Abstract STUDYING OF CHANGES OF MOTOR PARAMETERS IN GIRLS UNDER INFLUENCE OF AEROBICS V.S. Cheburaev, Ph. D. G.N. Legostaev, Ph. D., lecturer S.I. Izaak, Ph. D. T.V. Chibisova All-Russian scientific research institute of physical culture and sports, Moscow Kolomna state pedagogical institute, Kolomna Key words: aerobics, physical qualities, parameters of motor qualities. The purpose of that research was to reveal weather the methods of monitoring behind the persons engaged of different kinds of aerobics offered to them loads were really useful. 15-17 aged girls participated in the research. Two groups participated in the experiment: in the first one the girls were engaged in the step-aerobics (11 person), in the second - in the improving and the step-aerobics (13 person). The occupations passed 2 times per one week during 1 hour in the evening for one year. The statistical processing of the experimental data was carried out by Student's t-criterion with the help of personal computer. The results of the research allow concluding that the occupations by different kinds of aerobics positively influence on the development of motor qualities. The quality monitoring used in the work can be applied to an estimation of the degree of the development of the endurance, the power of the different groups of muscles, the flexibility as the result of occupations by different kinds of aerobics.
|
ИЗУЧЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕВУШЕК ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗАНЯТИЙ АЭРОБИКОЙ Кандидат педагогических наук В.С.
Чебураев Всероссийский
научно-исследовательский институт физической
культуры и спорта, Москва Ключевые слова: аэробика, физические качества, показатели двигательных качеств. Человек всегда стремился к укреплению своего здоровья, мечтая об увеличении силы, гибкости, выносливости. В настоящее время уже ни у кого не возникает сомнений в том, что процесс физической подготовки в оздоровительной физической культуре должен базироваться на четком представлении о физическом состоянии человека и его изменениях, связанных с физическими нагрузками. Проблема оценки физического состояния является общей для спорта и оздоровительной физической культуры, поэтому перед нами стояла цель: выявить методы контроля за занимающимися разными видами аэробики, чтобы предлагаемые им нагрузки были действительно полезны. Одна из главнейших задач в оздоровительной физической культуре - правильно подобрать средства, методы развития основных двигательных качеств, благодаря которым улучшилось бы состояние физической подготовленности девушек на занятиях аэробикой. Материал и методика. В исследовании участвовали девушки в возрасте 15-17 лет. Для эксперимента были сформированы две группы: в группе I девушки занимались степ-аэробикой (11 человек), в группе II - оздоровительной и степ-аэробикой (13 человек). Занятия проходили два раза в неделю по 1 ч в вечернее время на протяжении 1 года. Педагогический эксперимент проходил на базе Коломенского отделения Федерации спортивной аэробики России. Все уроки были построены по единым принципам. Основной структурной единицей является комплекс, микроструктурными элементами - упражнения. По воздействию на системы организма занимающихся все упражнения аэробики можно разделить на три группы. К первой - относятся упражнения, оказывающие воздействие на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, ко второй - упражнения для мышц и суставов, к третьей - упражнения, действие которых направлено на нервную систему методами релаксации, внушения, аутотренинга [2]. Оздоровительная аэробика - синтез общеразвивающих упражнений, подскоков, прыжков, окрашенных танцевальным стилем и выполняемых под музыкальное сопровождение. Степ-аэробика - разновидность аэробики. В тренировке используется степ-платформа высотой 15 см. Выполняются шаги вверх-вниз, обходы вокруг, вдоль платформы, перемещения через степ. В группе I темп музыкального сопровождения в основной части занятия варьировался в пределах 128-138 уд/мин на протяжении всего эксперимента. Испытуемые выполняли комплексы упражнений, в основном составленные из базовых шагов степ-аэробики (basic, v-step, tap up-tap down, step tap, lift step, straddle down, turn step, over the top), которые в дальнейшем модифицировались [4]. В партерной части занятия испытуемые выполняли упражнения, которые развивают силу мышц верхнего и нижнего отделов брюшного пресса, спины, груди, рук, ног. Упражнения выполнялись без отягощений. В заключительной части занимающиеся развивали гибкость средствами классических статических упражнений [5]. Таблица 1. Основные двигательные качества и методика их развития,
Для группы II была разработана другая методика занятий. На протяжении всего эксперимента занятия оздоровительной аэробикой (ОА) сменялись уроками степ-аэробики (СА). Темп музыкального сопровождения (ОА) варьировался в пределах 138-150 уд/мин, а на занятиях СА - 122 - 144 уд/мин. Методы развития выносливости, гибкости, силы, быстроты средствами аэробики, использованные в работе, представлены в табл. 1. Для достижении цели в проведенном исследовании применялись следующие педагогические тесты (табл. 2). Результаты исследования. Статистическую обработку экспериментальных данных проводили по t-критерию Стьюдента на персональном компьютере. Таблица 2.
Таблица 3. Динамика изменения показателей тестов на силу, гибкость, выносливость у девушек, занимающихся аэробикой, М±т
Достоверность различий по t-критерию Стьюдента показателей в группах I и II после эксперимента по сравнению с показателями до эксперимента. * - p <0,05; ** - р <0,01. Результаты проведенных исследований представлены в табл. 3. Обсуждение результатов. Значения показателя 6-минутного бегового теста в группе I снизилось на 0,11 (разница недостоверна), в группе II - достоверно увеличилось на 1,12 (р<0,05), что свидетельствует о повышении выносливости в этой группе занимающихся. Значения показателя СР достоверно увеличились после эксперимента в двух группах, соответственно, на 9,42 (р<0,01) и 14,7 (р<0,05), что позволяет говорить об увеличении силы рук в двух группах занимающихся. Результаты теста на СВО говорят об увеличении значений этого показателя в двух группах, соответственно на 1,01(р<0,05) и 16,97( р<0,01), что указывает на увеличение силы мышц верхнего отдела брюшного пресса в группах I и II. После эксперимента произошло достоверное снижение результатов в тесте на СБП в двух группах: в I - на 34,58 (р<0,01), во II - на 24,89(р<0,01), что свидетельствует об увеличении силы мышц нижнего отдела брюшного пресса в этих группах. Показатели ГС достоверно увеличились после эксперимента в двух группах, соответственно на 6,61(р<0,05) и 8,01(р<0,05), что указывает на улучшение гибкости занимающихся в группах I и II. Таким образом, полученные результаты позволяют говорить о том, что занятия разными видами аэробики положительно влияют на развитие двигательных качеств. Использованные в работе методы контроля могут применяться для оценки степени развития выносливости, силы разных групп мышц, гибкости в результате занятий разными видами аэробики. Литература 1. Купер К. Аэробика для хорошего самочувствия. - М.: ФиС, 1989. - 224 с. 2. Лисицкая Т.С. Аэробика на все вкусы.-М.: Просвещение-Владос, 1994. - 96 с. 3. Степ Рибок. Вводный курс, 3-е изд. (инструкция по профессиональному обучению Степ Рибок), РИБОК INTERNATIONAL, 1994. - 45 с. 4. Энциклопедия физической подготовки / Под ред. А.В. Карасева - М.: Лептос. 1994. - 368 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |