ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА


Abstract

ORGANIZATION PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS IN MIIT

A.B. Artemov, Deserved worker of physical training, lecturer

A.I. Kachurin, Ph. D., lecturer

I.G. Kremneva, Ph. D., lecturer

Moscow state university of means of communication (MIIT), Moscow

Key words: physical education, organization, students, specialization, kinds of sports.

The faculty of physical training and sports of the Moscow state university of means of communication in September, 2001 has celebrated the 70th anniversary.

The social and economic transformations occurring in our country, are reflected in system of physical education of students.

The highest education was not prestigious and low-paid during perestroika. Now the highest education is prestigious and significant. Receipt in highest school needs the high level of knowledge. It is possible to achieve it only under the condition of preservation and strengthening of health, i.e. harmonious development of the person.

More than 30 years the faculty has an own sports complex with pool. It allows to improve the system of physical education of students to find new forms of occupations, taking into account their interest, specialization in any kind of physical exercises. Such organization of occupations in the greater measure promotes the decision of tasks of this subject in the highest school.

The role of physical training in the highest school becomes even more significant in modern conditions. It is necessary to constantly improve it, proceeding from inquiries of time.

The organization of the system of physical training of MIIT students as the whole by the principle of specialization with an opportunity of the variation of different kinds of sports and additional occupations is optimum for the solving of the problems put in state standard before sports education.


ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИИЯ СТУДЕНТОВ В МИИТе

Заслуженный работник физической культуры, доцент А.Б. Артемов
Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Качурин
Кандидат педагогических наук, доцент И.Г. Кремнева

Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ), Москва

Ключевые слова: физическое воспитание, организация, студенты, специализация, виды спорта.

Кафедра физического воспитания и спорта Московского государственного университета путей сообщения в сентябре 2001 г. отметила свое 70-летие. За эти годы преподаватели кафедры внесли немало новаций в учебно-воспитательный процесс студентов, были инициаторами составления учебных программ в 1940 и 1995 гг. [2], первыми применили фронтальный метод проведения подготовительной и основной частей занятия, организуя общую разминку со всем потоком студентов, затем делили их на группы по различным видам спорта в зависимости от их способностей и квалификации преподавателей. Это явилось прообразом построения учебного процесса по спортивной специализации.

Социально-экономические преобразования, происходящие в нашей стране, отражаются на системе физического воспитания студентов. Количество студентов, занимающихся физической культурой в МИИТе (МГУПС), с началом перестройки (1990/91 уч. год) стало постепенно уменьшаться и только начиная с 1998/99 уч. года - увеличиваться (рис. 1).

В период перестройки высшее образование было непрестижным, малооплачиваемым. Сейчас для получения высокооплачиваемой работы необходимо иметь отличное профессиональное образование, свободно владеть иностранными языками и персональным компьютером. Высшее образование - престижно, значимо. Для поступления в вуз требуется все более высокий уровень знаний. Достичь этого можно только при условии сохранения и укрепления здоровья, т.е. гармоничного развития личности. Однако в реальности погоня за знаниями приводит к тому, что уровень физической подготовленности школьников постоянно снижается. По данным ВНИИФКа, при тестировании 386 тыс. детей по единой стандартизированной системе тест-программы мэра Москвы "Физический паспорт" выявлен низкий уровень их физической подготовленности, при этом дети, имеющие низкий уровень, занимались только на школьных уроках. А ведь это будущие студенты, специалисты. Следовательно, роль физического воспитания в высшей школе становится еще более значимой, и необходимо его постоянно совершенствовать исходя из запросов времени.

В организации работы по физическому воспитанию студентов решающее значение приобретает наличие материально-технической базы. Более 30 лет кафедра имеет собственный спортивный комплекс с бассейном. Это позволяет совершенствовать систему физического воспитания студентов, находить новые формы занятий, учитывая их интерес, специализацию по какому-либо виду физических упражнений. Такая организация занятий в большей мере способствует решению задач этого предмета в высшей школе.

В настоящее время структура организации физического воспитания включает в себя группы спортивного, основного, специального отделений и вне сетки часов (вне программы) - платные. Платные группы, организованные в вечернее время, позволяют студентам (для них существует льготный тариф) дополнительно заниматься любыми видами спорта (рис. 2).

В спортивное отделение входят студенты основной медицинской группы, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, занятия по которым организованы в вузе. Спортсмены МИИТа, выступая в Спартакиаде московских студенческих игр по 45 видам спорта, в общекомандном зачете на протяжении многих лет входят в число четырех сильнейших команд.

Рис. 1. Динамика распределения студентов, занимающихся физической культурой в МИИТе

В последние годы наметилась негативная для студенческого спорта тенденция: приоритет коммерческого времени в ущерб времени занятий групп спортивного отделения. В связи с этим хочется привести слова известного французского педагога и гуманиста Пьера де Кубертена: "Для того чтобы сто человек занимались физической культурой, нужно, чтобы пятьдесят человек занимались спортом, для того чтобы пятьдесят человек занимались спортом, нужно, чтобы двадцать человек специализировались в определенной области спорта, для того чтобы двадцать человек специализировались в определенной области спорта, нужно, чтобы пять человек показывали удивительные результаты" [4].

Распределение в учебные группы основного отделения проводится в начале учебного года с учетом пола, состояния здоровья (медицинское заключение), физического развития, спортивной подготовленности и интересов студентов. В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам. Особенностью занятий в учебных группах является то, что студенты по своему интересу и желанию выбирают один из видов спорта: борьбу, баскетбол, бокс, волейбол, спортивную гимнастику, легкую атлетику, плавание, футбол, тяжелую атлетику, фехтование, общую физическую подготовку; при этом на протяжении всех лет учебы студенты имеют право менять специализацию, т.е. переходить из одного вида спорта в другой. В этом году впервые в отделении бокса на учебных потоках функционируют группы женского бокса.

С учетом важности жизненно необходимого навыка - плавания созданы группы обучения, в которые зачисляются студенты, не сдавшие контрольного норматива по плаванию: 100 м без учета времени. Проведенная при сдаче контрольного норматива экспертная оценка техники плавания студентов выявила очень низкий ее уровень: из сдавших контрольный норматив по плаванию 24% студентов имели оценку "неуд."; 54% - "уд."; 19% - "хор."; 3% - "отл.". Таким образом, практически 90% студентов (с учетом не сдавших норматива) не владеют жизненно необходимым навыком плавания, который, по определению ФИНА, заключается в умении не менее 30 минут плыть спортивными способами плавания. Исходя из этого на кафедре в настоящее время разрабатывается программа по введению обязательного для всех студентов, минимально необходимого курса по плаванию со сдачей контрольного норматива, включающего в себя и оценку техники плавания.

Каждому поколению присущи свои модные виды спорта. Однако анализ данных распределения студентов по видам спорта с 1991/92 уч. года по настоящее время показывает незначительные колебания в их интересах к какому-либо виду спорта (рис. 3). Так, например, уменьшение количества студентов, занимающихся в отделении плавания с 1997/98 по 1990/2000 уч. год, объясняется тем, что бассейн в этот период был закрыт на ремонт и студенты занимались на суше. Снижение интереса к специализации "футбол" связано с кадровым вопросом. Резкое сокращение количества студентов, занимающихся в группах ОФП в 1991/92 уч. году, связано с сокращением обучающихся в вузе. Таким образом, динамика распределения студентов по видам спорта показывает наличие их разнообразного интереса, склонности к разным видам спорта, а не к какому-либо одному из них.

В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Учебные группы комплектуются по полу и уровню функционального состояния студентов.

Можно констатировать, что на протяжении всех лет процент студентов, занимающихся в группах специального отделения, достаточно высок и колеблется в пределах от 18,5 до 24,1% (см. рис.3). Практически каждый 5-й студент относится к специальной медицинской группе, что указывает на необходимость изменения статуса физической культуры в средней школе. Система физического воспитания молодежи может быть эффективной только при равнозначном взаимодействии ее звеньев: школа - вуз. Молодежь должна знать и понимать слова французского врача Тиссо, который еще более 200 лет назад писал о том , что движение как таковое по своему действию может заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения [3].

Рис. 2. Структура организации физического воспитания

Рис. 3. Динамика распределения студентов по видам спорта

Известно, что только при систематических и регулярных занятиях физическими упражнениями в организме человека происходят положительные функциональные сдвиги, что, в свою очередь, повышает умственную работоспособность, которая оказывает положительное влияние на общую успеваемость студентов [5]. Поэтому одним из критериев результативности занятий является показатель регулярности их посещаемости. Система получения зачета в вузе засчитывает студентам пропущенные по уважительной причине занятия. С учетом этого разброс показателя посещаемости занятий за последние 10 лет у студентов 1-4-го курсов находится в пределах от 82 до 85%, что не отражает реальной посещаемости, поэтому на кафедре для определения результативности занятий по физическому воспитанию введен показатель фактической посещаемости, который составляет в среднем 68%. Для студентов при такой фактической посещаемости объем двигательной активности явно недостаточен, поэтому прежде всего необходимо повысить зачетные требования к данному показателю. Дополнительную физическую нагрузку студенты МИИТа получают благодаря организованным занятиям в факультативных группах и регулярно проводимым соревнованиям внутри специализаций университета, между общежитиями, институтами (факультетами).

Заключение. В современных условиях роль физического воспитания в высшей школе становится еще более значимой. Необходимо постоянно его совершенствовать, исходя из запросов времени.

В целом организация системы физического воспитания студентов МИИТа по принципу специализации с возможностью варьирования разных видов спорта и дополнительных занятий оптимальна для решения задач, поставленных сегодня государственным стандартом перед физкультурным образованием.

Литература

1. Ганчар И.Л. Плавание: Теория и методика преподавания: Учебник. - Минск.: "Четыре четверти"; "Экоперспектива", 1998. - 352 с.

2. Комплексная учебная программа. М., 1995. - 49 с.

3. Михайлов Ю.Б., Бузинова Л.С. Физическое воспитание - неотъемлемая часть воспитания в целом //Матер. межвуз. науч.-метод. конф. по проблемам совершенствования физического воспитания студентов. М., 1998, с. 5-6.

4. Спорт в современном обществе /Под ред. В.М. Выдрина. - М.: ФиС, 1980, с. 29.

5. Федченко И.А. Значение занятий по физическому воспитанию для учебы студентов // Матер. IV межвузовской науч.-метод. конф. Краснодар, 1996, с. 10.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!