К ЗАЩИТЕ ДОКТОРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ


Abstract

CONCEPTION AND ORGANIZATIONAL-
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF INDIVIDUAL STYLE OF SELF-CONTROL IN HIGH SKILLED ATHLETES

V.N. Potapov, Ph. D., professor

Tyumen state university, Tyumen

Key words: biathlon, ski races, sports of the maximum achievements, individual style of self-control, conceptual bases.

The fast growth of sports results in skiing and become aggravated competition on international level urgently demand the further perfection of system of training of skiers-racers and biathlonists.

The author carried out researches which purpose was the development of the program and conceptual bases, methodical basis and practical methods of formation of individual style of self-control in high skilled skiers-racers and biathlonists in competitive process on the basis of modern means of self-control.

The research had the long-term complex character with use of medical and biologic and psycho-pedagogical techniques in the period from 1989 to 2001. In total 94 athletes of high qualification have taken part in the researches.

The realization of the complex technique of self-control in the competitive process had promoted the significant improvement of personal results of athletes in national and international competitions.


КOНЦЕПЦИЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СПОРТСМЕНОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ

Кандидат педагогических наук, профессор В.Н. Потапов
Тюменский государственный университет, Тюмень

Ключевые слова: биатлон, лыжные гонки, спорт высших достижений, индивидуальный стиль саморегуляции, концептуальные основы.

Быстрый рост спортивных результатов в лыжном спорте и обострившаяся конкуренция на международной арене настоятельно требуют дальнейшего совершенствования системы подготовки лыжников-гонщиков и биатлонистов. К сожалению, в настоящее время российские спортсмены утратили свои позиции на международных соревнованиях. Возвращение в группу лидеров мирового лыжного спорта в значительной степени будет зависеть от разработки и научного обоснования рациональной системы управления подготовкой спортсменов высшей квалификации.

На современном этапе развития спорта высших достижений, когда практически исчерпаны возможности высокообъемных и интенсивных тренировочных нагрузок в сочетании с различными вариантами средств и методов спортивной тренировки, разработка методики формирования и практическая реализация индивидуального стиля саморегуляции в общей системе подготовки лыжников-гонщиков и биатлонистов высокой квалификации будут способствовать росту их спортивных результатов. Это обусловлено тем, что при относительно равных внешних и многих внутренних условиях особую значимость в успешной подготовке спортсменов высшей квалификации приобретают сложившиеся у них стилевые особенности, индивидуальные регуляторные возможности программировать цели и средства общей и специальной подготовки, сознательно подчиняться составленным планам и корректировать их выполнение в зависимости от результатов на различных этапах подготовки.

В основе понятия "саморегуляция" лежат развитые представления о системе саморегуляции произвольной активности человека и ее индивидуальных особенностях (Н.Д. Левитов; А.В. Петровский; С.Л. Рубинштейн, Н.А. Бернштейн, К.В. Судаков). Проблема саморегуляции произвольной активности человека тесно связана с субъектным подходом к исследованию психики (G.W. Allporl, А. Адлер, Б.Г. Ананьев; А.А. Бодалев; Б.Ф. Ломов, Е.Н. Сурков, В.П. Зинченко, М.М. Мамардашвили).

Саморегуляция произвольной активности человека понимается как системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей (О.А. Конопкин, В.П. Мерлинкин, М.Е. Бубнов). Применительно к спортивной деятельности произвольная активность (в широком смысле этого слова) направлена на достижение результата, а процессы саморегуляции - на обеспечение психологическими и физиологическими средствами самого процесса его получения.

По мнению С.Л. Рубинштейна, В.П. Зинченко, М.М. Мамардашвили, процесс саморегуляции неразрывно связан с деятельностью, и в этом аспекте "сознание, конечно, и психический процесс, и деятельность, и бытие, и обобщенный символ, но оно, кроме этого, еще и сознание".

Структурными компонентами саморегуляции являются процессы переработки информации, соответствующие регуляторным функциям планирования, моделирования, программирования, оценивания и коррекции различных форм психической активности. Все вышесказанное имеет непосредственное отношение к соревновательной деятельности спортсменов высшей квалификации, что показано в исследованиях В.В. Давыдова, Б.А. Вяткина, П.Я. Гальперина, Н.С. Пантиной, Г.Г. Илларионовой.

В отношении конкретного спортсмена регуляторные процессы должны иметь индивидуальную специфику, которая определяется как индивидуальными психологическими особенностями, так и требованиями конкретного вида спорта (Н.Ф. Круглова, Г.С. Прыгин, Л.А. Соколова, В.И. Степанский).

Таким образом, особенностями саморегуляции необходимо называть индивидуальные особенности системы саморегуляции спортсмена, устойчиво проявляющиеся в различных видах произвольной активности, в поведении и соревновательной деятельности. Среди них различаются особенности, характерные для регуляторных процессов планирования, моделирования, программирования и оценки результатов, реализующих различные звенья системы саморегуляции.

Главной целью психолого-педагогических исследований в спорте должен быть анализ закономерностей оптимизации деятельности и конкретных действий. Кардинальный путь к этому лежит через усовершенствование компонентов саморегуляции действий, оптимизацию психологической структуры спортивной техники и тактики, формирование социально адекватных мотивов и социально значимых для спортивной деятельности черт личности. Следовательно, одна из основных задач анализа изучаемой проблемы - выявление связи устойчивых особенностей саморегуляции спортсмена, и в частности лыжника, соревновательно -тренировочная деятельность которого происходит в экстремальных средовых условиях.

Таким образом, формирование и реализация индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации возможны через формирование социально адекватных мотивов и социально значимых для спортивной деятельности черт личности на основе использования осознанных средств и методов психической саморегуляции. Отсюда включение осознанных средств и методов психической саморегуляции в тренировочный процесс спортсменов высшей квалификации - одно из перспективных направлений исследований в проблеме повышения результативности их соревновательной деятельности. В связи с этим возникает необходимость в разработке комплексной методики саморегуляции высококвалифицированных лыжников-гонщиков и биатлонистов в соревновательном периоде их подготовки.

С учетом вышеизложенного нами проведены исследования, целью которых была разработка программных и концептуальных основ, методического базиса и практических методов формирования индивидуального стиля саморегуляции у лыжников-гонщиков и биатлонистов высшей квалификации в соревновательном процессе на основе современных средств саморегуляции.

Объектом исследования был процесс формирования индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации, а его предметами - концептуальные основы и методика формирования индивидуального стиля саморегуляции у лыжников-гонщиков и биатлонистов высшей квалификации в соревновательном периоде годичного цикла тренировки.

Исследование носило комплексный многолетний характер с использованием медико-биологических и психолого-педагогических методик в период с 1989 по 2001 г. Всего в исследованиях приняли участие 94 спортсмена высокой квалификации.

Ключевым звеном разработанной нами педагогической концепции формирования индивидуального стиля саморегуляции у спортсменов высшей квалификации выступает системный подход к изучению процессов саморегуляции произвольной активности человека. Системный подход позволяет интегративно изучать различные виды психической активности и деятельности человека, выделять и исследовать основные звенья и реализующие их регуляторные процессы и на этой основе создать модель системы саморегуляции произвольной активности человека. В тренировке создается организованный психолого-педагогический процесс, в котором с помощью инициации, построения, поддержания и управления всеми видами и формами внешней и внутренней активности спортсмена обеспечивается достижение принимаемых субъектом целей.

Этапом формирования реализации индивидуального стиля саморегуляции является процесс осознанного саморегулирования, включающий в качестве основных функциональных звеньев цели деятельности, модели значимых условий, программы исполнительских действий, критериев успешности, оценки результатов и коррекции действий. Каждое из звеньев реализуется соответствующим регуляторным процессом: планированием целей, моделированием значимых условий, программированием и прогнозированием действий, оцениванием результатов и коррекцией действий.

Педагогический процесс формирования индивидуального стиля саморегуляции характеризуется следующими требованиями и особенностями:

а) целостностью, замкнутостью по структуре, открытостью информационной системы процесса саморегуляции, реализуемой взаимодействием функциональных звеньев, основанием для выделения которых становятся присущие им специфические регуляторные функции, системно и объективно взаимодействующие в общем процессе регуляции;

б) связью устойчивых особенностей системы саморегуляции и ее индивидуальных различий со спецификой своеобразного уровня регуляции деятельности, личностных акцентуаций и особенностей психофизиологического потенциала отдельного индивида как способа организации его поведения; применимостью модели системы саморегулирования к исследованию личностного и психофизиологического уровняей саморегуляции; регуляторно-личностными свойствами, которые в силу их системного характера могут быть предпосылками как формирования того или иного стиля регуляции, так и самореализации нового психофизиологического потенциала человека;

в) стилевыми особенностями, характеризующими регуляторные процессы планирования, моделирования, программирования, прогнозирования и оценки результатов, реализующих различные звенья системы саморегуляции и целостную систему саморегуляции и одновременно обнаруживающих свою принадлежность к личности как субъекту произвольной активности и являющихся ее свойствами;

г) выделением двух форм индивидуального стиля: стиля активности и стиля саморегуляции, интеграция которых способствует повышению спортивной результативности.

К основам формирования индивидуального стиля саморегуляции, зависящим от мотивации и обеспечивающим повышение результативности соревновательной деятельности спортсменов высшей квалификации следует отнести:

- объективную специфику требований различных видов деятельности к развитости "регуляторики" как модельных условий для изучения разных типов стилей, их связей с успешностью, мотивами и личностными особенностями человека;

- психолого-педагогическую обусловленность вербального аутовоздействия в условиях соревновательного процесса.

Реализация основных положений педагогического процесса формирования индивидуального стиля саморегуляции учитывает следующие принципы:

- субъектного подхода - активной роли человека в реализации своих отношений с окружающим миром;

- единства двух сторон процесса психической активности человека в форме двух специфических способов его существования - сознания и действия;

- деятельностной опосредованности;

- уровневой саморегуляции предметной деятельности.

Формирование индивидуальных стратегий саморегуляции спортсменов включает высшие уровни мыслительных операций, познавательные алгоритмы действий, систему психофизиологического потенциала и помехоустойчивости, оценочную деятельность функциональной системы, в которой саморегуляция выступает как полезный результат деятельности.

В операционном аспекте сложилась система организационно-педагогических направлений образовательной деятельности спортсменов по владению знаниями, умениями и навыками индивидуального стиля саморегуляции (ИСС):

- овладение базовыми теоретическими знаниями по формированию ИСС;

- экспресс-диагностика индивидуального состояния и подготовленности, уровня здоровья;

- определение последовательности алгоритмов формирования ИСС;

- самостоятельные занятия по освоению технологии формирования ИСС;

- оценочная деятельность по формированию ИСС;

- коррекционные воздействия при формировании ИСС.

Система организационно-методических условий обеспечения комплексной методики формирования ИСС позволяла спортсменам не только освоить применяемые педагогические методики, но и определить специфические особенности своих функциональных систем и личностных характеристик. Полученные спортивные результаты показали эффективность управления системой формирования ИСС и возможности ее трансляции в спорте высших достижений.

На основании вышеизложенных положений концепции нами была разработана методика формирования индивидуального стиля саморегуляции у лыжников-гонщиков и биатлонистов высшей квалификации.

Проведенные исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Эффективность предложенной и проверенной в эксперименте концепции педагогического процесса формирования индивидуального стиля саморегуляции определяется:

- особенностями решаемых задач и используемых специфических методов соревновательной подготовки спортсменов высшей квалификации;

- личностными характерологическими переменными, детерминирующими индивидуальную специфику регуляторного профиля выраженности отдельных регуляторных процессов;

- индивидуальными различиями в саморегуляции произвольной активности спортсмена.

2. Особенности саморегуляции, которые устойчиво проявляются в конкретных деятельностных ситуациях, являются стилевыми в той мере, в какой они типичны для личности данного спортсмена высокой квалификации и способствуют получению приемлемого для субъекта общего итогового результата применительно к тому сложному образованию, которое мы называем видом спортивной деятельности.

3. Специфика профессиональной подготовки в спорте высших достижений (предельно высокие требования к развитости саморегуляции и успешности деятельности, относительное "равенство" спортсменов в развитости специальных умений и навыков) позволила наиболее отчетливо выявить и описать феномен индивидуального стиля, исследовать типологию стилей в связи с успешностью деятельности, описать эффективный стиль саморегуляции и специфику его взаимосвязи с личностным типом спортсмена.

4. Индивидуально-типические комплексы стилевых особенностей характерны для спортсменов с разными типами акцентуации, но при условии высокой мотивации достижения успеха и формирования эффективного стиля саморегуляции. Существенной характеристикой при этом является возможность компенсации неблагоприятных для высших достижений черт характера (неуверенности в своих силах и несамостоятельности педантичных личностей, замкнутости и "непубличности" - у аутичных, поверхностности и неумения перспективного планирования подготовки - у демонстративных личностей).

Динамика показателей функциональных систем организма в педагогическом эксперименте позволяет судить об адекватности тренировочных нагрузок резервным возможностям организма лыжников-гонщиков и биатлонистов высшей квалификации. Выраженное проявление признаков экономизации деятельности сердечно-сосудистой системы в состоянии покоя подтверждает эффективность разработанной комплексной методики саморегуляции и адаптации на уровне адекватных приспособительных возможностей организма.

Реализация комплексной методики саморегуляции в соревновательном процессе способствовала значительному улучшению личных результатов спортсменов в республиканских и международных соревнованиях.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама:
 

e="text/javascript" src="http://an.yandex.ru/system/context.js">'); //]]>