ФИЗИОЛОГИЯ И БИОХИМИЯ СПОРТА


Abstract

Influence of aminalon and picaminalon on serviceability of acrobats at training to exercises "horizontal thrust - legs separately" and "rondat - somersault back"

V.B. Mandrikov, Ph. D., professor

V.A. Lihodeeva, Ph. D., lecturer

A.A. Spasov, Dr. Med., professor

S.N. Kuchkin, Dr. Med., professor

V.V. Antsyperov, Ph. D., lecturer

A.M. Chizhikov, master student

Volgograd medical academy, Volgograd

Volgograd state academy of physical culture, Volgograd

Key words: adaptation, disadaptation, training, aminalon, picaminalon, "rondat - somersault back", "horizontal thrust - legs separately", time of stoppage.

The purpose of this research was to study the influence of aminalon and picaminalon on the development of the acrobatic exercises "horizontal thrust - legs separately" and "rondat - somersault back".

40 boys-acrobats aged 10-12 were participated in the research.

The use of preparations of neurometabolic action such as aminalon and picaminalon, influencing on the growth of the activity of the central mechanisms of regulation, had the positive effect on the formation and fastening of the adaptive skills getting the strongly pronounced selective orientation, caused by the motor specificity of an exercise, and also promoted an effective utilization of the real motor and static potentials of young athletes.


ВЛИЯНИЕ АМИНАЛОНА И ПИКАМИЛОНА НА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ АКРОБАТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ УПРАЖНЕНИЯМ "ГОРИЗОНТАЛЬНЫЙ УПОР НОГИ ВРОЗЬ" И "РОНДАТ - САЛЬТО НАЗАД"

Кандидат биологических наук, профессор В.Б. Мандриков
Кандидат биологических наук, доцент В.А. Лиходеева
Доктор медицинских наук, профессор А.А. Спасов
Доктор медицинских наук, профессор С.Н. Кучкин
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Анцыперов
Магистрант А.М. Чижиков

Волгоградская медицинская академия, Волгоград
Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

Ключевые слова: адаптация, дизадаптация, обучение, аминалон, пикамилон, "рондат-сальто назад", "горизонтальный упор ноги врозь", время удержания.

Установлено, что глобальная статическая работа у юных спортсменов в ациклических видах спорта, а также у не занимающихся спортом вызывает угнетение деятельности нервных центров (В.Н. Верещагин, 1955), изменения в сердечно-сосудистой системе, оказывает заметное влияние на функции внешнего дыхания и потребления кислорода. Причем наибольшие негативные сдвиги имеют место у малотренированных и нетренированных лиц (Ю.К. Лукащук, 1967; М.М. Степаненко, 1967; Э.А. Городниченко, 1987). Показано, что при статических нагрузках у детей снабжение организма кислородом менее эффективно и экономично, поскольку хуже используется кислород из воздуха и крови. Кислородный эффект дыхательного и сердечного циклов низкий (Б.К. Гуняди и соавт., 1977; Э.А. Городниченко, 1994). Механизмы адаптации у детей к статическим и динамическим нагрузкам не признаются совершенными, так как слаба взаимосвязь системы дыхания и кровообращения (Э.А. Городниченко, 1987). Как результат такого положения в ответ на предъявляемые физические нагрузки в организме детей могут развиваться признаки дизадаптации - изменяется резистентность организма, в моче появляется белок, падает работоспособность (Т.Е. Фатьянова, 2001).

Целесообразным способом предотвращения негативных реакций в организме является профилактика дизадаптационных явлений с помощью биологически активных соединений - ГАМК (аминалона) и ее аналога (пикамилона), обладающих антигипоксическим, нейрометаболическим, ноотропным действием (К.С. Раевский, В.П. Георгиев,1986; А.С. Лосев, 1987; А.З. Зурдинов, 1988; В.И. Кресюн и соавт.1988; Г.В. Ковалев, 1990, и др.). В литературе показано позитивное влияние аминалона и пикамилона на физическую работоспособность спортсменов, в частности применение пикамилона в дозе 200 мг/сут., или 100 мг на прием, способствовало повышению работоспособности юных хоккеистов, находящихся в разной степени утомления (В.С. Соболев, А.Б. Исаев и соавт.,1989). В литературе (Г.В. Ковалев, 1990) имеются сведения и о том, что использование пикамилона (в дозах более высоких, чем 80 и 160 мг), оказывает активирующее влияние на структуры положительного подкрепления, что немаловажно на этапах обучения и формирования в процессе тренировки новых двигательных навыков. В связи с этим можно полагать, что применение препаратов ноотропного типа действия на этапе обучения будет оправданным.

Цель настоящего исследования - изучение влияния аминалона и пикамилона на освоение акробатических упражнений "горизонтальный упор ноги врозь" и "рондат - сальто назад".

Исследования были разделены на два периода. На первом проводилось обучение акробатическому упражнению "горизонтальный упор ноги врозь" и "рондат - сальто назад" с использованием препаратов аминалона и пикамилона, а на втором - на фоне их отмены. В исследованиях участвовали 40 акробатов-мальчиков 10 - 12 лет (I юн. - III взрослый разряд), имевших согласие родителей на применение аминалона и пикамилона при обучении упражнениям "горизонтальный упор ноги врозь" и "рондат - сальто назад".

Все спортсмены были разделены на 4 группы, по 8 - 10 человек в каждой: 1-я группа - контрольная; 2-я группа получала плацебо; 3-я - аминалон в дозе 0,25 г (Россия, Акрихин); 4-я группа - акробаты - пикамилон в дозе 0,1 г (Россия, Акрихин). Плацебо, аминалон и пикамилон спортсмены принимали за 40 мин до работы в целях коррекции адаптации и профилактики явлений дизадаптации. На фоне примененных препаратов проводилось обучение выполнению упражнения "горизонтальный упор ноги врозь" и "рондат - сальто назад". Длительность освоения акробатических упражнений на фоне приема аминалона и пикамилона составила 45 дней при тренировках 3 раза в неделю (I период) и через 2 недели после отмены препаратов при том же графике тренировок (II период). После каждого периода обучения бригадой тренеров оценивалась работоспособность акробатов по времени удержания статического упражнения в секундах, а динамического - в баллах. Разучивание акробатического упражнения "горизонтальный упор ноги врозь" проводили по методике, разработанной А.М. Чижиковым, на основании научных трудов Ю.В. Менхина (1976), Л.П. Семенова и В.В.Анцыперова (1979) при содействии к.п.н. В.В. Анцыперова. Освоение данного элемента проходило в три этапа. Использовались оптимальные для данного возраста нагрузки.

На первом этапе освоения упражнения решались следующие задачи:

- адаптация организма к нагрузкам статического характера;

- профилактика дизадаптационных явлений;

- укрепление мышц плечевого пояса и спины;

- перестройка регуляторных механизмов к работе в статическом режиме.

Перечень упражнений, осваиваемых спортсменами на первом этапе обучения, представлен ниже.

1. Лежа грудью на коне, руки держатся за рейку гимнастической стенки, не прогибаясь, поднимание ног с отягощением 5 - 10% от веса тела (держать 2 - 3 с).

2. Стоя спиной к стене, ноги выставлены на полшага вперед, поднимание рук с отягощением 30% от веса тела вперед-вниз (до угла 450), держать 2 - 3 с.

3. На гимнастических стоялках упор с согнутыми ногами, поднимание туловища в горизонтальный упор. Держать 4 - 6 с. Желательно выполнять упражнение перед зеркалом для получения спортсменом срочной информации по каналам обратной связи.

Второй этап обучения предусматривал:

- развитие проприоцептивного ощущения правильного положения спины;

- перестройку регуляторных механизмов для работы в статическом режиме.

Для решения этих задач использовались упражнения как статического, так и динамического характера, так как предполагалось, что последние наиболее подходят для развития динамической осанки.

Перечень упражнений, осваиваемых спортсменами на втором этапе обучения, представлен ниже. Для получения спортсменом срочной информации по каналам обратной связи желательно выполнять все рекомендованные упражнения перед зеркалом.

1. На гимнастических стоялках упор с согнутыми ногами, поднимание туловища до горизонтального упора, разведение ног в стороны, держать 2 - 3 с.

2. На стоялках упор углом вне, поднимание туловища до горизонтального упора с одновременным разведением ног в стороны, держать 2 - 3 с.

3. На гимнастических стоялках упор с согнутыми ногами, спина параллельно полу, поднимание туловища выше и ниже горизонтали (до угла в 45°). Держать 2 - 3 с.

4. На стоялках из стойки на руках опускание в горизонтальный упор с согнутыми ногами, держать 2 - 3 с.

Третий этап обучения предусматривал:

- закрепление проприоцептивных ощущений правильного положения спины;

- становление элемента "горизонтальный упор ноги врозь".

На третьем этапе обучения предусматривалось освоение следующих упражнений.

1. На гимнастических стоялках горизонтальный упор с согнутыми ногами врозь, выпрямляя ноги, горизонтальный упор ноги врозь, держать 5 - 6 с.

2. На стоялках горизонтальный упор ноги вниз в стороны, поднять ноги в горизонтальный упор, держать 5 - 6 с.

3. На стоялках упор углом вне, поднимание ног в горизонтальный упор ноги врозь, держать 5 - 6 с.

4. На стоялках из стойки на руках опускание в горизонтальный упор, держать 2 - 3 с.

На третьем этапе нами был использован принцип опережающей сложности, заключающийся в применении упражнений повышенной сложности - опускание в горизонтальный упор из стойки на руках.

Обучение упражнению "рондат - сальто назад" проходило согласно стандартной методике в три этапа на фоне применения аминалона и пикамилона.

На первом этапе элементы "рондат - сальто назад" осваивали раздельным способом. Длительность этого этапа обучения составила 2 недели. На втором этапе освоения элемента акробаты разучивали выполнение самой связки "рондат - сальто". Этот этап также занял 2 недели. Во время третьего этапа обучения спортсмены совершенствовали данное упражнение в течение 2,5 недели.

Данные, полученные после завершения первого периода исследований на фоне аминалона и пикамилона, представлены в табл. 1 и 2, а через 2 недели после отмены препаратов - в табл. 3 и 4.

Сравнительный анализ результатов исследований, проведенных в I периоде 45-дневного обучения упражнению "горизонтальный упор ноги врозь", показал, что время удержания упражнения во всех четырех группах акробатов было различным (см. табл. 1). Так, в группе спортсменов, получавшей плацебо, длительность выполнения элемента была на 42,7% больше по сравнению со временем удержания упражнения в контрольной группе (р< 0,01).

Акробаты, принимавшие перед тренировками аминалон в дозе 0,25 г и пикамилон в дозе 0,1 г, более выгодно отличались от группы плацебо, так как время удержания "горизонтального упора ноги врозь" у них было выше приблизительно в 2,5 раза (р < 0,001) и в 5 раз (р < 0,001 ) соответственно. Таким образом, проведенные на данном этапе исследования позволяют утверждать, что использование фармакологических препаратов аминалона и пикамилона оказывает позитивное влияние на адаптацию юных акробатов к упражнениям статического характера, вероятно, благодаря оптимизации корковой активности и вестибулярной устойчивости спортсменов.

Таблица 1. Продолжительность удержания статического упражнения после применения аминалона и пикамилона. М±т. с

Группы
Контрольная,
n = 10
Плацебо,
n=10
Аминалон 0,25 г,
n = 10
Пикамилон 0,1 г,
n = 10
0,89±0,10 1,27±0,138* 3,15±0,21**
***
6,43±0,25

Примечание. * - изменения достоверны (р < 0,01) относительно контроля; * ** *** - изменения достоверны (р < 0,001) относительно контроля, плацебо и пикамилона.

Таблица 2. Показатели качества выполнения упражнения «рондат - сальто назад » в процессе применения аминалона и пикамилона, М±т, баллы

Группы
Контрольная,
n = 8
Плацебо,
n = 8
Аминалон 0,25 г,
n = 8
Пикамилон 0,1 г,
n = 8
8,27±0,06 8,3±0,05 8,36±0,06 9,03±0,05*
** ***

Примечание. * ** *** - изменения достоверны (р < 0,001) относительно контроля, плацебо и аминалона соответственно.

Таблица 3. Продолжительность удержания упражнения «горизонтальный упор ноги врозь» на фоне отмены приема аминалона и пикамилона, М±т, с

Группы
Контрольная,
n = 10
Плацебо,
n = 10
Аминалон 0,25 г,
n = 10
Пикамилон 0,1 г,
n = 10
1,4±0,19 1,33±0,10 2,27±0,36 5,60±0,34*
** ***

Примечание: * ** *** - изменения достоверны (р < 0,001) относительно контроля, плацебо и аминалона соответственно.

Таблица 4. Показатели качества выполнения упражнения «рондат - сальто назад» на фоне отмены приема аминалона и пикамилона, М±т, баллы

Группы
Контрольная,
n = 8
Плацебо,
n = 8
Пикамилон 0,1 г,
n = 8
Аминалон 0,25 г,
n = 8
8,32±0,10 8,48±0,12 9,21±0,06*
** ***
8,49±0,07

Примечание: * ** *** - изменения достоверны (р < 0,001) относительно контроля, плацебо и аминалона соответственно.

Результаты обучения упражнению "рондат - сальто назад" при предварительном применении перед тренировками аминалона и пикамилона представлены в табл. 2. Анализ полученных данных позволяет констатировать, что использование препаратов нейрометаболического и ноотропного типа действия производных ГАМК перед тренировками позитивно влияет и на динамическую работоспособность юных акробатов, о чем свидетельствует оценка качества выполнения упражнения. При этом следует отметить, что в группе акробатов, принимавших пикамилон (0,1 г), оценка выполнения элемента "рондат - сальто назад", была достоверно (р < 0,001) выше на 9,2; 8,8 и 8,0%, чем в контрольной группе и в группах акробатов, получавших перед тренировкой плацебо и аминалон соответственно. Субъективно влияние пикамилона спортсмены ощущали как желание работать, отмечали хорошее настроение, лучшую координацию движений, легкость выполнения упражнений.

Анализируя данные табл. 1 и 2, следует заметить, что прирост работоспособности в упражнениях статического характера под влиянием пикамилона, аминалона и плацебо был больше, чем при выполнении этими же спортсменами упражнения "рондат - сальто назад". Качество выполнения этого упражнения не имело столь значительных различий в сравниваемых группах, хотя и было достоверно значимым. Это различие объясняется, по всей видимости, тем, что изометрическая тренировка может не иметь переноса на динамический режим, который больше связан с двигательными способностями, чем изометрическая нагрузка (Ю.В. Верхошанский, 1977). Кроме того, статические напряжения всегда происходят при требуемом суставном угле, благодаря чему можно добиться значительного времени удержания максимальной силы. Во время динамической работы при необходимом угле в суставе проявления максимального усилия можно добиться только на доли секунды. В некоторых случаях это вообще невозможно, так как движение по инерции быстро проходит через то положение, в котором напряжение мышц дало бы наибольший эффект ( Ю.В. Верхошанский, 1977).

Результаты исследований, проведенных в конце II периода обучения на фоне отмены аминалона и пикамилона (табл. 3), показали, что время удержания статического акробатического упражнения спортсменами группы плацебо и контрольной группы не имело различий. Этого нельзя сказать о группах акробатов, получавших в I периоде аминалон и пикамилон, так как у них длительность удержания статического упражнения по отношению к плацебо была по завершении II периода освоения "горизонтального упора ноги врозь" на 70,7% и в 4,2 раза (соответственно) достоверно больше.

Сравнение результатов I и II периодов освоения юными акробатами статического упражнения показало, что время удержания " горизонтального упора ноги врозь" в контрольной группе и группе, принимавшей плацебо в конце II периода, увеличилось на 57,3% (р < 0,01 ) и 4,7% (р > 0,05) соответственно. В группах, применявших на первом этапе обучения аминалон и пикамилон, длительность удержания акробатического элемента в конце II периода, снизилась на 27,9% (р < 0,05) и 12,9% соответственно. Причем в группе, использовавшей в I периоде пикамилон, во II была отмечена тенденция к снижению времени удержания упражнения. Другая ситуация наблюдалась при выполнении динамического упражнения "рондат - сальто назад" (табл. 4).

Анализ результатов исследований, представленных в табл. 4, показал, что профилактическое применение пикамилона в I периоде обучения положительно сказалось на выполнении динамического упражнения "рондат - сальто назад" во II периоде освоения элемента. Оценка за качество выполнения "рондат - сальто назад" достоверно увеличилась, в то время как длительность удержания статического упражнения "горизонтальный упор ноги врозь" недостоверно снизилась.

Таким образом, можно предположить, что применение препаратов нейрометаболического типа действия аминалона и пикамилона, влияющих на рост активности центральных механизмов регуляции, позитивно сказалось на формировании и закреплении адаптивных навыков, приобретающих ярко выраженную избирательную направленность, обусловленную двигательной спецификой упражнения, а также способствовало эффективному использованию реального моторного и статического потенциалов юных спортсменов.

Использованная литература

1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. М., 1977. - 215 с.

2. Городниченко Э.А. Физиология статических напряжений: Учебное пособие. - Смоленск: СГИФК, 1987. - 71 с.

3. Городниченко Э.А. Особенности кровообращения при статической мышечной деятельности: Лекции для студентов институтов физической культуры. - Смоленск: СГИФК, 1994. - 28 с.

4. Зурдинов А.З. Пути фармакологического повышения устойчивости организма к гипоксии //Тезисы докладов VI Всесоюзного съезда фармакологов.Ташкент, 1988. - 198 с.

5. Ковалев Г.В. Ноотропные средства. - Волгоград: Ниж.-Волж. кн. изд-во, 1990. - 368 с.

6. Кресюн В.И., Борисюк Б.Б., Аксельрод Л.Б. и др. Церебральные и экстрацеребральные эффекты ноотропных средств //Тезисы докладов VI Всесоюзного съезда фармакологов. Ташкент, 1988. - 198 с.

7. Лосев А.С. Фармакологическая коррекция индивидуальной устойчивости и адаптации к гипоксическому воздействию: Автореф. дис. М., 1987. - 23 с.

8. Менхин Ю.В. Освоение статических упражнений //Гимнастика. Сборник статей. Вып.2. - М.: ФиС, 1979, с. 32 - 40.

9. Раевский К.С., Георгиев В.П. Медиаторные аминокислоты: нейрофармакология и нейрохимические аспекты. - М.: Медицина и физкультура, 1986. - 238 с.

10. Степаненко М.М. Изменение дыхания, газообмена, энергорасхода и деятельности сердца при статической работе: Автореф. дис. М., 1967. - 21 с.

11. Семенов Л.П., Анцыперов В.В. Обучение юных гимнастов сложным силовым статическим элементам // Гимнастика. Сборник статей. Вып 2. - М.: ФиС,1979, с. 34 - 36.

12. Соболев Е.С., Исаев А.Б., Котенев И.О. и др. Опыт применения препарата пикамилон для коррекции психического состояния в напряжённых и экстремальных условиях. - В сб.: Пикамилон - новый цереброваскулярный и ноотропный препарат. - М.: ВНИИСЭНТИ НПО "Медбиоэкономика". - 1989. - с. 226.

13. Фатьянова Т.Е. Профилактика дизадаптационных процессов при напряжённой мышечной работе у пловцов с помощью гомеопатических препаратов арники и эхинацеи: Автореф. канд. дис. Волгоград, 2001. - 24 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!