ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА


Abstract

STRUCTURE OF TRAINING OF SPECIALISTS IN SPORT TOURISM

R.R. Magomedov, Ph.D., lecturer

Stavropol state university, Stavropol

Key words: structure, professional tourist education, educational levels, levels of training, kinds of professional pedagogical training.

The professional tourist education rather recently was included in the problem field of pedagogical researches. However the contents of the professional-pedagogical tourist education has not received the regular and argued information in the pedagogical science that derivates the number of contradictions between the theory and requirements of modern practice.

The long-term practice of the author in the area of the professional training of the tourist staff allows to present the training of specialist in sport tourism as the certain structure which graphically is submitted in the article.

The structure of professional pedagogical training of specialists in sport tourism determines requirements to the pedagogical tourist skills at the various levels of the activity: а) the basic requirement to an initial level of training will get acquaintance with initial knowledge in the field of tourism; b) to a base level: to know the bases of sports tourism and to be able to put them into practice; c) to special level: to know the bases of the international tourism, the technique of sports tourist actions and so on; d) to the highest: to know the technique of the creation of the tourist programs, to be able to organize the activity at all lower levels.


СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМУ ТУРИЗМУ

Кандидат педагогических наук, доцент Р.Р. Магомедов
Ставропольский государственный университет, Ставрополь

Ключевые слова: структура, профессиональное туристское образование, уровни образования; уровни подготовки; виды профессиональной педагогической подготовки.

Научные взгляды П.Ф. Лесгафта актуальны и для современных проблем физической культуры. "Руководить физическим образованием - дело очень трудное, - писал П.Ф. Лесгафт, - несмотря на то, что обыкновенно полагают, что это настолько просто, что с этим можно познакомиться вполне основательно в течение шести - восьминедельного курса. Напротив того, руководитель должен быть хорошо образованным человеком, как каждый имеющий отношение к преподаванию, должен быть сам вполне дисциплинированным и сдержанным человеком, изящно владеющим всеми своими действиями. Все это не легко и получается только очень настойчивым и последовательным трудом и работой над собой" [6].

В структуре туристско-педагогической деятельности выделяют такие компоненты, как конструктивный, организаторский, гностический, коммуникативный, мобилизационный, исследовательский, развивающий и др. При формировании педагогического мастерства О.В. Петунин [9] в качестве одного из условий успешной педагогической деятельности в сфере физической культуры выдвигает наличие двигательного компонента в структуре профессионально-педагогической подготовленности. Суммируя различные интерпретации педагогического мастерства, можно выделить три основных качества, которые предопределяют эффективность профессиональной деятельности туриста-педагога, - это знания, умения, навыки, относящиеся к этой деятельности (компетентность), организаторские и коммуникативные способности, которые выступают как средство реализации творческого потенциала педагога и как средство его самосовершенствования. Знания становятся достоянием обучаемых лишь в результате их взаимообщения с тренером в условиях рациональной организации как отдельного занятия, так и процесса в целом.

В настоящее время обозначилась острая проблема необходимости объединения знаний, умений, навыков и усилий специалистов спортивно -оздоровительного туризма с целью выработки единой системы подходов к подготовке туристов и руководству туристскими группами. Решение этой проблемы невозможно без базового компонента формирования физической культуры туриста, его образования.

Профессиональное туристское образование сравнительно недавно вошло в проблемное поле педагогических исследований, но уже к настоящему времени получены очевидные результаты [1- 5, 7, 8, 10].

Вместе с тем содержание профессионально-педагогического туристского образования не получило в педагогической науке систематического и аргументированного освещения, что порождает ряд противоречий между теорией и потребностями современной практики.

Наша многолетняя практика профессиональной подготовки туристских кадров позволяет представить подготовку специалистов по спортивно-оздоровительному туризму в виде определенной структуры.

На рисунке представлена структура подготовки специалистов как с высшим, так и со средним специальным образованием по туристской деятельности. Она включает в себя уровни образования, уровни подготовки, виды профессиональной педагогической подготовки.

В основу структуры положена наиболее общая классификация системы подготовки туристских кадров по квалификационным группам, а также четырехуровневая система обучения, принятая при подготовке общественных кадров в спортивном туризме.

Структура профессиональной педагогической подготовки специалистов по спортивно-оздоровитель ному туризму

Выводы

1. Содержание профессиональной педагогической туристской подготовки представляет собой педагогически адаптированную систему знаний, умений, навыков, общечеловеческих идей и ценностей профессионально-гуманистических ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий профессиональной туристско-педагогической деятельности.

2. Ведущим ориентиром при формировании содержания многолетней системы подготовки в спортивно-оздоровительном туризме выступает феномен образования, осваиваемый будущими специалистами в контексте с современными формами туристско-соревновательной деятельности как закономерно организованный процесс и результат усвоения и активного воспроизводства педагогом -туристом социального опыта, осуществляемый в общении, образовательной и спортивной деятельности.

3. Гносеологическое и ценностное содержание профессионально-педагогического мастерства специалиста позволяет дифференцировать его образовательное пространство и уровни сформированности умений будущих инструкторов туризма путем реализации педагогических функций обучения, воспитания и развития индивидуума.

4. Структура профессиональной педагогической подготовки специалистов по спортивно -оздоровительному туризму определяет требования к педагогическому туристскому мастерству на различных уровнях деятельности:

а) основным требованием к начальному уровню подготовки будет познакомиться с начальными знаниями в области туризма;

б) к базовому уровню: знать основы спортивного туризма и уметь применять их на практике;

в) к специальному: знать основы международного туризма, методику спортивно-оздоровительных туристских мероприятий и пр.;

г) к высшему: знать методику создания туристских программ, уметь организовывать деятельность всех нижних уровней.

Литература

1. Дрогов И.А., Константинов Ю.С., Маслов Г.А. Принципы подхода к содержанию государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности "Туризм и краеведение" // Актуальные проблемы туризма'99: Ежегодный сборник трудов Российской международной академии туризма - М.: Советский спорт, c. 113-117.

2. Зорин И.В. Теоретические основы формирования содержания профессионального туристского образования: Автореф. докт. дис. М., 2001. - 34 с.

3. Калошина Н.В. Спортивный туризм: Учеб. пос. - М.: Советский спорт, 1998. - 144 с.

4. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный опыт управления: Монография /РМАТ. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 496 с.

5. Константинов Ю.С. Подготовка судей соревнований по туризму. Примерные учебные планы и программы семинаров судей туристских соревнований. Примерные учебные планы и программы туристского объединения "Юные судьи туристских соревнований". - М.: ЦДЮТур РФ. 1998. - 96 с.

6. Лесгафт П.Ф. Собр. пед. соч. - М. : ФиС. 1952, т. 2, с. 317-318.

7. Магомедов Р.Р. Альпинизм, туризм и ориентирование как составные части ППФП студентов географического факультета и факультета физической культуры //Актуальные проблемы развития физической культуры в современных условиях: Матер. науч.-практ. конф. - Ставрополь: Изд-во СГУ, 1998, с. 22-23.

8. Остапец-Свешников А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. - М.: Педагогика, 1985.

9. Петунин О.В. Формирование профессионального мастерства учителя физкультуры. - М.: Просвещение, 1980. -112 с.

10. Федякин А.А. Теоретико-методические основы оздоровительного туризма: Докт. дис. Майкоп, 2001. - 317 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!