ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА


Abstract

THEORETICAL-METHODICAL AND ORGANIZATIONAL ASPECTS OF SPECIALIZED TRAINING OF MASTERS UNDER PROGRAM "INFORMATION TECHNOLOGIES IN PHYSICAL CULTURE AND SPORTS"

A.I. Feodorov, Ph.D., lecturer

Ural state academy of physical culture, Chelyabinsk

Key words: information of education, information technologies in physical culture and sports, specialized training of masters on physical culture.

The purpose of the research was the development of the program-methodical support of the specialized training of masters on physical culture (the problem field - "Information technologies in physical culture and sports").

The author developed the education-methodical complex of the discipline "Information technologies in sciences about physical culture, sports and education".

The purposes of the course are formulated according to requirements showed to it and represent by itself system-creating component of the course.

The offered approach to the definition of the contents of the subject field of masters' training "Information technologies in physical culture and sports" and its realization promotes the achievement of the basic strategic purposes of an education system. They are reflected in such projects of reforming of an education system in the Russia, as "the National doctrine of education in the Russian Federation" (for the period till 2025) "Modernization of education" (for the period till 2010).


ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ МАГИСТРОВ ПО ПРОГРАММЕ "ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ"

Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Федоров
Уральская государственная академия физической культуры, Челябинск

Ключевые слова: информатизация образования, информационные технологии в физической культуре и спорте, специализированная подготовка магистров по физической культуре.

Введение . Проблема подготовки магистров в сфере физической культуры и спорта нова и неоднозначна, во-первых, в связи с переходом отечественной системы образования к модели многоуровневой подготовки; во-вторых, в связи с необходимостью реализации концептуальных положений Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) второго поколения [2].

Выполненный А.П. Матвеевым с соавт. [2] анализ основных положений концепции подготовки магистров по физической культуре свидетельствует о том, что целями подготовки магистров являются "... развитие знаний и научного мышления, освоение и закрепление магистрантами навыков ведения научной и педагогической работы; подготовка научно-педагогических кадров для вузов и иных областей профессиональной деятельности либо к дальнейшему обучению в аспирантуре".

С учетом того, что магистерская подготовка является следующей (после бакалавриата) ступенью профессионального образования, в учебном процессе необходимо обеспечить повышение уровня теоретической и методической подготовленности, реализовать идею профильности магистерской подготовки, повысить научный потенциал будущего специалиста. Понимая сложность и комплексность проблем совершенствования подготовки специалистов по физической культуре и спорту, в своем исследовании мы ограничиваемся реализацией инновационных подходов, ориентированных на решение задач формирования информационной культуры будущих специалистов, повышение уровня их технологической подготовленности.

В связи с этим внедрение информационных технологий учебного назначения в процесс специализированной подготовки магистров по физической культуре является актуальным. При этом ни в коем случае не снижается значимость использования информационных технологий в процессе подготовки студентов, проходящих обучение по программе бакалавриата или специалитета. Следует лишь отметить, что вопросы интеграции информационных технологий в систему многоуровневой подготовки специалистов должны занимать особое место в силу метапредметности информатики и информационных технологий и обязательно должны быть отражены в образовательных программах подготовки специалистов различных направлений, специальностей и специализаций, но на разном уровне "погружения" и с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности. Учитывая, что магистерская программа обучения ориентирована на подготовку квалифицированных научно-педагогических и научно-исследовательских кадров (т.е. специалистов, должных иметь высокий уровень именно научной подготовленности), проблема интеграции информационных технологий в образовательный процесс приобретает особое значение.

Как отмечает А.И. Ракитов ([3], в связи с проблемой "утечки мозгов", "... необходимо повысить качество подготовки хотя бы той части студентов, аспирантов и докторантов, которая готова остаться в отечественной науке, а для этого следует принять срочные и радикальные меры. Их нельзя откладывать ни на год, ни на полгода, ни даже на несколько месяцев" .

А.И. Ракитов указывает, что ввиду крайней ограниченности финансовых ресурсов для развития науки и образования необходимо сосредоточить их на нескольких приоритетных направлениях и критических технологиях, к которым наряду с энергетическим и транспортными относятся и информационные технологии и проблема информатизации образования. Автор подчеркивает: "Без современных средств информатизации и связи ни управление, ни развитие производства, ни человеческое общение, ни развитие науки и образования просто невозможны, а отставание по всем направлениям быстро перейдет в откат назад. Особенно важно, что информационные технологии в отличие от всех остальных являются автогенеративными, то есть они порождают и стимулируют свое собственное развитие, но, что еще важнее, оказывают несопоставимое с другими факторами влияние на развитие знаний, образования, культуры, науки и социальной модернизации" [3].

