Abstract NEED FOR PHYSICAL CULTURE AS AREA OF ACTIVITY A.N. Pleshakov, Ph. D., Honored worker of physical culture of the Russian Federation A.V. Lotonenko, Dr. Hab., professor Voronezh state pedagogical university, Voronezh Key words: culture, physical culture, need, activity, youth, personality, society, education, sports, physical recreation, motor rehabilitation. The needs are the motive powers of the behavior of all organisms, including the human one. They stimulate the vigorous activity represent themselves as the reasons of a behavior in the conditions of social development and an environment. The formation of need of youth in occupations by physical exercises in it basis is the high social, also is impossible to reduce its role only to corporal development, strengthening of a health and to struggle against the consequences of the hypodynamy and hypokinezy. The aim of this paper was to substantiate the role of physical culture in life of modern students. The analysis of the data of concrete-sociological researches has shown, that needs for physical culture of youth essentially vary depending on an educational level, age of respondents, financial state and of some other factors. The interrelation of needs with an educational level of the individual, its general culture and by character of the future professional work especially clearly is traced. True needs, purposes and motives for sports activity, and also its results determine the spiritual and moral shape of modern youth, as well as the level of culture of a society as a whole.
|
ПОТРЕБНОСТЬ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ОБЛАСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Заслуженный работник
физической культуры Российской Федерации, Доктор педагогических наук,
профессор А. В. Лотоненко Ключевые слова: культура, физическая культура, потребность, деятельность, молодежь, личность, общественность, образование, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация. Современные концепции теории потребностей человека и общества изучаются целым рядом наук: философией, социологией, культурологией, педагогикой, психологией, физиологией и др. Потребности - это двигательная сила поведения всех живых организмов, в том числе и человека. Они стимулируют активную деятельность, выступают в качестве причин поведения в условиях общественного развития и окружающей среды [6, 17 и др.]. В философско-экономическом словаре (1983) потребность определяется как "нужда или потребность в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом" (с. 518). В самом общем виде потребность определяется как реакция общества (личности) на информацию об испытываемой нужде, служит основным фактором поведения человека; его отношения к условиям жизни и являются производными от необходимости. Главным фактором, опосредующим потребности, является воспитание (в том числе и физкультурное) как приобщение субъекта к миру человеческой культуры. Формирование потребностей, необходимых для всестороннего развития личности и прогресса всего общества, - важная задача социальной жизни [1, 4, 6, 14, 16 и др.]. Действующий Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и принятая "Национальная доктрина образования" рассматривают физическую культуру и спорт как одно из средств эффективного решения социально-экономических задач общества, профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержки высокой умственной и физической работоспособности молодежи, воспитания патриотизма, подготовки молодежи к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами. Не исключена возможность того, что современное развитие науки будет способствовать открытию новых эффективных средств воздействия ( в соответствии с индивидуальными потребностями и запросами общества) на тело человека, на его физические качества и двигательные способности [19]. Формирование потребности молодежи в занятиях физическими упражнениями в своей основе высокосоциально, и нельзя сводить его роль только к телесному развитию, укреплению здоровья и к борьбе с последствиями гиподинамии и гипокинезии. Физические упражнения, их комплексы служат средством активного отдыха, способствующим полноценному восстановлению умственной и физической работоспособности, улучшению координации движений, регуляции вегетативных функций человека. Однако потребности в двигательной активности - непроизвольны, независимы от нашего сознания отнюдь не во все периоды жизни. Ее оптимальные величины, являясь вначале естественными, внутренне присущими человеку, переходят в социогенные и нуждаются в формировании [17, c. 5-6]. С учетом изложенного физическая культура представляет собой сложное социально-культурное явление, которое не ограничено решением одних только задач физического развития, а выполняет и другие потребности, "социальные заказы общества в области политики, морали, воспитания, эстетики и в этой части принадлежит общественному сознанию" [6]. Поскольку теоретико-методологическое пространство, в котором в настоящем исследовании развивается концепция формирования физической культуры, составляет диалектика структур общественности ("труд-отношение-индивид", "деятельность-общественность-личность"), постольку и проблему "Физическая культура - общественные отношения" предполагаем рассмотреть в контексте опосредования становления общественных отношений