ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТА


Abstract

FORMATION OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF GRADUATES OF HIGHEST SCHOOL TO PROFESSIONAL WORK

V.A. Trefilov, Dr. Tech., professor, corresponding member of K.E. Tsiolkovsky's Academy of astronautics

Perm military institute of rocket armies of Russia, Perm

A.V. Dubrovsky, Ph. D.

Tchajkovsky state institute of physical culture, Tchajkovsky

Key words: professional education, young specialist, physical preparedness, functional condition.

The purpose of professional education is the formation of the young specialist having the set of knowledge and skills determined by frameworks of the received profession.

The physical preparedness takes the certain place, equivalent to the rest in the structure of the conditional preparedness of a person to the professional work. There is the necessity for the interaction of specialists in the physical culture with teachers of profile chairs of all faculties of a highest school forming the special professional preparedness of students so that all factors determining the special orientation of the professional-applied physical culture were taken into account.

The authors determined the basic approach to the revealing of the quantitative parameter - the index of the physical preparedness of a person to the certain professional work. Proceeding from that it is necessary to check the physical preparedness of a young specialist for the professional work at the closing stage of the education in a highest school.


ФОРМИРОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Доктор технических наук, профессор , член-корреспондент Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского В.А. Трефилов

Пермский военный институт ракетных войск России, Пермь

Кандидат педагогических наук А.В. Дубровский

Чайковский государственный институт физической культуры, Чайковский

Ключевые слова: профессиональное образование, молодой специалист, физическая готовность, функциональное состояние.

Цель профессионального образования - формирование молодого специалиста, обладающего набором знаний, умений и навыков, определенных рамками получаемой профессии. Речь идет о формировании у выпускника вуза общей готовности к профессиональной деятельности. Согласно нашим представлениям в структуре общей готовности человека к профессиональной деятельности, трактуемой как соответствующее биосоциальное состояние личности, объективно можно выделить ее следующие виды: духовную (идейную, политическую, нравственную), специально-трудовую (теоретическую, техническую, технологическую), психическую (умственную, волевую, рефлекторно-эмоциональную), физическую - телесную, функциональную, двигательную) [2].

Следовательно, в структуре общей готовности человека к профессиональной деятельности физическая готовность занимает свое определенное место, равнозначное остальным. Невозможно представить горного мастера без наличия у него общей и силовой (статической и динамической) выносливости, устойчивости организма к постоянным виброударным нагрузкам; или летчика гражданской авиации, у которого не развиты общая и силовая (статическая) выносливость, ловкость; или врача-нейрохирурга, не обладающего достаточным уровнем развития статической выносливости, тонкой двигательной координации при постоянной концентрации внимания. В зависимости от того, каким образом определена специальная направленность профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) студентов различных факультетов, построен процесс ее реализации, такой и будет физическая готовность выпускников различных факультетов вуза к их будущей профессиональной деятельности. Возникает необходимость во взаимодействии специалистов по физической культуре с преподавателями профильных кафедр всех факультетов вуза, формирующих специальную трудовую готовность студентов, с тем чтобы были учтены все факторы, определяющие специальную направленность ППФП.

Давая определение физической готовности человека к деятельности как его конкретного физического состояния, обеспечивающего успешное выполнение какого-либо вида деятельности и характеризующегося соответствующей телесной развитостью, определенным функциональным состоянием организма и необходимым уровнем двигательной подготовленности, В.А. Шейченко [2] выделил три составляющие данного понятия: телесную готовность, функциональную готовность, двигательную готовность. Каждая составляющая системы "физическая готовность" имеет свои количественные параметры как "внутреннего", так и "внешнего" проявления, например: телесная (структура костно-мышечного аппарата и росто-весовые показатели), функциональная (биохимические изменения в организме как реакция на внешний фактор, например - среда обитания и покраснение кожи, потоотделение или дрожь, учащение сердцебиения - внешнее проявление влияния данного фактора - среды обитания); двигательная (изменения в структуре опорно-двигательного аппарата, функциональных систем: сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, мочеполовой и др.) вследствие влияния физических упражнений и амплитуды (траектории), скорости (темпа) и других как внешние характеристики влияния данного фактора (физические упражнения). И все же для специалистов по ППФП (особенно вузов и других образовательных учреждений) наиболее доступными с точки зрения простоты выявления характеристик в определении физической готовности человека к профессиональной деятельности будут, безусловно, именно так называемые "внешние" параметры проявления влияния на человека окружающей среды (географические, биологические, химические, социальные, физические, технологические и другие факторы), такие, например, как:

1. Телесная готовность - соотношение количественных показателей роста и массы (веса) тела человека в зависимости от его возраста, пола и типа телосложения (астеник, нормостеник и гиперстеник).

2. Функциональная готовность - определенные физические показатели непредельных (функциональных) тестов, в процессе выполнения которых используется физическая нагрузка с последующим изучением быстроты восстановления по ЧСС. При оценке работоспособности в качестве главных критериев учитываются две важнейшие закономерности реакции организма человека на стандартные нагрузки: экономичность в реакции и быстрая восстанавливаемость.

3. Двигательная готовность - определенные количественные показатели базовых (сила, быстрота, выносливость, ловкость и гибкость) и специальных физических качеств, необходимых человеку по роду и виду его профессиональной деятельности в зависимости от его возраста, пола и среды обитания.

Следовательно, при наличии количественных параметров можно разработать математическую модель формирования физической готовности человека к определенной профессиональной деятельности. Обозначим исходные параметры:

А - телесная готовность человека к профессиональной деятельности;

В - функциональная готовность человека к профессиональной деятельности;

С - двигательная готовность человека к профессиональной деятельности;

01Alpha.jpg (1941 bytes) - возраст человека;

02Beta.jpg (1909 bytes) - пол человека;

11Lambda.jpg (1908 bytes) - среда обитания;

Рассмотрим бинарные соотношения между двумя переменными:

Опишем это взаимодействие в терминах состояний (S), причем двигательный параметр рассмотрим в качестве основного, поскольку именно двигательная составляющая есть "внешнее проявление" системы "физическая готовность" человека к определенной профессиональной деятельности:

где t - время. Отсюда

отсюда:

 ,

где F - физическая готовность человека к определенной профессиональной деятельности.

Определив функциональную зависимость всех переменных составляющих понятия "физическая готовность" друг от друга в определенный момент времени, формируем задачу количественного соотношения этого взаимодействия в зависимости от профессиональной деятельности человека. Для этого необходимо привести все значения переменных функций к единому эквиваленту, что можно сделать путем создания таблицы (система балльной оценки каждого параметра) по модифицированной методике, в основе которой лежит метод экспресс-контроля дифференцированной оценки уровня здоровья человека - КОНТРЭКС-3 [1] .

Используя данную модифицированную методику, находим индекс физической готовности человека (ИФГ) к определенной профессиональной деятельности (в баллах):

ИФГ = ИДГ+ИФГ+ИТГ, только при ИДГ > ИДГN, ИФГ > ИФГN, ИТГ > ИТГN;

где ИДГ - индекс двигательной готовности человека к определенной профессиональной деятельности (в баллах);

ИФГ - индекс функциональной готовности человека к определенной профессиональной деятельности (в баллах);

ИТГ - индекс телесной готовности человека к определенной профессиональной деятельности (в баллах);

ИДГ = Ибфксфк , только при Ибфк > Ибфк N,

Исфк > Исфк N;

где Ибфк - индекс базовых физических качеств (в баллах) для определенной профессиональной деятельности;

Исфк - индекс специальных физических качеств (в баллах) для определенной профессиональной деятельности.

Таким образом, определен принципиальный подход к выявлению количественного параметра - индекса физической готовности человека к определённой профессиональной деятельности, исходя из чего необходимо проверять физическую готовность молодого специалиста к профессиональной деятельности на завершающем этапе обучения в высшем учебном заведении.

Литература

1. Викторов Ф.В. Способ экспресс-контроля за уровнем физического состояния человека (КОНТРЭКС-3) // Теор. и практ. физ. культ. 1990, №1, с. 26-28.

2. Шейченко В.А. Развитие научных взглядов о физической готовности человека к деятельности. - СПб.: ВИФК, 1996. - 371 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!