Как отмечает И.В. Роберт [4], реализация возможностей современных технологий информационного взаимодействия (гипертекст, мультимедиа, виртуальная реальность) в образовательном процессе расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие организационные формы и методы обучения и способствует возникновению его новых технологий. При этом происходит изменение критериев отбора содержания учебного материала: они основываются на необходимости интенсификации интеллектуального развития и саморазвития личности учащегося. На смену авторитарным, иллюстративно -объяснительным методам обучения и механического усвоения фактологических знаний приходит овладение умениями самостоятельно приобретать новые знания, пользуясь современными методами представления и извлечения знаний, технологиями информационного взаимодействия с моделями объектов, процессов, явлений, представленных в предметных областях знания.

Реализация этих подходов требует подготовки научно-педагогических кадров, имеющих высокий уровень подготовленности не только в предметной области, но и в области применения средств информационных технологий для решения задач научно-педагогической деятельности. Кроме того, в настоящее время процесс интеграции информационных технологий в образование способствует изменению содержания деятельности педагогов. Преподаватель перестает быть просто "репродуктором" знаний, он становится разработчиком новой технологии обучения, что, с одной стороны, повышает его творческую активность, а с другой - требует высокого уровня технологической и методической подготовленности. Особенно ярко эта тенденция проявляется в системе дистанционного обучения, информационного менеджмента и телекоммуникации. Все вышеизложенное характеризует проблему повышения качества специализированной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту, обучающихся по программе магистратуры, как сложную и комплексную проблему.

Цель исследования - разработка программно -методического обеспечения специализированной подготовки магистров по физической культуре (проблемное поле - "Информационные технологии в физической культуре и спорте").

Для достижения поставленной цели выполнен анализ специальной литературы по проблеме исследования; изучены концептуальные положения ГОС ВПО второго поколения по направлению 521900 - "Физическая культура" (магистерская программа "Информационные технологии в физической культуре и спорте"); обобщен опыт подготовки магистров по другим специальностям и специализациям, ориентированным на углубленное изучение информационных технологий ("Экономическая информатика", "Информационный менеджмент" и др.); апробированы различные организационно -методические подходы в преподавании специально -профессиональных дисциплин, предполагающих использование информационных технологий; выполнена оценка возможностей различных программных сред и систем (технологий "программирование без программирования"), предназначенных для создания компьютерных программ учебного назначения, и целесообразности их использования в процессе специализированной подготовки магистрантов; изучен опыт работы специалистов в предметной области, методистов и программистов, являющихся авторами-разработчиками информационных технологий обучения.

Состояние проблемы исследования в теории и практике. В ГОС ВПО второго поколения в направлении 521900 - "Физическая культура", ориентированном на подготовку магистров по физической культуре, выделено несколько специализированных программ, одна из которых - 521 907 - "Информационные технологии в физической культуре и спорте". Программа специализированной магистерской подготовки по этому направлению "предусматривает углубленное изучение процессов накопления, передачи и преобразования информации применительно к сфере физической культуры и спорта; аппаратное и программное обеспечение компьютерных технологий; постановку прикладно -профессиональных задач и алгоритмизацию их решения; принципы программирования на языках высокого уровня; моделирование и прогнозирование подготовленности спортсменов, построения тренировочного процесса и соревновательной деятельности; оптимизацию физкультурно -спортивной деятельности и используемых технических средств и экипировки; современные интерактивные базы данных для извлечения и использования научно-практической информации в области физической культуры и спорта".

Таким образом, впервые необходимость углубленной, специализированной технологической подготовки выпускников вузов физической культуры не заявлена специалистами по информационным технологиям, а представлена на уровне государственной политики в области высшего профессионального образования. Более того, в ГОС ВПО второго поколения актуализируется проблема подготовки будущих специалистов, менеджеров по информатизации отрасли "Физическая культура и спорт".

Анализ состояния проблемы исследования в теории и практике свидетельствует, что, несмотря на наличие большого количества работ, подходы, предлагаемые различными авторами, носят ограниченный характер и вряд ли могут быть рекомендованы для широкого использования.

На основе анализа результатов ранее выполненных исследований выделены следующие проблемы информатизации высшего физкультурного образования: во-первых, в настоящее время отсутствует целостная концепция интеграции информационных технологий в систему высшего физкультурного образования в отрасли в целом и отдельном вузе, в частности; во-вторых, решение в большинстве вузов физической культуры проблемы приобретения современных компьютеров (развитие материально-технической базы информатизации образовательного учреждения) еще не означает реализации идеи создания информационно -образовательной среды вуза; в-третьих, до сих пор отсутствует специальное программное обеспечение научного и учебного назначения (большинство разработок носят локальный характер); в-четвертых, отсутствует программно-методическое обеспечение (учебно-методические комплексы) для осуществления углубленной технологической подготовки будущих специалистов. Кроме того, в последние годы актуализируется проблема формирования у будущих специалистов потребности в использовании современных информационных технологий и овладении ими.

К настоящему времени ни один вуз или факультет физической культуры в России не имеет опыта подготовки и выпуска магистров по физической культуре по программе "Информационные технологии в физической культуре и спорте". И если значимость специализированной подготовки магистров не вызывает сомнений, то ее содержание и организация требуют дополнительного обсуждения.

В большинстве вузов физической культуры информационные технологии используются в учебном процессе в дисциплинах естественнонаучного цикла ("Математика", "Информатика", "Биомеханика", "Спортивная метрология" и др.). Программы учебных дисциплин чаще всего независимы друг от друга, что не всегда позволяет реализовать междисциплинарные связи. Используемые при этом информационные
технологии представлены в лучшем случае отдельными компьютерными программами, которые позволяют реализовать отдельный учебный элемент. Соответственно, при таком подходе в процессе магистерской подготовки невозможно реализовать системообразующие идеи, лежащие в основе Национальной доктрины образования и Концепции модернизации образования в Российской Федерации.

В некоторых вузах программы подготовки специалистов и магистров по физической культуре ориентированы на использование информационных технологий, но при этом сами технологии выступают в роли вспомогательного звена учебного процесса, не имея самостоятельного значения. Это объясняется тем, что исторически сложилось восприятие предметной области "Информатика" и "Информационные технологии" не как самостоятельной учебной дисциплины, а как своеобразного приложения ("падчерицы") к "Математике" или другим дисциплинам естественнонаучного цикла.

Новизна, относительная несформированность, динамичность (самые высокие темпы развития) "Информатики" как предметной области в системе образования привели к возникновению парадоксальной ситуации: информатика перестала рассматриваться как самостоятельная учебная дисциплина, требующая обязательного изучения. Так, в конце 90-х гг. ХХ в. информатика была практически выведена из учебного плана общеобразовательных школ (замена обязательных занятий факультативными, перевод информатики в предметную область "Технология" в качестве отдельного компонента и т.п.). В высшей школе эти тенденции были менее выражены, но также нашли отражение в виде объединенного курса "Математика и информатика" (с акцентом на преподавании математики с элементами информатики, хотя эти дисциплины имеют разные цели и предметы исследования и должны иметь самостоятельное значение). Лишь в конце ХХ - начале ХХI в. "Информатика" как предметная область начинает приобретать относительную самостоятельность; кроме того, предприняты попытки разграничить "сферы влияния" учебной дисциплины "Информатика" и повсеместно вводимой "Информационные технологии".

Все это привело к тому, что современные достижения в сфере информационных технологий с большим трудом пробивали себе дорогу и находили место в учебных планах подготовки специалистов по физической культуре и спорту. Вместе с тем в отдельных вуза и на факультетах физической культуры имеется и накапливается опыт преподавания специализированных профессионально ориентированных курсов, предполагающих углубленное изучение информационных технологий.

Таблица 1. Цели учебной дисциплины Информационные технологии в науках о физической культуре, спорте и образовании"

Формулировка целей
Иметь представление:
- об информации, информатике, информационных процессах и технологиях;
- о роли информации, информатики и информационных технологий в развитии общества;
- о роли информатики и информационных технологий в системе высшего профессионального образования;
- о связи учебного курса с другими дисциплинами и его роли в подготовке будущего специалиста

Знать:

- современное состояние и тенденции развития информационных технологий;
- назначение и возможности использования информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности специалиста по физической культуре и спорту;
- способы использования информационных технологий в профессионально-педагогической деятельности

Уметь:

- использовать информационные технологии для решения учебных и исследовательских задач;
- использовать информационные технологии для решения профессионально-прикладных задач (сбор, обработка и анализ информации о тренировочной и соревновательной деятельности спортсменов; планирование, программирование и управление тренировочным процессом; моделирование и прогнозирование и т.д.)

Владеть:

-технологией сбора, обработки и анализа информации;
-технологиями и программными средствами для решения профессионально-прикладных задач

Концептуальные аспекты специализированной подготовки магистров по физической культуре по программе "Информационные технологии в физической культуре и спорте". Анализ и обобщение этого опыта позволяют наметить несколько концептуальных положений в специализированной подготовке магистров по физической культуре по программе "Информационные технологии в физической культуре и спорте":

1) образовательная программа специализированной подготовки магистров по физической культуре (проблемное поле - "Информационные технологии в
физической культуре и спорте") включает не менее чем двухлетнюю научно-исследовательскую и научно-педагогическую деятельность с ориентацией на овладение информационными технологиями и их использование;

2) целями специализированной подготовки магистров по указанной программе являются формирование информационной культуры, развитие знаний и научного мышления, освоение магистрантами навыков ведения научной и педагогической работы с использованием информационных технологий; подготовка к профессионально-педагогической деятельности в условиях информатизации общества и модернизации образования;

Таблица 2. Содержание образовательной области Информационные технологии в науках о физической культуре, спорте и образовании"

Раздел учебного курса Содержание раздела
1. Философские и социальные аспекты информатизации образования Философские основы информатики. Информационная картина мира.
Информационный подход как фундаментальный метод научного познания.
Информация и познание.
Роль информации, информатики и информационных технологий в развитии общества. Информатизация общества. Информационные ресурсы общества.
Информационное общество и технологии информационного общества.
Государственная политика в области информатизации. Информатизация и проблемы национальной безопасности.
Информатизация общества и проблемы образования. Информатизация в контексте модернизации образования
2. Технические аспекты информатизации. Средства информационных технологий Технические средства информатизации.
Вычислительные машины, системы, сети и комплексы.
Программные средства информатизации: системное, сервисное и прикладное программное обеспечение.
Средства телекоммуникации. Средства информационного обеспечения, средства защиты информации
3. Прикладные аспекты информационных технологий Теоретические аспекты информационных технологий. Информационные технологии: виды и классификация. Сферы использования информационных технологий.
Использование информационных технологий в процессе делопроизводства, обслуживания спортивных соревнований, в физическом воспитании детей, подростков и учащейся молодежи, в процессе подготовки спортсменов, в образовательном процессе, в научно-исследовательской работе
4. Информационные технологии обучения Информационные технологии обучения и информационно-образовательная среда.
Дидактические аспекты проектирования информационных технологий обучения. Теоретико-методические аспекты интеграции информационных технологий в систему высшего профессионального образования.
Методические особенности проектирования комплексов учебно-методических материалов с ориентацией на использование в учебном процессе средств информационных технологий. Технология разработки компьютерных обучающих программ. Анализ целесообразности использования средств информационных технологий в образовательном процессе
5. Тенденции информатизации образования Теоретико-методологические аспекты развития педагогической науки в связи с интеграцией информационных и телекоммуникационных технологий.
Совершенствование образовательных технологий на основе использования возможностей средств информатизации. Информационно-образовательная среда вуза: проблемы, концепции, пути решения. Информационные и телекоммуникационные технологии и управление образованием. Информационные технологии в системе непрерывного образования. Качество образования

3) основные задачи специализированной подготовки магистров заключаются в освоении информационных и телекоммуникационных технологий на профессиональном уровне (вплоть до изучения основ алгоритмизации и программирования), овладении технологиями типа "программирование без программирования" с ориентацией на разработку учебно-методических материалов в электронном виде (электронные учебные пособия, учебники, справочники, лекции, практикумы, презентации и т.п.);

4) магистр по физической культуре должен быть эрудированным специалистом, имеющим фундаментальную научную подготовку, владеющим методологией научного и педагогического творчества, современными информационными технологиями, подготовленным к научной и педагогической работе.

Теоретико-методические и организационные аспекты специализированной технологической подготовки магистров по физической культуре. Для апробации концептуальных положений специализированной подготовки магистров по физической культуре по программе "Информационные технологии в физической культуре и спорте" и реализации положений ГОС ВПО 2000 года разработан учебно-методический комплекс дисциплины "Информационные технологии в науках о физической культуре, спорте и образовании". При разработке программы дисциплины учтены результаты теоретических и экспериментальных исследований И.В. Роберт [4], К.К. Колина [1], а также рекомендации по проектированию учебного процесса, представленные в работах Г.Б. Скок, Н.И. Лыгиной [5].

Так, в соответствии с ГОС ВПО по направлению 521900 - "Физическая культура и спорт" (квалификация - магистр по физической культуре), в программе выделены функции : 1) прогностическая ; 2) оперативного изменения содержания обучения ; 3) целеполагания ; 4) информационная ; 5) организационно -методическая ; 6) контрольно-диагностическая ; 7) оценочная . Выделенные функции служат основой для определения требований к структуре и содержанию программы учебного курса. В свою очередь, требования к учебному курсу (зачем учить?) являются основой для проектирования курса и определяются требованиями ГОС ВПО.

Цели курса сформулированы в соответствии с предъявляемыми к нему требованиями и представляют собой системообразующий компонент курса.

Цели учебной дисциплины "Информационные технологии в науках о физической культуре, спорте и образовании" представлены в табл. 1.

Содержание учебного курса (что учить? что изучать? ) определяет основные модули, блоки, разделы и темы курса. Содержание образовательной области представлено в табл. 2.

Одной из особенностей дисциплины "Информационные технологии в науках о физической культуре, спорте и образовании" является ориентация будущих специалистов по физической культуре и спорту на освоение средств и систем информационной поддержки научно-педагогической и научно-исследовательской деятельности спортивного педагога; овладение знаниями, умениями и навыками по использованию информационных технологий в профессионально-педагогической (преподавательской) деятельности. Кроме того, в процессе обучения используется комплекс компьютерных программ учебного и научного назначения, что позволяет реализовать деятельностный и задачный подходы в обучении (обучение в ходе выполнения фрагментов профессиональной деятельности, в ходе решения учебных и исследовательских задач).

Процесс обучения предполагает широкое использование метода проектов и метода ситуационного моделирования фрагментов будущей профессиональной деятельности спортивного педагога в учебном процессе [6].

Основные положения учебного курса "Информационные технологии в науках о физической культуре, спорте и образовании" апробированы в учебном процессе вузов и факультетов физической культуры [6, 7].

В заключение следует отметить, что предлагаемый подход к определению содержания предметного поля магистерской подготовки "Информационные технологии в физической культуре и спорте" и его реализация способствуют достижению основных стратегических целей системы образования, которые отражены в таких проектах реформирования системы образования в нашей стране, как "Национальная доктрина образования в Российской Федерации" (на период до 2025 года) "Модернизация образования" (на период до 2010 года).

Литература

1. Колин К.К. Фундаментальные основы информатики: социальная информатика: Учеб. пос. - М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 350 с.

2. Матвеев А.П., Барчукова Г.В., Мякинченко Е.Б., Уголькова И.В. Методологические подходы к формированию концептуальных основ стандарта подготовки магистра физической культуры // Теор. и практ. физ. культ. 2000. № 12, с. 5-8.

3. Ракитов А.И. Баллада о балансе. Управлять наукой нужно по-научному // Поиск. 2001, № 27 (633).

4. Роберт И.В. Направления научных исследований в области реформирования образования в связи с использованием информационных и телекоммуникационных технологий // Информатизация непрерывного образования: Материалы VII Междунар. выставки-ярмарки. - М.: МИФИ, 1997, с. 21-27.

5. Скок Г.Б., Лыгина Н.И. Как спроектировать учебный процесс по курсу: Учебное пособие. - Новосибирск: НГТУ, 2001. - 72 с.

6. Федоров А.И. Методологические аспекты информатизации высшего физкультурного образования: Учебн. пос. - Челябинск: УралГАФК, 2001. - 248 с.

7. Федоров А.И. Современные информационные технологии в системе высшего физкультурного образования // Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 12, с. 56-59.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!