Abstract REGENERATIVE MEANS IN PROFESSIONAL WORK OF TEACHERS ON PHYSICAL CULTURE V.F. Peshkov, Ph.D., lecturer, director of institute of physical culture S.B. Narzulaev, Dr.Med., professor, director of valeological center Institute of physical culture of Tomsk state pedagogical university, Tomsk Key words: restoration, preventive maintenance, massage, exhaustion, auto-training, functional condition. The research of changes of the functional condition of the young gymnasts, the special serviceability, the quality of the performance of exercises after gymnastic multiathlon was carried out on the training of gymnasts to prove the technique of the application of the short-term regenerative massage directly during training occupation with the purpose of the reduction of the exhaustion, for the prevention of an overstrain and the overfatigue of the central nervous system, the nervous-muscular apparatus, limiting the performance of training load on the high level. The functional stability (the exhaustion) of gymnasts to loads was estimated by workmanship of the control combinations on rings and free exercises. By the data of dynamometry, the tapping-test, by comparison of changes of the parameters describing the functional condition of the central nervous system. The conditions of motor system were estimated also. The basic contents of trainings of experimental and control groups were the means solving the tasks of the conditional and special physical training. The exercises improving the technique, power, high-speed and speed-power exercises of the special character and the exercises developing the mobility in joints were carried out. The authors develop two training programs with the application of the traditional and the experimental methods of auto-training. The contents of the experimental program were the ideomotor exercises held during training occupation (before limbering up).
|
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Кандидат педагогических наук,
доцент, директор института физической культуры В.Ф.
Пешков Институт физической культуры Томского государственного педагогического университета, Томск Ключевые слова: восстановление, профилактика, массаж, утомление, аутотренинг, функциональное состояние. Введение. Важной составной частью профессиональной подготовки специалиста по физической культуре является формирование знаний и умений по проведению восстановительных мероприятий в процессе занятий физическим воспитанием и спортом. Процесс формирования теоретической базы физического воспитания и спорта характеризуется дифференциацией системы знаний, выходом за пределы научных дисциплин, в том числе биологии и физиологии, технологии физического воспитания человека, спортивной тренировки и подготовки [2, 4, 6, 13]. Исследование динамики функционального состояния юных гимнастов, специальной работоспособности, качества выполнения упражнений после видов гимнастического многоборья было проведено на тренировке гимнастов, для того чтобы обосновать методику применения кратковременного восстановительного массажа непосредственно в ходе тренировочного занятия с целью снижения утомления, предупреждения перенапряжения и переутомления ЦНС, нервно-мышечного аппарата, лимитирующих выполнение тренировочной нагрузки на высоком уровне [3, 5, 8, 10]. Методы и организация исследования. Функциональная устойчивость (утомление) гимнастов к нагрузкам оценивалась по качеству исполнения контрольных комбинаций на кольцах и вольных упражнениях. По данным динамометрии, теппинг-теста, сравнению динамики показателей, характеризующих функциональное состояние ЦНС, оценивали состояния двигательной системы. Нами были разработаны две тренировочные программы с применением традиционного и экспериментального методов аутотренинга. Содержанием экспериментальной программы являлись идеомоторные упражнения, проводимые в течение тренировочного занятия (до разминки). Основным содержанием тренировок экспериментальной и контрольной групп были средства, решающие задачи общей и специальной физической подготовки. Выполнялись упражнения, совершенствующие технику, силовые, скоростные и скоростно-силовые упражнения специального характера и упражнения, развивающие подвижность в суставах. Результаты и их обсуждение. Согласно результатам исследований после выполнения обеих тренировочных программ функциональное состояние организма юных гимнастов находилось на достаточно высоком уровне. Сила мышц кисти и количество движений рукой, зарегистрированные после первой и второй программ, выше, чем до начала тренировочного занятия. Это можно объяснить тем, что в состоянии относительного покоя в ЦНС выражены тормозные реакции, содействующие восстановительным процессам в организме. Начальный период тренировки характеризуется врабатыванием организма, для которого выполняемая работа является стимулирующим фактором. Увеличение силы мышц кисти после выполнения первой и второй тренировочных программ свидетельствует о высокой степени мобилизационной готовности гимнастов. Относительное уменьшение показателя электрокожного сопротивления после выполнения первой и второй программ отражает повышение эмоционального напряжения, что оказывает положительное влияние на работоспособность гимнастов. Эмоциональное возбуждение до определенного уровня способствует повышению работоспособности; в том случае, если состояние напряжения, которое рассматривается как положительный фактор, мобилизующий деятельность спортсмена, сменится состоянием напряженности, эмоциональное проявление выступает уже как отрицательный фактор, ухудшающий работоспособность. Физиологическим звеном, обеспечивающим влияние эмоционального возбуждения на двигательную деятельность, по-видимому, является симпато-адреналовая система. Более значительный уровень эмоционального возбуждения, соответствующий усиленной функции гипоталамуса, вызывает активность функционирования коры надпочечников, что приводит к увеличению выброса в кровь катехоламинов, способствующих эффективным двигательным действиям. Была установлена положительная корреляция между ЭКС и экскрецией катехоламинов у юных гимнастов. На первом виде первой тренировки гимнастами выполнялся самый большой объем работы, равный в среднем 84 + 3,75 элемента, с наибольшей интенсивностью (эл./мин) - 2,5 + 0,13. На втором виде объем выполненной работы уменьшался и достигал 79,9 + 3,95 элемента с интенсивностью 2,5 + 0,11. Суммарный объем работы, выполненной на первых двух видах и равный 164,6 элемента, оказывает стимулирующее действие на нервно-мышечный аппарат, что приводит к выраженным положительным сдвигам показателей кистевой динамометрии и теппинг-теста. Тренировочная работа на третьем виде вызывает развитие утомления, так как здесь выполняется значительное количество элементов с высокой интенсивностью, по объему и интенсивности почти равное второму виду. Суммарная тренировочная нагрузка в объеме 242,4 элемента, выполняемая с достаточно большой интенсивностью на первых трех видах, выступает как определенный утомляющий фактор. Достоверное снижение объема и интенсивности нагрузки начинается на четвертом виде. Количество элементов уменьшается здесь по сравнению с первым видом на 22,8 (р<0,01), интенсивность снижается на 0,4 (р<0,02). Все функциональные показатели после четвертого вида уменьшились еще больше. Статистически достоверного уменьшения достигает показатель кистевой динамометрии. Следовательно, выполняемая на первых четырех видах суммарная тренировочная нагрузка в объеме 304,3 элемента вызывает выраженное утомление. На пятом и шестом видах объем и интенсивность нагрузки уменьшаются еще более значительно, количество выполненных элементов уменьшается соответственно на 31,2 (р<0,01) и 36,4 (р<0,01), интенсивность нагрузки - на 0,6 (р<0,01) и 0,7 (р<0,01). Более значительно, чем после четвертого вида, снижаются все функциональные показатели как следствие суммарной нагрузки в объеме 357,8 элемента, предъявляющей значительные требования к организму спортсменов. Выраженное утомление, наступающее в процессе тренировки гимнастов, отмечено в ряде исследований. Наши наблюдения позволили конкретизировать эту закономерность применительно к контингенту юных гимнастов высокой квалификации, тренирующихся на современном уровне. После третьего вида сила мышц кисти недостоверно уменьшалась по отношению к результату поле второго вида (р>0,05). После четвертого вида снижение динамометрии становилось статистически достоверным (р<0,01). После тренировки на пятом виде сила мышц кисти была ниже исходного уровня ( до тренировки). Уменьшение силы различных мышечных групп у гимнастов после тренировки со средним объемом нагрузок (250-350 элементов) отмечают и другие авторы. Динамика результатов теппинг-теста была в основном идентична сдвигам других показателей. Количество движений рукой увеличивалось после первого и второго видов первой тренировки. После четвертого вида количество движений в теппинг-тесте достоверно снижалось, что можно расценить как снижение способности к быстроте действия вследствие утомления нервно-мышечного аппарата. Данные динамометрии и теппинг-теста позволяют говорить о том, что тренировочная работа на четвертом и пятом видах проходит на сниженном уровне функционирования (утомлении) нервно-мышечного аппарата. Сравнение динамики показателей, характеризующих функциональное состояние ЦНС, и показателей динамометрии и теппинг-теста, информирующих о состоянии двигательной системы, свидетельствует, что утомление быстрее наступает в ЦНС, чем в периферическом звене, что соответствует положению о гетерохронности утомления и восстановлении различных функций организма. Интегральным показателем, по которому оценивалась функциональная устойчивость (утомление) гимнастов к нагрузкам, являлось качество исполнения контрольных комбинаций на кольцах и вольных упражнениях. Экспертные оценки первого и второго видов были наиболее высокими. После тренировки на третьем виде оценка достоверно снижается (р<0,05), после четвертого и пятого видов наблюдалось дальнейшее снижение качества выполнения комбинаций. Оно зависит от координации, силы и быстроты мышечных сокращений, гибкости, ориентировки в пространстве и во времени, эстетических характеристик движения. Снижение качества выполнения гимнастических упражнений после третьего, четвертого и пятого видов можно объяснить нарушением этих параметров, наступающим в результате утомления. Ухудшение функционального состояния, качества исполнения гимнастических комбинаций, наступающее на третьем и особенно на четвертом и пятом видах, несмотря на снижение объема и интенсивности тренировочных нагрузок, указывает на возрастающую нагрузочную стоимость выполняемой работы. Следовательно, после тренировки на третьем, четвертом, пятом видах необходимо выполнение кратковременных восстановительных мероприятий, что позволило бы повысить функциональную устойчивость организма юных гимнастов к тренировочным нагрузкам. Исследования показали, что ко второму тренировочному занятию функциональные показатели не восстанавливаются до исходного уровня. Это объясняется значительным утомлением, наступившим в результате первой тренировки, и относительно коротким периодом отдыха между первой и второй тренировками (3,0-3,5 ч). Сравнение показателей после видов на второй тренировке с таковыми на первой тренировке позволяет утверждать, что второе тренировочное занятие проходит на пониженном функциональном уровне нервно-мышечного аппарата и особенно центральной нервной системы (недовосстановлении). Показатели ЭКС после первого и второго видов на второй тренировке ниже, чем после пятого вида первой тренировки; а динамометрии и теппинг-теста - на уровне третьего и четвертого видов первой тренировки. Количество элементов на первом виде второй тренировки, равное 75,7, соответствует уровню третьего вида первой тренировки, а интенсивность нагрузки - уровню четвертого вида. Количество элементов на втором виде второй тренировки (63,5) соответствует уровню четвертого вида первой тренировки, интенсивность нагрузки - уровню шестого вида. Педагогические задачи, решаемые на втором занятии, иные, чем на первом. Если на первой тренировке в подготовительном периоде помимо изучения и совершенствования техники отдельных элементов решались задачи изучения и совершенствования соединений, целых комбинаций, то на второй тренировке - в основном совершенствования отдельных элементов и специальной физической подготовки. На современном этапе подготовки юных гимнастов тренеры стремятся эффективно использовать второе занятие для более быстрого овладения сложными элементами, соединениями, комбинациями. Однако такой тренировочный режим предъявляет повышенные требования к организму юных гимнастов. Как показывают приведенные выше данные, выполнение меньшей тренировочной работы на втором занятии вызывает более сильные изменения в функциональном состоянии организма. Поэтому вполне правомерно говорить о необходимости применения восстановительных мероприятий как между первой и второй тренировкой, так и непосредственно в ходе второго тренировочного занятия, после первого вида, а если на третьем виде выполняется специальная физическая подготовка, то и после второго вида. При больших нагрузках преимущественно утомляются те функциональные системы, которые обеспечивают выполнение определенной работы. Их и следует восстанавливать в первую очередь. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, является снижение утомления и особенно переутомления в тех системах или их звеньях, которые подвергались наибольшей нагрузке и могут выступать в данный момент как лимитирующие факторы, снижающие работоспособность и качественный уровень выполнения гимнастических упражнений. Мы исследовали динамику функционального состояния ЦНС и нервно-мышечной системы после видов гимнастического многоборья по дням в микроциклах подготовительного периода. Анализ результатов показал, что более низкий уровень функциональных показателей ЭКС и КЧСМ, характеризующих состояние ЦНС, был в понедельник, среду и субботу. Достоверное уменьшение показателей ЭКС и КЧСМ в эти дни наступало после тренировки на третьем виде, а во вторник и пятницу ЭКС достоверно уменьшалось после четвертого вида. Показатели динамометрии и теппинг-теста, характеризующие состояние нервно-мышечного аппарата, были наиболее низкими во вторник, среду и субботу. Достоверное уменьшение показателей динамометрии и теппинг-теста во вторник и среду наступало после четвертого вида, а в субботу - после третьего вида. Более низкий уровень функционального состояния ЦНС в понедельник и в среду объясняется тем, что в эти дни гимнасты включали в работу целые комбинации, выполнение которых требует большого напряжения. Во вторник решаются задачи совершенствования элементов, небольших соединений. Напряжение ЦНС меньше, чем в понедельник и среду. Низкий уровень функционального состояния нервно-мышечного аппарата во вторник можно объяснить недостаточным его восстановлением после большой нагрузки, выполненной в понедельник. Фактором, тормозящим восстановительные процессы, является сильное эмоциональное возбуждение. Тренировка сложных комбинаций, общий большой объем нагрузки, выполняемой в понедельник, вызывали сильное эмоциональное напряжение, вероятно, затрудняющее восстановление нервно-мышечной системы ко вторнику. Общий низкий функциональный уровень ЦНС и нервно-мышечного аппарата в среду, видимо, являлся следствием суммации (кумуляции) недовосстановления после тренировочных нагрузок в понедельник и вторник. В пятницу, после дня активного отдыха (четверг), общий уровень функционального состояния был выше, чем в понедельник и среду, несмотря на то что в этот день также выполнялась работа по комбинациям. Динамика напряжения ЦНС была выражена меньше, чем в другие дни. Достоверное уменьшение показателей ЭКС и КЧСМ наступало только после работы на четвертом виде. В субботу уровень функционального состояния был наиболее низким в микроцикле, что свидетельствовало о значительной степени утомления, явившегося следствием суммарного действия нагрузок, выполненных в микроцикле. Резюмируя изложенное, можно заключить, что исследование функционального состояния ЦНС и нервно-мышечного аппарата юных гимнастов после видов гимнастического многоборья на первой тренировке показало, что после первого и второго видов сохраняется его высокий уровень, после третьего вида происходит снижение функционального состояния ЦНС, продолжающееся на последующих видах; после четвертого вида происходит ухудшение состояния (утомление) нервно-мышечного аппарата. На первой тренировке наиболее высокая специальная работоспособность гимнастов, определяемая по основным параметрам тренировочной нагрузки (объем, интенсивность), наблюдается на первом виде, с незначительным снижением на втором и третьем видах, а наиболее низкий уровень работоспособности наблюдается на последующих видах. Снижение качества выполняемой специфической тренировочной работы происходит после третьего вида гимнастического многоборья с последующим снижением. Вторая тренировка выполняется на пониженном функциональном уровне ЦНС и нервно-мышечного аппарата по сравнению с уровнем состояния на первой тренировке (недовосстановление). Можно было полагать, что для повышения функциональной устойчивости организма к тренировочным нагрузкам и на основе этого повышения работоспособности юных гимнастов с сохранением хорошего качества исполнения упражнений целесообразно использование восстановительных мероприятий перед четвертым, пятым, шестым видами тренировки и перед вторым, третьим видами второй тренировки. Более низкий уровень функционального состояния ЦНС наблюдается в понедельник, среду и субботу на третьем, четвертом и пятом видах. Более низкий уровень функционального состояния нервно-мышечного аппарата наблюдался во вторник, среду (на четвертом, пятом видах) и субботу (на третьем, четвертом и пятом видах). В пятницу снижение функционального состояния обеих систем начиналось на четвертом и пятом видах. Самый низкий уровень функционального состояния ЦНС и нервно-мышечного аппарата в сравнении с другими был в субботу. Анализ изменений функционального состояния ЦНС и нервно-мышечного аппарата по дням микроцикла позволил обосновать соответствующее построение тактики применения массажа в микроцикле. Важным условием эффективности тренировочного процесса и повышения работоспособности юных гимнастов является рациональное использование восстановительных средств, которые следует рассматривать в единстве с тренировочными нагрузками. На наш взгляд, особенно необходимо применять восстановительные средства у юных гимнастов, тренирующихся на этапе углубленной спортивной специализации. На этом этапе объем и интенсивность тренировочных нагрузок достигают больших величин, что является важнейшим условием повышения спортивно-технических результатов. Интенсификация тренировочного процесса осуществляется за счет увеличения числа тренировок, общего времени тренировок, повышения плотности занятий. В школе-интернате юные гимнасты занимаются 9-10 раз в неделю. Общее время тренировочных занятий достигает 5-6 ч. Двухразовые тренировки в день являются нормой. Исследование эффективности отдельных приемов классического и точечного массажа [7] показало, что для восстановления функционального состояния ЦНС наиболее рационально в сеанс кратковременного восстановительного массажа включать возбуждающий метод точечного массажа на точках общего действия Цюй-чи, Хэ-гу и точке "скорой помощи" Шао-цзе, а для восстановления функционального состояния нервно-мышечного аппарата (периферического звена), и в частности проявления силы и быстроты движений, целесообразнее всего в сеанс кратковременного массажа включить встряхивание и разминание. Если во время тренировки у гимнастов наблюдается преимущественное утомление ЦНС, проявляющееся в заторможенности, чрезмерном нервно-эмоциональном напряжении в сочетании с локальным мышечным утомлением, наиболее эффективен кратковременный массаж по третьему варианту, который включает встряхивание рук (15%), разминание наиболее утомленных мышц (45-50%) и возбуждающий метод точечного массажа (40%) (в скобках - относительные затраты времени). При наличии локального утомления мышц нижних конечностей проводится их встряхивание и разминание. Если у гимнастов наблюдается преимущественно утомление нервно-мышечного аппарата (локальное или общее мышечное утомление), проявляющееся в уменьшении силы, быстроты движений, наличии ощущений болезненности в мышцах, то для повышения физической работоспособности следует применять массаж по второму варианту, в который включают выжимание (5%), встряхивание (25%) и разминание (70%). Для восстановления между первой и второй тренировками при преимущественном утомлении ЦНС эффективнее точечный массаж тормозным методом на точках Цзянь-юй, Би-нао, Сяо-лэ, Чжоу-жун, Юань-е. При преимущественном мышечном утомлении эффективнее классический массаж. При болезненности большой грудной мышцы, широчайшей, трехглавой мышц и при наличии ушибов и ссадин, ограничивающих применение традиционных приемов массажа, целесообразно включать в сеансы классический массаж на точках Цзянь-юй, Би-нао, Сяо-лэ, Чжоу-жун, Юань-е. Изменения технического уровня выполнения гимнастических упражнений и специальной работоспособности под влиянием восстановительного массажа во время тренировки мы рассматриваем как интегральный показатель его эффективности. Нами установлено, что утомленные гимнасты, получавшие массаж во время тренировки, по сравнению с гимнастами, использовавшими пассивный отдых, контрольные комбинации выполняют лучше. После массажа величина повторной работы при выполнении упражнений динамического и статического типа увеличивается, после пассивного отдыха - уменьшается. Таким образом, после кратковременного восстановительного массажа повышается эффективность тренировочного процесса благодаря увеличению объема и интенсивности тренировочной нагрузки. Зачастую применение аутогенных тренировок в спортивной деятельности сводят к средствам восстановления или психологической подготовки к соревновательной деятельности спортсмена. Однако в последние годы была высказана точка зрения, что подобная методика поможет улучшить технические способности спортсменов [11, 15]. Обработка и анализ экспериментальных данных позволили сделать заключение о том, что более адекватная реакция на нагрузку в течение тренировочного занятия отмечена у юных легкоатлетов экспериментальной группы. Более рациональная реакция сердечно-сосудистой системы на функциональный тест наблюдалась у спортсменов экспериментальной группы. Интегральный показатель, характеризующий эффективность тренировочного процесса - соревновательная деятельность, также более успешна у юных легкоатлетов экспериментальной группы. Принципиально то, что установленный период формирования положительного кумулятивного эффекта по показателям скоростных и скоростно-силовых качеств был сравнительно невысок по общему объему тренировочных работ, что очень важно в работе с юными легкоатлетами, так как позволяет в перспективе постепенным наращиванием объема добиваться все более высоких результатов. Анализ специальной литературы и практического опыта показал, что нет научно обоснованных рекомендаций по планированию аутогенной тренировки как средства технического совершенствования тренировочного процесса юных легкоатлетов. Имеющиеся рекомендации основаны на материалах деятельности спортсменов высших достижений и практически неприменимы в работе с юными спортсменами. В процессе тренировки юных атлетов, тренирующихся в технически сложных видах легкой атлетики, рационально планировать идеомоторные упражнения. В связи со специфическими особенностями детского мышления идеомоторные упражнения целесообразно проводить в аутогенном погружении. Более доступно детскому восприятию представление движения упражнений. Идеомоторные упражнения должны подкрепляться теоретическими сведениями о назначении каждого движения, а также наглядной демонстрацией упражнения. Для получения положительного кумулятивного эффекта, выраженного в приросте скоростных и скоростно -силовых качеств, необходимо активизировать нервные процессы, способствующие выработке этих качеств. Кумулятивный тренировочный эффект, формировавшийся в процессе тренировочных занятий подготовительного периода, оцениваемый по показателям технической, общей и специальной подготовленности, в большей мере выражен у юных легкоатлетов экспериментальной группы. Относительно малые объемы производимых работ позволяют расширить перспективное планирование средств тренировочных занятий. Включение в подготовительный период тренировочного процесса аутогенной тренировки специальной направленности, обеспечивает успешное выступление юных легкоатлетов в соревнованиях. Заключение.
Формирование знаний и умений по проведению
восстановительных мероприятий в процессе
занятий физическим воспитанием и спортом -
важная составная часть профессиональной
подготовки специалиста по физической культуре
[13,14]. Для решения На практических занятиях формируются знания и умения по овладению конкретными методиками проведения восстановительно-профилактических комплексов физических упражнений, используемых во внеурочное время учебного дня, в процессе занятий по освоению рабочих профессий, во время спортивной тренировки. Особое внимание мы уделяем освоению приемов и методики доступного и высокоэффективного средства - восстановительного массажа. Анализ практической деятельности выпускников Института физической культуры ТГПУ свидетельствует о высокой эффективности подготовки студентов по проблемам восстановительных воздействий и профилактики утомления при различных видах спортивной и профессиональной деятельности. Знания и практические навыки, получаемые студентами по различным аспектам восстановительных мероприятий и адаптивной физической культуры успешно используются в различных сферах спортивной и производственной деятельности. Литература 1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании.- М.: ФиС, 1978. - 233 с. 2. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологий спортивной подготовки и физического воспитания // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 4. 3. Бирюков А.А. Средства восстановления работоспособности спортсменов. - М.: ФиС, 1979. - 152 с. 4. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988. - 331 с. 5. Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. - М.; ФиС, 1987. - 142 с. 6. Гершунский Б.С. Перспективы развития образования и педагогической науки в новых социально-экономических условиях //Актуальные проблемы образования. Бийск, 1993. 7. Дубровский В.И. Массаж: поддержание и восстановление спортивной работоспособности. - М.: ФиС, 1988. - 235 с. 8. Иоффе Л.А. Физиологические основы управления восстановительными процессами в условиях спортивной деятельности. - М.: ФиС, 1980. - 102 с. 9. Куликов Л.М., Рыбаков В.В. К развитию общей теории спортивной подготовки // Теор. и практ. физ. культ. 1999, № 7. 10. Миронова З.С., Морозова Е.М. Принципы и методы восстановления спортивной работоспособности. - М.: ФиС, 1983. - 141 с. 11. Павлов С.Е., Павлова М.В., Кузнецова Т.Н. Восстановление в спорте. теоретические и практические аспекты // Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 1, с. 23-26. 12. Пешков В.П. Пути повышения работоспособности спортсменов: Сб. науч. работ. М., 1976. - 64 с. 13. Тимофеева Ю.Н. Системный подход к проблеме совершенствования высшего профессионального образования // Высшее образование в России. 1994, № 2. 14. Шишенко Г.А. Педагогические условия формирования профессиональной направленности студентов колледжа физической культуры. - Челябинск: УГАФК, 1999. 15. Шульц И.Г. Аутогенная тренировка. - М.: ФиС. 1985. - 78 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |