Abstract PHYSICAL TRAINING AND SPORTS ACTIVITY OF WOMEN ON BOUNDARY OF XIX-ХХ CENTURIES (on materials of pedagogical and sports periodical press) S.N. Mjagkova, Ph.D., lecturer Russian state academy of physical culture, Moscow Key words: physical training and physical activity of women, female sports, body-motor practice, female problematics, mass media. The special urgency the problem education of women has got in many countries of the world in the second half of XIX century. Among various motives and reasons the most powerful was the economic force - desire as much as possible to lift productivity national (including female) work by a wide circulation of a different sort technical and a professional knowledge and skills. The political aspect of female education was not less important also: in this period the opinion was widely distributed, that even if women have no political status, all of them can influence political views and the activity of their husbands and children seriously. Thus, on the basis of the information offered by the author it is possible to ascertain, that the change of the public opinion for the benefit of active participation of women in various kinds of body-motor practice; that the tendency to popularization of female sports in the countries of Europe, America and Russia on the boundary of XIX-XX centuries; that the available potential and competitiveness of Russian women on world sports arena remains the important factor of the international sports movement.
|
ФИЗИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ И СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖЕНЩИН НА
РУБЕЖЕ XIX-ХХ ВВ. Кандидат педагогических наук,
доцент С.Н. Мягкова Ключевые слова: физическое воспитание и физическая активность женщин, женский спорт, телесно-двигательная практика, женская проблематика, средства массовой информации. Во второй половине XIX в. во многих странах мира особую остроту приобрела проблема воспитания и образования женщин, а также их участия в различных видах телесно-двигательной практики. Среди разнообразных мотивов и соображений наиболее весомым являлся экономический фактор - желание максимально поднять производительность народного (в том числе и женского) труда путем широкого распространения разного рода технических и профессиональных знаний и навыков. Не менее важным был и политический аспект женского воспитания: в этот период широко распространилось мнение, что даже если женщины и не имеют политического статуса, они все-таки могут серьезно влиять на политические взгляды и деятельность своих мужей и детей. Это влияние, считали наиболее прогрессивные общественные деятели во всех странах Западной Европы, Америки и России, будет, конечно, отрицательным, если женщины значительно уступают мужчинам в образовании или остаются совсем без него. Российская периодическая печать уже в 60-е гг. XIX в. начала активно поддерживать борьбу женщин за право получать достойное образование. Журналы общественно-педагогической направленности, такие, как "Вестник воспитания", "Педагогический сборник", позже "Педагогический листок санкт-петербургских женских гимназий", "Женское образование", "Образование", много сделали для изменения мнения общества, в большинстве своем предосудительно относившегося к вопросам женского образования вообще и физического воспитания в частности. "Педагогический сборник" в своем первом номере 1860 г. опубликовал статью "Основные задачи воспитания", где резко критиковался существующий идеал "кисейной барышни" и последовательно проводилась идея о необходимости всестороннего развития девушек. "Вестник" признавал, что "повсеместно среди наших и отчасти заграничных высших классов безапелляционно господствует тот взгляд специально на женское воспитание, по которому наука для девиц считается не только излишней, но и предосудительной" [1]. Вместе с тем бесконечные войны XIX столетия настолько подорвали людские ресурсы европейских стран, что правительства вынуждены были всерьез заняться проблемой оздоровления населения. Проблему усугубляли нерегламентированное использование женского и детского труда на быстро развивающихся промышленных предприятиях, а также несовершенная система школьного образования, которая, с точки зрения гигиенистов и врачей, пагубно влияла на здоровье юношества. Актуальной задачей для правительств европейских стран, в том числе и России, стало физическое развитие подрастающего поколения. "Современное нам человечество, - писал в 1861 г. "Педагогический сборник", - заметно страдает вследствие перезрелых, ослабевших нервов и мозга, оттого в наши дни встречается так много вообще утомленных, разочарованных, страдающих мировой скорбью и Бог весть еще чем...и вместе с тем фигурирует масса худосочных, изнуренных физически и т.д." [2]. Во второй половине XIX в. одна за другой разрабатываются национальные системы физического воспитания (среди получивших всеевропейское признание - шведская, немецкая, английская). Особое внимание врачи и педагоги начали уделять проблеме здоровья девушек и женщин. В России, принадлежавшей в этом смысле к стану наиболее консервативных стран, национальная система так и не сложилась (хотя мы не можем не отметить величайшую заслугу П.Ф. Лесгафта, приложившего немало сил в этом направлении). Зато отечественная пресса довольно рано заинтересовалась западными нововведениями. Впрочем, основная задача российских просветителей заключалась не в том, чтобы убедить общественность в пользе той или иной системы, а в том, чтобы сформировать общественное сознание, внедрить идею о необходимости телесного и интеллектуального развития женщин. Высказывания ведущих отечественных педагогов, гигиенистов, врачей были весьма осторожными и крайне консервативными: "Женщина - божественное оружие, созданное Провидением для того, чтобы носить в своем чреве человека ...", - считал доктор Е.А. Покровский, редактор одного из самых авторитетных общественно -педагогических журналов России "Вестник воспитания" [3]. Необходимо добавить, что "Вестник" в целом определял мнение общества в вопросах образования. Другой видный деятель образования в России В.Л. Стоюнин писал: "Пусть женщины поймут, что они, ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая его уста лепетать и первые слова, и первую молитву, делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладется их руками. Христианство же открыло женщинам их предназначение" [4]. Основной задачей женского образования в России не было воспитание полноправного члена общества. В женщине видели прежде всего продолжательницу рода, и именно поэтому считалось важным заботиться о ее здоровье. Даже значительно позднее, в 90-е гг. XIX в., этот аспект в России оставался определяющим. "О теле женщины в детском возрасте следует заботиться так же, как и о телесном развитии мальчика... Так, всякий опытный сельский хозяин знает, что здоровье и другие качества приплода зависят от свойств производящей его матки" [5]. Во всех публикациях и высказываниях присутствует весьма существенная оговорка о том, что физические упражнения не должны наносить ущерба женственности. Несмотря на то что из всех европейских держав Россия была одной из наиболее консервативно настроенных по отношению к разнообразным вопросам женского физического воспитания, журнальная периодика постепенно изменяла общественное мнение. Особенно плодотворными стали в этом смысле 90-е гг. XIX в. В 1890 г. "Педагогический сборник" опубликовал статью женщины-врача Е.А. Михайловой, в которой помимо прочего сказано: "Мерило культуры страны - общественная ступень, на которой стоит женщина. Уровень страны зависит от способности женщины давать хорошее потомство. Поэтому государство должно заботиться о гармоничном (физическом и нравственном) развитии женщины" [6]. К началу XX в. значительное внимание в женских учебных заведениях стало уделяться физическому развитию учениц. На смену прежнему идеалу, распространенному среди привилегированных слоев общества, - слабой и бледной, - приходит тип энергичной и волевой женщины. В учебные планы женских учебных заведений кроме традиционных танцев обязательным предметом стала входить и гимнастика. В Англии и Германии раньше, чем в других европейских государствах, осознали необходимость физического воспитания для женщин. Уже в 60-е гг. XIX в. одним из первых Берлинское медицинское общество после проведенных исследований заявляет, что среди городских девочек заболеваемость гораздо значительнее, чем среди мальчиков. Настоящим бичом медики называют малокровие, истерию, искривление позвоночника. Причины столь слабой физической организации, по мнению Берлинского медицинского общества, в полном отсутствии должного физического воспитания в период формирования детского организма. Немецкий "Zeitschrift fur weibliche bildung" ("Вестник женского образования") печатает в 1867 г. отчет Берлинского общества: "...два момента школьной жизни - долгое сидение и отравление классным воздухом - требуют настоятельного введения физических упражнений в виде гимнастики...", а также разнообразных упражнений, "главная цель которых... - укрепление здоровья девочек, а не развитие атлетического сложения" [7]. В 1870 г. "Вестник воспитания" опубликовал рецензию на книгу "Домашняя гимнастика для женщин и детей" доктора Ангерштейна, в которой, в частности, говорилось следующее: "Здоровье - драгоценнейший подарок нашей жизни...Женщины же должны заботиться о поддержании и сохранении своего здоровья вдвойне: как для самих себя, так и потомства. Для того, чтобы содействовать по возможности наилучшему развитию здоровья русской женщины с малых лет, переведена эта книга, выдержавшая в Германии 8 изданий в течение первого года своего появления на свет... Прибавим, однако, здесь, что немцы в последнее время как-то особенно стали пристращаться ко всякого рода гимнастике, начиная с массажа и комнатной гимнастики до весьма хитросложных аппаратов, вроде, например, седла, получающего все движения верховой езды на одном месте с помощью пара... Вроде аппарата Бютнера, искусственно подражающего на одном месте хождению по горам, по ступенькам и т.п. Все эти гимнастические приемы немцы по праву считают своим национальным изобретением... и самым усердным образом распространяют... Вследствие того же и всякие книги о гимнастике у немцев быстро расходятся. Наоборот, в Англии лучшим средством для укрепления подрастающего поколения считаются только национальные игры, а потому и книги, описывающие последние, расходятся массами, между тем книги по гимнастике почти совсем не расходятся..." [8]. Выражая отношение к проблеме, "Вестник" обозначает свою позицию следующим образом: "...По сопоставлении таких разнообразных воззрений на гимнастику ... мы от души желаем возможно широкого распространения ее [книги] в наших женских учебных заведениях, особенно в институтах, где до сих пор воспитанниц держат в четырех стенах более усердно, чем следует, и на каждое движение их смотрят слишком строго. Если бы во всех этих заведениях не были распространены только что приведенные воззрения, то для более правильного, разумного и естественного физического развития девочек, - этих будущих жен, матерей, воспитательниц и хозяек, мы стали бы рекомендовать, по примеру англичан, также игры, которых в России так много самых разнообразных" [8, с. 162-163]. Особенно большое количество статей гигиенистов, врачей, педагогов, сочувствующих женскому физическому воспитанию, стало появляться в 90-е гг. XIX в. В целом "Вестник" укреплял в сознании общественности имидж здоровой жены и матери, последовательно проводил идею о том, что государство должно заботиться о физическом развитии девушек с самого детства. "Нам нужны прежде всего здоровые, крепкие, полные жизненной энергии женщины, а между тем мы не делаем никаких попыток вырабатывать таких женщин в течение единственного периода, позволяющего подобную выработку, каким является именно период деятельного роста и развития человеческого существа...", - отмечается в статье доктора Clement Dukes, посвященной вопросам физического воспитания девочек [9]. "Родители и учителя должны проникнуться сознанием истины и вместе с тем вменить себе в долг внушать каждой девочке, что она нравственно обязана стремиться к тому, чтобы быть физически крепкой и здоровой, энергичной и грациозной и, естественно (а не вызвано искусственно), стройной и миловидной. И, совершенно понятно, что для такого совершенствования тела безусловно необходимы физические упражнения" [9, с. 166]. Доктор Clement Dukes состоял врачом при знаменитой лондонской Rugby School и был одним из самых видных британских гигиенистов. Его статьи в "Вестнике" в 90-х гг. встречаются довольно часто. Наряду с позитивными изменениями весьма сильной оставалась традиционная точка зрения о физиологической неприспособленности женщин к тяготам самостоятельной жизни. Например, в одном из номеров "Вестника воспитания" за 1893 г. была опубликована заметка "О влиянии пола на воспитание", в которой сообщалось о выступлении английского ученого Джеймса Брауна. Доктор Браун утверждал, что мозг женщины не приспособлен для карьеры: "...центры одни сильнее [у мужчин], другие слабее. У мужчины - сила воли, энергия, дух предприимчивости, у женщин - восприимчивость, постоянство и т.д. ...организму женщины не вынести умственных усилий" [10]. Указывая на "ограниченные возможности" женской физиологии, противники эмансипации говорили, например, что сама возможность получения равного с мужчинами образования, в том числе и физического, "гибельно отражается на здоровье девушек вследствие недостаточной устойчивости их организма и физической силы..." [11]. Тем не менее к концу XIX в. выступать против необходимости женского телесного развития постепенно становится дурным тоном. А в большинстве женских школ появляется новая вакансия - преподаватель гимнастики. Надо сказать, что функции его были весьма разнообразными: от обучения основам анатомии и гигиены до непосредственного наблюдения за здоровьем учениц. В качестве примера можно привести следующий факт, отраженный в документах указанного периода: в Тюменской женской гимназии обучение гимнастике шло на серьезном уровне. Екатерина Федоровна Тихомирова, преподавательница этого предмета, получила специальное образование: по окончании Екатеринбургской женской гимназии она получила свидетельство "учительницы гимнастики с правом преподавания в учебных заведениях и школах массажа и врачебной педагогической гимнастики врача Залесовой" [12]. Педагогические журналы стали уже писать о том, что забота о физическом развитии девочек - едва ли не основная обязанность родителей и педагогов. В 1894 г. в Будапеште состоялся VIII международный гигиенический и демографический конгресс, на котором особенное внимание уделялось вопросам физического воспитания. Самыми оживленными, по сообщениям прессы, были заседания секций "Статистика телесных и душевных недостатков", "Гигиена детства", "Школьная гигиена". В ходе работы последней секции д-р A. Berreviczy, президент секции, сделал сообщение, в котором коротко очертил историю борьбы за включение телесно-двигательной активности в обязательный план женских учебных заведений. Cамым успешным он назвал опыт Англии, которая "... своим разнообразным спортом, атлетическими играми ... наиболее удачно разрешила этот вопрос, тогда как, например, немецкая гимнастика (по Яну и Гутс-Мутсу), французские школьные батальоны не оправдали возлагавшихся на них надежд... Необходимость более тщательного и более практического физического воспитания девушек основывается на том, что большая часть ... выходит из школ слабой и не способной стать лицом к лицу с требованиями различных видов общественной службы, что многие не способны выносить в самой школе тяжестей умственной работы" [13]. Те же вопросы поднимались в 1897 г. на XII международном съезде врачей в Москве. Практически все выступающие, по свидетельству прессы, широко освещавшей это событие, затрагивали тему влияния школьных занятий на гигиеническое и физическое состояние учащихся. Особенно ярким было выступление профессора Барановского "Физическое воспитание юношества". Отвечая на вопрос: "Как следовало бы организовать дело физического воспитания и устроить физические упражнения в школах?" - он, в частности, предлагал ввести преподавание гимнастики как обязательного предмета во всех школах. Помимо этого он считал необходимыми подвижные игры на воздухе, прогулки, катание на коньках. Профессор Палмберг из Гельсингфорса привел в своем докладе "Как следует организовать дело физического воспитания в школах?" интересную статистику по состоянию здоровья детей в Скандинавских странах. В результате широкомасштабного исследования, проведенного в 1880 г. совместно с доктором Гертелем, профессором Алекс-Кеем, Датской школьной комиссией и Школьной комиссией Швеции, выяснились следующие факты: 1. В Швеции было обследовано 15 179 мальчиков, обучавшихся в низших и средних школах, и 3209 девочек - в частных женских училищах. Исследование касалось хронических заболеваний, которые зависели от школьных занятий. Оказалось, что в Швеции в среднем 36% мальчиков и 60% девочек подвержены хроническим заболеваниям, таким как малокровие, носовые кровотечения, искривление позвоночника и т.д. (причем процент повышался при переходе из низших классов в высшие). 2. В Дании было обследовано 17 134 мальчика и 11 260 девочек. Хронические заболевания обнаружили у 30% мальчиков и 50% девочек. В ходе сообщения докладчик обратил внимание коллег на крайне неудовлетворительные показатели здоровья учащихся, особенно девочек. Выходом из сложившегося положения, по его мнению, было бы введение различных форм телесно-двигательной практики в обязательном порядке. Выступление женщины-врача М.И. Виноградовой-Лукирской (Москва) было посвящено проблемам физического развития девушек в учебных заведениях. Она считала, что механическое повторение упражнений, подчинение чужим командам, отсутствие морального удовлетворения от выполняемых действий делают уроки гимнастики неэффективными. По мнению М.И. Виноградовой -Лукирской, более предпочтительна английская система физического воспитания, где основой являются подвижные игры и соревнования [14]. К началу ХХ в. предрассудки о вреде и ненужности телесного развития женщин были практически преодолены. Все аргументы в пользу "формирования здоровой матери" были приняты, и вопрос о том, нужно ли заботиться о здоровье, женщины, фактически закрылся. Стремясь доказать свое социальное равноправие, женщины теперь старались не только конкурировать с мужчинами в интеллектуальной сфере, но и наравне с ними участвовать в спортивной соревновательной деятельности, которая в 1900-е гг. постепенно становилась символом преуспевания и высокого положения в обществе. Спортивные состязания в начале ХХ в. стали повсеместным увлечением в Европе и России. О масштабах нового бума можно судить по многочисленным заметкам в периодической печати. "...Все газеты открыли специальную рубрику для спортов и появилось много специальных органов, из которых иные выходят больше чем 10 000 экземпляров!.. Нередко бывает трудно попасть на какой-нибудь велодром, где уже толпится более 20 000 зрителей..." [15]. На страницах педагогической и спортивной периодики начинает преобладать мысль о том, что спортивные состязания являются наилучшей школой моральной дисциплины. Соответственно меняются и приоритеты женского физического образования: различные виды гимнастики перестают быть определяющими формами телесно-двигательной деятельности. На первый план выходит соревновательный аспект. Первыми спортсменками стали англичанки. Российская пресса на своих страницах комментировала новые увлечения английских леди. "Блаженной памяти гувернантки вытеснены высшими школами и университетами, а football, теннис, гребной спорт и клубы заняли место прогулок под присмотром семи глаз в Гайд-парке и чтения снотворно-сладких и добродетельных романов. В ясный день Баттерел Парк переполнен исключительно велосипедистками, Темза оживлена лодками с гребцами прекрасного пола, число женских спортивных клубов растет и в Лондоне и во всей Англии" [16]. Разумеется, стремление женщин участвовать в спортивных состязаниях вызвало ожесточенное сопротивление со стороны наиболее консервативной части общества. Российская педагогическая печать неоднозначно реагировала на попытки женщин выйти за рамки традиционного стереотипа фемининности. После того как в 1909 г. либеральный журнал "Образование" перестал издаваться, самые авторитетные педагогические издания - "Вестник воспитания" и "Педагогический сборник", которые фактически на протяжении многих лет формировали отношение к телесно-двигательной активности женщин, опубликовали ряд статей о физиологически обусловленной "слабости" женского организма. "Очень сомнительно, чтобы развитие, как бы далеко оно ни шло, могло когда-нибудь уничтожить и сгладить начальные различия между мужчиной и женщиной, основанные на сущности пола; напротив, с ростом культуры эти различия даже усиливаются" [17]. "Слабее развитая мускулатура у женщин (в связи с более слабым развитием скелета) содержит более высокий процент воды, чем у мужчин, напоминая тем самым детскую мускулатуру ...Очень важный факт, указывающий на глубокое различие [мужчины и женщины], это - состав крови. Welcker нашел в одном кубическом миллиметре мужской крови пять миллионов, у женщин - четыре с половиной миллиона красных кровяных телец, следовательно, кровь у женщины водянистее, в ней меньше гемоглобина и она имеет более низкий удельный вес, а так как гемоглобин в крови является носителем кислорода, то это имеет огромное значение для возникновения различий телесной организации обоих полов. Гортань и голос у женщины детские..." [18]. Однако женщины начала ХХ в. жестко отстаивали свой новый активный имидж. "Иной оппонент старается подойти к вопросу с анатомо-физиологической стороны; женщины, доказывает он, физически не способны к работе, которую выполняет мужчина; им она опасна для здоровья, и потому им нужно запретить заниматься ею. Но и в него вонзается ответный вопрос суфражистки: если хромой не может участвовать в атлетическом состязании, то следует ли отсюда, что его руки и ноги должны быть привязаны к стулу, дабы помешать ему участвовать в состязании?" [19]. Проблема участия женщин в физкультурно -спортивном движении на рубеже XIX-XX вв. в России была так же актуальна, как и в других странах Европы и Америки. В этот период в русле общемировых тенденций изменения социальной значимости женщины трансформируется телесный имидж женщины в целом, соответственно и отношение к ее потенциальному участию в рекреативной и соревновательной практике. Вторая половина XIX столетия характерна тем, что в разных странах происходит организационное оформление физкультурно-спортивного движения, появляются международные ассоциации, союзы и федерации спорта, зарождается олимпийское движение. Набирающий силу феминизм не мог обойти вниманием вид деятельности, который так ярко репрезентировал гендерное неравенство, догматически определял "естественные" мужские и женские занятия, декларировал мужское превосходство, основывающееся на соматических и физиологических функциональных различиях мужчин и женщин. Женщины стремятся освоить традиционно "мужскую" спортивную сферу. В этом им активно помогают многие передовые педагоги, гигиенисты, общественные деятели и просто любители спорта, поскольку споры и дискуссии о вреде физических упражнений для женщин не только не затихают, но принимают, можно сказать, глобальный характер. К журналам педагогической и медицинской направленности подключаются спортивные средства массовой информации. В качестве примера можно привести статью, опубликованную в журнале "Русский спорт" за 1909 г. Речь идет о влиянии спорта на здоровье женщины. Автор подчеркивает тот факт, что исследованиями подтверждается благоприятное действие спорта на здоровье одних женщин и вредное воздействие на других. Было приведено много интересных и авторитетных доказательств по этому поводу, но ни одно из них не привело к положительному решению. В статье описываются данные, полученные американским врачом доктором Гавком, доцентом Пенсильванского университета: он сделал пробы крови у женщин, занимающихся спортом. Пробы были взяты у "скороходок, играющих в лаун-теннис, амазонок и плавальщиц". После анализа оказалось, что кровь женщин содержит большое количество "мощных красных телец" после прогулки в местности, свободной от пыли. Рассуждения исследователей по этому поводу таковы: "Второе место занимают плавальщицы. У играющих в лаун-теннис менее красных телец, чем у амазонок, и самое меньшее количество оказалось в крови занимающихся конским и речным спортом. Из этого возможно вывести заключение, что сильное напряжение мускулов скорее уменьшает число кровяных телец, чем увеличивает. Увеличение красных кровяных телец происходит в большом количестве при сильных движениях во время прогулок . У женщин, утомленных спортом, замечается меньшее увеличение красных телец, а у трех страстных любительниц лаун-тенниса, игравших 4 часа без перерыва, замечалось полное уменьшение этой важной составной части крови". И далее следует вывод, который неоднократно повторяется во многих публикациях, посвященных женскому спорту: "В спорте женщины всегда должны соблюдать правило, предписываемое всеми врачами: никогда не спортировать до утомления" [20]. Какой должна быть физическая нагрузка у женщин, может ли женщина заниматься спортом, какими видами спорта рекомендуется заниматься, каким образом влияют физическая активность и спорт на женственность, на репродуктивную функцию и здоровье - эти вопросы обсуждаются ведущими специалистами педагогической, медицинской и спортивной отраслей. Одним из самых активных пропагандистов спорта вообще и женского спорта в частности был доктор А.К. Анохин. Он внимательно изучал разнообразные системы физического воспитания, анализировал методики физической подготовки Аттилы, Сандова, Дебоннэ, Штольца, Мюллера и др., что нашло отражение в его книге "Сила и здоровье для всех. Критический очерк всех систем физического развития", вышедшей в 1911 г. Особо его привлекала возможность создать систему физических упражнений для женщин. Он напечатал ее под псевдонимом, которым часто пользовался в спортивных журналах, - "Система Б. Росса (для женщин)", 1905 г. Кроме того, будучи непосредственным организатором Первой Российской Олимпиады (1913 г.), А.К. Анохин скрупулезно сравнивал спортивные достижения российских спортсменок с известными мировыми рекордами и достижениями [21]. Первая Российская Олимпиада была проведена в Киеве в 1913 г., а Вторая - в 1914 г. в Риге, где принимали участие и женщины. На Первой Российской Олимпиаде в последний день легкоатлетических соревнований выступали женщины. Всего их было двенадцать, а в число победительниц вошли Попова, Круглова, Раткова и Рыбакова (они победили в эстафетном беге 4х100 за 64 с - всероссийский рекорд). Раткова выступала в толкании ядра - 4 м 75 см. Особой симпатией зрителей и прессы пользовалась Нина Попова. Как писали газеты, "она покорила своим бегом и сверхъестественными прыжками". Это была выдающаяся спортсменка. Она выступала за два дня до этого в "дамском" бое на рапирах от киевской школы г-на Э. Саля, а затем установила всероссийский рекорд в беге на 100 м - 13,1 с. Мировой рекорд равнялся 13,8 с. Только в 1920 г. немка М. Каслинг пробежала 100 м быстрее Поповой. У нас же достижение Н. Поповой превысила Пелагея Стогова в 1927 г. Н.В. Попова была первой в прыжках в длину без разбега - 2 м 70 см, с разбегом - 4 м 12 см (всероссийский рекорд); в прыжках в высоту - 1м 22 см (такой же, как у чемпионки американки И. Сван). Доктор А.К. Анохин проводил антропометрические исследования, измеряя росто-весовые показатели и пытаясь определить идеальные параметры женского тела, а также составил перечень тех видов спорта, которые, по его мнению, наиболее способствуют гармоничному развитию женщин. Например, в гимнастике он предпочитал "преимущественно пластические виды, вольные движения; из снарядов - кольца, лестницы, бом, высокий турник, гимнастический стол". Призывал к осторожности с параллельными брусьями. В легкой атлетике, считал он, можно заниматься всеми видами, но "избегать резких движений, а главное не стремиться вначале к рекордам". Отличными упражнениями признавались плавание и гребля легкими веслами. В зимних видах особо выделялись фигурное катание, лыжи, буер, бобслей. Об играх Анохин писал следующее: "В первую очередь идеальная игра для женщин - лаун-теннис; много простых игр, но только не футбол, который кроме вреда для здоровья и красоты ничего не дает". Из других видов спортивной деятельности он выделял: "Верховая езда (по-мужски), фехтование (рапиры обеими руками), альпинизм, велосипед (умеренно), наконец, даже легкие виды тяжелой атлетики - вернее, работа со средним весом, - вот то, что хорошо, полезно и красиво для женщины. Самое главное, везде и во всем оставайтесь женщиной!" [22]. Несмотря на то что в России женщины не участвовали в международном олимпийском движении в конце XIX - начале XX вв., полученные данные говорят, что россиянки могли бы составить достойную конкуренцию зарубежным спортсменкам. 27 мая 1910 г. в Москве проводился праздник легкой атлетики. "Русский спорт" (№ 23-24) писал по этому поводу следующее: "Бег женщин на 200 метров интересный номер во всех отношениях. Дистанция для женщин довольно большая, но еще больше предрассудки. Выступление их нужно только ценить, и оно, несомненно, большой шаг вперед в программе женского физического развития в России. Но и сам бег был отличным и время хорошее. Первой была..........- 34,2 сек., второй - Соколова - 36,6 сек., третьей - Арбатская, которая за 10 метров до конца упала, и бег которой вызвал похвалу "петербуржцев", в тренировке для женщин пробежала эту дистанцию в 29,8 сек. Это время для женщин отличное. Все спортсменки, участвовавшие в состязаниях, были членами общества "Сокол"". В первом номере "Вестника спорта и туризма" за 1914 г. сообщалось о спортивном женском кружке, уже два года функционирующем при Высших женских курсах в Москве. По свидетельству прессы, кружок имел собственные гимнастические помещения и немало способствовал созданию спортивной лиги высших учебных заведений. Дамы занимались главным образом легкой атлетикой, бегом, прыжками, метанием копья и т.п. Членами этой спортивной женской организации были предприняты попытки насаждения спорта среди слушательниц коммерческого и сельскохозяйственного института. Как сообщалось в "Вестнике", все попытки привлечь к спорту слушательниц Педагогических курсов оказались безуспешными, так как последние являлись "ярыми сторонницами широко у них развитой ритмической гимнастики" [23]. Помимо широко распространенной в дореволюционной России ритмической гимнастики Жана Далькроза пользовалась особой популярностью у женщин сокольская система физических упражнений, возникшая в XIX в. Обстоятельства ее зарождения были связаны с борьбой славянских народов в составе Австро-Венгрии, прежде всего чехов, за культурную автономию и национальную независимость. Создатель сокольской гимнастики - Милослав Тырш, профессор эстетики Пражского университета, старался увлечь физической активностью всю чешскую молодежь, поэтому основное внимание обращал на красоту упражнений, иногда даже в ущерб их целесообразности и значимости для физического развития. На снарядах гимнасты стремились выполнять эффектные упражнения, вместе с этим постоянно шло совершенствование стиля исполнения. Улучшалась методика обучения, создавалась классификация упражнений. Красота и эффективность способствовали росту популярности и быстрому распространению системы физического воспитания общества "Сокол". С 1862 г. "соколы" начали проводить соревнования по установленным правилам. Они создали классификацию упражнений, ввели взамен многократного повторения одного упражнения комбинации различных движений. Довольно быстро россиянки стали активными сподвижницами сокольского движения. Уже в 1907 г. на V Сокольском слете в Праге Россия была представлена 150 участниками сокольских организаций. В состав практически всех команд, принимавших участие в соревнованиях в Праге, входили женщины. Физическая подготовка "соколиц", как уже говорилось, позволила им участвовать в состязаниях по другим видам спорта и завоевывать награды. Как доказала практика, гимнастика прекрасно подходит для того, чтобы сохранить женское тело молодым и здоровым, удалить недостатки, скорректировать фигуру. Но для осуществления желаемого необходимо обладать определенными знаниями. Вполне понятно, что в 1910 г., когда в гимнастическом зале петербургской гимназии открылись курсы "педагогической гимнастики", большой процент слушательниц составляли женщины. Курсы были организованы обществом телесного воспитания "Богатырь". В преподавательский состав входили доктор В.Н. Песков, А.П. Петров, Н.В. Тарасов, А.В. Полторацкий, Э.Э. Лустал, Г.А. Дюперрон, О.В. Генриксон и другие. Курсы были рассчитаны на 6 месяцев и включали изучение анатомии, физиологии, теории гимнастики, педагогики, гигиены, массажа. В практическом классе обучали гимнастике, организации подвижных игр, фехтованию, русским национальным танцам, пению; знакомили с различными видами спорта [24]. Увлекались россиянки и "олимпийским" лаун-теннисом. Этот вид спорта - один из немногих в начале XX в., где женщины соревновались наравне с мужчинами и не вызывали нареканий. Лаун-теннис -клубы существовали практически во всех крупных городах страны. О степени распространенности этого вида свидетельствуют регулярно проводимые Всероссийским Союзом лаун-теннис-клубов всероссийские соревнования. На первенстве России женщины соперничали в одиночном разряде - Ladies Singler и в смешанных парах - Ladies and Gentlemen's Doubler, Handicap. В течение августа 1909 г. Московский лаун-теннис -клуб проводил дамский чемпионат по лаун-теннису (Ladies Singler champion). В состав участников входили лучшие московские спортсменки - Н.В. и В.В. Мартыновы, А.П. Рябушинская, О.А. Ценкер. Со счетом 6:0, 6:2 чемпионский титул завоевала Н.В. Мартынова, второй приз - А.П. Рябушинская. Тогда же разыгрывался еще ma'xt Doppelts-гандикап. Участвовали пары m-lle Ciy-Абрикосов, m-lle Алексеева-Вейс, m-lle Мартынова-Мартынов, m-lle Рябушинская-Бель, m-lle Фермер-Алексеев, m-lle Ценкер-Цонше, m-lle Вайбер-Зейцель. 21-29 июня 1910 г. на площадках Московского общества лаун-тенниса в честь его десятилетнего юбилея состоялся всероссийский чемпионат, где дамы также принимали участие. Российские женщины активно занимались водными видами спорта, которые культивировались различными спортивными обществами. Начало подлинному развитию спортивного плавания было положено в 1908 г., с возникновением под Петербургом по инициативе В.Н. Пескова Шуваловской школы плавания. На Суздальском озере были построены для занятий прыжками в воду вышка и трамплины высотой 1 и 3 м. Нормативы выпускных испытаний помимо плавания различными способами включали и прыжки в воду. Учащиеся должны были выполнить прыжки с места или с разбега с обязательным погружением в воду головой. Для сдачи экзаменов на звание "пловца"- кандидата плавания мужчины прыгали с высоты 4 м, женщины - 2 м; для получения степени "учителя плавания"-магистра прыжки совершались с высоты 7 и 3,5 м соответственно. В Шуваловской школе регулярно проводились водные праздники по разнообразным программам, включавшим индивидуальные и групповые прыжки. Вслед за Шуваловской школой стали открываться школы плавания и строиться специальные сооружения во многих городах России. Так, например, совместными усилиями спортсменок "МОГЛИВС" и Высших женских курсов осенью 1913 г. были организованы курсы женского плавания. Организаторами курсов одновременно устраивались состязания в плавании. Россиянки довольно быстро добились хороших результатов и в зимних видах спорта. Впервые после победы легендарного русского спортсмена Н.А. Панина-Коломенкина в фигурном катании на Играх II Олимпиады в 1908 г. в России появились молодые люди и девушки, серьезно занимающиеся этим видом спорта. Среди учениц знаменитого фигуриста выделялись Ксения Цезар (впоследствии преподаватель Института физической культуры имени Лесгафта), ее сестры Варвара и Ольга. Александра Целикова-Родзевич (впоследствии секретарь секции фигурного катания Ленинградского Дома Красной Армии) и Лидия Попова. В феврале 1910 г. состоялись большие международные состязания по всем отраслям зимнего спорта. Назывались соревнования "Северные игры 1910 года" и проходили в Выборге. Женщины участвовали в парном катании. Первое место заняла германская пара, известные спортсмены Эйлерс-Якобсон, второе - шведы Линден и Торрен. Наши Попова и Фишер (оба, кстати, ученики Панина-Коломенкина) стали третьими. На состязаниях в вальсе на льду русской паре был присужден второй приз. В 1910 г. разносторонняя и талантливая спортсменка Ксения Цезар выступала в разряде старших фигуристов вне первенства России наравне с мужчинами и заняла третье место. С 1911 г. самое известное конькобежное общество - Юсуповское Санкт-Петербургское общество любителей конькобежного спорта - стало ежегодно разыгрывать личное первенство России для женщин, и до 1915 г. чемпионкой оставалась К. Цезар. В том же 1911 г., 30 января, в Юсуповском саду состоялись соревнования на Первенство Европы и розыгрыш международных призов для женщин-фигуристок и для смешанных пар. К. Цезар, проиграв 0,5 балла Людовике Эйлерс, стала второй, Л. Попова заняла третье место. С 1911 г. женщины стали выступать в соревнованиях по конькобежному спорту в одиночных забегах на дистанцию 500 м. В 1913 г. Московская конькобежная лига включила в программу соревнований на первенство Москвы "бег на коньках для женщин". В этом же году женщины впервые участвовали в соревнованиях в спортивном костюме (до этого спортсменки носили укороченные юбки). Первой чемпионкой России стала Е. Кременчевская, показав на дистанции 500 м результат 65 с. О популярности женского спорта в России можно судить исходя из перечня тех видов спорта, которыми увлекались наши соотечественницы на рубеже XIX-XX вв. Кроме вполне традиционных занятий гимнастическими упражнениями, фигурным катанием и лаун-теннисом в сферу спортивных интересов россиянок входили альпинизм, авиационный и конный спорт. Так, например, летом 1900 г. Мария Павловна Преображенская покорила вершину Казбека. Еще 8 раз побывала отважная альпинистка на 5-километровом пике. На вершине горы в 1912 г. она установила самую высокую метеостанцию в Европе. Интересно, что последний подъем Мария Преображенская совершила в 57 лет. В 1910 г. Н.Е. Жуковский в статье "Женщина и воздухоплавание" среди известных летчиц упоминает госпожу Половцеву, а 22 ноября 1912 г. Л.А. Галанчикова на самолете известного авиаконструктора Фоккера поднялась на высоту 2200 м, в три раза превысив мировой рекорд высотных полетов, установленный Мелли Безе - 820 м [25]. Журнал "К спорту!" за 1913 г. в статье "Русские авиатриссы" среди выдающихся русских женщин-пилотов отмечает Лидию Виссарионовну Звереву, решившую открыть женскую авиационную школу, в которую принимались бы женщины, желающие посвятить себя авиации. Кстати, интересен тот факт, что Л.В. Зверева проявила себя и хорошим предпринимателем: открыла собственные мастерские, где строились аппараты разных типов. Военное ведомство обратило внимание на фабрику русской "женщины-авиатриссы" и дало ей заказ на несколько летательных аппаратов "Фарман-16" [26]. Сенсационный конный пробег из Манчьжурии в Петербург совершила казачка А.Г. Кудашева. Эта немолодая женщина, имеющая медаль за участие в русско-японской войне, совершила переход в десять тысяч верст, проведя в седле почти 13 месяцев (со 2 мая 1910 г. по 30 мая 1911 г.). Таким образом, на основании вышеизложенного можно констатировать, во-первых, изменение общественного мнения в пользу активного участия женщин в различных видах телесно-двигательной практики; во-вторых, тенденцию к популяризации женского спорта в странах Европы, Америки и России на рубеже XIX-XX вв.; в-третьих, имевшиеся потенциал и конкурентоспособность российских женщин на мировой спортивной арене. Литература 1. Анатомо-физиологические особенности полов//Педагогический сборник. 1913, № 4, с. 112. 2. Анохин А.К. Женщина в спорте //Всероссийский календарь спортсмена на 1914 год. Киев, 1914, с. 189-194. 3. Влияние спорта на здоровье женщины // Русский спорт. 1909. № 5, с. 15. 4. Волков А. Совместное обучение учащихся обоего пола в Соединенных Штатах//Педагогический сборник. 1895, № 6, с. 122. 5. Воронов И. Семейные и общественные взаимоотношения в английском женском движении//Вестник воспитания. 1914, №1, с. 182. 6. Вопросы воспитания и образования на XII международном съезде врачей в Москве//Вестник воспитания. 1897, № 7, с. 130-169. 7. Всероссийский календарь спортсмена на 1914 г./ Под ред. д-ра А.К. Анохина. Киев, 1914. - 322 с. 8. ГАТО, ф. И-55, оп. 1, д. 277. 9. Гимнастика //Русский спорт. 1910, № 52, с. 9. 10. Домашняя гимнастика для женщин и детей//Вестник воспитания. 1870, № 3, с. 162-163. 11. Женский спорт в Москве // Вестник спорта и туризма. 1914, № 1, с.17. 12. Жуковский Н.Е. Женщина и воздухоплавание // Русский спорт. 1910, № 14, с.12. 13. Здоровая душа в здоровом теле//Педагогический сборник. 1861, № 1, с. 20. 14. Михайлова Е.А. О значении физических упражнений для женских учебных заведений//Педагогический сборник. 1890, № 6, с. 61. 15. Новая женщина в Англии//Образование. 1909, № 7-8, с. 22. 16. О влиянии пола на воспитание//Вестник воспитания. 1893, № 3, с. 177. 17. Основные задачи воспитания//Педагогический сборник. 1860, № 1, с. 45. 18 Покровский Е.А. Физическое воспитание девочек. Публичная лекция, читанная в Московском собрании врачей 25 ноября 1893 г.//Вестник воспитания. 1894, № 1, с. 6. 19. Половая жизнь// Вестник воспитания. 1910, № 5, с. 51. 20. Русские авиатриссы// К спорту! 1913, № 5, с. 4-5. 21. Скворцов И. Воспитание и образование на VIII международном гигиеническом конгрессе в Будапеште//Образование. 1895, № 1, с. 203. 22. Стоюнин В.Л. Педагогические задачи Пирогова//Избранные педагогические сочинения. М., 1954, с. 273. 23. Фодор. Гигиеническое воспитание женщины (отрывок из публичной лекции, прочитанной этим гигиенистом в Будапеште) //Вестник воспитания. 1891, № 5, с. 132. 24. Шейнис Л. К вопросу о физическом воспитании детей// Образование. 1904, № 4, с.194. 25. Clement Dukes. К вопросу о физическом воспитании девочек//Вестник воспитания. 1891, № 1, с. 165-168. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|