общением. При таком подходе опосредование выступает в качестве принципа построения такой общественной формы физкультурной деятельности, в которой внутренняя логика ее развития проявляется наиболее целостно. Основную методологическую нагрузку в таком анализе несут категории "опосредованное" (активно) и "непосредственное" (пассивно). Они методологически интегрируют отношения и деятельность, которые как понятия и реалии относятся к разным порядкам развития сущности общественности и культуры. Иной, социально-культурологический, аспект представляет историзм общественных отношений, который понимается нами в качестве конкретно -исторического принципа построения социокультурной общественной формы физической культуры, как наиболее адекватно выражающей ее гуманистическое содержание. Становление этой формы рассматривается как отрицание государственно-политической и коммерческой форм культуры, как практически абстрактных, превращенных форм ее бытия, форм, не опосредованных должным образом специфическими закономерностями внутренней логики развития культуры как таковой. Культура понимается нами как универсальный способ, с помощью которого общество овладевает социально организующими свойствами отношений и общения в качестве фактора утверждения их необходимой формы. Строится она в соответствии с собственным опытом и уровнем достижений молодежи в развитии личностной культуры, ее интересов, потребностей, мотивов и склонностей в данной сфере деятельности [5, 13]. Современный уровень проблемы "Физическая культура и общественные отношения" - пока эмпирический и характеризуется частноаспектным подходом, своеобразной методологией множественности и конкретности [8]. Такой подход основан на изучении отдельных форм проявления общественных отношений: интересов, потребностей, целей, мотивов, значений и смыслов, социальных функций и дисфункций различных видов физической культуры. Учитывая сложности в решении проблемы общественных отношений, мы сосредоточили внимание на изучении характера связи между принципиальной структурой физкультурной деятельности ("цель-средство-результат") и ее общественной, формой (государственно -политической, социокультурной). В этом контексте проблема "Физическая культура и общественные отношения" представлена и как проблема построения необходимой, а именно социокультурной, общественной формы физической культуры. Особое значение здесь приобретают ценности интенционного характера, отражающие конкретный уровень общественного мнения, престижность физической культуры среди различных слоев населения, в том числе и среди молодежи. "По эффективности освоения этих ценностей можно реально оценить запросы общества и каждого человека в физической культуре, а также их действительное отношение к этой важнейшей сфере культуры", - пишут В.К. Бальсевич и Л.И. Лубышева [2, с. 3]. Физическая культура в качестве формы движения противоречий социокультурного процесса (а именно этот процесс составляет основу предмета нашего теоретического исследования) может выступить лишь в том случае, если ее развитие осуществляется на должном уровне. Это имеет место в ситуации перехода физической культуры с уровня функционирования на уровень развития. Однако до настоящего времени остаются открытыми вопросы о том, что представляют собой эти уровни, на какой основе они выделяются, каков характер связи между ними. До сих пор не найдены эффективные формы организации физической культуры, способные воплотить в педагогической системе формирования физической культуры молодежи все то новое, что создано современной наукой в области физической культуры [10]. Поэтому мы избрали актуальный для нас аспект: с одной стороны, анализ места и роли неспециального физкультурного образования и физкультурного воспитания в механизме функционирования и развития физической культуры и ее видов, с другой - анализ физической культуры и ее видов как многообразия форм развития деятельной стороны физкультурного воспитания молодежи. Это, по существу, проблема диалектики деятельности как форма объективного процесса (или деятельной стороны механизма общественного развития) и форм деятельности, в качестве которых в данном случае выступают формы физкультурной деятельности в различных видах физической культуры, ее образовательных и воспитательных аспектов. Физическая культура в своей целостности и законченной объективности (в смысле подлинной действительности) имеет субъектно-индивидуальный характер. Формулируя и развивая данный тезис, мы стремимся подчеркнуть не столько традиционно выделяемую субъективно-личностную сторону физической культуры, сколько то, что она резюмируется в формировании личности студента в качестве свободной индивидуальности [8]. Здесь внимание акцентируется нами на суждении, согласно которому вне личности физической культуры в ее подлинной действительности нет. Поэтому физическая культура - это объективное образование, которое, однако, имеет субъективный и, более того, индивидуально-личностный характер. В этой связи она выступает как базовый, фундаментальный слой, интегрирующее звено культуры, содержащее большой потенциал воспроизводства личности как целостности [2, 3, 5, 15]. Чрезвычайное многообразие потребностей в студенческие годы свидетельствует о богатстве и многообразии эмоций молодежи. Потребности молодежи и производные от них трансформации: мотивы, интересы, влечения, стремления, желания, убеждения, ценностные ориентации - представляют основу и движущую силу поведения молодого человека, его побуждения и цель. Эти побуждения, по мнению П.В. Симонова [18], следует рассматривать как ядро личности, как самую существенную характеристику, которая начинается с уяснения и анализа ее потребностей. В физкультурной деятельности важной характеристикой индивидуальных различий станут личностные особенности взаимодействия потребностей с механизмами оценки вероятности их удовлетворения [11]. Как показывают многолетние педагогические наблюдения, помимо эмоций в конкуренции потребностей, трансформации их в действие, в поступок активно задействованы волевые качества личности. Личностные особенности волевых качеств субъекта, как известно, лежат в основе характера, проявляющегося во внешне реализуемой деятельности. С этой целью необходимо вооружить личность студента средствами и способами удовлетворения тех его потребностей в физкультурной деятельности, которые представляют высокую ценность как для формирования высококультурного молодого специалиста, так и для прогрессивного роста общей культуры всего социума в целом. Отсюда понятно, что от того, в какой мере педагогическая система сможет решать задачу формирования разумных потребностей молодежи, в том числе и потребностей в физкультурной деятельности (образовательной, спортивной, рекреационной, реабилитационной), зависит воспитание личности нового времени, а вместе с тем и прогресс общества в культурном развитии. Формирование и саморазвитие личности студента - это во многом проблема формирования потребности и в физической культуре. Пытаясь развить это понимание потребности, мы сосредоточили внимание на анализе характера связи потребности с деятельностью, предложив вариант решения проблемы возвышения потребностей, то есть анализ проблемы формирования духовных потребностей в структуре "деятельность- потребность-деятельность". Реализация данной модели решения проблемы возвышения потребностей осуществлялась на основе изучения формирования познавательных, нравственных, эстетических потребностей студенческой молодежи гуманитарных и технических вузов в сфере неспециального физкультурного образования, спортивной деятельности, физической рекреации и двигательной реабилитации. В студенческом коллективе физическая культура выступает в качестве связующего звена между высшими социальными потребностями (в образовании, литературе, искусстве, других формах духовной культуры) и первичными потребностями. Современные рыночные отношения содействуют формированию нового типа человека, способного активно использовать заложенные в нем от природы физические качества [1, 13 и др.]. Понятие "новый человек" совпадает с понятием "всесторонне развитая личность", так как основными требованиями современного общества к личности являются: всестороннее развитие индивидуальных задатков, склонностей и дарований во всех видах деятельности, которые необходимы молодому специалисту, освоение каждым индивидом достижений наук и культуры, научное мировоззрение, гармоничное развитие духовных и физических черт личности, духовной и физической красоты. Известно, что уровень социальной активности студенческой молодежи определяется степенью ее готовности к проявлению социальной деятельности и уровнем значимости мотивов этой деятельности, в том числе и в сфере физической культуры. Он обусловлен также степенью осознания личностью общественной необходимости той или иной формы деятельности. Достаточно четко это проявляется в условиях гуманизации образования в области физической культуры. В системе вузовского образования это означает "выдвижение личности студента в качестве главной ценности педагогического бытия, а не только его телесно функциональной сферы. Сюда входит его внутренний мир (эмоции, отношения, ценностные ориентации и др.) и мир внешний (природа, предметная среда, деятельность)" [4, с. 28]. Физическая культура в вузах нефизкультурного профиля выступает активным преобразователем личности, утверждая лучшие ее качества, обогащая ее идейное, интеллектуальное, нравственное, эстетическое начала. Различные аспекты физического совершенствования молодежи, как необходимой стороны ее гармонического развития, выражают степень сознательного и целенаправленного воздействия общества на систему ее физических и духовных потенций. Поэтому функционирование и развитие физической культуры в обществе можно рассматривать как акт общественного производства специфических социальных ценностей. Целенаправленное физкультурное воспитание студентов в вузах нефизкультурного профиля позволяет осуществлять развитие личности студента в соответствии с требованиями современной культуры общества, так как в данной сфере социально необходимой деятельности не только решаются задачи телесного развития и физической подготовки молодого человека, но и выполняются заказы общества в сферах идеологии, экономики, науки, образования, воспитания и в других сферах духовной жизни общества [5, 13, 19 и др.]. Под воздействием воспитания потребности и интересы молодежи, а также ее наклонности и способности, умственные, физические, нравственные, эстетические, моральные и другие качества приобретают социально полезную направленность и значение. Следует заметить, что данные социологических исследований потребностей молодежи в физкультурной деятельности нельзя отождествлять с потребностями общественными. Общество, разумеется, заинтересовано в максимально полном удовлетворении фактически складывающихся личных потребностей, но оно также заинтересовано и в их оптимальном развитии. Дело здесь в том, что в роли субъекта потребности могут выступать и отдельно взятый индивид, и объединенная по тому или иному признаку группа людей (в нашем случае - студенческий коллектив), и общество в целом. Личные потребности, с точки зрения общества, находят свое выражение в научно обоснованных представлениях о наиболее благоприятных условиях жизнедеятельности его членов, в том числе в отношении использования ими своего свободного времени. Чтобы составить представления о потребностях студенческой молодежи в занятиях различными видами физической культуры, данные массового опроса необходимо скорректировать с показателями медицинского освидетельствования уровня здоровья и данными медико-педагогических исследований первокурсников, результатами анализа общих тенденций развития физкультурной деятельности в данном регионе. Большое значение имеет опрос экспертов с целью определения направлений регулирующего воздействия на процесс развития и формирования личных потребностей в физкультурной деятельности, ибо, после того как представления об общественных потребностях получены, возникает задача по возможности приблизить к ним потребности индивидуальные на основе использования методов педагогического и социально -психологического воздействия (формирование потребностей в условиях обучения в вузе, использование средств массовой информации в плане повышения образовательного уровня в сфере физкультурной деятельности и др.). Это означает не ограничение индивидуального характера личных потребностей, а их воспитание в интересах самого потребителя и всего общества, что имеет особое значение в вузовской практике работы по формированию физической культуры студентов. Анализ данных конкретно-социологических исследований показал, что потребности в физической культуре у молодежи существенно варьируют в зависимости от уровня образования, возраста респондентов, материального состояния (доходов) и ряда других факторов. Особенно отчетливо прослеживается взаимосвязь потребностей с уровнем образования индивида, его общей культуры и характером будущей профессиональной деятельности. Истинные потребности, цели и мотивы в физкультурной деятельности, а также ее результаты, в сущности, определяют духовный и моральный облик современной молодежи, уровень культуры общества в целом. Литература 1. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека. - М.: ТиПФК. 2000. - 274 с. 2. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Физическая культура: молодежь и современность // Теор. и практ. физ. культ., 1995, № 5, с. 2 - 7. 3. Быховская И.М. Физическая культура как практическая аксиология человеческого тела: методологические основания анализа проблемы // Физ. культ.: восп., образов., тренир. 1996, № 2, с. 19 - 27. 4. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза //Физ. культ.: восп., образов., тренир., 1996, № 1, с. 27-32. 5. Выдрин В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: Учеб. пос. / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001. - 76 с. 6. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): Учеб. пос. / ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта. Л., 1988. - 45 с. 7. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов: Учеб. пос. - Воронеж: ВГУ, 1991. - 128 с. 8. Глотов Н.К., Игнатьев А.С., Лотоненко А.В. Философско-культурологический анализ физической культуры // Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 1, с. 4 - 6. 9. Данилов М.С., Игнатьев А.С., Лотоненко А.В. и др. Экологическое и социально-биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа: IV Царскосельские чтения / Науч.-теор. межвуз. конф. с межд. участ. Т. III. - СПб.: ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2000, с. 150 - 153. 10. Кузин В.В. Физическая культура детей и молодежи: актуальные проблемы воспитания // Физ. культ.: восп., образов., тренир., 1996, № 1, с. 3-4. 11. Лотоненко А.В. Формирование физической культуры молодежи: Теория, методология, практика: Учеб. пос. - М.: ФОН, 1999. - 92 с. 12. Лотоненко А.В., Стеблецов Е.А. Физическая культура молодежи. - М.: ФОН, 1997. - 317 с. 13. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания: методология развития и технология реализации // Физ. культ.: восп., образов., тренир., 1996, № 1, с. 11 - 17. 14. Лубышева Л.И., Лотоненко А.В., Игнатьев А.С. Физическая культура и молодежь: Учеб. пос. - М.: ТиПФК, 2000. - 182 с. 15. Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты: Учеб. пос. / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2000. - 80 с. 16. Пономарев Н.И. Социологические функции физической культуры и спорта. - М.: ФиС, 1974. - 310 с. 17. Пономарев Н.И., Рейзин В.М. Анализ сформированности чувства "мышечной радости" после занятий физическими упражнениями // Теор. и практ. физ. культ. 1989, № 5, с. 5 - 6. 18.Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984, с. 85 - 96. 19. Столяров В.И. Проект СпАрт и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населения России (основные идеи и первые итоги реализации) // Теор. и практ. физ. культ., 1993, № 4, с. 10 - 14. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |