ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТА - ДЕЛО САМОГО СТУДЕНТА


Abstract

CHEERLEADING AS INNOVATIONAL KIND OF SPORTS IN TEACHING OF PHYSICAL TRAINING IN UNIVERSITIES (On an example of special course in Moscow humanitarian-social academy)

S.A. Noskova, Ph.D., lecturer, President of Regional public organization "Federation of groups of support of sports teams (cheerleading)",

Moscow humanitarian-social academy, Moscow

Key words: cheerleading, innovational kind of sports, physical education, highest school, team, popularization, positive role model.

For becoming a new kind of sports what for Russia is cheerleading, at the given stage its propagation and preparation of methodical materials have special value. Even among athletes there is an opinion, that it - "not absolutely" sports, and only "show of girls", jumping with the big pompons, "dance of short skirts" in Russia till now.

Really, in Russia cheerleading began from female sports and those on advantage while remains, but the structure of the western teams includes not only girls, but also young men. So this opinion (that cheerleading - especially female sports) erroneous. Unfortunately, many still simply did not see performances of well prepared teams.

There is a sharp problem of the professional training of coaches, teachers at the stage of becoming of a new kind of sports. In MHSA it is organized not only a special course (in the future students can become teachers - instructors), but also consultations for all comers on realization of occupations with maintenance with the methodical literature and videomaterials, including finished shooting in MHSA.


ЧИРЛИДИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВИД СПОРТА В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
(На примере спецкурса в Московской гуманитарно-социальной академии)

Президент Региональной общественной организации "Федерация групп поддержки спортивных команд (cheerleading)", кандидат педагогических наук, доцент С.А. Носкова

Московская гуманитарно-социальная академия, Москва

Ключевые слова: чирлидинг, инновационный вид спорта, физическое воспитание, высшая школа, команда, популяризация, положительная ролевая модель.

Для становления нового вида спорта, каким для нашей страны является чирлидинг - подготовка групп поддержки спортивных команд, на данном этапе особое значение имеют его пропаганда и подготовка методических материалов, включая видеофильмы. Журнал "Теория и практика физической культуры" уже не раз сообщал читателям о чирлидинге [10, 12]. Однако в России до сих пор даже среди спортсменов бытует мнение, что это - "не совсем" спорт, а всего лишь "шоу девочек", прыгающих с большими помпонами по краям площадки, "танец коротких юбок".

Действительно, у нас в стране чирлидинг начался как женский спорт и таковым по преимуществу пока остается, но в состав западных команд входят не только девушки, но и юноши. Так что это мнение (что чирлидинг - сугубо женский спорт) ошибочное. К сожалению, многие еще просто не видели выступлений хорошо подготовленных команд. А это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Западный кинематограф российскому зрителю такую возможность предоставил. Это, например, фильм "Красота по-американски", получивший премию "Оскар" в 2000г., или фильм "Добейся успеха" (2001 г.), сюжет которого целиком посвящен жизни университетской чирлидинговой команды.

Автору возможность непосредственного знакомства с этим видом представилась в центрах подготовки спортивных команд в США. Из поездки в Америку, состоявшейся в сентябре 2001 г., я привезла видеофильмы и материалы Ассоциации тренеров групп поддержки. Перевод этих материалов позволил выпустить в конце 2001 г. адаптированные для начального этапа освоения "Методические рекомендации по формированию специфических индивидуальных качеств "cheerleaders" [5]. В их подготовке были использованы также: многолетний опыт постановок массовых спортивно -художественных представлений педагогами кафедры гимнастики Российской академии культуры; материалы по основам режиссуры, технологии, организации и методики массовых спортивно-художественных представлений профессора С.-Петербургской Академии культуры Б.Н. Петрова; обобщенный опыт работы АНО ДК "Ассоль" (Северный административной округ Москвы); собственный 10-летний опыт автора в подготовке педагогов -инструкторов по аэробике в Институте молодежи (ныне - Московская гуманитарно-социальная академия - МГСА).

РОО "Федерация Чирлидерс", президентом которой я являюсь, считает, что чирлидинг, при всей его кажущейся на первый взгляд несерьезности, может существенно повлиять на развитие молодого человека и в физическом, и в психологическом, и в социальном аспектах. Но самое главное - участники программ призваны развивать у молодых людей ориентацию на спорт, физическую культуру, что сегодня вновь становится актуальным, не говоря уже о том, что они "окультуривают" агрессивных болельщиков, которых, к сожалению, в последнее время на стадионах стало слишком много [4]. Федерация, делая ставку на популяризацию и массовое развитие этого вида спорта как одного из доступных, недорогих, создает чирлидинговые команды в школах и вузах, проводит соревнования между ними.

Нынешнее положение молодежи в России в сравнении с недавним прошлым очень сложное. Начатая в 1985 г. перестройка, последующие реформы предоставили молодежи определенную свободу как необходимое условие для ее полноценной жизнедеятельности и самоутверждения. Но, к сожалению, среда, обеспечивавшая раньше практически полную защиту от таких опасностей, как безработица, наркомания, углубляющееся неравенство, - исчезла. Массовой физической культурой, исторически считающейся цементирующим звеном в оздоровлении нации, воспитании молодежи, в настоящее время в стране занимаются всего 8-10% населения, тогда как в экономически развитых странах этот показатель достигает 40-60%. А вот потребителей наркотиков - уже около 3 млн. человек, причем 90% из них - молодые люди до 30 лет. По данным социологических исследований, за последние 5 лет число предложений бесплатно попробовать наркотик увеличилось с 30 до 50%. Особенно часто такие предложения делают школьникам и студентам [5].

Ученые считают, что будущее человечества XXI века напрямую зависит от нравственных устоев общества. Поэтому неизмеримо возрастает социальная значимость тех сфер жизни общества, которые непоредственно связаны с образованием, воспитанием, формированием человека [11]. Воспитательная роль физической культуры, особенно в отношении юного поколения, неизмеримо велика. Недаром в "Концепции развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года" одним из предложений является "поиск новых организационно-управленческих решений, направленных на создание эффективной системы организации физкультурно-оздоровительной работы, ...обобщение зарубежного и отечественного опыта постановки данной работы, ...улучшение качества процесса физического воспитания и образования, особенно детей и молодежи" [3, 12].

Традиционные подходы к занятиям физической культурой в вузе при всех их достоинствах также нуждаются в переосмыслении целей и задач. Кафедра физической культуры МГСА в поисках путей повышения эффективности учебного процесса, формирования устойчивой потребности в двигательной активности решила использовать и этот, нетрадиционный, вид спорта. Это вызвало активный интерес у студентов: команда нашей академии, которой скоро исполнится два года, выступает как группа поддержки сборных родного вуза по мини-футболу и баскетболу. Кроме того, МГСА одной из первых организован спецкурс [8]. Теперь студенты могут, пройдя соответствующую подготовку, получить еще одну квалификацию - педагог-инструктор по аэробике и чирлидингу (по учебному плану дополнительного образования). Команда примет участие в Фестивале качества негосударственных вузов, стартовавшем 1 февраля этого года. Таким образом, инновационность педагогической деятельности и ее качество - наиболее актуальные сегодня задачи в сфере образования - нашли воплощение в этом масштабном мероприятии [9]. "Проблема качества, - подчеркнул в интервью "Вузовским вестям" президент Союза негосударственных вузов, ректор МГСА проф. И.М. Ильинский, выступивший инициатором фестиваля, - во всех областях жизни давно вышла на первое место. Особенно - в образовании. Ибо образование образует человека, а уж он - все остальное" [2].

Молодые люди самой природой предназначены нравиться и самим себе, и другим, в то же время они стремятся подражать кумирам. Это естественные процессы. Осложнения возникают вместе с выбором образцов для подражания. В наши дни именно мода и реклама создают подобные образцы. Ставка на современность, моду, в том числе в спортивной одежде, - важная составляющая подготовки команд групп поддержки. А чирлидинг, как синтетический вид спорта (в основе - гимнастика, танец, фитнес), способен вобрать в себя движения не только из аэробики, акробатики, но и из балета, свинга, пантомимы, боевых искусств, элементы мюзикла. В результате хорошо подготовленная программа выглядит как настоящее артистическое шоу. Активизация разнообразных талантов и степеней подготовленности предоставляет возможность каждому участнику группы продемонстрировать свои способности, акцентировать свои сильные стороны. Чем многостороннее, разнообразнее подготовка отдельных участников, тем интереснее смотрится команда как единый коллектив. Это становится реальным благодаря несравненно более значительным, чем в других видах спорта, возможностям для удовлетворения личных интересов и склонностей, а также учету индивидуальных особенностей и резервов организма участников. Разумеется, успешная подготовка команды невозможна без должного уровня сформированности ценностно -мотивационной сферы, без вооружения учащихся знаниями и умениями методически грамотно проводить тренировки.

Между тем именно такой подход в полной мере сумели осуществить на Западе. Выступления зарубежных чирлидинговых команд - зажигательное зрелище, спорт и искусство одновременно. Там проводятся соревнования между командами любителей и профессионалов, т.е. группы поддержки спортсменов и соревнующихся между собой чирлидерсов. Первые, как следует из названия, оказывают поддержку и вдохновляют школьные, вузовские и другие спортивные команды. Главная задача вторых - совершенствование мастерства, точности, согласованности движений, голосового сопровождения, создание как можно более эффектного выступления, способного поразить зрителей. Как и в любом другом виде спорта, в нем существуют правила и требования, разработанные специалистами (Американской ассоциации тренеров и наблюдателей - American Association of Cheerleading Coaches and Advisors). Особенностью и непременным условием выступления является наличие немузыкальной "увертюры" - представления своей команды, клуба, страны (на международных соревнованиях) несколькими короткими фразами, а также отдельными возгласами и хлопаньем. Оценка выступлений производится по 100-очковой системе и выглядит так:

I Коммуникативные аспекты (голос, контакт глазами, выражение лица) 5 очков
II Фундаментальные навыки: 40 очков
 

1) гимнастика

20 очков
 

2) танец

10 очков
 

3) техника движений

10 очков
III Групповая техника 15 очков
 

1) синхронность исполнения

10 очков
 

2) перестроения и использование пространства

5 очков
IV Общий эффект, в том числе 15 очков за сложность 40 очков

Eсли и не основателем чирлидинга (в Америке он появился в самом конце XIX в. - в 1898 г.), то родиной похожего вида спорта вполне могла бы стать Россия, вернее СССР. В 30-е гг. - время широкого распространения аэроклубов, автопробегов, прыжков с парашютных вышек и прыжков с шестом - на первомайских парадах и открытиях спартакиад вошли в моду марши молодых физкультурников. Они несли лозунги, перестраивались в "фигуры", выкрикивали политические речевки, образовывали горки и многоярусные пирамиды. Эта форма спортивно -массовой работы имела приоритет в учебных заведениях и спортивных обществах в силу яркой политической окраски. Со временем пышно цветущая ветвь российского физкультурного движения засохла, и теперь узнать об этом историческом периоде можно лишь из воспоминаний очевидцев и кинофильмов предвоенных и послевоенных лет. Сама Л.П.Орлова - звезда советского экрана - снималась в роли физкультурницы, участвующей в параде. Композиторы писали спортивные песни и марши. Но сегодня мы пользуемся английским словом для обозначения нового вида спорта, как, впрочем, и многих других - бодибилдинг, калланетика, слим-джим, кардиофанк, кёрлинг...

Чирлидинг в нашей стране при должной поддержке также может стать распространенным. Этот вид спорта благодаря зрелищности, эмоциональности и красоте способен увлечь юношей и девушек, настроенных развивать спортивные качества и повышать мастерство. Это будет, в свою очередь, создавать положительные ролевые модели (примеры для подражания) для остальной молодежи, что также имеет огромное значение.

В Америке, например, где кинематограф и телевидение активно пропагандируют спорт, здоровый образ жизни, по спортивным телеканалам транслируются соревнования чирлидеров, в том числе между командами колледжей и университетов. Эти очень многолюдные, веселые, яркие передачи благодаря прекрасной режиссерской и операторской работе позволяют сидящим у экранов окунуться в атмосферу состязательности. В известном смысле у телезрителей более выигрышное положение, чем у болельщиков в залах или на стадионах, так как камера позволяет фрагментировать самые захватывающие моменты, показать их в замедленной съемке, повторить. Комментаторы, работающие на соревнованиях, обязательно предоставляют слово участникам команд, которые передают приветы родителям, друзьям, педагогам, делятся радостью победы.

На этапе становления нового вида спорта остро встает проблема подготовки кадров тренеров, преподавателей [1]. В МГСА организован не только спецкурс (в будущем студенты могут стать педагогами -инструкторами), но и консультации для всех желающих по проведению занятий с обеспечением методической литературой и видеоматериалами, в том числе отснятыми в МГСА.

Литература

1. Задворнов К.Ю. Исследование процесса становления новых (нетрадиционных) видов спорта //Теор. и практ. физ. культ., 1999, № 12, с.17-22.

2. Ильинский И.М. Партнерство ради качества // Вузовские вести. 2002, № 3, с. 10-11.

3. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2005 года //Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 4, с. 2-8.

4. Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теор. и практ. физ. культ. 2001. № 4, с. 11-15.

5. Методические рекомендации по формированию специфических индивидуальных качеств "cheerleaders" - групп поддержки спортивных команд. Метод. пос. для педагогов-инструкторов и тренеров / Сост. С.А. Носкова.- М.: МГСА, 2001.

6. Моченов В.П. Физическая культура и спорт в профилактике наркомании и преступности среди молодежи //Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 2, с. 60-62.

7. Носкова С.А. Первые шаги становления спортивно-педагогической деятельности студентов - чирлидинг как нового направления в физическом развитии молодежи //Физическое воспитание учащейся молодежи. Матер. науч. семинара кафедры физической культуры / Под ред. И.А. Лысовой. - М.: МГСА, 2001, с. 44-49.

8. Носкова С.А. Физическая культура - по преимуществу культура // Alma mater. Вестник высшей школы. 2001, № 11, с. 27-29.

9. Работин И.В. Инновационный компонент педагогической деятельности учителя физической культуры //Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 2, с. 22-24.

10. Региональная общественная организация Федерация чирлидерс - группы поддержки спортивных команд // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 10, с. 21.

11. Суник А.Б. ХХ век и олимпийская триада // Теор. и практ. физической культуры. 2000, № 6, с. 3-8.

12. Философия и социология спорта в XXI веке. "Круглый стол" журнала "Теория и практика физической культуры" совместно с кафедрой философии и социологии РГАФК. 29 марта 2000 г. // Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 6, с. 54-55.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!