Abstract ON SOME CRITERIA OF EFFICIENCY OF METHODICAL WORK ON FACULTIES IN SPORTS HIGHEST SCHOOL V.U. Ageyevets, Dr. Hab., professor N.N. Alfimov S.P. Evseev P.N. Moroz'ko St.-Petersburg state P.F. Lesgaft's academy of physical culture, Saint Petersburg Key words: criteria of efficiency, methodical work, intervisiting of occupations, quality of education, factor of quality, progress. The experience of influence of intervisiting of occupations by teachers of faculties of the sport-pedagogical and theoretical structure on the efficiency of the pedagogical process expressed as accepted normative parameters and offered parameters of specific progress (the quantity of excellent marks referred to one visiting and to one student) is generalized. The authors have analyzed the data on intervisiting of occupations by lecturers of different faculties in St.-Petersburg state P.F. Lesgaft's academy of physical culture, as well as score of these intervisiting on totals of an winter session of 3rd course. The researches have shown, that on faculties (average score, absolute progress, a parameter of quality, total of excellent marks) which in the basis have gross character, it is rational to replace the accepted normative parameters of a condition of educational-methodical work as parameters which have the specific qualitative criteria in the basis (quantity of intervisiting on one teacher, quantity of excellent marks on one student and on one subject, quantity of excellent marks on one intervisiting). It was found, that influence of sports-pedagogical faculty on the excellent progress on the specialization promotes the improvement of the quality of training of specialists as a whole.
|
О НЕКОТОРЫХ КРИТЕРИЯХ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ НА КАФЕДРАХ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ВУЗЕ Доктор педагогических наук,
профессор В.У. Агеевец Санкт-Петербургская
государственная академия физической культуры Ключевые слова: критерии эффективности, методическая работа, взаимопосещение занятий, качество обучения, коэффициент качества, успеваемость. Для оценки методической работы на кафедрах учебно-методическое управление и деканаты используют различные критерии, которые можно разделить на две группы: организационно-методические и результативные. В первую группу входят кафедральные планы работы на учебный год, индивидуальные планы работы преподавателей, взаимопосещение лекций и практических занятий с последующим обсуждением их результатов, издание методической литературы. Вторую группу критериев составляют реальные результаты педагогического процесса: абсолютная успеваемость, коэффициент качества, средний балл, текущая успеваемость, количество отличных оценок, полученных на экзаменах. Нами были исследованы такие критерии эффективности методической работы, как количество взаимопосещений и количество отличных оценок, полученных студентами на экзаменах. При выборе этих критериев мы исходили из того, что взаимопосещение лекций и практических занятий непосредственно связано с взаимным изучением методического уровня каждого преподавателя. А количество отличных оценок, полученных студентами на экзаменах по определенному предмету, служит качественным показателем уровня педагогического процесса тогда, когда такие нормативные показатели, как абсолютная успеваемость, средний балл, показатель качества (отношение суммы хороших и отличных оценок к общему числу сдававших), являются "валовыми" показателями или очень близки к ним, поскольку строятся на усреднении результатов педагогического процесса (учитываются либо все оценки, либо "хорошо" и "отлично"). Вместе с тем очевидно, что критерии эффективности методической работы в первую очередь должны быть построены на качественных показателях. Для получения сравнимых результатов эти показатели должны быть отнесены к определенной единице (например, к 1 преподавателю, к 1 посещению занятия, к 1 предмету, к 1 студенту и т.д.). Исходя из вышесказанных соображений, мы проанализировали данные о взаимопосещении занятий преподавателями различных кафедр в Санкт-Петербургской академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта, а также результативность этих взаимопосещений по итогам зимней сессии на 3-м курсе. В табл. 1 приводится анализ данных о взаимопосещении занятий на спортивно-педагогических кафедрах за 1-й семестр 1988/89 учебного года. Как видно из приведенных в таблице данных, коэффициент взаимопосещений (Вк - число посещений на 1 преподавателя) на различных кафедрах был далеко не одинаковым и составлял от наименьшей величины - 0,33 (кафедра велоспорта) до наибольшей - 3,2 (кафедра бокса). Поскольку важен не сам факт интенсивности взаимопосещений занятий, а их результативность, конечный результат - качество обучения, нами были проанализированы данные о количестве отличных оценок, полученных на экзаменах по специализациям на 3-м курсе (табл. 2). Из приведенных в табл. 2 данных видно, что принятый нормативный показатель - коэффициент качества (процент хороших и отличных оценок) по 11 специализациям из 12 был равен 100 и только по одной - 92%. Иная картина наблюдалась в отношении такого показателя, как количество отличных оценок на одного студента (Котл.). Здесь выявлены весьма разные значения: от самой низкой величины - 0,33 отличных оценок на 1 студента, сдававшего экзамен по специализации (футбол-хоккей, бокс), до самых высоких величин - 0,93; 0,92; 0,75 (единоборства, гимнастика, конькобежный спорт). Для выявления эффективности влияния взаимопосещений преподавателей на конечный результат педагогического процесса нами были рассчитаны коэффициенты корреляции между Вк и Котл. (табл. 1 и 2). Установлено, что между взаимной посещаемостью занятий преподавателями на кафедре и количеством отличных оценок на 1 студента (r = +0,3) имеется умеренно выраженная положительная зависимость. Таблица 1. Анализ данных о взаимопосещаемости занятий преподавателями на спортивно-педагогических кафедрах по специализациям
Вместе с тем представляется важным выявить влияние взаимопосещаемости занятий как критерия уровня методической работы на успеваемость студентов по другим дисциплинам. С этой целью нами была рассчитана величина удельного показателя отличных оценок (УПОО) по всем предметам, вынесенным на экзаменационную сессию в семестре, к величине взаимопосещаемости занятий на 1 преподавателя (Вк). Эту величину мы условно назвали общей эффективностью взаимопосещаемости занятий (Эф. общ).
Была рассчитана также величина отношения количества отличных оценок, полученных при сдаче экзаменов по специализациям (Котл.), к величине взаимопосещений на одного преподавателя (Вк). Эту величину мы назвали частной эффективностью взаимопосещений занятий (Эф. частн.).
Как видно из приведенных в табл. 3 результатов, эффективность посещаемости занятий, как общая, так и частная, на кафедрах была различной и колебалась в значительных пределах (Эф. общ. - от 3,14-3,63 до 13-20 и Эф. частн. - от 0,10-0,19 до 1,16-1,60). Изучение корреляционных отношений в целом между Эф. общ. и Эф. частн. показало, что коэффициент корреляции между ними равнялся +0,52, т.е. имелась отчетливо выраженная положительная корреляционная связь. Это обстоятельство позволяет высказать мысль о том, что влияние спортивно-педагогической выпускающей кафедры на отличную успеваемость по своей специализации способствует повышению качества подготовки специалистов в целом. Помимо исследования влияния взаимопосещений на качество учебного процесса со стороны спортивно -педагогических кафедр аналогичные исследования проведены нами в отношении теоретических кафедр, принимающих участие в экзаменационной сессии на 3-м курсе. Результаты этих исследований приведены в табл. 4, 5 и 6. Таблица 2. Анализ данных о количестве отличных оценок на экзаменах по специализациям
Таблица 3. Эффективность общей и частной посещаемости занятий
Таблица 4. Анализ данных о взаимопосещаемости занятий на теоретических кафедрах
Таблица 5. Анализ данных о количестве отличных оценок по результатам экзаменов на теоретических кафедрах
Таблица 6. Усредненные величины частной эффективности взаимопосещений занятий (Эф. частн.) на спортивно-педагогических и теоретических кафедрах
Примечание. Котл. - количество отличных оценок, полученных при сдаче экзаменов по предмету на 1 студента; Вк- коэффициент взаимопосещений; Эф. частн. - количество отличных оценок на 1 взаимопосещение. Приведенные в таблицах данные свидетельствуют, что по таким критериям эффективности методической работы, проводимой на кафедрах, как Котл., Вк и Эф. частн., кафедры спортивно-педагогического профиля и теоретические кафедры заметно различались между собой. Как видно из табл. 4, наибольшую величину Вк имела кафедра физиологии, наименьшую - кафедра общественно-гуманитарных дисциплин. Наибольшие величины Котл. были получены на кафедре гигиены, а наименьшие - на кафедре теории и методики физической культуры (табл. 5). Однако, если судить по величине Эф. частн. (количеству отличных оценок на 1 посещение), то оказывается, что наибольшая эффективность от взаимопосещений имелась на кафедре общественно -гуманитарных наук, затем на кафедрах спортивной медицины, гигиены, физиологии и теории и методики физической культуры. Из приведенных в табл. 6 данных видно, что показатель Эф. частн., т.е. влияние на конечный результат - количество отличных оценок на спортивно -педагогических кафедрах, более чем в 1,5 раза выше аналогичной величины на теоретических кафедрах. Заключение. Исследования показали, что принятые нормативные показатели состояния учебно-методической работы на кафедре (средний балл, абсолютная успеваемость, показатель качества, общее количество отличных, хороших и удовлетворительных оценок), имеющие в своей основе валовый характер, рационально заменить показателями, имеющими удельные качественные критерии (количество посещений на 1 преподавателя, количество отличных оценок на 1 студента и на 1 предмет, количество отличных оценок на 1 взаимопосещение). Количество отличных оценок на 1 взаимопосещение, отнесенное как ко всем предметам (Эф. общ.), так и к определенному предмету, например специализации (Эф. частн.), может рассматриваться как эффективность взаимопосещений и как один из критериев эффективности работы на кафедре. Влияние спортивно-педагогической выпускающей кафедры на отличную успеваемость по своей специализации способствует повышению качества подготовки специализации в целом. Полученные результаты дают основание рассматривать повышение уровня обучения студентов по специализациям на спортивно-педагогических кафедрах как непременное условие повышения качества подготовки специалистов в физкультурных вузах. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |