, конференций и многое другое.

Данная форма организации занятий позволяет при сравнительно небольших затратах охватить значительное количество желающих приобщиться к здоровому образу жизни. Наличие городского (районного) КМЦ позволит координировать и направлять деятельность муниципальных центров и располагать сведениями о физическом состоянии занимающихся города, района. Имеется опыт создания таких центров (СПб НИИФК, Академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, ВФД Красногвардейского района Санкт-Петербурга). Однако эта форма организации занятий не имеет правового и финансового обеспечения со стороны государственных органов.

Заключение . Проведенные исследования позволили изучить особенности морфофункционального состояния и уровень здоровья людей зрелого и пожилого возраста и на основе полученных данных разработать алгоритм нормирования физической нагрузки в занятиях оздоровительной направленности по исходному уровню физического состояния; обосновать и экспериментально проверить рациональный двигательный режим занятий ОФК для людей зрелого и пожилого возраста, базирующийся на индивидуальных особенностях, состоянии здоровья, уровне физического развития и биологическом возрасте.

Таблица 3. Сравнение показателей 1-го и 2-го обследований экспериментальной группы (Х±18Sigma.jpg (1864 bytes), * - Р<0,05)

Показатели 1-е обследование (1994 г.) 2-е обследование (2000 г.) Изменение результата
Возраст, лет 54±3,6 60±7,1 6,0*
Вес, кг 65±5,5 69±7,1 4,0
ЖЕЛ, мл 2950±436 2540±595 410
АД систолическое, мм рт. ст. 127,5±15,8 124,2±15,8 3,3
АД диастолическое, мм рт. ст. 83±7,9 73±3,9 10
ЧСС в покое, уд/мин 71,3±5,9 68,4±2,8 2,9*
Гибкость, см 5,8±3,9 6,9±3,6 1,1
Координация, с 9±4,4 10,7±3,9 1,7
Аэробная выносливость, бал. 3,2±0,4 3,7±0,4 0,5
Уровень физической подготовленности, бал. 3,3±0,4 3,7±0,4 0,4*
Биологический возраст, коэф. 0,925±0,135 0,882±0,142 0,043*

* - достоверные различия.

Литература

1. Амосов А.М. Преодоление старости. М, 1996, c. 73--82.

2. Аристова Л.В., Португалов С.Н., Тиунова О.В. О физкультурно-оздоровительном направлении в федеральной целевой программе "Старшее поколение" и опыте работы региональных центров // Матер. Всерос.науч.-практ. конф. "Старшему поколению - активное долголетие", СПб, 2001, с. 11-12.

3. Беличенко Ю.Ю. К вопросу о воздействии интеллектуальной активности на процесс старения // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. "Старшему поколению - активное долголетие", СПб., 2001, c. 56-57.

4. Белов В.И. Жизнь без лекарств, М., 1994, c. 142-161.

5. Бундзен П.В., Байков С.К., Загранцев В.В. и др. Энергоинформационные технологии в геропрофилактике. // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. "Старшему поколению - активное долголетие", СПб., 2001, c. 24-26.

6. Гаврилов Д.Н. Комплексные программы оздоровительной физической культуры // Вестник Балтийской академии, 1998, вып. 23, c. 95-98.

7. Гаврилов Д.Н. Нормирование физической нагрузки и способы тестирования в занятиях оздоровительной направленности // Сборник науч. работ кафедры физ. восп. СПб ГУП, СПб., 1999. - c. 63-69.

8. Гаврилов Д.Н., Казанкина Т.В., Малинин А.В. Организационно-педагогические основы оздоровительной физической культуры с лицами среднего и старшего возраста//Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. "Гуманитарное образование: традиции и новации", СПб, 2000, c. 355-356.

9. Гаврилов Д.Н., Малинин А.В., Утенко В.Н. Определение уровня физического здоровья и двигательной подготовленности с использованием компьютерных технологий//Матер. науч. итог. конф. СПб НИИФК, СПб., 2000, c. 27.

10. Гинзбург И.А. Образовательные аспекты физкультурно-оздоровительной работы с лицами пожилого возраста // Матер. Всерос. науч.-практ. конф. "Старшему поколению - активное долголетие". СПб., 2001, c. 134-136.

11. Домбровский-Шалагин В.И. Психокоррекция с активным включением созидательной силы сознания // Матер. Всерос. науч.-практ. конфер. "Старшему поколению - активное долголетие". СПб., 2001, c. 58-59.

12. Иващенко Л.Я. и др. Основы программирования физкультурно-оздоровительных занятий с женщинами зрелого возраста//Теор. и практ. физ. культ. 1990, № 4, c. 54-57.

13. Лубышева Л.И. Социальные аспекты обновления содержания физического воспитания в ХХI веке//Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий // Матер. Всерос. научно-практ. конф. СПб., 2001, c. 78-79.

14. Муравов И.В. Оздоровительные возможности средств физической культуры и потребности общества // Теор. и практ. физ. культ. 1990, № 6, c. 6-8.

15. Неверкович С.Д., Рогозкин В.А. На предолимпийском научном конгрессе в Далласе // Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 10, с. 59.

16. Потемкин Н.С., Крутько В.Н. Возможность увеличения продолжительности здоровой жизни // Физиология человека, 1996, т. 22, № 5, c. 123-127.

17. Ратов И.П., Иванов В.В., Попов Г.И. и др. К проблемам выбора перспективных направлений в использовании нетрадиционных методов и средств оздоровительной физической культуры //Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 5, c . 9-13.

18. Рогозкин В.А., Астратенкова И.В., Назаров И.Б. Выявление генетической предрасположенности к физическим нагрузкам у ветеранов спорта // Матер. Всерос научно-практической конференции "Старшему поколению - активное долголетие", 2001, СПб., c. 21-23.

19. Туревский И.М. Инволюция структуры психофизической подготовленности // Матер. Всероссийской науч.-практ. конф. "Старшему поколению - активное долголетие", СПб., 2001, c. 51-53.

20. Утенко В.Н., Баландин В.И., Щеголев В.А. и др. Использование нетрадиционных средств оздоровительной физической тренировки: состояние проблемы и возможные пути ее решения // Вестник Балт. акад. наук, 2000, №1, c. 8-14.

21. Фролькис В.В. Старение и увеличение продолжительности жизни. 1988. - Л. Наука, c. 203-207.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!