Abstract PHYSICAL EDUCATION OF LEARNING YOUTH IN CONTEXT OF FORMATION OF SPORTS RESERVE (Review of European Experience) E. Pospeh, J. Vojnar Opole polytechnical university, Opole, Poland V. Kostjuchenko St.-Petersburg state P.F. Lesgaft's academy of physical culture, Saint Petersburg Key words: physical culture, physical education, sports for all, unathletelike sports, sports training, sportification, desportification. The social essence of physical culture will grow, because it is the integrative mean of preventive maintenance of diseases (including mental) in connection with the increase of the importance and opportunities of a self-realization in a modern society. The physical activity of youth results in the significant reduction of the negative symptoms among the new generation (stress, hypodynamy, narcotism etc.). The purposes and tasks of sports education of children and teenagers now enter into the basic public values. However the basic thing, inducing the motive of children to occupations by physical exercises is the sports result. Hence, it is logical to build process of physical culture in view of the basic motive of children and teenagers and occupations at lessons of physical culture in educational institutions and in nonlearning time to make mutually conditioned to unit in system. Such organizational-methodical decision will promote the formation not only the interest of children to regular occupations by motor activity, but also the sports reserve and effective selection in kinds of sports. The given problems are rather actual on postsocialist area in connection with the sharp reduction of state financing of sports and as a consequence by reduction of the number of children engaged at sports schools.
|
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ
СПОРТИВНОГО РЕЗЕРВА Е. Поспех, Ю. Войнар В. Костюченко "Нет воспитания Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, массовый спорт, неспортивный спорт, спортивная подготовка, спортификация, деспортификация. В связи с возрастанием значимости и возможностей самореализации в современном обществе социальная сущность физической культуры будет возрастать, так как она является интегративным средством профилактики заболеваний (в том числе и психических), что было отмечено в декларации Всемирного саммита (Берлин, 3-5 ноября 1999 г.) по физической культуре и ВОЗ под патронажем ЮНЕСКО. Физическая активность молодежи приводит к значительному сокращению негативных явлений среди подрастающего поколения (стресс, гиподинамия, наркомания и т.п.). Физическая культура - интегративный предмет в школьной программе и вносит существенный вклад в общий процесс образования детей, воспитания гармонически развитой личности. Это мощный фактор и механизм социализации личности. Физическая культура в системе народного образования должна быть нацелена в первую очередь на укрепление здоровья, которое сегодня стало национальной проблемой как в России, так и в Польше, и на формирование мотивационно-потребностной сферы учащихся по использованию средств физической культуры в повседневной жизни. Государственная политика по физкультурному образованию населения во всех странах ориентирована преимущественно на молодежь [8]. Цели и задачи физкультурного образования детей и подростков в настоящее время входят в основные общественные ценности. Однако основным побуждающим мотивом детей к занятиям физическими упражнениями является спортивный результат [10, 1]. Следовательно, логично строить процесс физического воспитания с учетом основного мотива детей и подростков и занятия на уроках физической культуры в учебных заведениях и во внеучебное время cделать взаимообусловленными, объединить в систему. Такое организационно -методическое решение будет способствовать формированию не только интереса детей к регулярным занятиям двигательной деятельностью, но и спортивного резерва и эффективной селекции в видах спорта. Данная проблема весьма актуальна на постсоциалистическом пространстве в связи с резким уменьшением государственного финансирования спорта и как следствие сокращением числа детей, занимающихся в спортивных школах. Традиционно ведущие социальные функции спорта - миротворческая, воспитательная и зрелищная. Однако уже в 1925 г. Георг Герберт, наивысший авторитет по вопросам физического воспитания во Франции, издал брошюру под названием: "Спорт против физического воспитания", в которой отмечал, что спорт всегда связан с деньгами, он является "грязным" и способствует агрессии. По этой причине спорт не может быть допущен в школы как средство воспитания. В настоящее время, по словам Р. Рейгана, "Спорт - это выражение ненависти друг к другу... Это последняя возможность, которую наша цивилизация предоставляет двум людям для физической агрессии. Спорт - наиболее близкая к войне область человеческой деятельности". Он заявляет, что современный спорт утратил лучшее из своего игрового содержания... О благородном диалоге в том смысле, который придавал ему Аристотель, уже не может быть речи [3]. Тем не менее нельзя отрицать огромной социальной сущности спорта. Н.Р. Ермак и Р.А. Пилоян [2] выделяют три типа спорта: олимпийский, народный (массовый) и коммерческий. Народный (массовый) спорт - это форма активности, коммерческий спорт - зрелищная услуга, а олимпийский - миротворческая деятельность. Спорт охватывает не только лиц, непосредственно занятых в физкультурной деятельности, но и массы других людей - зрителей. Следовательно, спорт обладает массмедийными свойствами. Рост спортивных результатов и обострение конкуренции на международной арене предъявляют более высокие требования ко всей системе спортивной подготовки, в том числе и к проблеме формирования спортивного резерва. Проблема селекции - важная государственная проблема. Поскольку в своем социально-экономическом развитии страны постсоциалистического пространства используют западный опыт, сравнительный анализ постановки физкультурной работы с учащейся молодежью в странах Запада, на наш взгляд, будет небесполезным для физкультурного движения наших стран. Несмотря на резко отрицательное отношение Г. Герберта к спорту, пятьдесят лет спустя после выхода его книги в Германии (как на Западе, так и на Востоке) название школьного предмета "физическое воспитание" изменилось: ему на смену пришли "спортивные занятия", а их проведение поручается специалистам по спорту, подготовленным на факультетах спортивной педагогики. Тем же путем пошли датчане и шведы, а у французских школьников в настоящее время уроки физического воспитания и спорта ведут учителя физического воспитания и спорта. Что произошло в сознании людей по отношению к спорту? Преобразовалась школа или сильно изменился сам спорт? Спорт уже перестал быть "грязным", или спортивные занятия уже не стимулируют агрессии и осуществилась эволюция в разделе культуры, называемом у нас культурой физической? А может быть, изменилось представление о культуре или эти изменения придумали политики? В положении о физическом воспитании и спорте, одобренном ЮНЕСКО, в первой статье декларируется фундаментальное право всех детей и молодежи участвовать в занятиях по физическому воспитанию и спорту, гарантирующих им гармоническое физическое развитие и выработку двигательных навыков. Вторая статья положения обязывает правительства стран-участниц способствовать развитию школьного физического воспитания, а также развитию спорта среди детей и молодежи. Прошедший мировой саммит дал возможность оценить в мировом масштабе действенность предложений данной декларации. Опираясь на материалы, полученные различными неправительственными организациями, К. Hardman [9] представил данные по объемам занятий по физическому воспитанию в разных регионах мира с учетом нормативных требований, записанных в образовательном праве отдельных государств. Оказалось, что 92% государств мира трактуют физическое воспитание как обязательный предмет для изучения, отводя на его проведение от 35 до 275 мин в неделю на каждого учащегося. Была оценена материальная база (объекты, инвентарь), предназначенная для занятий школьным физическим воспитанием и спортом, при этом была выявлена степень удовлетворения потребностей в помещениях и оборудовании. Заслуживает внимания объем занятий по физическому воспитанию, принятый в государствах Центральной, Восточной и Западной Европы (около 5 ч в неделю), а также представляет интерес прекрасная материальная база для занятий школьным физическим воспитанием и спортом в странах Западной Европы. Ориентация политики наших государств на Европейский Союз в настоящее время становится фактом. В процессе приспособления к европейским стандартам необходимо учитывать опыт организации физкультурной деятельности стран европейского содружества с поправкой на экономические, общественные и культурные особенности. Для стран Западной Европы характерен поворот к постмодернизму, сильно выражено стремление к самореализации, индивидуализации (понимаемых как ощущение полной персональной автономии), очевидна тенденция к открытию заново ценности тела. Все это послужило толчком для возникновения процесса, называемого "спортификацией общества" [4, 5, 7]. Следствие этих перемен, между прочим, - язык, полный спортивных метафор, мужская и женская спортивная мода, а также спортивный стиль жизни. Наряду с традиционной спортивной организацией, которой до последнего времени был спортивный клуб, как грибы после дождя, возникают все новые агентства, предлагающие все новые услуги желающим заниматься спортом. Спортификация общества привела к внутреннему раздвоению спорта, характеризующемуся двумя противоположными тенденциями: "спортификация" и "деспортификация". Термин "спортификация" подчеркивает сильное стремление к максимализации спортивных достижений. Такое явление было следствием холодной войны и конфронтации двух политических систем, когда спортивные успехи на международной арене рассматривались в качестве идеологического средства. После отхода от коммунистической идеологии это течение поддерживалось коммерциализацией спорта. В то же время развивается и совершенно противоположный процесс - "деспортификация". Он базируется на стремлении сделать спорт доступным для всех. Такой подход позволяет относить к спорту и занятия, не требующие стремления к максимуму, понизить требования, предъявляемые к участникам спортивных мероприятий. Такой спорт (по классификации Н.Р. Ермака и Р.А. Пилояна) относится к массовому спорту. Это прежде всего - удовольствие, забава, нахождение в коллективе, стремление к здоровью, самореализация, ловкость, приключения, стремление к хорошему внешнему виду - вот стимулы, побуждающие большинство людей заниматься все новыми, нетрадиционными видами спорта. Эти разновидности спорта в Германии парадоксально называют неспортивным спортом. Оба вышеназванных процесса вызвали к жизни явление, породившее разделение прежде единого спорта на отдельные подсистемы. В странах Западной Европы понятие "физическая культура" становится понятием историческим. В настоящее время все чаще употребляется термин "культура движения", в понятие которого входят разные подсистемы физической культуры, в том числе и спорт. Каждая такая подсистема имеет свой Устав, регламентирующий деятельность лиц, занятых в рамках данной подсистемы, которых объединяют индивидуальные ожидания и интересы. Реализации индивидуальных ожиданий и интересов способствует сеть магазинов и агентств, предлагающих специальное оборудование и услуги. B.J. Crum [6] выделает следующие подсистемы спорта: 1. Элитный спорт, в котором главенствуют абсолютный результат, известность и деньги. Такой спорт часто является спортом коммерческим, трактуемым как профессия. 2. Спорт клубный, мотив участия в котором - ряд привлекательных условий: соревнование, стремление к достижению успеха, отдых и нахождение в группе лиц с одинаковыми интересами. 3. Спорт оздоровительный, главные мотивы здесь - отдых и укрепление здоровья. 4. Фитнес-спорт, цель которого - стремление к достижению хорошей физической формы. 5. Спорт приключений (экстремальный) - переживание приключений и риск - вот главные цели прыжков горнолыжников с вертолетов, полеты парапланеристов, восхождения альпинистов и др. 6. Спорт
радости, связанный с туризмом, направленный на
удовлетворение развлекательных 7. Спорт косметический - физическая активность, направленная на достижение или поддержание хорошего внешнего вида. По мнению многих авторов, школьное физическое воспитание и спорт находятся в стадии кризиса, причем глобального. В качестве главного аргумента приводится тот факт, что школьный спорт менее привлекателен, чем спорт вне школы или спорт, который демонстрируется в средствах массовой информации. То, каким видом спорта ученики будут заниматься во время урока в школе, решает учитель, а не ученик. В этом случае учащийся, не имея инициативы в выборе вида спорта, к сожалению, вообще отказывается от школьного спорта, считая его нудным [11]. Что же необходимо в этом случае предпринять, чтобы школьный спорт пользовался авторитетом у учащихся? По мнению B.J. Crum [6], необходимо провести анализ как программ, так и методов их реализации, отвергая дидактический актуализм в пользу развития ответственности за состояние подготовки учеников в плане культуры движения в течение всей их дальнейшей жизни. Это требует весьма серьезного учета объективных особенностей учащегося. Если учащиеся возьмут за основу основные положения спорта и осознают это, то они будут в состоянии: - приспособить свои действия к изменяющейся ситуации; - организовать и оценить занятия, направленные на улучшение их физического состояния и здоровья; - выработать у себя творческий подход к занятиям спортом и критическое отношение к различного рода спортивной информации, подаваемой через средства массовой информации. Стремление учащихся к проявлению таких качеств должно в соответствии с представлениями потребовать от организаторов школьного спорта следующего [6]: 1. Выдвижения широкой и разнообразной гаммы предложений по видам спорта (формы активности), которая включала бы не только традиционные виды, но и рекреационные (развлекательные), а также виды спорта "риска" и общефизической направленности. 2. Подключения локальных спортивных обществ (клубы, школы танца, центры спортивной формы) к проведению занятий в школах. 3. Нахождения учителями физического воспитания и спорта равновесия между потребностями сегодняшнего дня и потребностями будущего. 4. Старания не попасть в "ловушку" педагогического актуализма, то есть необходимо не поддаваться целиком требованиям учащихся, с одной стороны, и не навязывать им тех видов спорта, которыми мы сами занимались в молодости, - с другой. 5. Воспитания у учащихся самостоятельности и чувства ответственности путем подключения их к планированию, организации и проведению спортивных мероприятий в школе. 6. Достижения полной самостоятельности учащихся путем предоставления им возможности выбора форм спортивных занятий. 7. Не только организации спортивных соревнований, направленных на достижение определенного спортивного результата, но и проведения различных спортивных праздников, фестивалей, представлений, конкурсов. 8. Учета при планировании и проведении спортивных мероприятий природных факторов, погоды и времени года. 9. Учета экономических факторов, что необходимо для обеспечения участия в спортивных мероприятиях всех желающих, невзирая на уровень их обеспеченности. Школьный спорт в странах Европейского Союза. В странах Европейского Союза существует множество моделей организации спортивного школьного воспитания, множество структур и программ такового. В большинстве государств Европейского Союза школы обладают значительной автономией в организации и программировании подобной деятельности. Школьные спортивные занятия зачастую организуются в сотрудничестве с различными спортивными организациями, со спонсорами, при этом органы регионального самоуправления оказывают школьному спорту финансовую поддержку. Критерием такого рода сотрудничества являются первенства школ. Наиболее централизованная система школьного спорта реализована во Франции. Преподаватели физического воспитания работают по 20 ч в неделю, из них 3 ч приходится на спортивные занятия, организуемые во всей Франции одновременно - в среду после полудня. Спортивную деятельность на уровне гимназий и лицеев организует УНСС (Государственный школьный спортивный союз), который возглавляет министр народного образования. Он назначает директора данного союза, а также половину членов руководящего совета союза. Остальную половину членов совета выбирают путем многоступенчатых выборов - от департамента до областных съездов. Союз ежегодно выполняет государственные поручения министра народного просвещения. Каждая школа обязана организовывать для учащихся спортивные занятия-факультативы. Одновременно специальная подготовка спортивно одаренной молодежи признана важной государственной задачей. Реализуется такая подготовка на уровне гимназий и лицеев. На начальном этапе она имеет характер предварительного отбора и охватывает учащихся в границах города и департамента (области). Спортивные занятия и тренировки детей и школьной молодежи проводятся в специальных спортивных лагерях. Координаторами секций выступают преподаватели различных предметов. Следует подчеркнуть, что их главные обязанности - координация учебного процесса и спортивных тренировок, опека молодых спортсменов и помощь им на всех стадиях обучения. Набор в спортивные секции, контроль за проведением тренировок - все это относится к компетенции дирекции школ и спортивных федераций регионального уровня. В школах не организовывают интернатов. В 1998/99 учебном году в 30 академиях (что соответствует нашим отделам, курирующим образование в регионах) подготовкой спортсменов и их селекцией было охвачено 35 618 учащихся. Количество учащихся в отдельных академиях весьма различно (от 3586 в академии Орлеан-Тур до 377 в Корсе (о. Корсика). Финансирование спортивных программ в секциях осуществляется спортивными федерациями. Дополнительные финансовые средства поступают от локальных организаций и от родителей учащихся. Основа структуры воспитательного спорта - средние учебные заведения, которые называются тренировочными центрами. 55 французских спортивно -воспитательных федераций организовали и содержат 256 таких центров (соответствуют нашим школам спортивного мастерства). Министр образования создает в этих центрах условия для продолжения образования, а министр по делам спорта контролирует спортивную подготовку. В Голландии функционирует государственная система спортивной подготовки. 12 региональных школ (так называемые ЛООТ-школы) реализуют государственную программу школьного спортивного образования. Правовой основой спортивной школьной подготовки служат распоряжения министра народного образования. На спортивные занятия решено выделять до 15% от общего количества часов, отводимых на так называемую "артистическую" подготовку. Кроме того, для всех учащихся реализуются индивидуальные планы подготовки. Тренеров для работы в подобных школах выделяют спортивные союзы. Учебные планы и программы, используемые в тренировках, разрабатываются и контролируются Министерством народного образования, а также спортивными союзами. В Бельгии государственную систему подготовки способной спортивной молодежи реализуют 9 спортивных школ для учащихся в возрасте 12-18 лет. Финансируемая правительством спортивная программа охватывает 12 из 32 ч занятий в неделю (около 1/3 времени спортивной подготовки). Правительство подписало по этому вопросу соглашение со спортивными федерациями. Совместный надзор за процессами образования и спортивной подготовки осуществляет БЛОСО - социальное подразделение в Министерстве спорта. В спортивных школах практикуют спортивные игры, бадминтон, настольный теннис, теннис, гольф, дзюдо, горные лыжи, легкую атлетику, гимнастику, парусный и конный спорт. В Швеции при населении 8,5 млн человек спортом занимается 1,9 млн, и она находится на одном из первых мест в Европе по участию населения в спорте. Сеть спортивных школ в Швеции очень велика: 31 спортивный союз содержит 92 спортивные школы, которые объединяют более 2,5 млн учащихся. В таких видах спорта, как бадминтон, легкая атлетика, гимнастика, парусный спорт, фехтование, гребля на каяках, плавание, волейбол, велосипедный спорт, гольф, горные лыжи и военно-прикладные виды спорта, каждый 4-6-й учащийся спортивной школы - член сборной команды. Шведский министр народного образования главными целями спортивной подготовки считает: - создание для молодежи возможности серьезно заниматься спортом высоких достижений, одновременно продолжая учебу; - сосредоточение в одном месте наиболее одаренных спортсменов и создание им помимо продолжения учебы в школе надлежащих условий для спортивного совершенствования; - взятие на себя ответственности за молодых людей, которые помимо продолжения учебы взяли на себя еще и спортивные тренировки. Заслуживает внимания последняя директива, касающаяся ответственности общества за судьбы спортсменов, закончивших спортивную карьеру. Считается, что спортивные школы с общественной и экономической точки зрения - наилучший путь разрешения этих трудных проблем, хотя на их содержание требуются довольно значительные средства. В целях улучшения шведской системы подготовки спортивно одаренной молодежи решено при создании новой спортивной школы принимать во внимание следующие критерии: 1. Спортивные традиции общества, условия тренировок, существование сильных спортивных клубов, наличие квалифицированных тренеров. 2. Интересы местной власти, которая видит в этом общественную пользу и готово поддерживать мероприятия финансово. 3. Местонахождение предполагаемой школы, ее расстояние от города. 4. Широкие возможности преподавания в данной школе и общеобразовательных предметов. 5. Условия размещения учащихся в интернате или в семьях, которые берутся за ними присматривать. В списке путей
развития шведского спорта, опубликованном
Шведской конфедерацией спорта, Выводы 1. Отсутствует единая модель школьного спорта, которая была бы общей для всех членов Европейского Союза. 2. Подготовка спортивно одаренной молодежи, чаще в возрасте 12-18 лет и студентов, во многих государствах Европейского Союза признана важной задачей общества. Она проводится правительственными организациями в сотрудничестве со спортивными организациями. 3. Тесная взаимосвязь школьной программы и спортивного тренинга в школах высшего спортивного мастерства признана во многих государствах в качестве лучшего способа разрешения проблемы получения образования для спортивной молодежи. 4. Европейский опыт включения школьного физкультурного образования в систему подготовки спортивного резерва заслуживает внимания и, возможно, внедрения в наших странах. Литература 1. Бутин И.М. Теория и методика преподавания лыжного спорта в процессе профессиональной подготовки специалистов по физической культуре: Докт. дис. СПб., 2001. - 54 с. 2. Ермак Н.Р., Пилоян Р.А. Культурно-исторические истоки спорта в контексте объяснения многообразия и противоречивости его развития//Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 7, с. 13-17. 3. Столяров В.И. Спорт и современная культура: методологический аспект //Теор. и практ. физ. культ. 1997, № 7, с. 2-5. 4. Cachay K. Versportlichung der Gesellschaft und Entsportung des Sports - Systemtheoretische Anmerkungen zu einem gesellschaftlichen Phеnomen. [w:] H. Gabler & U. Gihner (Hrsg.), Fur einen besseren Sport. Schorndorf 1990. Hofmann, pp. 97-113. 5. Crum B.J. Over de Versporting van de Samenleving (On the Sportification of the Society). Haarlem 1992. De Vrieseborch. 6. Crum B.J. Changes in modern societes - consequences for PE and school sport. Editions ASEP/SVSS Verlag, 1999. 7. Digel H. Die Versportlichung unserer Kultur und deren Folgen Fur den Sport - ein Beitrag zur Uneigentlichkeit des Sports. [w:] H. Gabler & U. Gihner (Hrsg.), Fur einen besseren Sport. Schorndorf 1990. Hofmann, pp.73-96. 8. Flot A. Bridging the Youth in Society - Youth as Planners// 5th Biennial Forum of The European Network of Sport Sciences in Higher Education (ENSSHE): Jyvaskyla, September 3-6, 1999.- P. 58. 9. Hardman K. World - wide survey on the state and status of PE in schools, World Summit on PE, Berlin 3-5 XI 1999 r. 10. Krawanski A. Spoleczna edukacja prozdrowotna w procesie szkolnego wychowania fizycznego// Wychowanie Fizyczne i Zdrowotne. - 1999. - № 1. - S. 8-16. 11. Locke L. Changing Secondary Physical Education. Quest. 44 (1992), 3. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |