ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ



СООТНОШЕНИЕ ВНЕЛЕДОВЫХ СРЕДСТВ ОФП И СФП НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ПАРНОМУ ФИГУРНОМУ КАТАНИЮ

Аспирант А.В. Поздняков , РГАФК

Фигурное катание на коньках - сложнокоординационный вид спорта. По характеру тренировочной и соревновательной деятельности его можно отнести к ациклическим видам спорта с выполнением основной нагрузки в зоне субмаксимальной мощности. Это предъявляет высокие требования к уровню развития кардиореспираторной, энергообеспечивающей и других систем организма. Парное катание сочетает в себе наиболее сильные стороны фигурного катания.

При этом необходимо отметить отсутствие исследований по комплексной методике использования внеледовых средств ОФП и СФП на этапе начального обучения парному катанию. Разработка подобной методики необходима для повышения качества начального обучения в парном катании.

Предлагаемые в научно-методической литературе методики обучения элементам парного катания касаются лишь отдельных элементов. Это и определило цель нашего исследования: разработать комплексную методику начального обучения парному катанию.

Характеристика исследуемых спортсменов. В нашем исследовании приняли участие: экспериментальная группа, состоящая из трех пар, и контрольная - из двух пар. Спортсмены раньше не занимались парным катанием. Возраст фигуристов на момент начала педагогического эксперимента составлял 11-12 лет - девочки и 14-15 лет - мальчики.

Методы исследования: изучение литературных источников и методических материалов, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, тесты для измерения показателей физической подготовленности.

Физическую подготовку принято делить на общую и специальную. Объединяют эти виды подготовки, во-первых, направленность на развитие двигательных качеств и, во-вторых, функциональное и морфологическое совершенствование различных систем организма. На начальном этапе обучения общая и специальная подготовка направлена на выполнение сходных задач.

Во время педагогического эксперимента спортсменам экспериментальной группы мы предложили комплексную методику использования средств ОФП и СФП в отношении
приблизительно 65 к 35%.

Позитивная динамика достигнута в развитии всех физических качеств, однако наибольший прирост зафиксирован в силовой подготовке (отжимания - на 23,5% у юношей и на 24,7% у девушек). В контрольной группе те же показатели составили 16,7% у партнеров и 20,5% у партнерш.

У юношей экспериментальной группы наименее интенсивно увеличились показатели в беге на 60 м (всего на 3,3%) и в метании ядра (вперед - на 3,2%, назад - на 3,4%). У пар контрольной группы наименьший прирост показателей по результатам тестов, зафиксированный в этих же упражнениях, составил: в беге на 60 м 1,65%; в метании - 2,23 и 2,08% (вперед и назад, соответственно).

У девушек экспериментальной группы наименее интенсивно увеличились показатели в пятерном прыжке в длину (на 3,5%) и в метании ядра назад (на 3,6%). У спортсменок контрольной группы показатели сдвига физической подготовленности не превысили 5% в семи из восьми упражнений контрольных тестов. Например, показатели в беге на 30 и 60 м увеличились менее чем на 1%, а результаты в беге на 30 м остались на прежнем уровне после полугода педагогического эксперимента.

Общая сумма показателей функционального сдвига в экспериментальной группе по результатам тестов составила 60,1% у партнеров и 59,2% у партнерш, значительно меньше такой же показатель в контрольной группе: соответственно, 40,03% у юношей и 38,47% у девушек.

В конце педагогического эксперимента проводилось тестирование по СТП. В результате выявлена средняя арифметическая оценка за исполнение парных элементов, которая составила: в экспериментальной группе - 6,493 условных балла, в контрольной - 5,3 балла.

Заключение. В процессе педагогического эксперимента мы определили, что на этапе начального обучения парному катанию приоритет во внеледовой подготовке должен быть отдан ОФП, соотношение ОФП и СФП приблизительно должно составлять 60-65 к 35-40%.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!