ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ


Abstract

NORMATIVE-LEGAL ACTS IN REGULATION OF MANAGEMENT BY RUSSIAN DOMESTIC PHYSICAL CULTURE AND SPORT

V.N. Zuev, Dr.Hab., professor, deserved worker of physical culture, chairman of Tyumen regional committee on physical culture and sports

Key words: normative-legal act, management, decree, decision, circular, direction, order, law.

The normative-legal acts in the area of physical culture and sports were formed evolutionally on the validity inadequately because the activity of the state on management of the branch was adjusted and realized not by one, but the whole system of corporate controls. The normative-legal acts in this connection were issued within the limits of powers of the federal administrative structures.

The strategic decisions accepted in the country determining the long-term prospect of its development were formed on each historical stage. This research of the management by physical culture and sports of Russia allows allocating the six stages of their development in the state.

The strategic decisions accepted by means of normative-legal base in management by the branch, determined and determine the long-term prospect of its development at each vital stage of the existence of the branch physical culture and sports.


НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В РЕГУЛЯЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СФЕРОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры,
председатель Тюменского областного комитета по физической культуре и спорту
В.Н. Зуев

Ключевые слова: нормативно-правовой акт, управление, указ, постановление, циркуляр, приказ, декрет, распоряжение, закон.

Управление в сфере физической культуры и спорта реализовывалось в повседневной деятельности общности людей. Эти формирования объединялись в организации для регулирования и выявления сильнейшего в роду, поселении, регионе и пр. Динамика временных факторов - мотивации людей в организации менеджмента - изменялась. Реформировались стратегические цели, технологии, критерии, ресурсы и системы управления, используемые в сфере физической культуры.

Роль нормативно-правовых актов в регулировании управления отраслью заключается в том, что они выступают в качестве основы установления, изменения или прекращения указанных отношений.

По своей юридической силе нормативно-правовые акты в сфере физической культуры и спорта эволюционно формировались неадекватно, так как деятельность государства по управлению отраслью регулировалась и реализовывалась не одним, а целой системой корпоративных органов управления, в связи с чем и нормативно-правовые акты издавались в пределах полномочий федеральных управленческих структур.

На каждом историческом пути формировались принимаемые в стране стратегические решения, определяющие долговременную перспективу ее развития.

Наши исследования управления в отечественной сфере физической культуры и спорта России позволяют выделить шесть этапов их развития в государстве.

Первый этап - "Эпоха становления физической культуры Российской империи XVIII - XIX вв." - характеризовался изначальным развитием физической культуры в Российской армии и Министерстве народного просвещения.

Управление в этот период было косвенным, характеризовалось как прикладное для сферы физической культуры, так как ориентация военного ведомства и Министерства народного просвещения предполагала достижение с помощью физической культуры своих основных целей и задач.

Министерство народного просвещения ставило своей целью разностороннее воспитание и развитие подрастающего поколения высшего (в основном) и среднего сословий. Физическое воспитание в учебных заведениях России основывалось на развитии гимнастики, фехтования, конного спорта, ориентируясь на передовой опыт европейских стран.

В мае 1888 г. военный министр Ванновский, "отмечая одностороннее развитие духа в ущерб тела в гражданских школах", предложил Министерству народного просвещения для "улучшения физического здоровья" учащихся ввести в гражданских учебных заведениях преподавание военной гимнастики (Ф.И. Самоуков) .

Российская армия и флот, преследуя милитаристскую направленность, нуждались в разностороннем физическом развитии солдат, матросов и офицеров.

Этот период времени являлся начальным этапом развития физической культуры, а в дальнейшем и спорта, в двух федеральных органах Российской империи.

Поэтапное, последовательное формирование нормативно-правовых актов в России способствовало развитию физической культуры в стране (табл. 1).

Прогрессивные представители этих ведомств - преподаватели, учителя и офицеры - распространяли свои знания среди населения и передавали им практический опыт.

Развитие физической культуры среди этих слоев населения косвенным путем наложило отпечаток также и на используемые управленческие технологии, в том числе и на технологии управления сферой физической культуры.

Второй этап - самостоятельное развитие управления сферой физической культуры и спорта Царской России с начала XX в. по 1917 г.

Издание в 1904 г. циркуляра Министерства народного просвещения "О создании врачебно-санитарного отдела", отвечающего за физическое воспитание и здоровье школьников, способствовало формированию физического воспитания у
подрастающего поколения. Это было созданием первого подобного органа управления в ведомстве.

В 1910 г. царь Николай II подписывает Указ "Положение о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе". Физическая подготовка способствовала выполнению этого указа.

Лучший зарубежный опыт реализовывался военным министром достаточно решительно.

К началу первой мировой войны 60% преподавательских и тренерских кадров в учебных и внеучебных заведениях России составляли бывшие либо действующие офицеры, прошедшие специальную подготовку.

К концу XIX - началу XX в. спорт внедряется в российскую армию. Этому способствовали отдельные государственные и общественные деятели и возросший интерес к спорту российского общества (табл. 2).

В армии весьма популярными становятся состязания на призы императора, великих князей, военачальников, министров. В систему этих состязаний включаются тысячи офицеров, показавших высокие спортивные результаты.

В начале XX в. военное ведомство становится в России единственной государственной организацией, представители которой регулярно приглашаются для участия в международных соревнованиях по стрельбе, конному спорту, фехтованию, гимнастике, легкой атлетике.

Военное министерство тщательно отбирало каждого участника. Списки офицеров-спортсменов для выезда за рубеж визировались, начиная с командира полка до военного министра. Последнюю подпись с разрешением на выезд ставил император. Выезжали только сильнейшие; рейтинг Министерства в международных спортивных организациях был очень высок.

Убедительным является тот факт, что из шести членов МОК России в период 1894 - 1914 гг. пять являлись офицерами Российской армии (Л.А. Финогенова) .

Представители военного ведомства России участвовали в создании Российского Олимпийского комитета (1911 г.), в подготовке команды России к Играм V Олимпиады в Стокгольме, в организации Первой и Второй Российских Олимпиад (1913 и 1914 гг.) и, наконец, в создании первого государственного органа руководства физической культурой и спортом в стране - Канцелярии Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения России, которую возглавил генерал-майор свиты, командир лейб-гвардии гусарского полка В.Н. Воейков, оставивший заметный след в истории отечественного спорта.

При его содействии в России активно формировались всероссийские союзы по видам спорта, создавалась система учебно-тренировочных сборов, регулировались нормативы физического развития населения.

Указ Николая II в 1912 г. "О создании канцелярии Главнокомандующего за физическим развитием народонаселения Российской империи" стал знаменательным событием, так как впервые в России был создан управляющий орган по развитию физической культуры и спорта.

Корпоративное развитие сферы физической культуры и спорта вылилось в самостоятельное регулирование и реализацию управления. Прерогатива государства в новом направлении позволила генерал-майору В.Н. Воейкову и вверенному ему управленческому аппарату принимать и реализовывать решения для эффективной системы контроля, позволяющие руководителю иметь четкое представление о том, как формируется работа во всех губерниях России. За минимальный временной период было создано 345 военно-спортивных комитетов в регионах страны.

На этом этапе при подготовке резервистов для пополнения рядов фронтовиков Российской армии начинает внедряться в практическое управление система маркетинга, отражающая новый уровень взаимоотношений между производителем - военно-спортивными комитетами и потребителями - военными ведомствами. По распоряжению Главнокомандующего военно-спортивным комитетом выделялись специальные денежные средства, которые выдавались отдельным лицам из расчета 20 рублей за каждого успешно сдавшего испытания в комиссии, а за резервиста, получившего звание инструктора, - 50 рублей (С.Н. Мягкова).

Третий этап - период 1917 - 1923 гг., представляющий собой "Формирование стратегического решения о всеобщем военном обучении с помощью физической культуры".

Третий этап, как и второй, имеет милитаристскую направленность - с помощью физической культуры готовить физически подготовленных бойцов, отстаивающих позиции вновь созданного государства. Декрет Совета Народных Комиссаров "Об организации при волостных, уездных, губернских и окружных комиссариатах по военно-морским делам гимнастических и стрелковых обществ, а также о введении всеобщего военного обучения трудового народа" был принят 8 апреля 1918 г. Целью нормативно-правового акта была подготовка населения к защите завоеваний молодого государства.

Для подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта Декретами Совета Народных Комиссаров в 1919 г. в Петрограде открывается институт физического образования им. П.Ф. Лесгафта, а в 1920 г. в Москве - Государственный институт физической культуры (табл. 3).

Несмотря на экстремальные условия, связанные с падением производства, ростом безработицы, тяжелым продовольственным положением, на значительной территории страны в эти годы шел активный процесс формирования государственных и общественных структур в сфере физической культуры и спорта.

Основную роль в формировании этого процесса играло Главное управление всеобщего военного обучения. Это была одна из первых государственных структур, при участии которой активно восстанавливался отечественный спорт, в практику физкультурного движения внедрялись олимпиады, создавались региональные олимпийские комитеты, восстанавливались спортивные общества, предпринимались попытки не только установить связь с Международным олимпийским комитетом, но и принять участие в очередных Играх VII Олимпиады в Антверпене (Бельгия).

В организациях Всевобуча работали более 17 тысяч бывших офицеров царской армии, в том числе выпускников Академии Генерального штаба, главной офицерской фехтовально-гимнастической школы, кадетских корпусов, многочисленных военных школ и армейских курсов, которые оказали большое содействие в становлении российского спорта и его нормативно -правовой базы как в центре, так и в провинции (Л.А. Финогенова) .

Четвертый этап - "Формирование и регулирование нового отраслевого органа управления" , советов физической культуры и в дальнейшем комитетов в период 1923 - 1950 гг.

Революционную роль в совершенствовании технологий управления в сфере физической культуры и спорта сыграло самоутверждение молодого государства.

Впервые за всю историю Российского государства формируется отраслевой самостоятельный орган управления федерального уровня.

27 июня 1923 г. был принят Декрет ВЦИК РСФСР "Об образовании высшего и местных советов физической культуры трудящихся РСФСР". На них возлагалось стратегическое управление в организационном, учебном и методическом объединении по физическому воспитанию трудящихся.

До 1936 года эти органы управления формировали направления физического развития населения. 21 июня 1936 г. Совет Народных Комиссаров подписал постановление "Об образовании Всесоюзного комитета по делам физической культуры и спорта при СНК СССР", на который дополнительно были возложены функции управления в спорте.

Последовательно с помощью партийных и советских органов реализуются спортивные нормативные комплексы ГТО, имеющие прикладное значение (подготовка населения страны с раннего возраста к труду и обороне). На данном этапе усиливалась роль стратегического управления в условиях отсутствия единой нормативно-правовой базы. На основе спортивного комплекса ГТО формируется единая спортивная классификация, для стимуляции в занятиях спортом появляются спортивные разряды и звания, которые затем также содействуют появлению званий: "Заслуженный мастер спорта" (1935 г.) и "Мастер спорта СССР" (1936 г.).

В Конституции СССР 1936 г. было закреплено право трудящихся на создание различных общественных организаций, в том числе и спортивных обществ. В течение 1935 - 1936 гг. в СССР была создана система добровольных спортивных обществ (ДСО). Учитывался положительный опыт работы "Динамо", "Спартака", "Локомотива", "Красного Знамени" (табл. 4.), что способствовало дальнейшему самоутверждению, развитию и совершенствованию корпоративного направления сферы физической культуры и спорта.

С началом Великой Отечественной войны условия военного периода требовали мобилизации всех сил на победу.

Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР 25 июня 1941 г. издал указ "О работе физкультурных организаций по военной подготовке". В июле 1941 г. НКП РСФСР ввел военно-физическую подготовку в старших классах школ, средних специальных и высших учебных заведениях. Каждая комсомольская организация отвечала за патриотическое воспитание и стремилась подготовить наибольшее число снайперов, пулеметчиков, гранатометчиков, медсестер, радистов и т.д.

Государственный Комитет Обороны (ГКО) в постановлении 17 сентября 1941 г. "О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР" потребовал срочно создать боевой резерв в тылу для укрепления действующей армии, и в первый период (22 июня 1941 г. - 19 ноября 1942 г.) через Всевобуч прошло около трех миллионов человек, влившихся затем в армию.

ГКО СССР возложил общее руководство военно-физической подготовкой населения страны на Главное управление всеобщего военного обучения Народного комиссариата обороны, по инициативе которого при военных комиссариатах были организованы военно-учебные пункты.

23 сентября 1941 г. Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР издал приказ "О работе физкультурных организаций в связи с введением всеобщего военного обучения", обязывавший физкультурные организации предоставить спортсооружения подразделениям Всевобуча, частям народного ополчения и сандружинам для проведения занятий по военно-физической подготовке. Комитеты по делам физической культуры и спорта, советы ДСО должны были организовать в КФК военизированные игры.

В послевоенный период государство планирует с помощью отрасли физической культуры и спорта восстанавливать народное хозяйство. 23 сентября 1945 г. Совет Народных Комиссаров принимает постановление "Об оказании помощи комитетам по делам физической культуры и спорта и улучшении их работы".

Для стимуляции спортивного движения 2 июля 1947 г. Совет Министров СССР принял постановления: "О поощрении роста спортивно-технических достижений советских спортсменов" и "Об учреждении медалей и жетонов для награждения советских спортсменов за спортивно-технические достижения" (табл. 5).

Пятый этап - "Совершенствование спортивного мастерства и выход на международную арену", 1950 - 1990 гг.

Постановление ЦК ВКП (б) от 27 февраля 1948 г. "О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов" предшествовало первому выступлению советских спортсменов на летних Олимпийских играх в г. Хельсинки в 1952 г.

Постановление ЦК ВКП (б) востребовало принятие новых нормативно-правовых актов.

После создания НОК СССР (07.05.51 г.) требования ЕВСК стали пересматриваться на основе анализа результатов выступления на летних (с 1952 г.) и зимних (с 1956 г.) Олимпийских играх. 22 января 1955 г. Совет Министров СССР принял постановление о проведении летом 1956 г. I Спартакиады народов СССР. Опыт проведения спартакиад союзных республик, физкультурных праздников и парадов, спартакиад ДСО и всесоюзных спартакиад профсоюзов и школьников был использован 5 августа 1956 г., когда в присутствии руководителей партии и правительства СССР, представителей международных физкультурно -спортивных организаций состоялось торжественное открытие I Спартакиады народов СССР.

Главным в физкультурной работе было определено развитие массового физкультурного движения, повышение спортивного мастерства и развертывание борьбы за мировое первенство по важнейшим видам спорта. Однако выполнение этих задач, особенно в области массового физкультурного движения, было обременено экономическими трудностями, преобладанием погони за рекордами, медалями и очками в ущерб массовости, несовершенством организационной структуры управления развитием физической культуры и спорта.

В условиях административно-бюрократической системы в стране, господства командно-приказных методов, волюнтаризма и субъективизма, характерных для послевоенных лет, государственные органы руководства физкультурным движением необоснованно заменялись общественными, и проходила смена их руководителей. В связи с этим 9 января 1959 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление "О руководстве физической культурой и спортом в стране". Гипотетические направления этого постановления существенно ослабили отраслевое управление.

В постановлении "О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта" (11.08.66 г.) ЦК партии и правительство определили меры по повышению квалификации учителей, преподавателей, тренеров и других специалистов по физической культуре, укреплению материально-технической базы физкультурного движения и радикальное направление к переходу на государственное управление отраслью (табл. 6).

В связи с этим Советское правительство 17 октября 1968 г. приняло решение о создании вновь Комитета по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР и его местных органов. Комитет был наделен всеми необходимыми правами для руководства физкультурной и спортивной работой в стране.

Этот период знаменуется форсированием подготовки для успешного выступления спортсменов на международных соревнованиях. Сборные команды СССР по различным видам спорта выступают на чемпионатах

Европы, мира и Олимпийских играх. Международные Федерации и Международный Олимпийский комитет признают наших спортсменов, которые становятся полноправными членами высших спортивных объединений.

Данный этап развития становится важным в динамичном создании детских спортивных школ, в возросшем значении уровня и качества управления физической культурой и спортом, так как в основном все решения принимались посредством нормативно -правовых актов, целеполаганием которых было стать первыми на всех основных международных спортивных соревнованиях.

Стратегическое фокусирование большого спорта на этом этапе - "только первые", - концентрировало усилия всех управленческих организаций на достижения советского спорта в прямом и косвенном соревновании с капиталистической системой.

Возросший уровень конкуренции формирует необходимость инновационных подходов в управлении, создание научных комплексных бригад, закрепленных за каждой сборной командой страны. Динамична идеологизация страны в отрасли, спорт становится значимым у населения.

Популяризация и романтизация спорта доминируют в обществе, лучшие спортсмены оказываются такими же значимыми, как и космонавты.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта" (11.09.1981 г.) намечалось расширение сети физкультурно-спортивных клубов (ФСК) и физкультурно-оздоровительных комплексов (ФОК) по месту жительства.

На устранение этих недостатков было направлено решение июньского (1983 г.) Пленума ЦК КПСС о создании культурно-спортивных комплексов (КСК). В состав КСК стали входить, независимо от ведомственной подчиненности, клубы и Дома культуры, библиотеки и музеи.

КСК создавались для объединения усилий культурно-просветительных, спортивных учреждений и других организаций, заинтересованных в комплексном подходе к идейно-политическому, трудовому, эстетическому и физическому воспитанию населения (Н.Ф. Кулинко).

В этот период большинство ранее планируемых нормативно-правовых актов реализовывалось в практической деятельности (табл. 7).

После принятия Постановления ЦК партии и правительства СССР "О дальнейшем подъеме массовой физической культуры и спорта" (1981 г.) была проведена реорганизация ДСО в системе профсоюзов. Вместо 33 ДСО осталось 8: "Буревестник", "Водник", "Локомотив", "Спартак", "Труд", "Урожай" и некоторые другие. Однако эти преобразования не улучшили положения в физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в системе профсоюзов.

В соответствии с Постановлением Президиума ВЦСПС от 20.02.87 г. № 2-1б "О мерах по совершенствованию руководства физкультурным движением профсоюзов" было создано Всесоюзное добровольное спортивное общество (ВДФСО), объединены все ДСО профсоюзов. Эта реструктуризация обернулась непредсказуемыми результатами: впоследствии были утрачены кадровые, материально -технические ресурсы и многие другие.

В большинстве своем этот период характеризовался позитивной, созидательной динамикой. Осуществляется индустриализация спорта, создаются корпоративные службы по проектированию и строительству спортсооружений, научно-исследовательские институты по проблемам спорта и врачебно-физкультурные учреждения по профилактике, лечению и диагностике спортсменов. Реализуются последние достижения науки и техники в эффективном управлении сферой физической культуры и спорта.

Шестой этап - "Поворот в мировой истории" с 1991 г. и по настоящее время. СССР "как субъект международного права" прекратил свое существование. Августовские события 1991 г. и распад СССР выявили несостоятельность органов управления сферы физической культуры и спорта без законодательной базы, которая всегда была основополагающей. Создание правового института в отрасли стало стратегическим направлением.

Экономические преобразования, вступление регионов в переходный период к рыночным отношениям отрицательно влияли на деятельность аппаратов государственного управления в отрасли. 27.04.93 г. Президентом России были приняты Основы законодательства Российской Федерации "О физической культуре и спорте".

Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму, выполняя функции органа государственной власти, формировал на данном этапе управление регулирования и создания условий по следующим направлениям:

- совершенствование целостной системы управления отрасли;

- формирование глобальной системы популяризации отрасли физической культуры и спорта;

- интеграция финансовых средств с другими организациями и учреждениями.

Отрасль прошла один из этапов реформирования нормативно-правовой базы. Органами муниципального образования (до федеральных структур) предпринимаются все усилия для сохранение пирамидальной системы в сфере физической культуры и спорта, которая была сформирована в советский период.

В результате реформирования в стране создается новая модель, которая служит предпосылкой для саморазвития отрасли.

Сегодня приоритеты расставлены так, как это сделано во всем мире... Развал системы, деятельность которой подчинялась не законам, а постановлениям ЦК КПСС, ставившим во главу угла не здоровье людей, а идеологические штампы о преимуществах социализма, с одной стороны, безусловно, раскрепостил развитие физической культуры и спорта в нашей стране, однако, с другой, особенно на первом этапе, поставил серьезнейшие проблемы. С исчезновением страха перед партийными органами вместе с дутыми цифрами развеялся и миф о массовом физкультурном движении.

Нужно ясно представлять, что в сфере услуг потребления (в том числе и физкультурно-спортивных услуг) существует прожиточный стандарт, обеспечивающий социальную защищенность граждан. Кроме того, существуют дополнительные, сверхнормативные запросы, зависящие от вкусов, интересов и увлечений индивидов или от специальных интересов разнообразных юридических лиц, пекущихся о своем благосостоянии (В.И. Жолдак)

Эти суждения могут помочь увидеть разницу между государственно обеспечиваемым стандартом физического воспитания граждан, пользующихся равными правами на необходимое обеспечение жизнедеятельности, и любительским увлечением спортом, играми, путешествиями, а также профессиональным трудом в сфере ФКС. Кроме того, существуют еще лечебная, производственная и профессионально-прикладная физкультура, а также то, что стали называть "адаптивной физической активностью". Понятно, что все эти явления и виды деятельности развиваются и функционируют по-своему, имеют (могут и должны иметь) специфические нормативные условия.

Законодательно гражданам предоставляются обеспечиваемый государством прожиточно необходимый единый стандарт физического воспитания, объема и состава услуг в сфере ФКС, время и информация для обучения жизненно необходимым двигательным умениям, а также гарантируются равные для всех граждан правовые возможности физического совершенствования, в том числе овладения спортивным мастерством для желающих и способных реализовать свои желания, поощряется деятельность, способствующая развитию ФКС и укреплению здоровья человека. Специфические функции ФКС регулируются подзаконными, административными и иными нормативными и регламентирующими актами и документами, целевыми программами развития ФКС, образовательными стандартами, учебными планами и программами и т.п.

В связи с этим в интересах повышения эффективности деятельности органов государственного управления в стране вопросы совершенствования системы управления реализованы в следующей нормативно-правовой базе (табл. 8).

29 апреля 1999 г. Президент России подписал Закон "О физической культуре и спорте". Современное спортивное движение в настоящее время переживает процессы трансформации отрасли.

В условиях переходного периода к рыночным отношениям главным и определяющим фактором экономического благополучия при финансовой нестабильности становится управление в государственной законодательной поддержке физкультурного и спортивного движения в стране.

Принятый федеральный отраслевой закон не сформировал постатейно кардинальных аспектов, необходимых для государственной политики в сфере физической культуры и спорта, а именно:

- финансовую стратегию отрасли; процентное отношение от расходной части бюджета, как было записано в основах законодательства;

- правовые отношения в подготовке спортсменов высших разрядов и специалистов, так как отрасль становится сырьевым придатком для высокоразвитых стран;

- льготное налогообложение органами государственной власти посредством стимуляции налогоплательщиков;

- системное управление в материально-технических ресурсах (спортсооружения, предприятия, работающие для отрасли);

- отсутствие федерального стандарта (лицензирование, нормативы финансирования);

- разграничения полномочий между федеральными органами управления и субъектами Российской Федерации.

Нормативно-правовые акты, принятые в постсоветский период (в 1991 - 2000 гг.), в основном имеют к этому косвенное отношение. Большинство из 20 нормативных документов носит констатирующий, декларативный характер, отсутствуют конструктивные, кардинальные законодательные и созаконные нормативно -правовые акты в сфере физической культуры и спорта.

Таким образом, стратегические решения, принимаемые посредством нормативно-правовой базы в управлении отраслью, определяли и определяют долговременную перспективу ее развития на каждом жизненно важном этапе существования отрасли.

Литература

1. Жолдак В.И., Зуев В.Н. Основы менеджмента спорта. Тюмень, 1998.

2. Жолдак В.И., Зуев В.Н. Управление в сфере физической культуры и спорта. М., 2000.

3. Жохов В. Развитие Олимпийской идеи в России до конца XIX века: Матер. IX Всерос. науч.-практ. конф. "Олимпийское движение и социальные процессы". М., 1999, с. 86-91.

4. Зуев В.Н. Управление системой спортивного соревнования. Тюмень, 1999.

5. История Отечества: люди, идеи, решения. Т. 1. М., 1991.

6. История физической культуры /Под ред. Ф.И. Самоукова. М., 1956.

7. Каневец Т.М., Антонова Т.М. К истории физкультурного образования в России и в Санкт-Петербурге. Вестник аспирантуры, вып. № 5. Санкт-Петербургская госакадемия им. П.Ф. Лесгафта. Научные исследования и разработки в спорте. СПб., 1998, с. 304-313.

8. Конституция и законы СССР. М., 1983.

9. Конституция Российской Федерации. М., 1997.

10. Кулинко Н.Ф. История физической культуры и спорта. Оренбург, 1991.

11. Мягкова С. Деятельность Российского Олимпийского комитета и Главнонаблюдающего В.Н. Воейкова в годы I Мировой войны, с. 154-159.

12. Наше Отечество. Опыт политической истории. Т. 1. М., 1991.

13. Романов Н.Н. Восхождение на Олимп. М., 1993.

14. Советская историческая энциклопедия. Т. 1 - 16. М., 1961 -1976.

15. Столбов В.В. История физической культуры. М., 1989.

16. Финогенова Л.А. Олимпизм Советской России в годы гражданской войны и иностранной интервенции (1918 - 1921 гг.): Матер. VI Всерос. науч.-практ. конф. "Олимпийское движение и социальные процессы". Омск, 1995, с. 53.

17. Циркуляр военно-спортивным комитетам 22.X.16 г. РГИА, ф. 733, оп. 196, д. 987, лл. 8-10.

18. Чудинов И.Г. Основные постановления, приказы и инструкции по вопросам советской физической культуры и спорта 1917 - 1957 гг. М., 1959.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!